Россия и Украина развернули беспилотную наземную технику в «зонах поражения»

На изображении, опубликованном в социальных сетях, видно, как военнослужащий 93-й механизированной бригады буксирует беспилотное наземное транспортное средство Termit за пикапом недалеко от Константиновки в августе 2025 года. Через социальные сети

На полях сражений в Украине доминируют беспилотники, превращающие обширные участки местности в смертоносные «зоны поражения». В этих районах российские и украинские беспилотники ищут незащищенных солдат или военную технику противника и уничтожают их. В некоторых регионах эти зоны, контролируемые беспилотниками, простираются более чем на 25 километров вглубь линии фронта, создавая современный эквивалент «ничейной земли» времен Первой мировой войны. Этот постоянный тупик заставил обе стороны искать новые технологии, способные прорваться через эти смертоносные барьеры. В частности, Украина и Россия, похоже, обращаются к беспилотным наземным транспортным средствам (БНТС) как к средству навигации и борьбы с этими зонами без риска для человеческих жизней.

Беспилотные наземные транспортные средства для операций по снабжению

Эти зоны поражения часто окружают города, удерживаемые вражескими войсками. Хотя дроны не особенно эффективны для нанесения ударов по солдатам, защищающим эти города, они очень эффективны для наведения на транспортные средства снабжения, пытающиеся проникнуть в них. Недавние сообщения в социальных сетях из Юнаковки указывают на то, что российские солдаты были вынуждены собирать дождевую воду, чтобы выжить после того, как в течение 8 дней не пополняли запасы из-за украинских беспилотников. В краткосрочной перспективе прекращение операций по снабжению наносит ущерб моральному духу. Со временем, когда еда, боеприпасы и топливо заканчиваются, солдаты и их снаряжение перестают быть боеспособными.

ПОКРОВСК, УКРАИНА – 14 ФЕВРАЛЯ: Украинские войска готовят «Зону поражения», чтобы остановить российское наступление 14 февраля 2025 года в Покровске, Украина. (Фото Константина Либерова/Libkos/Getty Images)

На нескольких недавних видео, опубликованных в социальных сетях, видно, как беспилотные наземные транспортные средства успешно пополняют запасы российских и украинских войск. Хотя беспилотные наземные транспортные средства, выполняющие миссии по снабжению, могут быть нацелены на них так же, как и обычные транспортные средства, они представляют меньший риск для человеческой жизни. Они также в целом более маневренны, потому что не полагаются на водителя-человека и не ограничиваются дорогами. Их компактная конструкция и маневренность позволяют использовать укрытия и маскировку, выбирая маршруты, которые максимизируют выживание и успех миссии. Например, они могут перемещаться по лесистой или городской местности, по которой трудно ориентироваться оптоволоконным дронам. Несмотря на то, что они несут меньшую полезную нагрузку, чем стандартные транспортные средства, они часто оказываются более успешными при выполнении миссий по снабжению.

Беспилотные наземные транспортные средства для эвакуации пострадавших

Эти зоны поражения также создают значительные трудности при эвакуации раненых солдат с поля боя. В недавнем докладе Института изучения войны указано, что соотношение убитых и раненых в России в настоящее время составляет 1 к 1,3, что намного выше, чем стандартное соотношение 1 к 3, обычно наблюдаемое в современных конфликтах. Это несоответствие говорит о том, что многие раненые солдаты умирают от травм, которые в противном случае можно было бы пережить. В докладе указывается, что одним из основных факторов является невозможность безопасного проведения медицинской эвакуации. Наблюдение с беспилотников и постоянные воздушные угрозы сделали опасным приближение медиков или носилочных бригад к раненым, поскольку попытки эвакуации могут вызвать удары беспилотников или артиллерии. В результате многие жертвы остаются на поле боя в течение длительного времени, где задержки с оказанием медицинской помощи часто приводят к летальному исходу.

Кадры из видео, опубликованного в социальных сетях, на котором украинец из легиона DIU управляет беспилотным наземным транспортным средством в июне 2025 года. Через социальные сети

Беспилотные наземные транспортные средства предлагают потенциальное решение этой проблемы. Они могут работать без риска для жизни людей и перевозить несколько пострадавших за одну поездку. Когда они четко обозначены как платформы для медицинской эвакуации, они с меньшей вероятностью станут мишенью для беспилотников. Кроме того, они могут включать в себя автономную навигацию и тепловизионное изображение для быстрого обнаружения раненых. Их способность передвигаться по труднопроходимой местности и районам повышенного риска может восстановить способность к быстрой эвакуации, необходимую для поддержания боевого духа и боеспособности. Хотя ни одна из сторон не опубликовала видео использования беспилотных наземных транспортных средств для медицинской эвакуации, и Россия, и Украина разрабатывают и испытывают БНТС специально для этой цели.

