Фотожурналист «Таймс» отправился на атомную подводную лодку, чтобы посмотреть, как Пентагон готовится к потенциальной войне на дне замерзшего моря.
Примерно в 115 милях к северу от Аляски подводная лодка ВМС США выходит из-под нескольких футов толстого льда

68 подводных лодок ВМС США могут находиться где угодно и когда угодно — патрулировать Арктику и Персидский залив, вблизи России, Китая или Северной Кореи.

Их миссии держатся в строжайшем секрете, но холодные учения дают представление о военной жизни глубоко под водой.
Фотожурналист «Таймс» отправился на атомную подводную лодку, чтобы посмотреть, как Пентагон готовится к потенциальной войне на дне замерзшего моря.
Репортаж с ударной подводной лодки «Хэмптон», находящейся в Северном Ледовитом океане
Моряки ВМС США на борту атомных подводных лодок уже давно тренируются в Арктике, учась охотиться на своих российских коллег в случае войны. Но американские подводные силы оттачивают свои боевые навыки на краю мира, поскольку Россия расширяет там военные операции.
В один из мартовских дней черный металлический парус 360-футовой (110 м) ударной подводной лодки, вооруженной крылатыми ракетами «Томагавк» и торпедами, пробил плотный лед моря Бофорта во время операции «Ледовый лагерь».
Для многих из 152 моряков, находившихся на борту USS Hampton, это первый патруль.
В нервном центре субмарины, где моряки управляют лодкой и стоят на вахте за гидролокаторами, радиостанциями и консолями вооружения, главный старшина Джейкоб Грин наставляет младших офицеров и членов экипажа, когда они выполняют свои обязанности.
Все называют его «Коб» — «начальник лодки».

Главный старшина Джейкоб Грин, командир лодки «Хэмптон», руководит двумя рулевыми, которые деликатно управляют субмариной и погружают ее под лед.
Эксплуатация подводной лодки в Арктике является особенно сложной задачей. Во-первых, навигация. В некоторых районах мелководье вынуждает экипаж пробираться по узкой тропинке между двумя угрозами: льдом наверху и океанским дном внизу.
Ледяные кили — огромные куски опрокинутого морского льда, направленные вниз, — также представляют здесь опасность. Так было, когда капитан Майк Браун и его команда на борту «Хэмптона» проходили транзитом через Берингов пролив.
«Мы управляли лодкой в 20 футах (6 м) от дна и в 40-60 футах (12-18 м) от льда над нами, и мы смогли увернуться от ледяных килей», — сказал командир Браун.
Во-вторых, конденсация воды, которая исходит от замерзания океанских вод на корпус лодки, создает риск небольших электрических пожаров на подводной лодке.
Поскольку потеря тяги может означать застревание подо льдом, поддержание малой атомной энергетической установки субмарины в отличной форме становится вопросом жизни и смерти.

На борту «Хэмптона» много торпедных аппаратов и вооружения. Члены экипажа используют перископы для сканирования поверхности и просмотра цифровых показаний подводных звуков океана вокруг них.
Как и на любой подводной лодке, пространство имеет первостепенное значение.
Кровати часто приходится делить, так как матросы работают посменно (вращающиеся нары называются «горячими стеллажами»). Повара часто пекут свежий хлеб, чтобы им не приходилось хранить готовые буханки (офицера по снабжению называют «Чоп», как свиную отбивную). Меню должно быть тщательно спланировано на время подводной миссии. В экстренных случаях операции могут проводиться на столе в кают-компании.
Небольшие столовые для офицеров и матросов являются одними из немногих мест, где экипаж может часами отдыхать вместе и изучать мельчайшие детали работы подводной лодки.

Офицеры играют в криббедж в кают-компании «Хэмптон», чтобы скоротать время.

