С 6 июня июня действующие последние три года условия торговли Украины с ЕС изменяются – завершился термин “торгового безвиза”, который Брюссель ввел в первые месяцы крупного российского вторжения, чтобы поддержать Киев.
По масштабности последствий торговые преференции для Украины сравнивают с другим решением – предоставлением украинцам временной защиты во время войны. Благодаря этому Украина получила доступ к двум преимуществам Евросоюза – свободному движению товаров и рабочей силы. И это позволило испытать первый шок от полномасштабного вторжения.
Однако оба решения были временными. И хотя война продолжается, с 6 июня 2025 так называемый торговый безвиз для Украины прекратил действие.
22 мая Европейская комиссия приняла решение, что после этого начнут действовать переходные правила.
Стороны вернутся к соглашению о свободной торговле, которое действовало до войны.
Украинское правительство надеется выйти на какой-то результат как можно быстрее еще до конца календарного года, чтобы продать как можно больше агранной продукции с началом маркетингового года в июле. Именно к этой продукции в основном будут касаться ограничения, которые вернутся вместе с довоенным соглашением.
Технически договоренности можно достичь уже к концу лета, сообщил Reuters ‘врокомисар по вопросам сельского хозяйства Кристоф Хансен.
“То, что будет согласовано, будет составлять нечто среднее между квотами в рамках действующего Соглашения об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли (ПВЗСТ) и временными автономными торговыми мероприятиями”, – заявил Хансен в интервью Reuters.

Об отмене свободной торговли между Украиной и ЕС речь не идет, уверяет Ольга Стефанишина, вице-премьер-министр по вопросам европейской и евроатлантической интеграции.
“Рынок ЕС остается открытым для украинских товаров. Мы договорились быстро и конструктивно работать над достижением долгосрочного решения”, – заявила она “Украинской правде” по возвращению по переговорам в Брюсселе.
По ее словам, промежуточное решение позволит избежать худшего сценария и достичь решения в рамках соглашения о свободной торговле.
Однако у бизнеса и обозревателей остаются вопросы, сколько будет длиться переходный период, и какие ограничения будут действовать в течение этого времени.
Эти изменения также налагаются на возможное сокращение американской помощи Украине, а также сложные торговые отношения ЕС и США после того, как президент Трамп объявил о введении более высоких тарифов на европейский экспорт.
Торговля с ЕС: какие есть договоренности
Еврокомиссия ввела режим автономных торговых мероприятий (АТЗ, Autonomous Trade Measures) для Украины 4 июня 2022 года.
Благодаря этому страна смогла торговать с ЕС практически без ограничений.
До этого торговля Украины с ЕС регулировалась соглашением о свободной торговле, которая предусматривала ограничения – квоты и пошлины – на экспорт определенных товаров, преимущественно аграрной продукции. Эти ограничения касались почти пятой части украинского экспорта в ЕС.
За время действия “торгового безвиза” ограничения все-таки появились, однако торговые преференции дважды удлинялись. В мае прошлого года сделать это уже было тяжело, а в 2025 году стало ясно, что нового продления не будет.
В то же время в Брюсселе пообещали, что найдут новый формат торговых отношений с Киевом – либеральнее, чем был до войны, но и не так свободен, как до сих пор во время нее.
Председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляен во время переговоров с украинским премьером Денисом Шмыгалем в начале апреля пообещала, что параметры торговли между Украиной и ЕС, которые будут действовать после отмены АТС, гарантированно будут лучше действовавших до 2022 года.
Улучшение будет происходить в рамках ПВЗСТ, которая вступила в силу с 2016 года.
Ранее украинское правительство заявляло, что “торговый безвиз” следовало продлить до конца года, и за это время подготовить изменения к соглашению о свободной торговле. Однако Киеву пришлось согласиться на компромисс: временные преференции упраздняются, но и возвращения ко всем довоенным ограничениям в торговле не будет – после внесения изменений в сделку.
“Мы не переписываем все соглашение – мы говорим о нескольких тарифных линиях”, – объяснил в интервью Politico Тарас Качка, торговый представитель Украины.
