Путин вряд ли пойдет на демобилизацию в случае прекращения огня, потому что боится своих ветеранов

Автор: Катерина Степаненко

Download the PDF

23 февраля, 2025

Резюме:

В конце 2022 года и начале 2023 года президент России Владимир Путин начал скоординированную кампанию по предотвращению появления в России независимого гражданского общества, основанного на ветеранах, вероятно, из-за опасений, что группы ветеранов могут угрожать стабильности его режима после их возвращения из Украины. Кремль выступил с несколькими инициативами по кооптации лоялистских ветеранов и созданию контролируемых государством ветеранских организаций в поддержку перманентной милитаризации российского общества на федеральном, региональном и местном уровнях. Кремль стремится заглушить голоса, способные осмысленно возражать против продолжения агрессии России в Украине или ставить под сомнение решения российского правительства. Путин, вероятно, пытается избежать современного аналога гражданского общества, основанного на ветеранах, которое родилось в результате вывода советских войск из Афганистана. Вероятно, Кремль опасается политической нестабильности, подобной той, что последовала за выводом советских войск из Афганистана в 1988-1989 годах. Он ложно представляет свои нынешние инициативы по кооптации ветеранской жизни как превентивные меры против повторного появления «афганского синдрома» — популярного российского термина, используемого для описания последствий неспособности советского правительства реинтегрировать психологически травмированных советских ветеранов в российское общество после их возвращения из Афганистана. [1] Таким образом, он использует прикрытие «предотвращения афганского синдрома» в качестве предлога для предотвращения появления групп гражданского общества, которые могли бы иметь доверие среди населения, а также организационные способности, но могут не оставаться лояльными самому Путину или его решениям и действиям.

Решение Кремля начать эту кампанию указывает на то, что Путин опасается рисков и проблем, связанных с реинтеграцией более 700 000 ветеранов в российское общество, и поэтому вряд ли сможет полностью или быстро демобилизоваться — даже в случае урегулирования войны в Украине путем переговоров. [2] Соединенные Штаты и союзники Украины должны учитывать страх Кремля перед новыми ветеранскими группами гражданского общества и демобилизацией при оценке переговорной позиции России и требований к прочному миру в Украине и Европе.

Кремль активизирует кампанию, начатую в конце 2022 — начале 2023 года, чтобы не допустить появления независимого гражданского общества, основанного на ветеранах, и притока отчужденных ветеранов в Россию, вероятно, потому, что он воспринимает демобилизацию российских ветеранов как потенциальную угрозу стабильности режима. Путин официально объявил 2025 год «Годом защитника Отечества», сигнализируя о растущей приверженности Кремля расширению государственного контроля над жизнью ветеранов и гражданским обществом. [3] В рамках этой кампании по централизации Кремль запустил четыре конкретные основные инициативы: Государственный фонд «Защитники Отечества» в апреле 2023 года; Высшая школа государственного управления «Время героев» в феврале 2024 года; Ассоциация ветеранов «специальной военной операции» («СВО» — кремлевский термин для вторжения в Украину в 2022 году) в ноябре 2023 года; и движение «Военное братство» «СВОи» в октябре 2024 года. [4] Все четыре инициативы, подробно описанные ниже, являются частью скоординированной кампании Кремля по обеспечению того, чтобы ветераны полномасштабного вторжения России в Украину по возвращении в Россию не создавали независимых ветеранских организаций гражданского общества и не дестабилизировали российское общество, не сумев реинтегрироваться в общество из-за военной травмы, преступности и наркомании. Эти инициативы позволяют Кремлю кооптировать и расширять возможности ветеранов, лояльных режиму, создавать контролируемые государством ветеранские организации, чистить и заменять нынешнюю российскую элиту, которая, возможно, все более скептически относится к военным действиям Кремля, а также ограничивать государственное финансирование и поддержку других групп ветеранов, которые Кремль считает нелояльными. Одновременно Кремль ввел в действие более строгие законы о цензуре и подавил ключевых игроков, находивших отклик у российских ветеранов, чтобы способствовать формированию государственного «гражданского общества» ветеранов.

