Дерево Сикамор Гэп на стене Адриана, Великобритания. Марк Годден/Shutterstock
На юге Ганы срубили древнее дерево кола . Местная традиция гласит, что дерево выросло на том месте, где три столетия назад духовный лидер Комфо Аноке выплюнул на землю орех колы.
Аноке был жрецом-фетишистом – человеком, который, как считалось, выступал в качестве посредника между живым и духовным миром – и дерево, носившее его имя, по общему мнению, было способно лечить недуги и снимать проклятия.
Эти легенды и расположение на главной дороге превратили дерево Комфо Аноке в туристическую достопримечательность и символ исконных корней народа. Его потеря имеет историческое, культурное и экологическое значение.
Вырубка культового дерева вызвала излияние гнева и горя , а также желание возместить нанесенный ущерб. Но что такого особенного в потере дерева, что вызывает такой эмоциональный отклик? Почему для нас так важны одиночные деревья? И почему наше инстинктивное желание возместить ущерб, посадив новое дерево, может оказаться неожиданно сложно реализовать?
Вырубка деревьев как эмоциональная проблема
Срубленное дерево и последовавшее за этим излияние эмоций — один из нескольких таких громких случаев. В конце октября 2023 года было принято решение о вырубке 550-летнего дуба Дарвина в Шрусбери. Лесной фонд назвал вырубку « смертным приговором ».
Столь же эмоциональным языком была описана вырубка дерева Платан Гэп в сентябре 2023 года, которое располагалось рядом со Стеной Адриана в Нортумберленде .
Преднамеренная вырубка деревьев вызывает сильные эмоции, поскольку они играют центральную роль в том, как мы воспринимаем себя в окружающей среде. Деревья — это живые архивы, записывающие прошлое нашей планеты и нашу личную историю .
Отдельные деревья пропитаны повествованием и символизмом. Некоторые культуры верят, что духи древних и членов их семей обитают в африканском баобабе , уязвимом к изменению климата . А тис Анкервик в Раннимиде в графстве Суррей описывается как последний выживший свидетель скрепления Великой хартии вольностей в 1215 году.
Дерево Sycamore Gap также было культовым изображением . Его падение вызвало местную и глобальную реакцию такого масштаба, что нам можно простить вывод, что вырубка одного знакового дерева вызывает более эмоционально сильную реакцию, чем уничтожение целых тропических лесов.

Полицейские осматривают срубленное дерево в Сикамор-Гэп. PA Images / Alamy Stock Photo
В то время как Sycamore Gap попал в заголовки газет, последний отчет о состоянии природы показал, что Великобритания является одной из наиболее истощенных природой стран в мире. Это сопоставление иллюстрирует различные способы, которыми люди приписывают ценность природе.
В нашем исследовании 2021 года изучались различные способы, которыми люди расставляют приоритеты в своих отношениях с природой. Некоторые защищают природу ради блага человека, а другие стремятся защитить природу ради нее самой. В то же время некоторые люди отдают приоритет сохранению видов и экосистем, в то время как другие сосредотачиваются на благополучии отдельных экземпляров.
Знаменитые деревья являются ярким примером этого контраста. Действия, которые мы предпринимаем для защиты знаковых деревьев или замены упавших, могут удовлетворить моральный императив «сделать что-нибудь». Но зачастую оно вызвано большей заботой об отдельных организмах , чем необходимостью защиты окружающей среды в целом.
Замена знаковых деревьев
Посадка деревьев имеет политический капитал как способ борьбы с изменением климата. Но спешка заменить утраченную природу на наших собственных условиях и без эффективного управления может привести к плохим результатам .
Ни один саженец, ни многие из них не смогут напрямую заменить уникальную экосистему 300-летнего дерева – по крайней мере, в ближайшие 300 лет. Если мы относимся к природе как к легко заменяемой, мы принимаем «быстрое решение» и игнорируем влияние человеческих действий на экологическую последовательность и огромную сложность экологической системы.
Экологическая преемственность — это естественный и бесконечный процесс изменения экосистемы. Именно это позволяет здоровому лесу восстанавливаться, например, после лесных пожаров.
Вмешательство человека может нарушить этот процесс . Посадка отдельных видов или деревьев чужеродного происхождения может подорвать экосистему, ускорить эрозию почвы и повысить уязвимость к вредителям и болезням .
Срубленное дерево в Сикамор-Гэп было вывезено и отправлено на хранение до принятия решения, что с ним делать. Но подобные акты удаления в других частях дикой природы также могут разрушить экосистемы. Мертвые деревья являются жизненно важным компонентом любого леса, поскольку они перерабатывают питательные вещества, поддерживают рост грибов и служат домом для множества птиц, насекомых и млекопитающих.
Дерево в Сикамор-Гэп стояло изолированно, но потеря одного дерева не обошлась без последствий. Сложности, связанные с заменой экологической ценности утраченных деревьев, не должны закрывать нам глаза на их более широкое и не менее важное культурное значение. По словам британско-американского поэта У. Х. Одена: «Деревья, встреченные на прогулке по сельской местности, многое могут рассказать о душе страны».
Дебаты по сохранению природы должны касаться не только экономических или функциональных выгод для человека. Они должны интегрировать историю, культуру и ценности в наши отношения с миром природы.