Что дал торговый безвиз
Экспорт годами имел большое значение для украинской экономики. А в нем в последнее десятилетие, обойдя металлургию, вышла продукция АПК, которая в предвоенные годы формировала от 10 до 20% ВВП Украины.
С началом российского вторжения экспорт обрушился, прежде всего из-за потери маршрута через Черное море для украинского зерна. Потерянные объемы были так велики, что в мире заговорили об угрозе глобальной пищевой безопасности – особенно в Африке и Азии. А в самой Украине резко обрушились бюджетные поступления, значительную часть которых обеспечивали экспортеры.
Решение ЕС о введении особого режима торговли с Украиной стало спасением.
А уже по итогам 2024 года, по данным Eurostat, Украина вошла в первую тройку крупнейших экспортеров сельхозпродукции в ЕС после Бразилии и Британии.

По итогам 2024 года АПК обеспечил 15% украинского ВВП.
Это означало доходы для производителей, трейдеров и бюджета, ведь многие аграрные предприятия являются крупными налогоплательщиками. И какая-то часть этого может оказаться под вопросом после прекращения торговых послаблений от ЕС.
Торговый конфликт
В ходе действия “торгового безвиза” между Украиной и ЕС произошел и полноценный торговый конфликт.
И дело было не только в отмене ограничений, но и в том, что Украина была отрезана от главного экспортного маршрута через Черное море. После одностороннего выхода России по Черноморской зерновой инициативе вся нагрузка легла на сухопутный маршрут через европейские “коридоры солидарности”.
Из-за дополнительного притока украинской аграрной продукции на европейский рынок некоторые страны, особенно имеющие общую границу с Украиной, прежде всего Польша, столкнулись с массовыми протестами фермеров.
Те обвиняли украинских экспортеров в перенасыщенном рынке дешевым товаром, что якобы привело к обвалу цен, а следовательно, и прибыли европейских агропроизводителей.
Весной 2023 г. протесты фермеров с перекрытием границ вылились во введение односторонних запретов на некоторые группы украинского агроэкспорта.
Этот шаг противоречил законодательству ЕС, но Брюсселю понадобилось время и внедрение механизма “срочного торможения” по чувствительным товарам украинского экспорта, если он превышает показатели 2022 года, чтобы стабилизировать ситуацию.

В дополнение к экономическим проблемам вопрос украинского аграрного экспорта в ЕС стал и острым политическим вопросом, а в некоторых странах – Польше, Венгрии, Словакии, Румынии – фактором внутренней политики и выборов.
К примеру, Financial Times писала со ссылкой на дипломатов, что решение об отказе от “торгового безвиза” было принято ЕС после того, как Польша, где в мае состоялись президентские выборы, выступила с инициативой защитить фермеров блока.
Примечательно также, что во время избирательной кампании польский премьер Дональд Туск заявил об отмене особых условий торговли между ЕС и Украиной как о польском решении.
В вопросе о присутствии украинского аграрного сектора в Европе много политики и эмоций, а не цифр и расчетов, считает Алекс Лисситса, президент УКАБ.
“Конечно, учитываем, что в Польше проходят выборы, что есть проблемы с европейскими фермерами, однако мы также ждем лучшего понимания нашей ситуации в Украине. Уже более трех лет мы защищаем свою землю и делаем все, чтобы сохранить наше агропроизводство”, – заявил он Лисситса во время конференции “Нарушение баланса: будет ли ЕС лучше без украинской агропродукции”.
По словам главы УКАБ, 2024-й был первым успешным за последние три года, многие компании “наконец-то смогли достичь положительных показателей”.
С другой стороны, за три года торговых преференций для Украины европейские перерабатывающие предприятия стали более зависимыми от поступающего из Украины сырья, особенно когда речь идет о зерновых, масле, сахаре, продукции птицеводства (и все они – под ограничениями по механизму “временного торможения”).
По мнению обозревателей, Украине следует апеллировать к представителям именно этих отраслей и налаживать связи с европейским перерабатывающим сектором.
Но проблема в том, что в отличие от фермеров они не настолько организованы, а потому их голос не так громко раздается для политиков.
