Эксперты утверждают, что отмена «правила бездорожья» не поможет предотвратить пожары, но поможет лесозаготовителям.
Фото Патрик Т. Фэллон / AFP через Getty Images
Администрация Трампа объявила в начале этой недели о намерении отменить Политику сохранения бездорожных территорий 2001 года, также известную как «Правило бездорожья», которая ограничивает строительство дорог, вырубку лесов и добычу полезных ископаемых на территории 58 миллионов акров национальных лесов страны.
Администрация мотивировала свое решение тем, что «устаревшее» правило Roadless Rule усугубляет риск лесных пожаров. В заявлении, объявляющем об изменении политики, министр сельского хозяйства США Брук Роллинс заявила, что «надлежащее управление лесами защищает их от разрушительных пожаров и позволяет будущим поколениям американцев наслаждаться этой великой землей и пожинать ее плоды».
Экологи-пожарные согласны с тем, что США необходимо активизировать усилия по управлению земельными ресурсами, чтобы снизить вероятность опасных пожаров. Однако эксперты не считают, что прокладка новых дорог через охраняемые национальные леса страны является лучшим способом достижения этой цели. Большинство пожаров, особенно тех, которые наносят значительный ущерб населенным пунктам, возникают на частных землях, на которые не распространяется «правило бездорожья», а в отдаленных районах риск возникновения пожаров обычно можно контролировать с помощью пожарных, доставляемых на место на вертолетах.
Отмена «Правила об отсутствии дорог» «не изменит нынешние возможности федеральных органов по управлению земельными ресурсами в плане улучшения управления и предотвращения лесных пожаров», — заявила Камилла Стивенс-Руманн, временный директор Института восстановления лесов Колорадо и доцент кафедры лесопользования и управления пастбищными угодьями Колорадского государственного университета. «Открытие территорий, на которых в настоящее время нет дорог, на самом деле позволит вести там добычу древесины».
До того как Лесная служба — агентство Министерства сельского хозяйства США — окончательно утвердила правило «без дорог» в конце правления администрации Клинтона в 2001 году, агентство с трудом оплачивало содержание существующих дорог в национальных лесах, не говоря уже о строительстве новых.
Однако эта политика была спорной и столкнулась с многочисленными вызовами со стороны штатов, частных компаний и законодателей Республиканской партии, которые считали это правило препятствием для коммерческой вырубки леса. В 2005 году она была отменена администрацией тогдашнего президента Джорджа Буша, но в следующем году восстановлена федеральным окружным судом. Штаты, в том числе Аляска и Айдахо, подали иски с целью получить исключения для своих лесов, а некоторые республиканские законодатели содействовали передаче земель из федеральной собственности в частную с целью обойти защитные меры «Правила бездорожья».

Дорога через леса недалеко от Маркливилля, Калифорния. Джордж Роуз / Getty Images
Совсем недавно, в 2020 году, во время первого срока президента Дональда Трампа, Лесная служба отменила правило «бездорожья» для национального леса Тонгасс в Аляске площадью 9 миллионов акров. Сенатор-республиканец от Аляски Дэн Салливан похвалил отмену, назвав ее «созданием возможностей для жителей Аляски зарабатывать на жизнь». Но в 2023 году это решение было отменено тогдашним президентом Джо Байденом.
На этот раз администрация Трампа не делает акцент на лесозаготовках как на причине отмены «Правила бездорожья». В пресс-релизе Министерства сельского хозяйства США по поводу этого решения только кратко упоминается эта отрасль, говорится, что «Правило бездорожья» «наносит ущерб занятости и экономическому развитию» и что его отмена позволит «ответственно производить древесину». В сообщении уделяется больше внимания предполагаемому риску лесных пожаров, который создает это правило, указывается, что 28 миллионов акров земли, на которые распространяется правило, подвержены высокому риску лесных пожаров, и утверждается, что его отмена «снизит риск лесных пожаров и поможет защитить окружающие населенные пункты и инфраструктуру».
Глава Лесной службы Том Шульц в статье, опубликованной на сайте Лесной службы, заявил, что площадь земель, ежегодно теряемых в результате лесных пожаров в районах без дорог, «увеличилась более чем вдвое» с момента введения Правила об отсутствии дорог, хотя он не приводит доказательств того, что это связано с Правилом об отсутствии дорог, а не с другими факторами, такими как изменение климата и связанные с ним более жаркие и засушливые условия. Шульц не ответил на запрос о комментарии.
Из заявлений Министерства сельского хозяйства США и Лесной службы следует, что дороги могут помочь доставить пожарных и оборудование в отдаленные леса, чтобы снизить риск возникновения пожаров или бороться с ними, когда они возникают. Действительно, землепользователи иногда нуждаются в доступе к густо заросшим лесным районам, чтобы разредить сильно перегущенные древостои и избавиться от сухой древесины, которые могут стать причиной превращения небольшого пожара в неконтролируемый. Они делают это с помощью методов объединяемых терминами прореживание, разреживание или снижение топливной нагрузки, которое включает удаление небольших кустарников и деревьев, а также контролируемые выжигания — намеренно устраиваемые и тщательно контролируемые пожары.
Однако пять экспертов сообщили Grist, что связь между дорогами и лесными пожарами не так проста, как подразумевает заявление USDA. Хотя дороги могут помочь в транспортировке пожарных и их оборудования в дикую местность — будь то для тушения существующих лесных пожаров или проведения контролируемых выжиганий — они также увеличивают риск непреднамеренных пожаров от транспортных средств и костров.
