В сентябре 2024 года столбы дыма от многочисленных лесных пожаров в окрестностях Макколла, штат Айдахо, были хорошо видны из столицы штата Бойсе. Фото Мерфи Вудхаус/Бойсе Стейт Публик Радио
В конце мая новый глава Лесной службы Том Шульц опубликовал письмо о сезоне пожаров 2025 года, в котором, помимо прочего, призвал тушить лесные пожары «как можно быстрее».
Для многих это может показаться разумным, но у некоторых специалистов, изучающих политику в области пожарной безопасности, это вызвало удивление. Они опасаются, что это может означать возврат к агрессивным методам тушения, которые связаны с ростом интенсивности лесных пожаров. Другие увидят в этом документе больше гибкости и свободы действий при тушении лесных пожаров.
Но чтобы понять контекст письма Шульца, нам нужно вернуться почти на 100 лет назад — к другому письму, последствия которого ощущаются до сих пор.
«Утвержденная политика защиты национальных лесов требует быстрого, энергичного и тщательного тушения всех пожаров во всех местах в период возможной пожароопасной погоды», — написал в мае 1935 года глава Лесной службы США Фердинанд Силкокс.

Начальник Лесной службы Фердинанд Силкокс. Фото Лесной Службы США
Это было началом того, что впоследствии стало известно как «политика 10 утра». Целью было сдержать новые пожары в течение «первого рабочего периода». В случае неудачи, «каждый последующий день будет планироваться и выполняться с целью, без оговорок, достичь контроля над пожаром до десяти часов утра следующего дня», говорилось в письме. Эти бескомпромиссные приказы определяли порядок действий при тушении лесных пожаров на долгие годы.
Предвзятость в отношении тушения
«Мы знаем, что десятилетия тушения пожаров и недопущения их значительного влияния на ландшафт привели к значительному увеличению количества горючих материалов, особенно в тех типах лесов, где пожары исторически возникали довольно регулярно, как в результате возгорания от человека, так и в результате естественных возгораний», — сказал Марк Крейдер, который в конце мая дал интервью Mountain West News Bureau.
Сама Лесная служба признала, что «жесткое тушение пожаров» способствовало тому, что она называет «полномасштабным кризисом лесных пожаров и здоровья лесов».
Крейдер был ведущим автором статьи, опубликованной в прошлом году, в которой был выявлен еще один способ, которым агрессивное исключение пожаров усугубляет интенсивность лесных пожаров: предвзятость в отношении тушения. В статье утверждается, что пожары низкой и средней интенсивности легче тушить, что приводит к предвзятости в отношении «более интенсивных пожаров, возникающих в экстремальных погодных условиях».
«Таким образом, пожары, с которыми сталкиваются экосистемы, виды и люди, имеют тенденцию развития по направлению от низкоинтенсивных к наиболее серьезным и разрушительным», — продолжается в статье.
«Из-за уклона в сторону подавления мы берем те факторы увеличения горимости , которые являются неотъемлемой частью изменения климата и накопления топлива, и как бы добавляем к ним дополнительный всплеск интенсивности», — сказал Крейдер в интервью Mountain West News Bureau вскоре после публикации статьи.
Именно поэтому он с озабоченностью прочитал отрывки из недавнего письма о намерениях главы Лесной службы Тома Шульца.

