С удовольствием размещаю материал со странички Валерия Ивановича Подкорытова в Фейсбук. Рекомендую. Те кто посмотрел до 9 часов среды – вернитесь: я добавил ещё один материал в тему. М.П.
Лесное дебил шоу
История учит тому, что ничему не учит. Покупатели круглого леса каждый новый год встречают, как и положено, с ценовыми подарками. С одной стороны, продавцы поднимают цены в связи с увеличением ставок разных налогов, а с другой, покупатели сами накручивают цены, как будто они играют на интерес, а не на живые деньги. В результате сосна реализуется по цене дуба, но потом не найдется желающих реально выкупить этот супер дорогой лес. Реализованный на аукционе лес зависает как мираж, которым можно любоваться, но практической пользы от него никакой, ни продавцам, ни покупателям. Первым нужны деньги, вторым нужен лес. Но каждый остается при своих интересах. Желающих выбрасывать деньги на ветер, только потому, что какие-то дебилы взвинтили цены до небес, а сами скрылись без всяких для себя последствий за горизонтом, нет. Но это еще только цветочки, дальше будут ягодки для покупателей по прямым договорам и прейскурантным ценам, которые тоже будут пропорционально подняты сделанным на аукционе крокам. В итоге получаем лесной паралич: одни не могут продать лес, другие не могут его купить. Начинается длительное противостояние продавцов и покупателей по выяснению приемлемых цен реализации, которые бы устроили обе стороны. Несмотря на то, что январь называют “пьяным месяцем” (реальная работа начинается с 21.01.) налоги и зарплату нужно платить в установленные сроки. Продавцы вынуждены идти на уступки покупателям, но только к концу первого месяца в надежде, что может «само рассосется». И такой пасьянс раскладывается каждый год.
Новый же 2019 год имеет свои особенности, в связи с переходом лесной отрасли на новые европейские стандарты. Новыми их можно назвать с некоторой натяжкой, так как они были гармонизированы (переведены на украинский язык) еще 10-17 лет назад. За это время их европейские аналоги уже дважды корректировались (через каждые 10 лет). Но с момента их гармонизации, судя по имеющимся терминологическим ошибкам, никто из лесников с ними не ознакомился. Организационно-методических и показных занятий с лесниками никто не проводил, соответственно новые стандарты никто не изучил. Это видно по опубликованным аукционным бюллетеням, где сосна категории А практически присутствует во многих лотах. Но категория А – это отборный фанерный кряж, эксклюзивный лес, который на многих биржах ранее вообще не продавался ввиду физического отсутствия такового и вдруг он волшебным образом появился, да еще на 320 грн дороже того леса, который раньше был 1-м сортом, а по новому стандарту – категория В. То есть, в бюллетень уже заложен обсчет покупателя на эти 320 грн. С первым сортом продавцы и раньше химичили через пересортицу, но, чтобы виртуальный лес категории А втюхивать по цене 2 тыс. грн и более за 1 куб. м – это смелый маркетинговый ход, правда с криминальным душком.
Прошедшие электронные аукционные торги на Подольской бирже показали выдающиеся результаты роста цен на сухостойный лес, по-новому категория D – на 600 с лишним гривен на одном кубическом метре, т.е. лес со стартовой цены 1200 грн/м3 (н/с) поднялся до 1800 грн/м3. Транспортировка такого леса в соседнюю область составит около 250 грн/м3, а через две области – 450 грн/м3, т.е. на СРТ мы имеем цену леса для категории А, но со свойствами самого низкосортного леса. Казалось бы – фантастика! Но только идиотизма.
Ладно, среди покупателей встречаются дебилы (если только не засланные казачки), но к какой категории ментальности отнести устроителей аукционов? Ведь каждый год одно и то же. Для проведения аукционов фактически нет правовой базы. Приказ ГКЛХУ № 42 2007 г. отменен, а других оснований, кроме положений бирж нет. Фактически легитимной основой торговли круглым лесом остается Гражданский кодекс Украины и прямые договора, которые почему-то чиновниками преданы анафеме, хотя весь мир работает по ним, потому что в торговле третий лишний. Вот этот третий лишний и позволяет творить описанные выше чудеса в надежде поймать крупную рыбу в мутной воде. Новые правила торговли лесом разрабатываются уже больше четырех лет. Замахнулись даже на Закон о лесном рынке, но в замахе так и замерли. Видать иссякла интеллектуальная мощь.
