Лесные дороги: на бумаге важны, на деле не очень

Несколько дней назад министр окружающей среды Румынии объявил, что на заседании правительства он решил важную проблему: местные власти в Санзени, уезд Ковасна, получили в управление лесную дорогу, которая «по юридическим причинам много лет затрудняла ведение устойчивого и профессионального лесного хозяйства».

«Лесная дорога сейчас находится в собственности местной власти, которая может ее реабилитировать. Важным условием устойчивого и профессионального лесопользования является надлежащее содержание лесных дорог, в противном случае негативное воздействие на окружающую среду будет усиливаться», — отметил Танцос Барна.

Лесные дороги оставшиеся под управлением Ромсильвы. после реституции лесов, могут быть бесплатно переданы местной власти. В соответствии с Законом № 192 от 2010 года передача осуществляется на основании запроса по решению правительства.

Мы связались с мэром Санзени, который сказал нам, что он действительно просил эту двухкилометровую дорогу, потому что ее никто не ремонтировал… Мэрия Санзени давно хочет отремонтировать мост на этой дороге, но для этого необходимо, чтобы дорога находилась в его собственности.

«Если бы не этот мост, я бы не взял дорогу. Следить за дорогой — работа собственника».
сказал мэр Тибор Балог для forestmania и подчеркнул, что раз у него теперь есть дорога, то он позаботится о ней.

С лесными дорогами здесь беда. После возвращения лесов прежним владельцам дороги остались у государства, при Министерстве финансов, в ведении Romsilva. Они были построены государством, поэтому они принадлежат государству и не могут быть проданы или переданы. Как следствие, сейчас половина лесного фонда страны, находящаяся в частной собственности, то есть более 3 млн га леса, имеет дороги, за которыми уже никто не ухаживает…

Дело в том, что у Romsilva есть свой лес, то есть остальные 3 миллиона гектаров леса, которыми она управляет, создавая и ремонтируя дороги на этой территории.. Инвестиции в дорогу возможны только если она зарегистрирована. И не в любом случае, а в зависимости от того, к какому объему ресурсов, в частности дров, она открывает доступ… Обычно мэрии /в Румынии их называют также, как и здания где находятся местные администрации -ратуши/ могут запросить и получить дороги бесплатно. Некоторые сделали это, но сколько сказать трудно, потому что централизованная статистика по структуре собственности лесных дорог отсутствует. Что достоверно, так это то, что в документе, изданном местной администрацией города Ковасна, упоминается, что они 12 лет боролись за получение в собственность лесных дорог… Почему?

Запрошено в 2011 г.

Жители Ковасны хотят использовать лесные дороги в качестве объездных. Это туристический город с большой больницей сердечно-сосудистых заболеваний, где постоянно лечатся, отдыхают или купаются сотни, а то и тысячи людей.

Естественно, местным властям не нужно интенсивное движение по городу, беспокоящее туристов или пациентов. С 2011 года они хотят забрать те лесные дороги, которые находятся на их территории, чтобы модернизировать их. У них есть доступ к европейским фондам, выделяющим средства на эти цели. Бумаги с печатями стопка за стопкой перемещались между Бухарестом и Ковасной для осуществления передачи четырех дорог, суммарная длина которых едва достигала 12 километров. Пришлось запрашивать дополнительные данные и согласования у различных министерств. Нужны были другие приготовления, которые тоже требовали времени. Потребовалась инвентаризации, которую провели за счет средств города. Местный совет хотел преобразовать эти лесные дороги в дороги общего пользования, но Бухарест отказался, заявив что они должны оставаться лесными дорогами. Одни просят другие дополнитльные данные, другие затягивают согласование, третьи уточняют соблюдение лесных режимов и т. Между тем время идет, а работы по ремонту и реконструкции дорог стоят на месте: до сегодняшнего дня для этих лесных дорог не было инициировано ни одного проекта…

Что такое лесная дорога?

Ответить на вопрос, вынесенный в заголовок, мы попросили лектора Камелию Мугат с факультета лесного хозяйства и лесоводства в Брашове, которая преподает именно этот предмет.

«Мы должны провести четкую демаркацию, потому что многие вносят путаницу…
Есть подъездные пути и лесная дорога. Первые ведут от пня, где срублено дерево к площадке, где складируется вся заготовленная древесины. Пути служат для движения заготовительной техники, часто устраиваются только на время эксплуатации и не предусматривают каких-либо улучшений. Собственно лесная дорога ведет от склада до дороги общего пользования », — пояснила нам Камелия Мугат.

Какова плотность лесных дорог в Румынии?

«Средняя плотность лесных дорого в стране где-то 6,5 метров на гектар леса. Европейские страны, сходные с Румынией по рельефу имеют где-то 25-40 метров на гектар. Увеличение плотности дорог означает снижение расходов на заготовку и доставку древесины. Плотность тесно связана с дистанцией трелевки, которая в Румынии считается равной 2 километрам. Если бы мы уменьшили это расстояние, мы уменьшили бы расходы на перемещение древесины. Мы смогли бы использовать транспортные средства гораздо большей грузоподъемности, что снижает затраты.

При проектировании дороги учитывается возраст насаждений к которым они обеспечивают доступ и период времени через который они будут пригодны для эксплуатации. Естественно, что тот , кто вкладывает в дорогу, старается максимально вернуть свои вложения.

Большинство лесных дорог в Румынии были построены до 1990 года. Многие из них построены на месте насыпей бывших лесовозных узкоколейных железных дорог, которые были выведены из эксплуатации.