Начальник лесной службы США Том Шульц. Фото Лесной Службы.
«Мы приложим все необходимые усилия с учетом рисков, чтобы полностью потушить небольшие пожары, прежде чем они перерастут в крупные, сложные инциденты, с тем чтобы обеспечить защиту жизни, имущества, ценной древесины и природных ресурсов», — говорится в документе. «Крайне важно тушить пожары как можно быстрее».
Крейдеру последняя фраза напоминает политику «10 утра», которая была официально отменена в 1970-х годах в пользу подхода, признающего экологическую роль пожаров. Крейдер согласен с Шульцем в том, что тушение играет важную роль в защите домов, но беспокоится о последствиях попыток быстро потушить все пожары.
«Я думаю, что это увеличит риск в будущем», — сказал он. «Я считаю, что в данном случае речь идет о борьбе с краткосрочным риском без должного учета долгосрочного риска».
Пожарные эксперты высказали аналогичные опасения, когда в апреле были опубликованы проекты указа администрации Трампа, призывающего к немедленному тушению лесных пожаров.
«Они предлагают нам пойти на прямой конфликт с этими пожарами», — сказал Mountain Journal Джерри Уильямс, бывший директор Национальной службы лесного пожарного и авиационного надзора. «Вместо того чтобы проводить более тщательную прореживание и контролируемые выжигания, мы будем пытаться сосредоточиться на тушении. Это вернет нас к «политике 10 утра» 1930-х годов».
Однако в окончательном распоряжении администрации, опубликованном в прошлом месяце, этой формулировки не было.
В ответ на запрос о комментарии представитель Лесной службы сообщил Mountain West News Bureau, что американцы ожидают от агентства «всегда ставить во главу угла спасение жизней и имущества».
«Пожарные должны быть полностью сосредоточены на тушении лесных пожаров в самый напряженный период сезона», — говорится в заявлении, направленном по электронной почте. «Контролируемые пожары и управление естественными пожарами имеют решающее значение для снижения риска лесных пожаров и остаются нашей приоритетной задачей вне пикового сезона лесных пожаров».
В самом письме Шульца обсуждается важность снижения риска лесных пожаров и работы по сокращению количества горючих материалов, а также так называемые «потенциальные оперативные границы (POD)», которые Крейдер называет отличными научно обоснованными инструментами. POD — это ландшафтные контейнеры для пожаров, границы которых образуют дороги, хребты и другие объекты, которые можно использовать для контроля над огнем. Пожары, возникающие внутри них, можно оставить гореть безопасно, достигая тем самым тех же целей, что и контролируемые пожары.
Оговорки
«Когда я впервые услышал о [письме] косвенно, из слухов, я сказал: «О боже, это возвращается политика 10 утра», — сказал бюро известный историк лесных пожаров Стивен Пайн. «Но это не так».
В то время как другие увидели в этом возвращение в 1935 год, Пайн сказал, что письмо оставляет место для гибкости и использования того, чего не было в политике 10 утра. Он отметил, что в начале письма делается сильный акцент на безопасности пожарных, а далее говорится, что прямые действия по тушению пожаров будут предприниматься только в том случае, если это безопасно и «осуществимо». Он назвал это «оговорками» от, казалось бы, жесткой ориентации на тушение.
«Ну, а что значит «выполнимо»?» — спросил Пайн. «Политика 10 утра не допускала ничего другого. И в этом была ее слава и конечная неудача».
«Она допускает другие варианты, даже в рамках политики тушения», — добавил он. «У нас есть вся эта неоднозначность, которая на самом деле очень полезна. Это то, что нам нужно».
Нет пути назад
«Возвращение к политике 10 утра было бы, вероятно, самым глупым, что мы могли бы сделать с точки зрения управления пожарами», — сказал Мэтью Хуртео, директор Центра пожароустойчивых экосистем и общества Университета Нью-Мексико. «Это именно та причина, по которой мы оказались в таком положении».
В научной статье 2021 года, в которой были проанализированы «более чем столетние исследования» влияния агрессивного тушения пожаров на экосистемы, были обнаружены «постоянный и существенный дефицит пожаров и широкомасштабные изменения экологических структур и функций».
«В результате, в настоящее время экосистемы более уязвимы к прямым и косвенным последствиям сезонного и эпизодического усиления засух и пожаров, особенно в условиях быстрого потепления климата», — говорится в статье.
«Системы, из которых мы начали исключать пожары 100–150 лет назад, больше не существуют», — сказал Хуртео. «У нас есть фрагментированные ландшафты с домами и населенными пунктами, разбросанными по всей территории. В письме шефа признается, что в некоторых из этих районов мы должны проводить тушение, потому что там скопилось горючее и т. п.».
Но в нем также признается, по его мнению, что есть места, где нужно позволить огню гореть.
На вопрос, что бы он сказал шефу Шульцу, Хуртео ответил, что он и многие исследователи лесных пожаров сказали бы: «Нам нужно инвестировать в подготовку этих ландшафтов к пожарам».

Пожарные контролируют управляемый пожар недалеко от города Орлеан в Северной Калифорнии. Пожар был частью мероприятия по обмену опытом в области контролируемых пожаров KTREX 2024. Фото Мерфи Вудхаус/Бойз Стейт Публик Радио
«В идеале мы хотим, чтобы бюджет на борьбу с пожарами был равен бюджету на контроль за пожарами», — продолжил он. «Тогда у нас будут пожарные бригады, которые тушат пожары, и пожарные бригады, которые контролируют естественные возгорания с целью сохранения экологии».
По его словам, при достаточных и устойчивых инвестициях в восстановление ландшафта после пожаров потребность в тушении в конечном итоге уменьшится, хотя и не исчезнет полностью. Однако, по мнению Хуртео, меры по тушению пожаров будут по-прежнему сталкиваться с проблемой повышения температуры и засухи, вызванных изменением климата.
«Если мы сейчас вложим все средства в [тушение], возможно, мы немного повысим эффективность, — сказал он. — Но мы начнем по-настоящему проигрывать эту битву».
Несмотря на то, что этот пожарный сезон, по всей вероятности, будет интенсивным, «вероятность того, что следующий год будет еще хуже, довольно высока», добавил он.