Бывший президент США Дональд Трамп выступает на саммите «Америка прежде всего», Вашингтон, округ Колумбия, июль 2022 года Sarah Silbiger / Reuters
Демократам нужна своя повестка дня «Америка прежде всего»
Основной внешнеполитический истеблишмент США рассматривает бывшего президента Дональда Трампа как опасного неоизоляциониста, полностью идущего в ногу с американскими идеалами и интересами. Интернационалисты в стране и за рубежом содрогаются при мысли о потенциальном переизбрании Трампа в ноябре, опасаясь, что он разрушит либеральный порядок, который Соединенные Штаты и их союзники строили и защищали со времен Второй мировой войны.
Такие опасения оправданы; Трамп действительно может попытаться покончить по крайней мере с некоторыми ключевыми элементами либерального порядка во главе с США. Но изображать его подход «Америка прежде всего» (“America first”) как мрачное отклонение от американского опыта — значит неправильно понимать его глубокие исторические и идеологические корни, а также его значительную политическую привлекательность. Искусство Трампа в управлении государством — это ответ на меняющийся мир и требование сигналов от американского электората, а не капризная попытка разрушить мир, который создали Соединенные Штаты.
Ничто из этого не отрицает, что возвращение Трампа на пост президента может иметь катастрофические последствия. У себя дома он вполне может поставить под угрозу американскую демократию. За рубежом простое переизбрание Трампа поставило бы мир на грань. Союзникам США придется столкнуться с реальностью того, что их гарант безопасности – главная держава мира – столкнулся с неразрешимой политической дисфункцией; у них не будет иного выбора, кроме как поставить под сомнение долгосрочную надежность Вашингтона и строить другие планы. Между тем, автократы будут воодушевлены, а дело демократии во всем мире будет ослаблено.
Тем не менее, лучший способ избежать этого крайне непривлекательного результата — не отворачиваться от трамповского движения «Америка прежде всего» или рассматривать его просто как работу ничего не знающего преступника. Скорее, путь вперед требует раскрытия этого движения, понимания его значительной политической привлекательности и присвоения его достойных элементов. Если демократы хотят победить Трампа и его неоизоляционистскую повестку дня, они должны отказаться от центральных элементов его программы «Америка прежде всего» и развернуться к более скромному, сдержанному и прагматичному бренду государственного управления США.
ПЕРЕХВАТИ ЕГО ИНИЦИАТИВУ
С 1789 по 1941 год (за краткими исключениями во время испано-американской войны и Первой мировой войны) Соединенные Штаты проводили изоляционистскую большую стратегию, с которой основные импульсы Трампа имеют сильное сходство. В своем прощальном обращении 1796 года президент Джордж Вашингтон призвал к «как можно меньшему политическому сотрудничеству» с иностранными государствами, заявив: «Наша истинная политика заключается в том, чтобы избегать постоянных союзов с любой частью иностранного мира». Изоляционизм просуществовал и в XX веке, в немалой степени потому, что его многочисленные идеологические проявления расширили его политическую привлекательность.
Изоляционизм предлагал что-то для каждого, что позволило ему долгое время держать под контролем политику США. Для реалистов изоляционизм должным образом отражал и усиливал географическую изоляцию и стратегическую обособленность. Для идеалистов и прогрессистов изоляционизм означал отказ от реальной политики и возможность инвестировать в экономическое благосостояние страны, а не в инструменты войны. Консервативные националисты обращались к изоляционизму для защиты суверенитета и укрепления одностороннего применения силы США. Либертарианцы рассматривали эту стратегию как средство обеспечения небольшого правительства и внутренней свободы. Для антииммигрантских групп изоляционизм означал сохранение социальной однородности путем сдерживания небелого мира. Промышленники рассматривали изоляционизм как продолжение протекционизма, препятствуя импорту, а не мигрантам.
