В штаб-квартире Международного валютного фонда в Вашингтоне, округ Колумбия, май 2018 года Yuri Gripas / Reuters
Настоятельная необходимость обновления институтов, созданных для другой эпохи
В то время как министры финансов мира едут в Вашингтон на ежегодные весенние совещания Всемирного банка и Международного валютного фонда (МВФ) на следующей неделе, будущее человечества висит на волоске. Изменение климата угрожает сделать мир либо негостеприимным, либо непригодным для жизни миллиардов людей. Мировая экономика порождает нищету, голод и отчаяние. И несправедливая война в Украине приводит к катастрофическим последствиям для уязвимых людей сразу после пандемии, которая сделала то же самое.
Каждая страна сталкивается с этой смесью усугубляющихся кризисов, но не каждая страна пострадала одинаково. И у каждой страны нет одинаковых средств для противостояния этим вызовам, не говоря уже о том, чтобы преодолеть их. Богатые страны, подстегнув свои экономики триллионами фискальной и денежно-кредитной поддержки в последние годы, недавно повысили процентные ставки для борьбы с инфляцией, до сих пор не страдая от глубоких рецессий, которых многие опасались. Напротив, страны с низким уровнем дохода, которые не смогли отреагировать на пандемию пакетами стимулов и количественным смягчением, в настоящее время завалены долгами и, по прогнозам, будут расти гораздо медленнее, чем ожидалось или необходимо для устойчивого развития. Неудивительно, что сотни миллионов людей в этих странах отстают: бедность и голод возросли, в то время как показатели здравоохранения, образования и гендерного равенства резко сократились.
К сожалению, несмотря на многочисленные предупреждения и призывы, Всемирный банк, МВФ и другие международные финансовые институты — и их богатые акционеры — еще не сделали достаточно, чтобы преодолеть это неравенство. Некоторые из их трудностей понятны. Многие из этих организаций были созданы в 1944 году для оказания помощи в восстановлении стран после Второй мировой войны; они не предназначены для противодействия многочисленным глобальным кризисам одновременно. Но слишком многие из их сегодняшней борьбы проистекают из политического выбора. Более богатые страны пренебрегли выполнением предыдущих обязательств, включая обязательства тратить не менее 0,7 процента своего ВВП на иностранную помощь и мобилизовать 100 миллиардов долларов в год на борьбу с изменением климата в развивающихся странах. И Всемирный банк и МВФ изо всех сил пытались адаптировать свои инструменты для поддержки стран в этот момент глубокой нужды.
В результате эти институты, которые сделали так много хорошего в прошлом и до сих пор представляют надежду для стольких людей, больше не в состоянии выполнять свои миссии. Результатом является фундаментальный разрыв почти 80-летнего соглашения между более богатыми странами, которые обязались поддерживать такие учреждения, как Всемирный банк и МВФ, и помогать поднимать наиболее уязвимые слои населения и строить более процветающий и стабильный мир для всех, и более бедными странами, которые использовали эту поддержку для инвестирования в инициативы в области развития, способствующие инклюзивному росту и укрепляющие их народ.
Встречи на следующей неделе являются первыми из нескольких сессий в этом году, на которых страны будут иметь возможность восстановить этот пакт. Миллиарды людей во всем мире по понятным причинам сомневаются в том, что можно что-то сделать. И повестки дня совещания пока дают мало оснований для оптимизма; они едва царапают поверхность того, что возможно и необходимо. Несмотря на длинный список реформ, предлагаемых широким кругом лиц и учреждений со всего мира, удивительно ограниченное число предложений в настоящее время может быть одобрено на следующей неделе.
Всемирный банк, МВФ, их акционеры и лидеры стоят перед выбором: они могут построить солидарность вокруг общих проблем, или они могут еще больше подорвать доверие, которое лежало в основе многосторонности на протяжении десятилетий и которое будет иметь важное значение для того, чтобы сделать XXI век более процветающим, справедливым и мирным. Вопрос на следующей неделе заключается в том, действительно ли они верят, что мы все в этом вместе.
ПОМОЩЬ В ПУТИ?
Система финансирования развития была создана в ответ на мировые войны двадцатого века. Чтобы сделать послевоенный мир достаточно процветающим и стабильным, чтобы избежать еще одного глобального бедствия, десятки стран объединились в 1944 году в тени Белых гор, недалеко от Бреттон-Вудса, штат Нью-Гэмпшир, чтобы создать Всемирный банк, МВФ и другие институты и соглашения, чтобы помочь странам строить или перестраивать, противостоять экономическим потрясениям и свободно торговать.
