Экологизм Шекспира: как его пьесы исследуют те же экологические проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня

Говорят, что Калибан (имя – ассоциация с “канибал”- дикарь) из Бури (трагикомедия Шекспира) озвучивал ярость и горе людей, изгнанных из Болотных земель, которые были осушены и заняты. Музыка и искусство Лебрехта / Алами

Изменение климата, разрастание городов, загрязнение воздуха, вырубка лесов, истощение рыбных запасов, уменьшение биоразнообразия и исчезновение видов: это не исключительно современные проблемы, которые возникли лишь в последние несколько сотен лет. На самом деле, распространенная, но вводящая в заблуждение фраза «промышленная революция» маскирует долгую историю добычи ресурсов и экологической деградации на Британских островах, восходящую, по крайней мере, к прибытию голодных до олова римлян .

Англия эпохи Возрождения шаталась от последствий всех этих проблем. Часто провозглашаемый золотым веком английской литературы , Ренессанс был также вершиной « малого ледникового периода », когда более прохладный климат приводил к более плохим урожаям.

Эта нехватка продовольствия была особенно тяжелой, потому что население Англии увеличилось в четыре раза в 16 веке, а ограждение общинных земель вынудило массы сельских жителей стекаться в Лондон. Учитывая, насколько сильно эти экологические проблемы давили на общество, борющееся с хроническим дефицитом, неудивительно, что мы можем найти их следы в произведениях величайшего драматурга Англии.

Король и деревня

Когда король Джеймс стал его покровителем в 1603 году, Шекспиру было поручено писать пьесы, чтобы развлечь увлеченного путешественника и охотника, который был так же озабочен материальным положением британской деревни, как и государственными делами. Поэтому неудивительно, что шекспировская сцена включает в себя удивительное разнообразие пейзажей и изобилие изображений животных, чтобы конкурировать с королевским зверинцем — в основном с частным зоопарком короля Якова — и компенсировать сокращение численности дичи в Англии.

Было бы, конечно, анахронизмом называть Шекспира защитником окружающей среды. Но он остро осознавал то, что мы назвали бы экологическими проблемами его эпохи. В частности, пьесы, написанные Шекспиром во время правления Джеймса, часто вмешиваются в споры об экологической политике при дворе Стюартов о том, как лучше всего разделить природные богатства королевства.

Знаменитое изображение Макбетом «выжженной пустоши» отражает все более негативное отношение к этой местности как к бесплодному жилищу ведьм и цыган , которое следует превратить в частные сельскохозяйственные угодья.

Хотя Джеймс боялся ведьм, он и парламент стремились защитить пустоши как среду обитания диких животных и птиц. Ему бы понравилось, как Шекспир сравнил Макбета с браконьером и воздушным змеем , видом, который тогда считался паразитом. Убийство Макбетом семьи Дункана и Макдуфа (произносится как Макдав) имитирует незаконную охоту сетями, ограбление гнезд и набеги на строения, известные как голубятни, в которых голуби и горлицы содержались для еды и перьев.

Постоянные экологические проблемы

В «Перикле » Шекспир вмешивается в общеевропейские споры о правах на рыбную ловлю на фоне краха рыболовных запасов в Северном море. Его вывод отражает план Джеймса по прекращению сельдяных войн (продолжающейся вражды между Англией и ее прибрежными соседями из-за территориального контроля над рыболовными районами) путем создания династических союзов посредством брака его наследников.

Интересно, что Перикл также играет на опасениях береговой эрозии. Шекспир адаптировал рассказ писателя, чей отец предположил существование затопленного сухопутного моста, соединяющего Британию с континентом (теперь известный как Доггерленд ).

В то время как потерпевший кораблекрушение король опровергает претензии на власть над непокорными морями, костюмы, которые надевали шекспировские актеры, говорили бы о другом. Перикл и его семья почти наверняка появлялись в одеждах тирского пурпура . Этот краситель, сделанный в родном городе Перикла из измельченных морских улиток, мог использоваться только членами королевской семьи и, таким образом, был бы ярким визуальным символом царского владычества над океаном.