Опасаясь, что экспансионистские амбиции нацистской Германии и имперской Японии втянут Соединенные Штаты в соперничество великих держав, изоляционистский лагерь в сентябре 1940 года основал Комитет «Америка прежде всего», который делал все возможное, чтобы удержать страну подальше от Второй мировой войны. Но нападение Японии на Перл-Харбор в 1941 году разрушило изоляционистский консенсус. Вступление Соединенных Штатов во Вторую мировую войну ознаменовало собой исторический переломный момент, расчистив путь для принятия страной экспансивного интернационализма. Вскоре после этого начало холодной войны усилило аппетит страны к глобальному взаимодействию. К началу 1950-х годов именно либеральный интернационализм, а не изоляционизм, захватил американскую политику. Демонстрация американской мощи, а также создание и защита открытого, многостороннего порядка среди демократий-единомышленников принесли дивиденды по всему политическому спектру. Результатом стал центристский и двухпартийный договор, стоящий за либеральным интернационализмом. Этот договор долгое время служил политической основой Pax Americana («Американский мир»).
Если демократы хотят победить Трампа и его неоизоляционистскую повестку дня, они должны отказаться от центральных элементов его программы «Америка прежде всего».
Сегодня, однако, этот интернационалистский консенсус пошатнулся — так же, как это произошло с изоляционистским консенсусом в 1941 году. Цели Вашингтона за рубежом больше не находятся в равновесии с его внутренними средствами. Деиндустриализация и выхолащивание среднего класса, десятилетия стратегического перенапряжения и гиперглобализации, а также приток иммигрантов и быстрые сдвиги в демографическом составе страны в совокупности возвращают в политическую моду многочисленные идеологические штаммы изоляционизма, которые ранее формировали большую стратегию США.
И тут появляется Трамп. «Забытые мужчины и женщины нашей страны больше не будут забыты», — пообещал он в своей инаугурационной речи в 2017 году. «С этого момента Америка будет на первом месте. Каждое решение по вопросам торговли, налогов, иммиграции, иностранных дел будет приниматься на благо американских рабочих и американских семей». Вместо того, чтобы сопротивляться общественному призыву к внутреннему повороту, Трамп усилил его, пообещав освободить правительство США от его внешнего бремени и сосредоточить его внимание и ресурсы на внутреннем фронте. Это обещание получило поддержку многих миллионов американцев, которые чувствовали себя и до сих пор чувствуют себя брошенными либеральным интернационализмом. Трампу не удалось выполнить свое обещание поставить работающих американцев на ноги, что стало электоральной проблемой, но также и одной из причин того, что его политика недовольства и неоизоляционистские импульсы по-прежнему пользуются значительной общественной популярностью.
В настоящее время страна находится в разгаре перетягивания каната за свою роль в мире. Если демократы хотят победить новое движение «Америка прежде всего», им нужно лучше понять его, а затем перехватить инициативу у Трампа, позаимствовав его наиболее привлекательные компоненты.
ОТСУТСТВИЕ ЗАПУТЫВАНИЯ, ТОГДА И СЕЙЧАС
После ошибочной попытки первоначального движения «Америка прежде всего» удержать Соединенные Штаты от вступления во Вторую мировую войну, «изоляционизм» стал ругательным словом. С тех пор интернационалисты используют этот термин для того, чтобы вымазать дегтем и перьями таких людей, как консервативный комментатор Патрик Бьюкенен, бывший член Конгресса от Республиканской партии Рон Пол, а теперь и Трамп, обвиняя их в наивном заблуждении относительно желательности и жизнеспособности стратегической отстраненности. Интернационалисты утверждают, что даже если изоляционизм мог иметь смысл в более раннюю эпоху, когда обширные океаны на востоке и западе обеспечивали Соединенным Штатам естественную безопасность, сегодняшний мир не предоставляет такой роскоши. Из-за многочисленных событий, включая баллистические ракеты, экономическую взаимозависимость, связанность киберпространства и изменение климата, стратегическое отстранение и действия в одиночку больше не являются жизнеспособными вариантами.