На протяжении десятилетий система помогала поддерживать рост, который способствовал восстановлению Европы и подъему Азии, а также помогал миллиардам людей выбраться из нищеты. Тем не менее, в последние годы система боролась. Проблема не заключалась в недостаточной самоотверженности со стороны учреждений, которые укомплектованы людьми, которые работают не покладая рук, часто в трудных и опасных условиях. Вместо этого трудности отчасти объясняются характером и масштабами нынешних кризисов, которые затронули все страны одновременно и которые во многих случаях свели на нет предыдущий прогресс. Институты также сдерживаются своими собственными слоями и слоями устаревших правил и процедур. Несмотря на благие намерения и хорошую работу, они терпят неудачу.
Возьмем, к примеру, их выступление во время пандемии COVID-19. В разгар пандемии МВФ, Всемирный банк и другие предприняли героические действия, чтобы предотвратить экономический коллапс, но их оказалось недостаточно. При ограниченной внешней поддержке страны с низким уровнем дохода смогли принять лишь ограниченные меры реагирования на кризис, мобилизовав в среднем лишь два процента ВВП для стимулирования своей экономики, в то время как более богатые коллеги мобилизовали в среднем 24 процента своего ВВП. Это несоответствие является одной из причин, почему после роста на шесть процентов в год с 2000 по 2010 год развивающиеся страны, как ожидается, будут расти в среднем всего на четыре процента в год до 2030 года.
Даже этот низкий уровень роста никоим образом не гарантирован, учитывая высокий уровень долга. Например, согласно анализу Всемирного банка, государственный и частный долг стран, имеющих право на получение помощи в целях развития, за последнее десятилетие утроился. И климатический кризис сделает эти балансы еще хуже. Недавние анализы показывают, что развивающимся странам потребуется от 1 до 2 триллионов долларов ФИНАНСИРОВАНИЯ в год, большая часть которых в виде инвестиций в устойчивость к изменению климата и ресурсов, чтобы компенсировать потери и ущерб, вызванные экстремальными погодными условиями. В настоящее время они получают лишь крошечную часть этой суммы.
Именно поэтому МВФ обеспокоен «большим расхождением», а Всемирный банк предсказал «потерянное десятилетие». Помимо данных и прогнозов, более глубокое суждение ясно: когда человечество сталкивается с одними из самых серьезных кризисов в истории, неадекватная реакция заставляет страны и людей чувствовать себя все более одинокими. Фермеры в Судане сталкиваются с более длительными и интенсивными засухами и наводнениями. Рабочие соляных бассейнов в Индии трудятся в условиях неумолимо повышающихся температур. И миллиарды других людей в Африке, Азии и Латинской Америке беспомощно наблюдают за тем, как скот вымирает, цены на продовольствие растут, а валюты растут по спирали.
НОВАЯ НАДЕЖДА
Однако в последние несколько лет сложился новый консенсус в отношении убеждения в том, что одна из наилучших надежд на увеличение инвестиций и инноваций, необходимых для преодоления сегодняшних кризисов, заключается в оживлении и укреплении системы финансирования развития. Широкая, разнообразная группа нынешних и бывших правительственных чиновников, активистов в уязвимых общинах, групп помощи, гуманитарных и филантропических организаций и ученых разработала конкретные предложения и реформы.
Прошлым летом мы вдвоем — вместе с заместителем Генерального секретаря ООН Аминой Мохаммед и Фондами «Открытое общество» — собрались вместе с частными, государственными и филантропическими лидерами в Barbados, чтобы обсудить оживление системы. Вместе мы запустили Инициативу Бриджтауна, которая направлена на продвижение и получение поддержки вокруг конкретных идей. В то же время G-20, V-20 (группа из 20 стран, которые особенно уязвимы к изменению климата) и Африканский банк развития, среди прочих, активно продвигают некоторые из этих предложений. Президент Франции Эммануэль Макрон также приглашает мировых лидеров встретиться в Париже в июне, чтобы получить уникальную возможность обсудить эту повестку дня.
Новый консенсус сосредоточен на нескольких основных принципах. Во-первых, странам нужны новые способы снижения неприемлемого уровня задолженности и инвестирования в будущее, а не просто обслуживания обязательств из прошлого. Одним из шагов в этом направлении могло бы стать закрепление Общей рамочной программы G-20 по долговым режимам, которая является механизмом реструктуризации и сокращения долгового бремени, в частности, путем включения твердых сроков реструктуризации (некоторые из которых в течение многих лет оставались нерешенными). Инициатива G-20 по приостановке обслуживания долга, в рамках которой во время пандемии были ненадолго приостановлены выплаты основной суммы долга и процентов по официальным двусторонним долгам, может быть расширена и расширена для охвата более широкого круга долгов, включая долги частного сектора. Взятые вместе, такого рода изменения могут дать государствам, утопающим в долгах, спасательный круг и стимулировать инвестиции, необходимые для двадцать первого века.
