Эта статья старшего научного сотрудника Университета Западной Австралии Рейчел Палтридж и традиционных владельцев Кивиркурры, обладающих коренными знаниями, Мантуа Нангала Джеймса и Юкультджи Напангати Уорда первоначально появилась в журнале The Conversation 26 марта 2025 года.
Поздний зимний день на спинифексовых лугах Большой Песчаной пустыни. Старейшина племени пинтупи Мантуа Нангала держит огниво и прижимает его к пучку сухой травы.
Огонь загорается. Клочок охвачен пламенем, трещит, пока горит. Неподалеку молодые члены семьи наблюдают за происходящим. После европейской колонизации жители пустыни постепенно оставили свой кочевой образ жизни, и традиционные практики выжигания ушли в прошлое.
Позже многие вернулись в деревню и возобновили сжигание. Теперь старейшины учат молодое поколение, как использовать огонь для восстановления запасов пищи в кустарнике для людей и животных.
Наше новое исследование показывает, как возрождение этих практик может помочь сохранить бильби – важный, культурно значимый вид, находящийся под угрозой исчезновения.
Наша работа – это сотрудничество между учеными и народом пинтупи, традиционными хранителями заповедной зоны коренных народов Кивирркурра (IPA), которая охватывает пустыни Гибсон и Грейт-Сэнди.
На языке пинтупи это наши выводы:
Yanangu Kiwirrkurra tjana kututja waru kutjani panya kukaku an yukiri mangarri puutjinuku yurrunpa tjintu nganti yarra-paluda yirrititja tjutangku.
40 yiya panya waru yilkarri katunguru nintini Ninu anta Tjalapaku yaaltji-wana Yanangu tjutangku yankula kuka an warukitjangkulpi nyanganyi ngurra Tjalapaku.
Люди пустыни и нину: ощутимая связь

Билби – вид /Кро́личий бандику́т,или обыкнове́нный би́лби[1] (лат. Macrotis lagotis) — вид сумчатых млекопитающих из семейства кроличьих бандикутов (Thylacomyidae)/, находящийся под угрозой исчезновения. Он также имеет культурное значение для многих коренных народов. По меньшей мере 20 языковых названий этого вида до сих пор используются, и бильби прославляют в песнях, рассказах и танцах. Как рассказывал покойный старейшина племени кивиркурра Наньюма Напангати:
Мы вставляли белые кончики хвостов бильби в волосы, чтобы выглядеть красиво. Старики вставляли хвосты в бороду. Это наш закон, и [он] давал нам особые силы».
Помимо духовной связи, у бильби и жителей пустыни были общие продукты питания: колдовские личинки и кустарниковый лук, а также семена итакати, которые быстро прорастают после пожара.
Соавторы нашей статьи из племени пинтупи выросли и вели традиционный кочевой образ жизни. Они носили с собой огненные палки, путешествуя по Стране, и ежедневно использовали их для того, чтобы вскрыть норы гоанны, выгнать кошек из растительности во время охоты и привлечь кустарниковых индеек.

Огонь, горящий в буше.
Хороший дождь после пожара вызывал прорастание семян и плодов растений. Люди пустыни знали, когда собирать эти семена и плоды, а также охотиться на животных, которых привлекала свежая поросль.
Пустынники каждый год создавали сеть свежих шрамов от пожаров, чтобы ключевые пищевые растения всегда могли прорасти с приходом дождей. В результате возникла перемещающаяся сеть садов, ставших отличным источником пищи для людей и нину/бильби.
Большая польза от выжигания
Наше новое исследование изучает связь между присутствием людей, огнем и нину/билби в ПНД Кивиркурра.
Мы изучили спутниковые снимки, чтобы проследить изменения в характере, частоте и размерах пожаров после того, как жители Кивиркурры вернулись в деревню и возобновили традиционные практики выжигания.
И что же мы обнаружили? Начиная с 1985 года, каждый год в охотничьей зоне Кивиркурра площадью 1 550 кв. км возникало более 70 пожаров. Средний размер пожара составлял 83 гектара. Большинство пожаров не превышали 5 гектаров.
С 2002 года в охотничьей зоне Кивиркурра не было крупных пожаров.
На спутниковых снимках видно, что в результате пожара восстановилась растительная мозаика, которая очень похожа на ту, что была зафиксирована до контакта коренного населения с европейцами. На снимках видно множество узких шрамов от пожаров разного возраста, расположенных в непосредственной близости друг от друга.
Такая картина означает, что, когда бильби сталкивается с лисой или кошкой и убегает со своего кормового участка – обычно это недавно выжженная территория, – он может добраться до укрытия и безопасности зрелого спинифекса, не уходя слишком далеко.
В условиях пожарного режима в Пинтупи небольшие, но стабильные популяции бильби сохраняются в охотничьей зоне Кивиркурра с момента начала нашего мониторинга в 1999 году.
А как насчет необожженных территорий?
Мы также изучили удаленные участки ПНД Кивиркурра, где нет людей и где традиционные пожары не проводились с 1980 года.
В этих районах пожары случались всего два-три раза в год. Но они были гораздо крупнее, чем управляемые пожары в Кивиркурре, каждый из них сжигал более 2 500 гектаров.
Мы также проанализировали спутниковые снимки территории вокруг Ньинми, аутстанции в 100 километрах к западу от общины Кивиркурра.
Несколько семейных групп кивиркурра жили там в период с 1990 по 2000 год, пока община не была заброшена. После их ухода в период с 1999 по 2007 год здесь трижды вспыхивали лесные пожары. Когда в 2012 году было проведено очередное обследование территории, никаких следов бильби обнаружить не удалось. Они до сих пор не вернулись.
Это говорит о том, что сохранение нину на ПНД Кивиркурра связано с присутствием людей и их деятельностью на территории страны.
Помимо традиционного разведения костров, наши предыдущие исследования также показали, что люди на ПНД Кивиркурра помогают исчезающим видам, охотясь на одичавших кошек, которые охотятся на них.
‘Ухаживать за землей должным образом’
Сегодняшние старейшины коренных народов выросли, используя традиционные методы ведения огня и питаясь растительной пищей, которую он способствовал развитию.
Они передают свои ценные знания нынешнему поколению рейнджеров из числа коренных народов, которые работают над восстановлением традиционных моделей огня.
Покойный член семьи Ньинми Джонни Нангаги однажды рассказал, как традиционное сжигание помогает Стране процветать, способствуя равновесию и здоровью как природы, так и людей:
«Мой отец ходил на охоту и занимался выжиганием кустов. Это было управление землей для людей, живущих в буше, – забота о земле.