Эта критика изоляционизма справедлива; Соединенные Штаты никогда больше не смогут наслаждаться естественной безопасностью, которую они когда-то испытывали. Но первоначальная концепция изоляционизма основывалась на преимуществах не только географической разобщенности, но и незапутанности. Если бы Дональд Трамп не выполнил обязательства НАТО по коллективной обороне, у него был бы солидный прецедент. В 1793 году Джордж Вашингтон в одностороннем порядке разорвал союз, который Соединенные Штаты заключили с Францией в 1778 году, чтобы заручиться французской помощью во время Войны за независимость. Главная причина этого акта «позорного вероломства», как назвал этот шаг представитель Вирджинии Джеймс Мэдисон, заключалась в том, что Вашингтон посчитал втягивание страны в очередную войну с Соединенным Королевством противоречащим национальным интересам.
Соединенные Штаты не заключали ни одного военного союза более 150 лет, когда они сделали это через Межамериканский договор о взаимной помощи и НАТО после Второй мировой войны. Это предпочтение невмешательства было также главным источником противодействия обязательству по обеспечению коллективной безопасности, содержащемуся в пакте Лиги Наций. Сенатор Уильям Бора, республиканец от штата Айдахо и главный противник ратификации договора о создании Лиги, утверждал, что членство США будет означать, что «мы раз и навсегда отказались от великой политики «незапутывания союзов», на которой основана сила этой республики».
Скептицизм Трампа в отношении государственного строительства и продвижения демократии за рубежом перекликается с изоляционистской позицией ранней Америки.
Аналогичным образом, изоляционизм Трампа мотивирован скорее односторонним подходом, чем стремлением к стратегической отстраненности. «Я скептически отношусь к международным союзам, которые связывают нас и разрушают Америку», — заявил Трамп, настаивая на том, что «мы никогда не вступим в Америку ни в какое соглашение, которое уменьшит нашу способность контролировать наши собственные дела». Он проинформировал Генеральную Ассамблею ООН, что «мы никогда не отдадим суверенитет Америки неизбранной, неподотчетной глобальной бюрократии». Для Трампа альянсы квалифицируются как «союзы, которые связывают нас», особенно когда союзники не берут на себя справедливую долю бремени обороны.
Упрямый односторонний подход Трампа обречен на провал, отчуждая союзников, которые нужны Соединенным Штатам для защиты общих интересов и обеспечения коллективных действий. Но его предостерегающая позиция в отношении запутывания помогает Соединенным Штатам сделать прививку от хронического перенапряжения. Трамп инициировал процесс прекращения катастрофической войны Вашингтона в Афганистане. Сообщается, что он поставил под сомнение целесообразность предоставления Украине членства в НАТО, и на то есть веские причины. Заявление НАТО о «необратимой» приверженности членству Украины, которое обяжет НАТО защищать страну в случае нападения, в корне расходится с нынешним нежеланием альянса вступать в войну в защиту Украины. Джей Ди Вэнс, напарник Трампа, ошибается, выступая против дальнейшей помощи США Украине, но в некоторых вещах он прав. «У администрации Байдена нет жизнеспособного плана, чтобы украинцы выиграли эту войну», — справедливо заметил он в эссе для The New York Times в апреле. «Чем скорее американцы столкнутся с этой правдой, тем скорее мы сможем исправить этот беспорядок и выступить посредниками в достижении мира».
Американская общественность заслуживает трезвых и реалистичных дебатов о характере и значимости интересов США, поставленных на карту в Украине. Американский электорат также заслуживает того, чтобы ему сказали правду: Украине вряд ли удастся вытеснить российские войска со своей территории, даже при условии продолжающейся мощной поддержки со стороны Запада. Готовность Трампа искать урегулирование путем переговоров — это не капитуляция, а прагматизм.