Фотографии, демонстрирующие военнуюродословную капитана Майка Брауна, висят в каюте капитана.
Члены экипажа играют в стратегическую карточную игру криббидж, чтобы скоротать время, а так, говорят, чтобы не дать времени пройти мимо них.
Но время идет, и все моряки будут пропускать важные вехи в жизни своих семей и друзей. Когда они, наконец, вернутся домой, они не смогут подробно рассказать о своих усилиях в море, потому что большая часть того, что они делают, засекречена.
Некоторые моряки проводят свободное время за смартфонами, читая старые сообщения или просматривая сериалы и фильмы, скачанные перед патрулированием. «31-й день иногда является самым низким моральным днем во время плавания», — сказала капитан Микайла Джонстон, офицер подводной медицинской службы. «Срок действия загрузок приложений: Spotify, Netflix и т. д. истекает».

Экипаж «Хэмптона» остается под водой, в ограниченном пространстве с ограниченным количеством пищи и без внешней связи, в течение нескольких недель.
Моряки говорят, что быть «в пути» на подводной лодке — это все равно, что работать в маленьком офисном помещении без окон, без возможности уйти, без Wi-Fi и без сотовой связи. Важнейшие военные решения принимаются исключительно на лодке, без какой-либо внешней связи.
Планировка лодки напоминает вытянутый лабиринт крайне темных проходов не шире прохода в школьном автобусе. Моряки должны поворачиваться параллельно, проходя мимо друг друга. Проходы между двумя основными палубами настолько узкие, что ими может пользоваться только один человек одновременно. Ничто и никто никогда не бывает далеко.
Командир Браун возглавляет команду, состоящую исключительно из мужчин. Запрет на службу женщин в подводных силах закончился только в 2010 году, и многие женщины-офицеры поднимаются по служебной лестнице на борту таких подводных лодок, как его. Ни один из них еще не является достаточно старшим, чтобы командовать подводной лодкой.
Именно в этот день «Хэмптон» поднялся из глубин для участия в Ледовом лагере — трехнедельной миссии, проверяющей способность экипажа сражаться в одном из самых неумолимых мест на Земле.

Специалисты работают над поиском места для всплытия «Хэмптона» на большую льдину.

Две ударные подводные лодки ВМС США, «Хэмптон» (справа) и «Индиана» (слева), бороздят лед в замерзшем море Бофорта.
В нескольких милях отсюда, другие военнослужащие и исследователи построили лагерь Уэйл, скопление утепленных палаток и небольшой командный центр на большой льдине, которая сама движется со скоростью около полумили в час по замерзшему океану.
Жизнь там сурова. Душа нет. Нет водопровода. Наружный воздух опускается до 40 градусов ниже нуля. Наверху после захода солнца иногда мерцает северное сияние.
Команды перевозятся на вертолетах между подводными лодками и лагерем, когда необходим физический контакт с подводными лодками.

Температура в лагере Уэйл, который был полностью построен на гигантском льду, может упасть до 40 градусов ниже нуля.
«Цель здесь двоякая», — сказал командир Браун в интервью. «Это геополитический вопрос. Кроме того, это просто развитие навыков работы подо льдом. У меня есть команда, полная моряков, которые, по большому счету, никогда здесь не были, никогда не были подо льдом. Поэтому одной из моих главных задач является подготовка следующего поколения моряков».
Подводные лодки ВМС США ежедневно выполняют секретные миссии по всему миру. Ударные лодки, такие как «Хэмптон», могут собирать разведданные о вражеских военных кораблях или подслушивать недружественные правительства, в то время как гораздо более крупные подводные лодки с баллистическими ракетами остаются под водой в течение 90 дней, неся достаточно ядерных боеголовок, чтобы уничтожить целые страны.

Холодная операция позволила военно-морскому флоту изучить, как улучшить подводные лодки и подводную связь в таких экстремальных условиях.
Скоро снова настанет время пробиться сквозь неумолимые арктические льды.
Когда экипаж завершает свою миссию в море Бофорта, субмарина направляется на север, прежде чем всплыть на Северном полюсе.
Затем эти подводники продолжат свой путь под ледяным морем в тишине.

На «Хэмптоне» экипаж борется с арктическими операциями и повседневной жизнью.
Джон Исмей (John Ismay) вел репортаж из Вашингтона.
Кенни Холстон — фотограф «Таймс» из Вашингтона, в основном освещающий Конгресс, армию и Белый дом. Подробнее о Кенни Холстоне