Говоря о том, что “Сама идея биржевой модели уже не вызывает дискуссий” Олег Падалка врет и тем наивным читателям ЕП, которые ему верят, вскорет придется в этом убедиться. Лучше бы не “свистел”, а 91 млн.грн Юрию Витальевичу занес…М.П.
Четвертая годовщина биржевой торговли древесиной: результаты, проблемы и перспективы.
Я хорошо помню 2021 год, тогда мы стояли на пороге важных реформ: благодаря соответствующим изменениям в законодательство впервые начали строить организованный рынок необработанной древесины. Это был давно нужный, но в то же время непростой шаг.
Время все расставило на места. Сейчас я убежден, что это было правильное решение. То, что тогда казалось смелым шагом, сейчас уже зрелый и действенный механизм, который работает в интересах государства и экономики, бизнеса и окружающей среды.
Система реализации древесины, которая раньше часто работала по принципам кулуарных договоренностей, без применения доступных и конкурентных механизмов формирования цены, без контроля за выполнением контрактов, за последние годы превратилась в организованный товарный рынок: прозрачный и эффективный.
Как было
До середины 2021 года продажа необработанной древесины почти всегда происходила на условиях прямых договоров, закрытых аукционов или через полуформальные договоренности. Это создавало среду неравных возможностей, когда доступ к сырью имели “свои”, а не те, кто готов платить справедливую рыночную цену. Лесхозы недополучали доход, а значительная часть древесины находилась в тени.
Соответственно, это приводило к негативным последствиям: потери государственного и местных бюджетов, искажение конкуренции, “откаты”, многочисленные конфликты на местах. Предприниматели не могли получить сырье на равных условиях и были вынуждены сокращать производство, искать пути в обход системы или закрывать бизнесы.
Что изменилось
С июля 2021 года организацию и проведение биржевых торгов регулирует и контролирует НКЦБФР, которая имеет многолетний опыт по внедрению норм функционирования и развития рынков. Открытая работа государственного регулятора и диалог с участниками процесса купли-продажи древесины способствовали таким положительным результатам:
- продажи происходят открыто и прозрачно, с доступом к истории торгов;
- рынок доступен для всех, независимо от размера предприятия и расположения;
- цена на торгах определяется конкуренцией между деревообработчиками, а не договоренностями за закрытыми дверями;
- государство получает больше доходов благодаря более высоким ценовым индикаторам и сокращению теневого сегмента;
- биржевые платформы разработали инструменты и стали источником аналитики, прогнозов и стратегического планирования для участников рынка.
Биржа как сервисный центр
Сейчас биржа – это гораздо больше, чем электронная площадка для подачи заявок.
Я убежден, что успех биржевой модели в значительной степени объясняется качественными сервисами, которые предоставляют организаторы торгов:
- личный кабинет участника с историей торгов, графиком поставки, документами и оповещениями;
- календарь торгов;
- автоматические напоминания об аукционах, подписании контрактов и других событиях;
- различные виды торговых инструментов;
- единый клиринговый счет, оптимизирующий работу с гарантийными взносами;
- мониторинг за выполнением договоров и комплексные меры по повышению показателя;
- электронный документооборот;
- онлайн-поддержка, консультации, учебные материалы;
- публичные дашборды с ценами, объемами, индексами для рынка, власти и бизнеса;
- средства искусственного интеллекта, помогающие участникам торгов.
Это все не только удобство. Это основа для цивилизованного рынка, где малый и средний бизнес может эффективно конкурировать с крупными компаниями.
Результаты за четыре года
Может показаться, что я идеализирую ситуацию, но нет. Сейчас более 90% необработанной древесины в Украине реализуются именно через организованный товарный рынок. Торги проходят ежедневно, во всех регионах и охватывают большое количество участников.
За четыре года проведено более 35 тыс. биржевых торгов, количество участников рынка превысило 6 тыс., продано почти 40 млн куб. м необработанной древесины, дополнительный доход лесохозяйственных предприятий превысил 11 млрд грн. Это прямой результат прозрачной конкуренции и справедливого ценообразования.