Какие могут быть варианты
После завершения действия АТЗ 5 июня, возможен был простой возврат к соглашению о свободной торговле (Deep and comprehensive free trade agreement, DCFTA) в том виде, каким оно было на начало 2022 года с более чем 20 беспошлинными квотами, с импортными тарифами и торговыми барьерами.
Но благодаря решению о переходном периоде Украина и ЕС могут либерализовать условия торговли. Эта возможность предусмотрена самой сделкой в статье 29.
Преимущества этого варианта для Украины заключаются в том, что торговля не будет зависеть от единоличного решения Брюсселя, которым было и введение преференций, и сворачивание некоторых из них из-за давления ряда стран-членов. Вместо этого будет действовать двустороннее соглашение, а значит, изменения будут работать в обе стороны.
В то же время, этот вариант оставляет много вопросов относительно самого переходного периода – между тем, как завершится “торговый безвиз”, и тем, как начнут действовать новые, более либеральные условия.
Де-факто пока торговля будет работать по довоенному соглашению о свободной торговле, но срок ограничен семи месяцами, то есть стороны должны договориться об изменениях в этом соглашении до конца года.
Как сообщил в телеграмм-канале глава финансового комитета парламента Даниил Гетманцев, по этому периоду новости “мягко говоря, плохие”.
“Если раньше в зависимости от товарной позиции беспошлинные поставки могли прекратиться в марте, июне, августе или октябре, то теперь “счетчик” может включаться ежемесячно, а стоп-кран – ограничивать поставки условно третьего, пятого или седьмого числа соответствующего месяца”, – объясняет Гетманцев.
Какими могут быть последствия
По оценкам экспертов, изменения и ограничения будут касаться, прежде всего, экспорта украинской пшеницы, кукурузы, сахара и курятины, – именно на них довоенные беспошлинные квоты были значительно меньше, чем реальные объемы экспорта по состоянию на время прекращения льгот. И если для пшеницы теоретически можно найти другие рынки или попытаться восстановить доступ на старые, то с другими тремя позициями будет сложнее.
По данным Eurostat, сумма украинского экспорта, которая бы подпадала под квоты, если бы “торговый безвиз” не действовал, в прошлом году достигала 5,4 млрд евро. Львиную долю этих товаров составляли те же кукуруза, пшеница, мясо птицы и сахар.
В случае, если бы торговый безвиз с ЕС просто прекратился, и Украина и ЕС вернулись бы к торговле образца 2021 года, экспортеры могли бы потерять около 2,9 млрд евро годового дохода, заявлял Тарас Качка.
По подсчетам Украинского клуба аграрного бизнеса, возврат к условиям торговли образца 2021 года привел бы к потере валютных поступлений 3,3 млрд евро к концу 2025 года, уменьшению ВВП на 2,5%, а также сокращению налоговых поступлений — до 4,15%.
Об негативных последствиях от отмены торговых преференций для Украины заявили и в Европейской бизнес ассоциации, обратившейся в апреле с официальным письмом к Урсуле фон дер Ляен и еврокомиссарам с призывом продолжить режим безбарьерной торговли.
“Это решение критически важно для поддержки украинского аграрного сектора и обеспечения экономической устойчивости Украины для ее дальнейшей интеграции в европейское торговое пространство”, — говорилось в обращении.
Вместе с тем обозреватели отмечают, что благодаря восстановлению Черноморского коридора украинские аграрии начали возвращаться на традиционные рынки в Азии и Африке, а потому реальные потери можно минимизировать. По оценкам Института экономических исследований (ИЭД) и Berlin Economics, возврат к тарифным квотам ПВЗСТ приведет к падению экспорта в ЕС на 1,5 млрд долларов. Это составляет 0,8% ВВП Украины в 2024 году.
Впрочем, многое зависит от продолжительности и условий переходного периода, который приходится на пик маркетингового года, когда экспорт украинской аграрной продукции сезонно выше.
Кроме того, следует учитывать, что для неаграрной продукции, в частности стали ЕС наоборот продлил действие преференций до 2026 года.
И конечно, окончательно последствия можно будет сосчитать только тогда, когда станут известны изменения в соглашении о свободной торговле, о которых стороны договорятся во время переходного периода.