«Зимняя сказка» комментирует бесчеловечность меховой торговли. Знаменитого медведя, преследующего Антигона за кулисами, возможно, сыграл актер в шкуре белого медведя, захваченный торговцами мехом, а королева Гермиона — олицетворение горностая .

Во времена Шекспира горностай назывался горностай в белом зимнем пальто. Горностаи были символом целомудрия, поскольку считалось, что они скорее умрут, чем осквернят свой белый мех.

Гермиона ведет себя как ее тезка, когда восклицает, что она тоже скорее умрет, чем запятнает свое имя прелюбодейством. Сцена судебного разбирательства, в которой она будет лишена своего белого меха, воспроизводит процесс сдирания кожи с животного, а сцена, в которой ее статуя оживает, отражает увлечение новым, смертоносным искусством таксодермии.

Роджер Аллам играет Короля Лира в третьем акте, сцена 2 трагедии. Лир находится на пустоши во время символического шторма. Стареющий король проклинает погоду и своих дочерей и сетует на свою слабость

Ниже перевод этого отрывка, принадлежащий перу  М. А. Кузьмина

  • Дуй, ветер, дуй! Пусть лопнут щеки! Дуй!
  • Вы, хляби и смерчи морские, лейте!
  • Залейте колокольни и флюгарки!
  • Вы, серные и быстрые огни,
  • Дубов крушители, предтечи грома,
  • Сюда на голову! Валящий гром,
  • Брюхатый сплюсни шар земной, разбей
  • Природы форму, семя разбросай,
  • Плодящее неблагодарных!

Странно, но сегодня, на фоне мыслей о войне, реформе и после военном времени почти ясно вспомнилось раннее, – фактически детское, стихотворение Мандельштама почти на туже тему.

Среди лесов, унылых и заброшенных,
Пусть остается хлеб в полях некошеным!
Мы ждем гостей незваных и непрошеных,
Мы ждем гостей!

Пускай гниют колосья недозрелые!
Они придут на нивы пожелтелые,
И не сносить нам, честные и смелые,
Своих голов!

Они растопчут нивы золотистые,
Они разроют кладбища тенистые,
Потом развяжет их уста нечистые
Кровавый хмель!

Они ворвутся в избы почернелые,
Зажгут пожар, хмельные, озверелые...
Не остановят их седины старца белые,
Ни детский плач!

Среди лесов, унылых и заброшенных,
Мы оставляем хлеб в полях некошеным.
Мы ждем гостей незваных и непрошеных,
Своих детей!

Создается впечатление, что крутится одна и та же пьеса... Только артисты и декорации меняются... Извините за лирическое отступление. Вернемся к переводу статьи, которую сам не понимаю почему решил перевести, непонятно для кого. М.П.

«Король Лир» провозглашает, что люди не лучше зверей, и демонстрирует нашу уязвимость как перед экстремальной погодой, так и перед темнотой. В «Цимбелине» Шекспир выражает вновь обретенное признание горной дикой природы как заповедника не только диких животных, но также всего британского и мужественного.

Мало кто понимает, что «Буря» основана на легендах о сражающемся с демонами отшельнике из английских болот. Пресловутый монстр Калибан выражает возмущение болотных общин, лишенных собственности из-за планов по осушению и огораживанию их водно-болотных угодий.

«Мера за меру» показывает, как чума разжигала страхи перед городским перенаселением, а Тимон Афинский предлагает язвительную сатиру на горнодобывающее лобби и его изобильную экономику: представление о том, что богатства земли неисчерпаемы.

Включив эти экологические проблемы в свои пьесы, Шекспир заставил свою аудиторию задуматься о политических, моральных и духовных последствиях растущей способности Англии раннего Нового времени преобразовывать мир природы. Его увлечение королями может показаться старомодным, но в нашу прекрасную новую эпоху антропоцена , когда наш вид стал доминирующей геологической силой, мы можем лучше понять, как он часто использует королевскую власть как метафору человеческой тирании над природой.

Глубокие симпатии Шекспира к беспомощным чужакам распространяются и на нечеловеческих существ. Когда его высшие и могущественные деспоты мстят в дебрях, узнав, что земля не существует, чтобы подчиняться им, пьесы Шекспира учат всех нас отказаться от иллюзий о том, что мы имеем право господствовать над планетой… вообще и лесом в частности.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.