Но в творческих муках все же было создано торговое ноу-хау – электронные торговые площадки, на которых как на карнавале все в масках, только цифровых, да еще удаленных. Если на голосовых аукционах, где глаза в глаза, а если что, то и “в торец”, то на электронных торгах “торец” надежно защищен и можно оторваться по полной, что постоянно и наблюдается. Тем более, что “оторвам”, как младенцам, все прощается. Наказываются добропорядочные. Другое отличие в том, что если на голосовых аукционах еще есть шанс понизить цену, то на электронных аукционах, как в полете камикадзе, все выше, выше и выше, а в конце крутое пике, из которого выхода нет. Невольно вспоминается высказывание скифского философа Анахарсиса: «Рынок – это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга».
В связи с неподготовленностью продавцов и покупателей к переходу на новые стандарты и определению объема бревен по срединному диаметру (до этого его десятки лет меряли только по верхнему диаметру), продавцы решили пустить пробный шар в виде выставления на торги усеченного ресурса леса из расчета на первый месяц квартала, что еще больше усугубило положение и посеяло панику среди покупателей, которые решили, что больше леса и не будет.
Определение срединного диаметра является камнем преткновения потому, что имеющаяся инфраструктура лесхозов позволяет измерять срединный диаметр только на верхнем складе, нижние склады для этого не приспособлены. Большинство деревообрабатывающих предприятий также для замера срединного диаметра не готовы: нет погрузчиков-штабелеров и мерных вилок (до этого замеры делали рулетками). Электронные же средства измерения есть буквально у единиц участников лесного рынка. Так что многим покупателям придется покупать лес под честное слово продавца. Опять почему-то вспомнился Анахарсис. Видать не к добру. Хотя кто знает, может как-нибудь само рассосется.
Что интересно, ДСТУ 4020-2-2001 в качестве национальной особенности предусматривает определение объема бревен и дедовским способом – по верхнему диаметру. Но об этом ни слова. Видать в лесной отрасли появился лесной Наполеон с его знаменитым выражением: «Главное ввязаться в сражение, а там разберемся». Так что первый квартал будет периодом проб и ошибок для всего ЛПК, да еще и с «пьяным месяцем» в придачу. Нас ждет череда феерических открытий и квестов по поиску великой сермяжной истины. Одно утешает, что как продавцы, так и покупатели будут в равных условиях неведения новых условий, несущих как плюсы, так и минусы. Учиться будем по ходу развития событий. Впрочем, к самотеку, как методу управления, нам не привыкать.
Вот здесь пора бы выйти на сцену ассоциациям деревообработчиков как экспертно-консультационным центрам, но и их что-то не видно. Чтобы ассоциации заработали им нужен бюджет, но как только речь заходит о членских взносах, то все моментально исчезают. Хотелось бы на халяву, но бесплатный сыр бывает только в мышеловке, из которой мы собственно и не вылазим. Нет единства – нет действий. Инерция, как и привычка, свыше нам дана и многим замена счастью она. При такой тенденции развития дел в лесопромышленном комплексе скоро вообще некому будет куда-либо выходить.
А послезавтра очередной лесной квест и IQ Test участников в Чернигове. Как говорится, вскрытие покажет.





Торги без правил
У нас, если начинают усиленно говорить о благе народа или государства, значит где-то кто-то собирается что-то стырить или уже украл.
Вспомните приказ ГКЛХУ № 41 2007 г. с его «Положением об организации и проведении аукционов по продаже необработанной древесины». Преподносилось с помпой именно как светлое будущее лесного рынка Украины. Его практическое внедрение под лозунгами открытости, прозрачности и равных условий для всех участников рынка, сопровождалось хищениями в особо крупных размерах. Некоторые из его организаторов до сих пор в бегах. Но упавшее знамя аукционов подняли и водрузили на новые редуты, придав начатому делу новую жизнь. Положение об аукционах оформилось чем-то вроде «крепостного права» для деревообработчиков, нуждающихся в древесном сырье. Отныне они могли покупать лес только на аукционах, которые первоначально проводились в голосовом формате.
Но все меняется и проходит. Глупые тоже со временем становятся умнее. Понимая, что собирать в одном месте много недовольных людей слишком рискованно, отменяется «крепостное право» и создается «цифровое иго» – электронные аукционы. Отныне только удаленка, отсутствие личных контактов и полная свобода для манипуляций.