«Если мы собираемся говорить, что из них ведет к большему риску» — дороги или их отсутствие — «я не думаю, что у нас есть полная картина, чтобы это оценить», — сказал Крис Данн, доцент кафедры лесного инжиниринга, ресурсов и управления Орегонского государственного университета. «Эти два компонента могут противодействовать друг другу».
В исследовании 2022 года, посвященном трансграничным лесным пожарам, то есть пожарам, которые переходят с частных земель на земли, управляемые Лесной службой, включая бездорожные районы, Данн и его соавторы обнаружили, что подавляющее большинство лесных пожаров начинается на частных землях, а количество возгораний растет в зависимости от плотности дорожной сети в районе. Другими словами, чем больше дорог, тем больше пожаров. Это исследование также показало, что большинство пожаров, уничтожающих 50 и более зданий, возникают по вине человека на частных землях.
Другое исследование, проведенное в 2021 году, было посвящено дорогам и бездорожным районам в национальных лесах 11 западных штатов. Данн и его соавторы обнаружили, что большинство лесных пожаров в период с 1984 по 2018 год начинались вблизи дорог, а не в районах без дорог, и что не было связи между отсутствием дорог и «тяжестью» пожара — количеством уничтоженной растительности. Однако пожары в районах без дорог чаще ускользали от первоначальных попыток тушения и, как правило, охватывали большую площадь.

Грузовик Лесной службы блокирует дорогу с обгоревшими деревьями во время пожара Holiday Farm Fire в Орегоне в 2020 году. Tyee Burwell / AFP via Getty Images
Данн отметил, что не все крупные, сильные и удаленные пожары являются плохими. Некоторые экосистемы зависят от периодических пожаров, и его исследования показывают, что более крупные пожары в районах, не имеющих дорог, могут сделать ландшафты более устойчивыми к изменению климата. Проблема возникает, когда лесоводы смотрят на леса исключительно «через призму древесины и долларовых знаков на деревьях», сказал он, что может создать предвзятое отношение к гибели деревьев — даже если с экологической точки зрения для деревьев полезно сгорать или прореживаться работниками. Эта экономическая точка зрения, похоже, совпадает с точкой зрения администрации Трампа, которая неоднократно упоминала государственные земли и воды с точки зрения их «ресурсного потенциала».
Стив Пайн, эксперт по пожарам и почетный профессор Центра биологии и общества Аризонского государственного университета, согласился с другими экспертами, с которыми пообщался Grist, что отмена «Правила бездорожья» «не имеет отношения к защите от пожаров; речь идет о вырубке леса». В апреле министр сельского хозяйства США Роллинс поручил региональным управлениям Лесной службы увеличить добычу древесины на 25 процентов в соответствии с указом, подписанным Трампом в марте, который предписывает федеральным агентствам «незамедлительно увеличить производство древесины внутри страны».
В ответ на запрос Grist о комментарии представитель Министерства сельского хозяйства США заявил, что «хотя некоторые исследования показывают, что дороги могут увеличить вероятность пожаров, вызванных человеком, они также улучшают доступ для лесопользования с целью сокращения количества горючих материалов и для тушения пожаров». Они отказались ответить на вопрос об открытии государственных земель для лесозаготовительных компаний, ограничившись заявлением, что ведомство «использует все доступные стратегии для снижения риска лесных пожаров», включая заготовку древесины.
Даже если бы было точно известно, что больше дорог снижают риск пожаров, не ясно, приведет ли отмена «Правила бездорожья» к строительству большего их количества. Джеймс Джонстон, помощник профессора-исследователя в Институте устойчивых организаций, сообществ и окружающей среды Университета Орегона, сказал, что Лесной службе не хватает персонала и финансирования для поддержания существующей дорожной сети, а строительство новых дорог, скорее всего, будет сложной задачей. Администрация Трампа только усугубила проблему, уволив 10 процентов сотрудников агентства с момента своего прихода к власти.
«Никто не собирается на следующей неделе, в следующем месяце или в любое другое время в будущем строить дороги на территории размером с штат Айдахо», — сказал он, имея в виду 58 миллионов акров, на которые распространяется «Правило бездорожья». Частные компании, которые хотят строить новые дороги на государственных землях, также сталкиваются с препятствиями, поскольку им необходимо получить экологические разрешения, добавил он. Новые дороги на землях Лесной службы должны будут соответствовать таким законам, как Закон об исчезающих видах и Закон о чистой воде. Джонстон также отметил, что многие бездорожные районы непригодны для строительства дорог, поскольку они слишком крутые или каменистые.
Райан Талботт, защитник природы Тихоокеанского Северо-Запада из некоммерческой организации WildEarth Guardians, отметил, что Министерству сельского хозяйства США понадобится время, чтобы юридически отменить «Правило бездорожья». «Есть определенный процесс», — сказал он. «В обычных условиях они бы разместили в Федеральном реестре уведомление о намерении отменить правило о дорогах, затем был бы процесс общественного обсуждения, и в конечном итоге было бы принято окончательное решение». Представитель Министерства сельского хозяйства США сообщил Grist, что официальное уведомление будет опубликовано в Федеральном реестре, ежедневном журнале правительства, в котором публикуются вновь принятые и предлагаемые федеральные правила, «в ближайшие недели».
Стивенс-Руманн из Колорадского государственного университета заявила, что если администрация Трампа серьезно настроена снизить риск лесных пожаров, то было бы более разумно увеличить финансирование и штат Лесной службы и, что особенно важно, провести прореживание лесов и контролируемые выжигания в районах, где уже есть дороги. «У нас есть масса работы, которую мы могли бы проделать в районах с дорогами, прежде чем переходить к районам без дорог», — сказала она.