Сад, построенный для поглощения дождевой воды на площади Тасинге в Копенгагене, Дания. State of Green
Изменение климата приводит к увеличению количества осадков и подъему уровня моря в низко расположенной Дании. В ответ на тревожные прогнозы Копенгаген реализует амбициозный план по строительству сотен природосообразных и инженерных сооружений для поглощения, хранения и перераспределения будущих паводков.
Всего за два часа 2 июля 2011 года на Копенгаген обрушился сильнейший ливень, который выпадает раз в тысячу лет, и затопил столицу Дании, вылив на некоторые районы более 12 см осадков. Была затоплена критически важная инфраструктура крупнейшей больницы города, а также основные дороги, подвалы и предприятия. Оказалось, что город, который на протяжении десятилетий занимался передовым планированием в области устойчивого развития, оказался совершенно не готов к сильным дождям, которые нанесли ущерб на 1,8 миллиарда долларов.
Потрясенные бедствием, город и его жители поняли, что такие климатические катастрофы — и даже более сильные наводнения — неизбежны и требуют быстрого и решительного реагирования. С этой целью Копенгаген собрал своих лучших градостроителей, ландшафтных дизайнеров, консультантов и архитекторов, чтобы превратить город, раскинувшийся на двух основных островах в Балтийском море, в первый в мире полноценный «губчатый город». Эта ультрасовременная система защиты, сочетающая в себе природные элементы поверхности, такие как водно-болотные угодья и парки, с крупными подземными сооружениями, такими как трубы для хранения воды и водохранилища, должна укрепить город на 100 лет от ливней и повышения уровня моря.
Сложно спроектированная сеть управляет ливневыми водами и приливами, впитывая их, накапливая, а затем медленно возвращая воду в водный цикл. Строительство «губчатого города» оказалось настолько успешным, что такие разные города, как Окленд, Найроби, Сингапур, Нью-Йорк, Роттердам и Берлин, а также многие другие города в США и Европе, теперь считают его примером для подражания.
Хотя проект по защите от наводнений еще не достиг даже половины своей цели, эксперты говорят, что Копенгаген уже находится в лучшем положении, чтобы противостоять проливным дождям.
Несмотря на то, что китайцы были первыми, кто придумал термин «губчатый город», — объясняет Мариам Нагиби, городской ландшафтный архитектор из Делфтского технологического университета в Нидерландах, — Копенгаген является образцом для всех городов с такой плотной городской застройкой».
Межправительственная группа экспертов по изменению климата прогнозирует, что в ближайшие десятилетия в городских центрах высоких широт будут наблюдаться более сильные и частые дожди, а к 2050 году частота наводнений, происходящих раз в 100 лет, увеличится как минимум вдвое на 40 % территории Земли, согласно статье, опубликованной в 2024 году в журнале Nature. Кроме того, таяние полярных ледяных шапок приведет к повышению уровня моря, что представляет очевидную угрозу для низко расположенной и окруженной морем Дании. Датский метеорологический институт прогнозирует, что к 2100 году количество осадков в зимние месяцы увеличится на 55 %, а ливни станут еще более интенсивными, если глобальная температура поднимется на 2–3 градуса Цельсия по сравнению с доиндустриальным уровнем. Уровень моря в прилегающих к Дании морях — Северном и Балтийском — может подняться на 1,2 метра.
«У нас есть прогнозы о том, как будет выглядеть город и где будет происходить климатический кризис», — говорит Кристиан Ньеруп Нильсен, глобальный директор по адаптации к изменению климата в Ramboll, консалтинговой компании, которая помогала разрабатывать генеральные планы адаптации к изменению климата для нескольких районов Копенгагена. «Мы должны предвидеть экстремальные погодные явления, которые произойдут через сто лет».