По ходу развития событий был создан миф, что только аукцион может определить реальную рыночную цену. Так и при прямых договорах она была вполне рыночной и всегда реальной, отражая изменения стоимости энергоносителей, ставок налогов, зарплаты и других показателей. Если потребителям не хватало сырья, они всегда могли инициировать повышение цены с целью получения приоритета в отгрузках. При этом цены были реальными для текущего момента и к ним затем подтягивали и других потребителей. Иногда цены менялись несколько раз в течение одного квартала. Чего не скажешь об аукционах, где могут дать +3000 и затем не выкупить, а излишнее повышение цен периодически создает паралич лесного рынка, после которого следует ценовой откат, так как предложенные цены были нереальными. И в чем выигрыш? Только в возможности манипулировать процессом.
Другой миф говорит о том, что аукционы создают равные условия для всех участников рынка. А надо ли? Предприятие с одной пилорамой фермерского типа и суперсовременный завод европейского типа разве могут быть равными? Первый платит в бюджет единовременный налог 500 грн, а второй – миллионы гривен и для них должны быть одинаковые условия? Да, второго родное правительство должно оберегать как курицу, несущую золотые яйца и относиться типа: «Чего еще изволите, Ваше Производительство»? А вместо этого ему предлагают встать в общую очередь на аукцион. Вы когда-нибудь видели олигарха в очереди в магазине?
Третий миф о прозрачности торгов. Все возмутители рынка по росту цен как спецагенты под прикрытием. Вся информация о них строго засекречена и не оглашается, что позволяет им многократно совершать свои гнусные действия – поднять цену на лес и не выкупить его. Отдуваться же приходится остальным покупателям. И где же эта прозрачность? Биржи как пиявки: деньги сосут, но никакой практической пользы от них нет. А подъем цены им даже выгоден, они больше заработают.
Манипуляторами выступают не продавцы-лесхозы, которые уже давно на военном положении, им что прикажут, то они и делают, а чиновники-манипуляторы из властных структур. Вот они-то и разрабатывают односторонние правила торговли, которые сами же никогда не выполняют.
Наиболее профессионально, с учетом обеих сторон – продавцов и покупателей, правила торговли прописаны в Гражданском кодексе Украины, который до сих пор, Слава Богу, действует. Но именно те правила торговли как кость в горле у манипуляторов, они их объявили коррупционными, хотя создавались они, когда коррупцией еще и не пахло. Просто манипуляторам там места нет. Продавец и покупатель – глаза в глаза.
И вот новый виток манипуляторского блуда. На этот раз связанный с переходом на «новые европейские стандарты». Не обольщайтесь насчет «новых», вам будут пытаться втюхать старые стандарты но в новой оболочке, полагая, что все новое – это еще не забытое старое, но уже по европейским ценам.
Операция по переходу на новые стандарты спланирована по всем правилам военного искусства. Во-первых, внезапность. Кабмин принял постановление № 695 о переходе на новые европейские стандарты 14.12.2014., а Гослесагентство издало свой приказ о переходе на новые стандарты 30.10.2018., четыре года спустя. На подготовку – 2 месяца. Покупателей же вообще официально никто не извещал. Они узнали об этом уже в ходе начавшихся аукционов.
Во-вторых, отвлекающий маневр. На первый квартал 2019 г. был выставлен усеченный ресурс леса, создавший ажиотажный спрос. В ходе возникшей паники в борьбе за сырье никто особо и не обратил внимания на новые стандарты и содержащиеся в них нюансы. Главная задача – урвать хоть по лоту.
В-третьих, нанесение внезапного главного удара по покупателям, застигнутых врасплох. Пока покупатели разберутся в обстановке, с них можно срубить бабла немеренно. И этот процесс уже пошел. Хмельницкий, Чернигов, практически взяты без боя. Наступление успешно продолжается. Впереди Киев, Сумы и Житомир.
Вы только посмотрите на корректирующие таблицы Гослесагенства! Если их считать тестом на профессионализм лесного дела, то чиновники агентства его полностью завалили. Похоже лесников там уже нет, только одни бизнесмены. А вот как бизнесмены они довольно успешно проводят наступательную операцию по оболваниванию покупателей. Могу это оценить, как специалист по планированию войсковых операций в прошлом. Первый эшелон уже в наступлении и имеет успех. Похоже, у них там действительно Бонапарт появился, судя по решительным и активным действиям, а агентство становится чем-то вроде генерального штаба. Военные просто обзавидуются. Может амплуа сменить?