Ежегодные налоговые поступления выросли более чем на 3 млрд грн и это только благодаря государственным предприятиям отрасли. Это очень хороший результат. Он подтверждает, что реформа торговли древесиной состоялась. Мы прошли большой путь, однако это еще не финиш. Не все игроки рынка привыкли к новым правилам, некоторые играют “в серую”.
Некоторые лесные хозяйства, которые не входят в состав ГП “Леса Украины”, продолжают заключать прямые договоры. Немалое количество открытых уголовных производств по нанесению ущерба соответствующим хозяйствам (коммунальным или военным) лишь подтверждает неэффективность таких механизмов реализации сырья.
Новый этап развития
За последний год организованный товарный рынок древесины вышел на новый уровень. Были внедрены инструменты, которые сделали систему более гибкой, надежной и удобной для всех участников. Это, прежде всего, признаки зрелости рынка, который не стоит на месте, а динамично реагирует на потребности бизнеса и экономики.
1. Форвардные контракты.
Наконец был запущен механизм долгосрочных форвардных контрактов. Это инструмент, позволяющий фиксировать условия поставки древесины на будущее. Бизнес получил возможность прогнозировать свои потребности, планировать логистику, производство, инвестиции в переработку и оборудование.
Участники рынка получили больше предсказуемости, а лесхозы – стабильность в планировании доходов. В ноябре 2024 года состоялись первые торги по шестимесячным контрактам. Показатель выполнения договоров, 97%, свидетельствует о готовности и самого инструмента, и участников рынка к его применению.
2. Клиринговая модель с применением “единого счета”.
Совершенствование механизмов клиринга демонстрирует первые результаты. Использование “единого счета” позволяет участникам оптимизировать использование оборотных средств.
То есть после зачисления средств на клиринговый счет компания может оперативно присоединяться к любым торгам без лишних согласований или привязки к конкретной дате или аукциону. Это минимизирует риски неплатежей, ускоряет расчеты, облегчает администрирование, повышает доверие к механизму торгов.
3. Внедрение искусственного интеллекта.
Активно внедряются элементы ИИ. С его помощью анализируют динамику спроса, ценообразование, тенденции участия в торгах, предлагают персонализированные рекомендации. Это полезно для участников, которые стремятся принимать взвешенные решения.
4. Рекордные выполнения договоров поставки.
Все нововведения способствуют развитию рынка древесины и росту доверия к системе реализации в целом. Об этом свидетельствует рекордный показатель выполнения договоров, который по результатам 2024 года превысил 90%. Выполнение же шестимесячных контрактов (январь-июнь 2025 года) составило 97,2%.
5. совершенствование электронных торговых систем.
Приятно отметить, что биржи заинтересованы в улучшении юзабилити (удобство использования – ЭП) электронных торговых платформ. Именно поэтому системы постоянно совершенствуются, получают новый улучшенный дизайн и мобильные версии.
Я убежден, что организованный товарный рынок древесины должен подняться на очередной новый уровень в контексте глубины всесторонней интеграции учетных, торговых и информационных платформ. Эффективность дальнейшего развития чрезвычайно зависит от наличия профильного отраслевого закона.
Законодательная перспектива
Еще год назад идея закона “О рынке древесины” казалась планом на будущее, а сейчас это близкая реальность. За год была проведена масштабная работа. К этому процессу активно включились народные депутаты и представители деревообрабатывающего бизнеса, гослесхозов, биржевых площадок и экспертной среды.
Цель закона – закрепить принципы открытого, конкурентного и организованного рынка древесины. Речь идет не только о регламентации процедур торгов, но и о создании системного подхода к управлению древесиной как стратегическим ресурсом.
Сама идея биржевой модели уже не вызывает дискуссий. Это признанный, эффективный механизм. С этим соглашаются и бизнес, и законодатели. Именно поэтому дискуссия перешла в конструктивную плоскость: согласование юридических деталей, технических формулировок, переходов между переходными положениями и основным текстом.
Мы ожидаем, что в ближайшее время Украина наконец получит полноценный, современный и логичный закон о рынке древесины. Это станет важным завершением первого этапа реформы и мощной основой для дальнейшего развития отрасли.