Концептуальный эскиз зеленой зоны в Копенгагене, способной удерживать и фильтровать ливневые воды. ГОРОД КОПЕНГАГЕН
Спустя год после наводнения в Копенгагене в 2011 году, планировщики представили План по борьбе с ливнями (Cloudburst Management Plan) — комплексный проект по реорганизации системы защиты города от сильных дождей и штормовых нагонов, а также по обеспечению некоторой защиты от засухи. Сегодня в городе реализуются сотни проектов по снижению риска наводнений, а еще сотни находятся в стадии разработки. Некоторые из них масштабны, как подземные трубопроводы диаметром около 3 метров, которые отводят ливневые воды на очистные сооружения, а затем в гавань. Другие более скромны, включая биоканалы (покрытые растительностью углубления, которые задерживают и фильтруют ливневые воды), карманные сады и «губчатые парки», которые сочетают в себе зеленые крыши, водопроницаемое покрытие и водопоглощающие растения.
Хотя проект Cloudburst, который первоначально планировалось завершить в 2032 году, выполнен менее чем наполовину, эксперты считают, что Копенгаген уже находится в значительно лучшем состоянии, чтобы противостоять проливным дождям. По словам Нагиби, риск наводнений в городе снизился на 30–50 % в приоритетных районах.
В число завершенных проектов входят как «сине-зеленые», так и «серые» инновации. Первые отражают подход, основанный на природе: зеленые зоны, такие как парки и сады, фильтруют и удерживают ливневые воды; деревья и другие растения впитывают воду; открытые пространства, такие как лужайки и луга, позволяют воде проникать в грунт; ручьи с восстановленной растительностью на берегах, освобожденные от подземных труб (процесс, называемый «освещением»), распределяют и удерживают ливневые воды; озера, которые были расширены и окружены водно-болотными угодьями, увеличивают емкость водохранилищ.
Некоторые объекты противопаводковой инфраструктуры носят также социальный характер, говорит ландшафтный архитектор, например, водосборные бассейны, которые также служат скейт-парками и амфитеатрами.
Аналогичным образом, зеленые крыши и фасады поглощают дождевую воду, одновременно освежая городской воздух. Город также заменил непроницаемое дорожное покрытие на дорогах, парковках и общественных площадях на проницаемые материалы, которые позволяют более эффективно отводить воду.
В дополнение к изменениям поверхности, Копенгаген также использует серые, или инженерные, решения для приема излишков воды из парков и улиц, ее хранения и — в случае сильных дождей — сброса непосредственно в гавань Копенгагена. Эта сеть включает в себя подземные туннели длиной в милю, подземные бассейны, насосные станции и расширенные канализационные трубы, которые транспортируют как сточные воды, так и ливневые воды.
Среди флагманских проектов Cloudburst, пожалуй, ни один не привлекает столько внимания, как площадь Карен Бликсенс, одно из крупнейших общественных пространств города, расположенное на южном кампусе Копенгагенского университета. Площадь почти в пять акров с волнистыми куполами из литого бетона и овальными мини-садами служит местом сбора студентов и общественности, площадкой для проведения мероприятий и водосборником для дождевой воды. В случае сильных осадков углубления под холмами, похожими на велосипедные холмы, которые вмещают более 2000 велосипедов, удерживают ливневые воды, тем самым снижая нагрузку на близлежащий канал. По всей площади посажены клумбы, которые также поглощают воду, способствуют испарению и служат местом обитания для насекомых, птиц и диких цветов.

Площадь Карен Бликсенс в Копенгагенском университете. Велосипедные навесы и клумбы построены для удержания воды. Фото предоставлено Cobe
«Усилия Копенгагена по адаптации носят не только технический и функциональный характер, но и социальный», — говорит Нагиби. «Инфраструктура эстетически привлекательна и интересна с практической точки зрения, например, водосборные бассейны, которые также служат скейт-парками и амфитеатрами». Кроме того, по ее словам, дизайнерские решения города «приносят дополнительные преимущества, такие как тень, биоразнообразие и охлаждение города». В отличие от этого, по ее словам, китайская инициатива «губчатый город» — это более широкая национальная программа с большим акцентом на крупномасштабную инфраструктуру. Ее цель — не только управлять стоком, но и сохранять воду и улучшать ее качество во многих городах.
