Изображение: Питер Шранк
Малыши Европы, соединяйтесь!
Вы когда-нибудь сидели за таким большим столом, что вам приходилось использовать театральный бинокль, чтобы видеть, что происходит на другом конце? Такова судьба тех, кто участвует в собраниях ЕС. В Брюсселе встречи, на которых присутствуют более двух десятков человек (по одному от каждой из 27 стран-членов ЕС, а также различные прихлебатели), являются нормой. Результатом того, что все сидят за столом, как в переносном, так и в буквальном смысле, является довольно странное распределение власти. В то время как горстка участников представляет страны с десятками миллионов граждан каждая, парень из Мальты имеет там население размером с пару парижских округов. Крупные страны ЕС, особенно Франция и Германия, имеют большое влияние. Но клуб, который готов вести переговоры всю ночь для достижения консенсуса, в конечном итоге дает непропорционально много власти таким странам, как Ирландия, Люксембург или страны Балтии. К сожалени для «малышей», эра привилегий малых государств, возможно, подходит к концу.
Три элемента придают европейским государствам неожиданный вес. Одним из них является их огромное количество: в 15 странах ЕС проживает менее 10 миллионов человек, что в совокупности составляет лишь 14% от 448-миллионного населения блока. Когда лидеры клуба идут по красной дорожке по пути на саммит в Брюсселе, Олафу Шольцу, представляющему 84 миллиона немцев, приходится бороться с тремя лидерами стран Балтии, чье совокупное население в 6 миллионов человек не помещает их в пятерку самых густонаселенных земель. Второй элемент заключается в том, что, в отличие от Америки, ЕС больше похож на межправительственную конфедерацию, чем на полностью сформированный союз. Таким образом, например, все страны назначают одного члена Европейской комиссии и одного судью высшего суда ЕС. Многие решения должны быть приняты единогласно, особенно по налогам или международным делам: благодаря этим положениям все национальные правительства имеют право вето, что значительно увеличивает власть «малых». Наконец, страны с ограниченным населением получают множество высших должностей, часто в качестве компромиссных кандидатов: стать президентом комиссии — это привычная работа на пенсию для уходящих премьер-министров Люксембурга.
Маленькие страны знают, что их привилегия незаслуженна. Иногда они все равно этим пользуются. Никому не нравится, например, как Ирландия и Люксембург управляют своими налоговыми делами, по сути выкачивая деньги у других членов клуба, заключая выгодные сделки с транснациональными корпорациями. «Невезение» — это ответ дуэта, намекающий на право вето в заднем кармане, если кто-то попытается изменить правила. В основном малые страны стараются не испытывать судьбу: вето со стороны малых стран редки (за исключением Венгрии, сварливое правительство которой использует их, чтобы расшатать остальную часть блока). Когда у них есть что-то, они объединяются в союзы, чтобы придать себе дополнительный вес.
Многие также могут увидеть надпись на стене, когда речь заходит о влиянии маленьких. Одна из причин заключается в том, что те столы, за которыми проходят заседания ЕС, вскоре могут быть снова расширены. Еще девять государств-членов ЕС могут присоединиться к ним в ближайшие годы. Это включает в себя Украину, которая, вероятно, начнет переговоры о вступлении в ЕС к концу года после в основном положительной оценки ее текущих реформ, опубликованной Еврокомиссией 8 ноября; Грузия, Молдова и шесть стран Западных Балкан также добиваются прогресса. ЕС не может управляться с 36 столицами, каждая из которых обладает правом вето или правом назначать высших должностных лиц. Тем не менее, любое изменение разрушает систему, которая возвысила малых существ за пределы их естественного положения.
Никто пока не знает, какими правилами будет руководствоваться расширенный ЕС. Франция и Германия стремятся к дальнейшему ограничению права вето (хотя, как ни странно, не позволят себя преодолеть, когда речь зайдет о Европейском центральном банке во Франкфурте или, скажем, о ненужной второй палате Европейского парламента в Страсбурге). Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок заявила 2 ноября, что ее страна «готова на какое-то время обойтись без нашего собственного комиссара». На самом деле она имела в виду, что Финляндия и Болгария должны быть готовы обходиться без них еще довольно долго. Чтобы не придумывать ненужные задачи, чтобы занять еврократов, малые чиновники могут ожидать, что потеряют свои привилегии при назначении.
Система уже начала отклоняться от малышей. До 2009 года лидеры каждой страны ЕС, независимо от того, насколько они малы, по очереди представляли блок на мировой арене в течение шести месяцев. Таким образом, президент Америки или Китая будет недоумевать, почему он стоит рядом с премьер-министром Бельгии на каком-то глобальном саммите. (Постоянный президент, хотя и едва ли более узнаваемый, теперь занимает свой пост в течение пяти лет.) Брексит нанес ущерб интересам малых: более межправительственный союз, подобный тому, который предпочитала Британия, был именно тем, который защищал их интересы.
Но идеально сформированные
Совсем недавно сдвиг в экономической политике качнул маятник в пользу «больших». На протяжении десятилетий машина ЕС в Брюсселе была поборником свободной торговли и навязывала правила, которые запрещали национальным правительствам субсидировать свои привилегированные компании. Это хорошо устраивало малые страны: они инстинктивно стремятся к открытой экономике, учитывая, что их фирмам уже давно приходится выходить за пределы своих крошечных внутренних рынков, чтобы процветать. В крупных странах, напротив, есть крупные фирмы, которые могут извлечь выгоду из защиты со стороны китайских или американских конкурентов. После пандемии covid-19 и войны в Украине наметилась тенденция к смягчению правил государственной помощи, что позволило тратить миллиарды во имя «стратегической автономии». Большая часть из них пошла по пути компаний во Франции и Германии, например, в их заявках на привлечение дорогостоящих заводов по производству микрочипов. Малые страны (а также крупные разорившиеся, такие как Италия) справедливо обеспокоены.
У крошечных государств-членов ЕС еще есть козырь, прежде чем они будут обречены на ненужность евро: у них будет право вето при одобрении новых договоренностей ЕС, и, таким образом, шанс убедиться, что любые изменения в правилах не ударят по ним слишком сильно. По крайней мере, у них по-прежнему будет место за столом, за которым принимаются ключевые решения, даже если им придется кричать, чтобы их услышали на другом конце.