Это только начало
Я благодарен всем, кто поддержал реформу биржевой торговли древесиной: от предпринимателей до госслужащих. Это не была легкая история, но она показала: когда есть политическая воля, профессиональная среда и понимание общей цели, можно создать прозрачный рынок в сложной сфере и в сверхсложных условиях военного времени.
2 коментаря
ivanmisko
Всё это напоминает эпопею борьбы с коррупцией ,чем больше антикоррупционных органов тем больше коррупции .Также и вокруг леса ,платформы ,ии ,а суть то ведь одна -ресурс ограничен и доступ будут иметь только избраные .
В конечном итоге проиграют и лесные чиновники и отечественные деревообработчики .Проблемы и подходы и них общие ,все они отделяют себя от людей .А разговоры о налогах и добавочную стоимость ,это всего лишь разговоры ,на практике социальный пакет уменьшается и с каждым днем жить становится труднее .Можно было бы поддержать сотрудников уровнем зарплаты и условиям работы ,но в большинстве случаев желание быстрой наживы берет своё ,поэтому сотрудник должен работать больше и получать меньше ,и все государственные органы которые созданы и оплачиваются сотрудником для востоковедение справедливости почему-то не работают .Сегодня человек относится одинаково и к чиновнику ,и к отечественному бизнесмену неудовлетворительно ,так что на поддержку простых людей надеться не стоит .
Ситуация вокруг некоторых отечественных олигархов ,да и Болоховца показывает ,что бывает если вести себя безответственно и думать только о себе .
timb
“Кожен кулик своє болото хвалить”. Для когось кріпацтво було добре, а для когось не дуже, хоча все було прозоро.
Стаття обходить проблему обмеженої доступності до ринку малих і середніх підприємств, що суперечить принципу рівності доступу до ресурсів.
Не порушено питання соціально-економічної ефективності використання деревини для створення доданої вартості всередині країни.
Замовчується те, що круглі лісоматеріали не є класичним біржовим товаром, адже вони:
• не стандартизовані;
• мають індивідуальні фізико-механічні характеристики;
• потребують візуального огляду та технологічної сумісності з обладнанням споживача.
Недоліки:
• Недосягнення мети ефективного використання ресурсу – якщо деревина просто перепродається, а не переробляється.
• Біржова модель не враховує інвестиційний цикл деревообробника: він не може довгостроково планувати, бо постійно змушений змагатися за сировину.
• Високі бар’єри входу, особливо для локальних переробників з регіонів.
• Відсутність стандартів на біржовий товар: сортимент, вологість, дефекти тощо – все це не уніфіковано на рівні бірж.
Якщо покупці не мали любові до узурпованого ринку, то й розлука буде без смутку.
Тим більше, що обмеженому централізованому ринку деревини у виконанні ліцензійних бірж є чудові альтернативи.
Альтернатива 1: Форвардні контракти на електронних аукціонах державного оператора, наприклад, Прозоро.
Продажі, яка передбачає 3-етапні аукціони з конкуренцією; доступ до укладення довгострокових договорів; прозору аналітику; платформену конкуренцію, а не монополізацію біржовими структурами;.
Альтернатива 2: Модель гарантованого постачання для переробників з обсягом інвестицій або виробництва. Умовна квота для виробників, що: мають потужності глибокої переробки; забезпечують зайнятість і експортну додану вартість; дотримуються екологічних норм.
Альтернатива 3: Публічний контрактинг через договірну платформу з прозорим моніторингом. Використання контрактних платформ, де сторони публічно реєструють умови та зобов’язання (сировина – продукція – інвестиції). Такі системи вже працюють в ЄС (наприклад, контрактування пиловника у Фінляндії).
Як бачимо лісові ринки світу розвиваються та процвітають до загального благоденства. Українські реформатори пропонують закріпити практично те, що забезпечує їм максимум збагачення. Пропаганда використовується як важка артилерія задля придушення громадського опору. У зв’язку з цим слід підвищити роль громадського контролю за державними органами, ініціювати створення державного органу для лобіювання інтересів деревообробки, підвищити роль асоціацій деревообробників до консультативної ролі при розробці законодавчих актів, що стосуються деревообробної галузі.
Comments are closed.