МИР КАК ОН ЕСТЬ
Скептицизм Трампа в отношении государственного строительства и продвижения демократии за рубежом также перекликается с изоляционистской позицией ранней Америки. Конечно, американцы с момента основания и далее считали, что они приступают к уникальному эксперименту по построению республиканского правительства, эксперименту, которым им в конечном итоге суждено поделиться с остальным миром. Тем не менее, отцы-основатели и их преемники вполне обоснованно сомневались в способности Соединенных Штатов организовать политические изменения за рубежом и поэтому понимали, что им необходимо распространять демократию в первую очередь своим примером. Как заявил в 1821 году тогдашний госсекретарь Джон Куинси Адамс, Соединенные Штаты «не отправляются за границу в поисках монстров, которых можно уничтожить».
Точно так же сменявшие друг друга президенты США осознавали необходимость действовать в мире таким, какой он есть, работая как с демократическими, так и с недемократическими странами, преследуя интересы США. Несмотря на то, что президент Джеймс Монро в 1823 году предостерегал великие державы Европы от любой «будущей колонизации» в Западном полушарии, он признавал и принимал политические предпочтения Европы. Политика Соединенных Штатов, утверждал он, заключается в том, чтобы «не вмешиваться во внутренние дела какой-либо из своих держав; считать правительство де-факто легитимным правительством для нас; развивать с ним дружеские отношения».
Трамп зашел слишком далеко в этом идеологическом варианте изоляционизма во время своего президентства, демонстрируя симпатию к автократам, таким как президент России Владимир Путин и лидер Северной Кореи Ким Чен Ын, в то же время холодно относясь к лидерам союзных демократий. Но подход Трампа к большой стратегии действительно демонстрирует должную осторожность в продвижении демократии за рубежом. Он правильно объяснил чрезмерное влияние Соединенных Штатов на Ближнем Востоке «опасной идеей о том, что мы можем превратить западные демократии в страны, у которых нет опыта или интересов в том, чтобы стать западной демократией». Он заявил Генеральной Ассамблее ООН, что «мы не стремимся никому навязывать свой образ жизни» и что «я уважаю право каждой нации в этом зале следовать своим собственным обычаям, верованиям и традициям». Во взаимозависимом и глобализованном мире прагматичная готовность Трампа работать через идеологические разделительные линии может дать лучшие результаты, чем позиционирование XXI века как «битвы между демократией и автократией», как это сделал президент Джо Байден.
Раннее принятие Соединенными Штатами изоляционизма также возникло из твердой веры отцов-основателей в то, что амбиции за рубежом будут достигнуты за счет свободы и процветания дома. Вовлечение в соперничество великих держав потребовало бы большого федерального правительства и военного истеблишмента, что, в свою очередь, угрожало бы тирании внутри страны и отвлекло бы ресурсы, которые лучше было бы потратить на продуктивные внутренние инвестиции.
Когда речь заходит о защите свободы у себя дома, Трамп, безусловно, порывает с американскими традициями, попытавшись отменить результаты выборов 2020 года и выразив заинтересованность в навязывании именно такой тирании, которой опасались отцы-основатели. Тем не менее, нападки Трампа на то, что он считает «глубинным государством», резонируют с либертарианским скептицизмом в отношении федерального правительства. И хотя Трамп поддерживает значительный военный истеблишмент, против которого выступали отцы-основатели, он эффективно изображает государственное строительство и иностранную помощь как расточительное отвлечение внимания, утверждая, что Вашингтон должен тратить деньги налогоплательщиков на решение проблем внутри страны, а не за рубежом. Многие американцы согласны с этим.
ГРАНИЦЫ И БАРЬЕРЫ
Что касается иммиграции, то программа Трампа соответствует антииммигрантским настроениям, которые сопровождали долгое время пребывания страны на пути изоляционизма. В девятнадцатом веке экспансия США в Карибский бассейн и Латинскую Америку была заблокирована широкой общественной и элитной оппозицией привлечению большего числа чернокожих, латиноамериканцев и католиков в политическую жизнь США. Соединенные Штаты аннексировали более половины территории Мексики в конце американо-мексиканской войны (1846-1848), но правительство США хотело завладеть не мексиканским народом, а ее землей, которая вскоре была заселена белыми. Усиление изоляционизма в межвоенный период совпало с всплеском антииммигрантского пыла. В 1924 году Конгресс принял закон, который сократил число евреев и католиков, прибывающих в страну, на 90 процентов и полностью запретил иммиграцию из Азии. В 1930-х годах Соединенные Штаты депортировали около миллиона иммигрантов из Мексики, многие из которых были гражданами США.
