Приостановка протеста до марта, пока его лидеры ведут переговоры с польским правительством, обещает некоторое облегчение для слабеющей экономики Украины.
В течение нескольких месяцев польские дальнобойщики блокировали пограничные пункты в знак протеста против того, что они называют недобросовестной конкуренцией со стороны украинцев. Фото…Кацпер Пемпель/Reuters
Польские дальнобойщики сняли блокаду контрольно-пропускных пунктов на границе с Украиной после достижения соглашения со своим правительством, положив конец двухмесячному протесту, который задержал доставку тонн товаров в Европу и напряг украинскую экономику.
В соответствии с соглашением, достигнутым во вторник днем, дальнобойщики приостановят блокаду, пока они ведут дальнейшие переговоры с польским правительством, чтобы достичь окончательного соглашения к 1 марта. Через несколько часов Государственная пограничная служба Украины сообщила, что движение возобновилось на трех заблокированных пограничных переходах.
Свободный поток товаров «жизненно важен во время войны, особенно для поставок военных и гуманитарных товаров, экспорта и функционирования нашей экономики», — сказал министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков в своем заявлении, приветствуя соглашение.
С начала войны в 2022 году Украина в основном использовала сухопутные маршруты для своего экспорта из-за попытки России блокировать Черное море. Но польские дальнобойщики жалуются на то, что они считают нечестной и дешевой конкуренцией со стороны своих украинских коллег, угрожающей их собственной прибыли. Начиная с начала ноября, они заблокировали несколько пунктов пропуска, заставив тысячи украинских грузовиков сутками ждать на границе.
Польское и украинское правительства проводили регулярные переговоры, пытаясь решить эту проблему, но без особого успеха. Временами блокада обостряла отношения с Польшей, одной из самых сильных сторонниц Украины в военное время.
Министр инфраструктуры Польши Дариуш Климчак заявил на пресс-конференции во вторник днем, что основные пункты соглашения включают переговоры по пересмотру соглашения о свободной торговле Европейского Союза с Украиной, которое, по словам польских дальнобойщиков, нанесло им ущерб, и ужесточение контроля за оформлением документов украинскими дальнобойщиками.
Польские дальнобойщики предупредили, что возобновят блокаду, если их не устроят условия соглашения. «Мы приостанавливаем протест, мы не прекращаем его», — заявил один из лидеров протестного движения Рафал Меклер.

В соглашении, достигнутом во вторник днем, говорится, что дальнобойщики приостановят блокаду, пока они ведут дальнейшие переговоры с польским правительством, чтобы достичь окончательного соглашения к 1 марта. Фото…WojtekJargilo/EPA, viaShutterstock
Киевский научно-исследовательский институт «Центр экономической стратегии» сообщил в недавнем отчете, что блокада привела к потере украинского государственного бюджета 260 миллионов долларов. В результате, по словам украинских военных, также задерживаются поставки припасов военного времени.
Торговая напряженность возникла ранее из-за жалоб польских фермеров на то, что решение Европейского Союза разрешить импорт сельскохозяйственной продукции из Украины в блок без пошлин перевернет их внутренний рынок. Этот спор был разрешен после того, как польское правительство согласилось удовлетворить требования фермеров о финансовой компенсации.
В недавнем споре с дальнобойщиками главным камнем преткновения протестующих стало решение Европейского Союза отменить требования к разрешениям для украинских дальнобойщиков после полномасштабного вторжения России в прошлом году, чтобы помочь удержать украинскую экономику на плаву во время войны.
Протестующие заявили, что это привело к притоку украинских водителей, на которых не распространяются правила Европейского Союза о рабочем времени и заработной плате, что сократило прибыль польских дальнобойщиков. Главное требование польских рабочих – восстановление разрешений на перевозку для украинских дальнобойщиков.
Однако министр инфраструктуры Кубраков во вторник заявил, что Украина не пойдет на компромисс в вопросе разрешений, что повышает вероятность того, что напряженность может сохраниться.
“Для нас важно сохранить и продлить “транспортный безвиз” как необходимость поддержки нашей экономики в военное время”, – сказал Кубраков.
Дональд Туск, который недавно был избран премьер-министром Польши, сделал прекращение блокады одним из своих приоритетов для улучшения ухудшающихся отношений с Украиной.
Признавая то, что он назвал «неравной конкуренцией с украинскими перевозчиками», г-н Туск сказал, что он обеспокоен негативным имиджем, который создают протесты в то время, когда Украина борется с ежедневными российскими бомбардировками и ожесточенными атаками вдоль линии фронта.
«Наши аргументы будут лучше услышаны, когда Польша не будет страной, блокирующей границу», — сказал он ранее в этом месяце.
Пока неясно, какого прогресса можно добиться в этом споре. Но снятие блокады, пусть даже временное, скорее всего, принесет некоторое облегчение слабеющей экономике Украины, которая сильно зависит от экспорта сырья, такого как зерно.
Констант Мехо освещает события во Франции из парижского бюро TheTimes с 2020 года. Подробнее о ConstantMéheut