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Кто-нибудь обратил внимание на содержимое лотов? Многие лоты по 50 м3 имеют по 15-17 торговых позиций. Вы что, думаете, что вам лоты будут отгружать с филигранной точностью по 3м3 каждой «твари по паре»? Просто эти позиции будут вписаны в аукционный договор и продавец на законном основании будет отгружать, а вам остается оплатить выставленные счета. Отгружаться же будет не то, что вам выгодно, а то что будет выгодно продавцу. Вот тогда вы оцените финт с виртуальным лесом категории А, к которой судя по намерениям продавцы собираются отнести и рудстойку диаметром 14-19 см. Для сравнения, на Западе к категории А относится лес с минимальным диаметром 28 см и более, где действительно может быть бессучковая зона древесины. Все остальное от лукавого и Гослесагентства. Реальный лес категории А – это эксклюзивные бревна, которые могут продаваться со склада поштучно с предварительным их осмотром покупателем, но не в ассортименте с остальным лесом в надежде, что на его несоответствие не обратят внимания.
Я так уверенно говорю о европейских стандартах не потому, что я такой умный – увидел и все сразу понял. Просто еще четыре года назад мне пришлось в качестве эксперта программы ФЛЕГ делать аналитический отчет по европейским стандартам. Работал над этим не менее полугода, в результате проделанной работы написал справочное пособие по европейским стандартам, которое было также направлено и в Гослесагентство. Проигнорировали и даже не ответили, полагая, что и сами с усами. А вот какие у них усы, мы сейчас ощутим на собственном опыте.
Пожелать всем приятных предстоящих торгов – язык не поворачивается. Это все равно что пожелать приятного пути на Голгофу. А вот осмотрительность и благоразумие никому не повредит.
Проходящие в настоящее время торги больше похожи на игру в наперсток, в которой побеждает ведущий игры. Ну а участники как всегда надеются на счастливый шанс. А зря. Все уже украдено заранее, вам отведена роль статистов для оплаты счетов. Какие могут быть правила торговли, если их составляли в интересах продавцов, а покупатели узнают о них только в ходе торгов. В Европе, куда мы так стремимся, все делается с точностью наоборот. Стандарты создаются и уточняются в первую очередь в интересах покупателя. В Европе, кто платит, тот и заказывает музыку. У нас же кто платит – того и обсчитывают.
Обидно, что покупателей держат за последних лохов. Как будто кроме бредней манипуляторов они больше ничего не читают.
Кстати, недавно представитель Гослесагентства в Лондоне доказывал, что в Украине топливные дрова и технологические дрова – одно и тоже. Это тоже показатель профессионализма. Ловите на слове, требуйте технологических дров по цене топливных. Раз это одно и тоже, то и цена должна быть одинаковой.

Ценовой калейдоскоп аукционов
ДСТУ ENV 1315-2-2001Раздел 5 классифицирует лесоматериалы, назначение которых не известноРаздел 6 определяет только перечень параметров для лесоматериалов известного назначения, конкретные значения которых должны быть определены в договоре купли-продажи еще до продажи, а не после.Так, чем же руководствоваться?В бюллетене указаны лесоматериалы известного назначения, требования к которым должен определить покупатель, который этот товар еще не купил и неизвестно, купит ли вообще, а если купит, то кота в мешке. В общем, доведение ситуации до абсурда
Идет мужик по рынку, видит дед курицу продает. Мужик спрашивает: – Дед, сколько хочешь? Дед отвечает: – 1000 долларов. Мужик: а что же дорого так?!!! Дед: – Да я и сам знаю, что дорого, просто деньги ОЧЕНЬ нужны!!!
Примерно такие же ассоциации вызывают аукционные бюллетени 1 квартала 2019 г. по реализации необработанной древесины.
Пример. Пиловочник. Сосна. Категория В. Диаметр 25-29 см. Длина 3-6 м. Условия поставки: нижний склад. Стартовые цены у разных продавцов в диапазоне: 1450 – 2040 грн/м3. Разница между максимальной и минимальной ценой – 590 грн (29%). Торговля впервые осуществляется по новым стандартам и по новой методике определения объема бревен по срединному диаметру, предыдущего опыта нет, т.е. торги начинаются с чистого листа.
Почему такой большой разброс в ценах? Если цены помимо всего прочего отображают затратность производства, то предприятие с самой минимальной ценой – самое эффективное, а с максимальной ценой наоборот – малоэффективное, убыточное. Как вариант – денег ОЧЕНЬ хочется.