Без действий в этом году обещание, лежащее в основе глобального экономического порядка, может быть нарушено навсегда.
МВФ следует также продлить временный горизонт своего анализа приемлемости уровня задолженности на десятилетия, что позволит странам заимствовать больше сегодня, взяв на себя более длительные сроки для управления текущими и будущими обязательствами. Фонд должен также подтвердить, что не все долги одинаковы, приняв новые показатели, которые будут рассматривать долг, возникающий от инвестиций в устойчивость к изменению климата, как финансово разумный и, следовательно, поощрять виды инвестиций в адаптацию и смягчение последствий, которые приносят пользу всем.
В то же время страны могли бы сделать больше для предотвращения того, чтобы кризис ликвидности перерос в долговые кризисы, направив неиспользованные специальные права заимствования МВФ, которые могут эффективно увеличить официальные резервы стран-членов, в страны, подверженные риску и нуждающиеся в ликвидности сегодня. Фонд мог бы также повысить пределы доступа к своим механизмам быстрого финансирования и временно приостановить надбавки к процентным ставкам для крупных заемщиков, когда есть явные признаки международного финансового стресса, как это происходит сегодня. МВФ предпринял срочные шаги, чтобы помочь Украине в самый темный час, как и должно было быть. Другие страны заслуживают такого же срочного реагирования, учитывая ужасные человеческие жертвы, с которыми они сталкиваются.
Второй принцип заключается в том, что странам необходим доступ к дополнительным кредитам по ставкам ниже рыночных. Благодаря работе независимой комиссии, назначенной G-20, становится ясно, что многосторонние банки развития, такие как Всемирный банк, могли бы гораздо более агрессивно использовать свои балансы, чтобы разблокировать несколько сотен миллиардов новых кредитов. Эти банки должны увеличить объем капитала, включая капитал, который может быть предоставлен по более низким ставкам, доступным для развивающихся стран, и предлагать кредитные инструменты с расширенными сроками погашения даже до 50 лет. Они также должны уделять больше внимания привлечению и привлечению инвестиций частного капитала в уязвимых и испытывающих трудности странах.
Наконец, государственный, частный и филантропический секторы должны работать вместе, чтобы расширить доступ к общественным благам. Технологические прорывы будут и впредь приносить пользу человечеству. Но свободный рынок сам по себе слишком часто будет предоставлять эти авансы сначала самым богатым, а наиболее уязвимым гораздо позже — если вообще когда-либо. Одним из способов решения этой проблемы являются государственно-частные платформы, такие как ГАВИ, которая поставляет вакцины по всему миру путем объединения взносов правительств, благотворительных организаций и учреждений для закупки и распространения иммунизации в масштабе. Глобальный энергетический альянс для людей и планет использует этот подход для более справедливого распределения технологий использования возобновляемых источников энергии. Аналогичные инициативы могли бы способствовать расширению прогресса в сельском хозяйстве и других высокоприоритетных секторах.
ХРАНИТЕ ВЕРУ
Соглашение между более богатыми странами и странами с низким уровнем дохода всегда коренилось в общей заинтересованности в совместной жизни в более стабильном, здоровом и процветающем мире. Переосмысленная система финансирования развития будет способствовать достижению этой цели, в том числе путем предоставления странам с низким и средним уровнем дохода ресурсов, необходимых им для решения проблем нищеты и изменения климата. Некоторые наблюдатели обеспокоены тем, что реформы могут привести к тому, что приоритетное внимание будет уделяться адаптации к изменению климата и смягчению его последствий в ущерб искоренению нищеты, что находится в центре внимания беднейших стран. Но это не предложение «или-или». При правильных реформах система может бороться с обеими проблемами одновременно и приносить пользу всем, делая мир более процветающим, стабильным и более способным решать климатические проблемы.
Другие утверждают, что перспективы реформ невелики, учитывая внимание мира к Украине, растущую напряженность в отношениях между великими державами и давнее нежелание некоторых институциональных лидеров меняться. Однако все должны признать, что без более значительных многосторонних усилий XXI век будет менее процветающим и более опасным для всех. То, что произойдет на следующей неделе, будет сигнализировать о готовности мира — или ее отсутствии — решать сегодняшние кризисы с акцентом на долгосрочные выгоды, а не на краткосрочную окупаемость. Без действий в этом году обещание, лежащее в основе глобального экономического порядка, может быть нарушено навсегда. Но при правильной повестке дня система может быть восстановлена и оживлена.