Бывают ситуации, когда у Romsilva больше нет лесов в определенной местности, но остались дороги. С позиции администраторов, они обязаны содержать их в рабочем состоянии и обслуживать, ремонтировать. Расходы немалые”, – рассказал нам лектор.

Контроль?

Таким образом, в управлении Romsilva остались все лесные дороги. Чтобы сделать инвестиции в дорогу, делается оценка, расчет на водосбор (район заготовки, бассейн). Основным критерием является объем древесной массы, подлежащей эксплуатации в данном бассейне. Если это выгодно, делаются инвестиции в дорогу. Однако наши источники в Лесной охране говорят, что у региональных структур Национальной дирекции, не имеющих лесов на конкретной территории, нет ни интереса, ни ресурсов для вложений в дороги, и что стоило бы провести проверку по всей стране, чтобы четко видеть сложившуюся ситуацию. «За исключением некоторых случаев, когда мэрия взяла их и занимается ими, у нас существует серая зона … Это пинг-понг между соседями, собственниками, Национальной дирекцией в ходе которого никто не берет на себя ответственность, никто не инвестирует дороги. В результате страдает лес, страдают хозяйствующие субъекты, которые часто идут своим путем…».

Преимущества дороги

В пятницу ASFOR организовала мероприятие в лесу, в Пояна Цапулуй. Одной из обсуждаемых тем была инфраструктура. Константин Стойка из Migab Forest рассказал, что сам проложил технологическую дорогу, через лес, чтобы не пересекать коммуну и не создавать неудобств. Кроме того, плата за перевозку древесины через соответствующую коммуну составляет 1000 леев в день за каждую перевозку. Так называемый дорожный налог.

«Это новый вызов, вызов, который мы должны принимать во внимание, когда мы делаем планировку дорог, думаем о планах эксплуатации и  разрабатываем стратегию управления конкретным лесным массивом…Помимо прочего, нам придется думать о том, где мы можем заготовить  лес таким образом, чтобы избежать дополнительных расходов и ущерба, связанного с использованием большегрузных грузовиков.

Дорожная ситуация в лесах Румынии крайне опасна. В Стратегии, существовавшей в 1989 году, мы должны были достичь плотности лесных  дорог в 10 метров на гектар. А мы все еще на 6. Мы лдо сих пор  не смогли достичь цели которую должны были достичь в  1989 году… Имея дороги, мы, с одной стороны, делаем лесной фонд доступным, избегаем конфликтов с местными властями и уменьшаем воздействие на лес. Мы также допускаем выезд бригад оперативного вмешательства в лесной фонд в случае пожара или природных явлений, вызывающих дисбаланс. Деньги на лесные дороги были запрошены через PNRR (Национальный план восстановления и устойчивости), но не было выделено ни одного лея”, – говорит президент ASFOR Чиприан Думитру Муска.

Правовые обязательства

Повышение степени доступности национального лесного фонда – основное условие устойчивого управления лесами, это четко прописано в Лесном кодексе.

В законе также указано, что «содержание и сохранение лесных дорог в постоянном рабочем состоянии возлагается на их владельцев», которые независимо от формы собственности, в соответствии с положениями о лесном хозяйстве и нормативными актамии обязаны обеспечить содержание и ремонт лесных дорог, находящихся  в их собственности. Кроме того, они должны обеспечивать соблюдение мер по предупреждению и тушению пожара и, в зависимости от обстоятельств, оказание первой медицинской помощи.

Однако практически при каждом лесном пожаре хорошо видно, что доступ к лесам практически невозможен, в связи с чем  воду для тушения  пожарные и волонтеры несут  пешком…

Контракт с лесопользователем?

В 2020 году ASFOR (Ассоциация работников леса Румынии) выдвинула предложение в парламент, пытаясь найти решение. Конкретно предлагалось отдать лесные дороги в подрядное управление тех, кто имеет лесной фонд в районе. Контракт может подразумевать принятие на себя некоторых обязательств. Которых сегодня не хватает…

Суть поправок в законодательство сводится к следующему:

(3) Лесные дороги, находящиеся в государственном лесном фонде, находящемся в государственной собственности, по требованию на основании договора в следующей очередности находятся в ведении:

 а) собственника лесного фонда, обслуживаемого соответствующей лесной дорогой, если он является также собственником земельного участка, на котором проложена лесная дорога;

 б) собственника лесного фонда, обслуживаемого соответствующей лесной дорогой, если он является также собственником земли, пересекаемой лесной дорогой, на участке лесной дороги, обеспечивающем доступ к лесному фонду;

 в) лесного подрядчика (лесозаготовителя), управляющего  лесным фондом, который обслуживается соответствующей лесной дорогой.

(4) Рамочный договор на управление лесными дорогами регулируется методикой, утвержденной приказом руководителя центрального органа публичной власти, ответственного за лесное хозяйство».

Вопрос

Хотя лесные дороги играют особенно важную роль в устойчивом управлении лесами, обеспечивая доступ к лесу для всех лесохозяйственных работ, а также облегчая защиту и охрану лесного фонда, они остаются предметом острых дискуссий среди специалистов в этой области. , управляющие лесным хозяйством и лица, принимающие решения. Вопрос в том, сколько усилий предпринимается путем сотрудничества и дискуссий, чтобы прояснить проблему, чтобы лес извлекал выгоду из устойчивого управления, транспортировка древесины была прибыльной, а местные сообщества больше не страдали от поездов большегрузных автомобилей?

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.