В принципе для определения стартовой цены должна быть формула расчета стартовой цены. Если бы она была, то не было бы такого большого разброса в ценах и они были бы примерно одинаковы – конечный бенефициарий у леса один. Это уже в ходе торгов определились бы реальные цены продажи, которые могли бы значительно отличаться между собой, что мы действительно и наблюдаем по факту.
Кстати, мудрые продавцы предлагают минимальные стартовые цены. Обратите на них внимание, с ними вы никогда не пропадете. Они мотивируют свой минимализм тем, что по минимальным ценам им легче продать свою продукцию, а покупатели в борьбе за более дешевый лес сами добавят к цене. Психологи, однако! Это вам не ломовая тактика с максимальными ценами.
О формуле расчета стартовой цены шла речь еще на заседаниях рабочей группы в Гослесагентстве по разработке новых правил торговли после революции достоинства в 2014 г. Руководство Гослесагентства тогда обещало решить эту проблему в течение года, но похоже она стала еще одной нерешаемой математической загадкой тысячелетия и отложена для решения будущим поколениям. Ну, а пока живем, как Бог на душу положит. Кладет же он разным продавцам по-разному. И не только в трактовке цены, но и сортности.
Что такое лес категории А? Это тот лес, который раньше позиционировался на рынке как пиловочник столярного качества, или отборный, или комлевой. В классификацию ГОСТов он не попадал, но на рынке он был выделен в особую ценовую категорию, которая наконец-то нашла свою нишу в новых евростандартах. Это лес без сучков и отборного качества. Таким лесом торговали немногие лесхозы и его объем был незначительным – менее 1% от общего объема реализации. Этот лес всегда продавался отдельными лотами и никогда не смешивался с другими сортами.
Прелюбопытнейшие картины представляют уже опубликованные лоты. Полотна французских импрессионистов просто меркнут по сравнению с ними. Если, например, у одного из лесхозов в 2018 г. были лоты с содержанием 1 сорта в пределах 21% (а столярного качества вообще не было), то откуда у него в 1 квартале 2019 г. вдруг появляется 42% леса только категории А? Если учесть, что он выставил ресурс только на 1-й месяц, можно предположить, что у него имеются еще два таких комплекта и на последующие месяцы.
Товарищи ученые, доценты с кандидатами, может вы объясните сей феномен новоявленного чуда?
Но виновен в этом не лесхоз, а тот, кто спустил ему корректирующие таблицы для перевода сортиментной структуры старых ГОСТов на новые стандарты. При этом он сам не разобрался в них и других ввел в заблуждение. И получилась из этого каша-малаша. Чтобы в этом убедиться, достаточно рядом положить для сравнения два стандарта – старый и новый. Присутствующие в новых стандартах национальные особенности добавляют особый шарм и окончательно сбивают с толку неподготовленного покупателя. Так перешли мы в полном объеме на новые стандарты или все же с учетом национальных особенностей, которые отсылают нас к старым стандартам? Если в полном, тогда нужно было бы убрать «особенности», двусмысленность. Времени-то для этого было более чем достаточно.
Есть там и иные сомнительные моменты. Если к категории А примешан бывший 1-й сорт по ГОСТУ и нет ограничений по диаметру, то приведенные выше примеры с лесом категории В по новым стандартам по идее должны соответствовать 1-му сорту ГОСТ, вместо которого «крупье» советует продавать гостовский лес 2-го сорта.
Таким образом легким мановением руки в основу новых стандартов заложена хорошо известная по прошлой практике пересортица, которую в нашей торговой практике “не удушишь, не убьешь” .
Получается, что «крупье» не чист на руку и как с ним играть, если у него крапленая колода и в рукавах четыре дополнительные туза? Игра просто проигрышная. А может сменить крупье, колоду и начать играть на равных?
Тем более, что ДСТУ ENV 1927-2:2005 классифицирует круглые лесоматериалы сосны неизвестного назначения, а в аукционных бюллетенях указаны лесоматериалы только известного назначения (конкретные сортименты), требования к которым должны предварительно определяться в договорах с покупателями, которые могут быть разными. И как их увязать с тем «винегретом» в лотах, который предлагается на продажу?
Получается, что проводимые аукционы нелегитимны и их организаторы сами до конца не разобрались в новых стандартах и постоянно путаются в них, вводя покупателей в блуд. Сакраментальный вопрос: Что делать?