Беспилотные наземные транспортные средства на вооружении Украины и России

Украина разработала ряд отечественных решений для беспилотных наземных транспортных средств, используя достижения своей индустрии воздушных беспилотных летательных аппаратов. Несколько украинских оборонных инкубаторов, работающих в рамках инициативы Brave1, развернули широкий спектр БНТС для логистики, разминирования, разведки и боевой поддержки. Одной из таких систем является Termit, гусеничный БНТС, способное перевозить до 300 килограммов по различной местности. Другая система, Protector, значительно больше и может выдерживать полезную нагрузку до 700 килограммов с запасом хода 400 километров. В настоящее время эта система проходит испытания. Совместными чешско-украинскими усилиями также является разработка UNEX UGV, полностью электрической амфибийной системы, способной нести полезную нагрузку до 1700 килограммов.

Эти системы дополняются теми, которые предоставляются в рамках пакетов военной помощи. В рамках недавнего пакета помощи, финансируемого Нидерландами, Украине будет поставлено 150 систем THeMIS, разработанных эстонской компанией Milrem Robotics. Эти гусеничные БНТС, грузоподъемностью каждого из которых составляет 700 килограммов, дополнят 15 систем THeMIS, которые Украина использует на поле боя с 2022 года.

Кадры из видео, опубликованного в социальных сетях в сентябре 2025 года, на котором видно, как замаскированный БНТС «Русский курьер» используется для пополнения запасов. Через социальные сети

Россия также развернула несколько БНТС в Украине, что отражает ее стремление автоматизировать операции на передовой и снизить риски для персонала. Недавно Россия представила БНТС «Курьер» — компактную 250-килограммовую электрическую платформу, предназначенную для модульного использования в огневой поддержке, логистике и радиоэлектронной борьбе. Было замечено, что он несет гранатометы, пулеметы и средства постановки мин и, как сообщается, действовал вместе с пехотой для подавления позиций противника. Кроме того, Россия разработала «Депешу» — более легкую колесную логистическую машину, способную перевозить до 200 килограммов припасов или эвакуировать раненых военнослужащих. Как и Украина, Россия имеет ряд экспериментальных систем, находящихся на разных стадиях разработки. В России также есть ряд более старых БНТС, разработанных до войны, хотя большинство из них использовались очень ограниченно.

Дальнейшие перспективы беспилотных наземных транспортных средств

Эти системы обеспечат некоторое облегчение обеим сторонам, поскольку они пытаются перемещаться по зонам поражения, созданным противоборствующими беспилотниками. Тем не менее, они остаются относительно примитивными по сравнению с быстрым прогрессом в технологиях беспилотных летательных аппаратов. Многие из новейших дронов теперь работают с большей автономностью, обусловленной встроенной обработкой искусственного интеллекта. Украина, в частности, использует свой опыт в области беспилотных летательных аппаратов для разработки более совершенных беспилотных наземных транспортных средств. Также звучат обвинения в том, что Россия стремится БНТС для улучшения своих собственных конструкций.

НЕУКАЗАНО, УКРАИНА – 18 АПРЕЛЯ: Украинские военные из 214-го отдельного штурмового батальона OPFOR управляют украинской беспилотной платформой наземного транспорта Rys Pro, оснащенной дистанционно управляемой пулеметной турелью, во время учений 18 апреля 2025 года (Фото Сергея Михальчука/Global Images Ukraine через Getty Images)

По мере развития технологии обе страны изучают новые способы применения БНТС, выходящие за рамки пополнения запасов и эвакуации. Вооруженные варианты уже оснащаются пулеметами, автоматическими гранатометами и противотанковыми системами, эффективно превращая их в дистанционно управляемые штурмовые платформы. Другие прототипы проходят испытания для автоматизированной установки мин, что позволяет силам быстро укреплять или блокировать местность без непосредственного участия человека. Кроме того, чтобы помочь прорваться через зоны поражения, БНТС также начнут интегрировать технологию борьбы с беспилотниками, неся полезную нагрузку радиоэлектронной борьбы или модули ПВО малой дальности для глушения, выведения из строя или уничтожения приближающихся беспилотников.

Стремление к разработке новых беспилотных наземных транспортных средств отражает более широкий сдвиг в сторону роботизированного боя, где машины играют все большее количество ролей, которые когда-то были зарезервированы для людей. Несмотря на то, что существующие системы остаются ограниченными, их быстрая эволюция указывает на будущее поле боя с интегрированной сетью воздушных, наземных и морских беспилотных летательных аппаратов. Как для Украины, так и для России владение беспилотными наземными транспортными средствами обеспечит им преимущество на текущем поле боя, повлияв на будущую траекторию войны. Сегодняшние зоны поражения становятся испытательными полигонами для новой эры машинной войны.

Залишити перший коментар

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.