Разновидность неоизоляционизма Трампа окрашена аналогичным охватом антииммигрантских настроений. Став президентом, он урезал квоты на иммигрантов, делал оскорбительные высказывания в адрес меньшинств и стремился построить стену на границе с Мексикой. В настоящее время Трамп проводит кампанию на антииммигрантской платформе, обещая депортировать миллионы нелегальных мигрантов, которые, как он настаивает, «отравляют кровь нашей страны». Многие американцы считают иммиграцию главной проблемой, стоящей перед страной, поэтому большинство демократов также видят острую необходимость исправить систему. Байден усердно работал над тем, чтобы обеспечить двухпартийный пересмотр иммиграционной политики, но республиканцы по подсказке Трампа свернули эти усилия в начале этого года. После этого Байден пошел на чрезвычайный шаг, издав указ, предусматривающий временное закрытие южной границы, когда семидневное среднее число ежедневных незаконных пересечений превышает 2 500.
Трамп также реанимировал протекционизм, которым долгое время руководствовалась экономическая система управления государством страны. Несмотря на то, что Соединенные Штаты с самых первых дней своего существования в значительной степени полагались на торговлю с другими странами, они стремились к справедливой, а не свободной торговле и полагались на тарифы для получения доходов и защиты отечественной промышленности. Геополитическое отступление Соединенных Штатов в 1930-х годах совпало с резким откатом на торговом фронте; Закон Смута-Хоули о тарифах 1930 года вызвал фрагментацию мировой экономики и крах международной торговли.
Во время своего президентства Трамп в значительной степени полагался на протекционистскую составляющую изоляционистского сценария. Он пересмотрел Североамериканское соглашение о свободной торговле, прекратил усилия по заключению Транстихоокеанского партнерства и Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства, а также объявил о широком спектре тарифов. Трамп пообещал ввести ряд новых тарифов в случае переизбрания, в том числе 60 процентов на все китайские товары и 10 процентов на продукты из остального мира. Трамп даже выдвинул идею повернуть время вспять в девятнадцатый век, отменив подоходный налог с физических лиц и полагаясь на тарифы для всех федеральных доходов. (Федеральный подоходный налог был временно введен во время Гражданской войны, но не был урегулирован до XX века.) В очередной раз Трамп реагирует на сигналы спроса со стороны электората, стремясь обратиться к многим американцам, которые пострадали от экономических потрясений в результате автоматизации и свободной торговли. Неудивительно, что Байден не только продолжает полагаться на тарифы (особенно на китайские товары) для продвижения производства, но и обратился к промышленной политике для создания рабочих мест, повышения экономической безопасности и борьбы с изменением климата.
УПРЕЖДЕНИЕ ПРИНЦИПА «АМЕРИКА ПРЕЖДЕ ВСЕГО»
Бренд государственного управления США у Трампа имеет глубокие корни в американском опыте и, как и в оригинальной версии изоляционизма, имеет что-то почти для каждого, что придает ему широкую привлекательность среди американского электората. Демократы отвергают его программу «Америка прежде всего» как стратегическое заблуждение на свой страх и риск. Вместо этого они должны предвосхитить его, приняв его лучшие элементы.
Демократы должны найти золотую середину между экспансивным либеральным интернационализмом, который больше не является устойчивым ни внутри страны, ни за рубежом, и опасными изоляционистскими эксцессами, которые, вероятно, будут сопровождать возвращение Трампа на пост президента. Эта золотая середина влечет за собой поддержку мультилатерализма Байдена и его инвестиции в старые альянсы и новые партнерства, шаги, которые реанимировали коллективные действия под руководством США и восстановили имидж страны как командного игрока. В то же время Соединенные Штаты должны избегать приступов стратегического перенапряжения, таких как в Афганистане и Ираке, которые побуждают электорат тяготеть к изоляционистским альтернативам.