На противоположной стороне гавани от площади Карен Бликсенс находится исторический парк Энгхаве, занимающий площадь около 11 акров и разделенный на лужайки, сады, детские площадки и спортивные площадки. На перепроектирование и физическое понижение парка ушло три года. Теперь он включает в себя интегрированный подземный резервуар вместимостью почти 6 миллионов галлонов. Бетонные подпорные стены направляют дождевую воду в парк и увеличивают его водохранилищную емкость еще на 3,7 миллиона галлонов. Когда стены не используются для предотвращения наводнений, посетители парка могут сидеть на них.
Коммунальное предприятие Копенгагена HOFOR отвечает за четыре подземных туннеля, или «водные магистрали», которые составляют основу новой подземной сети города. Два уже построенных туннеля обошлись дорого — в общей сложности 98 миллионов долларов, — но они были спроектированы с учетом проливных дождей, которые ожидаются в течение следующего столетия. Еще один туннель находится в стадии строительства, а строительство последнего планируется начать в следующем году.

Парк Энгхаве в Копенгагене. Под парком находится огромный подземный резервуар. State of Green
По словам Ньерупа Нильсена из Ramboll, план Копенгагена на 2012 год был значительно более «голубым» и «зеленым», чем «серым». Но ситуация постепенно изменилась. «План предполагал, что почти все будет над землей, но сейчас под землей строится больше, чем мы предполагали. Отчасти это связано с тем, что когда нужно действовать быстро, люди склонны возвращаться к тому, что делали раньше». По его словам, серая инфраструктура может справиться с гораздо большими объемами воды, чем небольшие зеленые модификации.
Копенгаген прошел сложный путь обучения. «Поскольку многие элементы города взаимосвязаны, изменение одного из них влияет на другие», — говорит городской планировщик Джонатан Регев, имея в виду существующие подземные системы энергоснабжения, водоснабжения и связи. Например, план по перепланировке городских улиц, превратив их в «дождевые дороги», которые будут отводить воду в городские парки, провалился из-за невозможности переместить водопроводные и электрические кабели, проходящие под ними. «Это огромная инженерная задача, и сейчас нет срока ее завершения», — говорит он, имея в виду первоначальный прогноз по завершению работ.
Еще одной проблемой является качество воды в туннелях. По словам Регева, нет единого мнения о том, насколько чистой должна быть вода, поступающая в гавань и пресноводные пруды. «Часть стоков придется сначала направлять на очистные сооружения. Когда мы начинали этот проект, мы не знали о микропластике и вечных химикатах. Это привело к конфликту между нормами охраны окружающей среды и планами адаптации».
Северная Европа в настоящее время страдает от сильной засухи, которая является еще одним последствием климатического кризиса. С середины мая индекс засухи в Дании превышает 9 (по шкале от 1 до 10). Хотя архитекторы Копенгагена заявляют, что наводнения в городе являются главной проблемой, модель «губчатого города» также имеет преимущества в засушливые периоды. Зеленые зоны города, которые задерживают воду, помогают пополнять водоносные горизонты, а туннели, которые удерживают дождевую воду от умеренных штормов, функционируют как резервуары, которые можно использовать в засушливые периоды. «Это одна из причин, по которой туннели такие большие», — говорит Лиам Блант, эксперт по устойчивому городскому планированию из Лундского университета в Швеции. «Дополнительный размер труб предназначен для хранения».
Однако в целом более широкие долгосрочные преимущества инициатив Копенгагена по адаптации к изменению климата еще предстоит реализовать. В начале программы Cloudburst в 2012 году город четко заявил: «До тех пор, пока не будет внедрена полная система, Копенгаген останется уязвимым». Эксперты и разработчики отмечают, что прогресс, достигнутый городом на данный момент, впечатляет и заслуживает подражания.Но они также признают, что Копенгаген по-прежнему не готов справиться с такой бурей, как та, что обрушилась на него в 2011 году.