В Украине эта золотая середина требует работы по посредничеству в прекращении огня и сосредоточения внимания на обеспечении безопасности, процветания и стабильности на 80 процентах территории страны, все еще находящихся под контролем Киева. Учитывая, что Украина столкнулась с безжалостной агрессией со стороны гораздо более крупного соседа, такой исход можно было бы квалифицировать как успех по любым разумным меркам. На Ближнем Востоке Вашингтон должен стремиться положить конец насилию в Газе, а затем проложить путь к самоопределению палестинцев и нормализации отношений Израиля с его соседями. Соединенные Штаты должны противостоять китайским амбициям, но также избегать ненужных провокаций, которые могут привести к необратимому геополитическому разрыву. Вашингтон должен целенаправленно работать над сотрудничеством с Пекином, чтобы укротить соперничество и продвигать совместные усилия по решению глобальных проблем.
Соединенные Штаты не могут позволить себе убежать от мира, как это было в долгую эпоху изоляционизма. Но она больше не может пытаться управлять миром, для чего у нее нет ни власти, ни внутреннего консенсуса. Вместо этого американцам нужно научиться жить в мире идеологического разнообразия и множественных концепций порядка, работая вместе с другими центрами силы, как демократическими, так и недемократическими. Прагматический реализм должен руководить искусством государственного управления США.
Демократы должны найти золотую середину между экспансивным либеральным интернационализмом и опасными изоляционистскими эксцессами.
Демократы также должны сосредоточиться на исправлении сломанной иммиграционной системы. Неконтролируемый приток мигрантов через южную границу страны еще больше поляризует американское общество и усилит правые силы, призывающие Соединенные Штаты убрать разводной мост; как и в прошлом, антииммигрантские и изоляционистские настроения идут рука об руку. Демократы должны упредить антииммигрантские эксцессы Трампа, в том числе массовые депортации, изложив заслуживающие доверия планы по обеспечению безопасности границы, созданию упорядоченной системы для легальной иммиграции и проложив путь к урегулированию статуса миллионов нелегальных мигрантов.
Демократы также должны уделять приоритетное внимание тому, чтобы трудоспособные американцы снова встали на ноги. Восстановление среднего класса является отправной точкой для перестройки политического центра, который необходим для восстановления политического фундамента целенаправленного и устойчивого бренда интернационализма. Тарифы должны быть частью этих усилий, но лишь небольшой частью. 60-процентный тариф на китайские товары, предусмотренный Трампом, сильно ударит по американским потребителям и рискует фрагментировать мировую экономику, как это произошло с законом Смута-Хоули. Более того, даже несмотря на то, что протекционизм и промышленная политика вернут некоторые рабочие места в промышленности, такой подход не решит проблемы, стоящие перед деиндустриализированным сердцем страны.
Восстановление среднего класса требует создания хорошо оплачиваемых рабочих мест в сфере услуг, где работает большинство американцев. Эта проблема потребует инвестиций на местах, развития и обучения рабочей силы, а также формирования экосистемы образования и занятости, которая готовит американцев к рабочим местам цифровой эпохи. Демократы также должны продемонстрировать планы по сдерживанию стоимости жилья, продуктов питания, топлива, ухода за детьми и высшего образования.
Такая коррекция курса позволила бы одновременно решить две неотложные задачи. Это помогло бы победить Трампа и предотвратить опасность его переизбрания, присвоив ключевые элементы его электоральной привлекательности. Это также помогло бы укрепить внутренние основы американского интернационализма, тем самым стабилизируя лидерство США в мире, остро нуждающемся в американской мощи и целях.
Чарльз Купчан – профессор международных отношений в Джорджтаунском университете и старший научный сотрудник Совета по международным отношениям. Его последняя книга называется «Изоляционизм: история усилий Америки по защите себя от мира».