Вероятно, Кремль опасается, что столкнется с еще большей политической нестабильностью, чем та, которую пережил Советский Союз после вывода войск из Афганистана в 1988-1989 годах, из-за неспособности России милитаризировать и мобилизовать российское общество на затяжную войну. Первый заместитель главы администрации президента РФ Сергей Кириенко якобы заявил на закрытом совещании в июле 2024 года, что российские ветераны войны «плохо адаптируются» к гражданской жизни после возвращения из Украины и что многие осужденные новобранцы совершают насильственные преступления после возвращения домой. [5] По словам Кириенко, с войны в Украине вернется «довольно много» ветеранов, и что рост преступности среди ветеранов может вызвать недовольство, страх или агрессию по отношению к ветеранам среди российских граждан. Кириенко отметил, что демобилизация российских ветеранов в Украине будет сильно отличаться от возвращения советских ветеранов после войны в Афганистане или Второй мировой войны, потому что советское общество глубоко мобилизовано и в целом лучше подготовлено к поддержке, если не к развязыванию конфликта. Сообщается, что Кириенко охарактеризовал современное российское общество как неготовое «понять и принять» ветеранов в случае их демобилизации. В конце февраля 2022 года Кремль непреднамеренно создал условия, которые подвергли остракизму российских ветеранов, представив полномасштабное вторжение России как маленькую войну, в которой участвовали только профессиональные силы и которая не затронула большинство россиян. [6] Эта риторика была направлена на то, чтобы оградить российское общество от последствий войны России против Украины, но, в свою очередь, непреднамеренно создала разрыв между россиянами, пострадавшими от полномасштабного вторжения, и теми, кто не был или имел привилегию игнорировать войну.

Вероятно, Кремль особенно обеспокоен тем, что возвращение ветеранов может спровоцировать новую волну «афганского синдрома» и появление новых групп ветеранов, критикующих российскую войну или вооруженные силы. [7] «Афганский синдром» – популярный в России термин, используемый для описания разочарования, охватившего советских ветеранов войны в Афганистане после того, как советское правительство не смогло реинтегрировать психологически травмированных советских ветеранов в российское общество по возвращении из Афганистана. [8] Многие советские ветераны чувствовали себя отчужденными, поскольку советское правительство не предоставляло им адекватной медицинской и психологической помощи и финансовой помощи, многие из них стали наркозависимыми и криминальными. [9] «Афганский синдром» также имеет клиническое определение, эквивалентное посттравматическому стрессовому расстройству (ПТСР), но Кремль в основном использует его в контексте необходимости реинтеграции ветеранов в российское общество, чтобы избежать политических движений, дискредитирующих российскую власть. [10] Председатель Совета Федерации Российской Федерации Валентина Матвиенко в декабре 2022 г. предостерегла от безразличия к российским ветеранам, которое она назвала одной из главных причин «афганского синдрома», и ее предупреждение, вероятно, указывает на то, что Кремль наблюдал аналогичные настроения в России по состоянию на конец 2022 г. [11]

В 1980-х и начале 1990-х годов Советский Союз вновь ввел некоторые гражданские свободы в рамках своих инициатив по перестройке и гласности, что позволило советским ветеранам, переживающим «афганский синдром», сформировать собственное гражданское общество на основе коллективной травмы. [12] Эти группы ветеранов стали известны в просторечии как афганцы. [13] Появление афганцев в условиях ослабления контроля над информационным пространством и экономической стагнации способствовало ослаблению Коммунистической партии, разочарованию в советской армии и воинской повинности, а также возникновению раскола между советским военным истеблишментом и политическим руководством. [14] Афганцы и «афганский синдром» также внесли свой вклад в период социально-экономических потрясений в России после распада Советского Союза, также известный как «дикие» 1990-е годы.[15] Внутренняя легитимность Путина основывается на его обещании о том, что Россия не переживет повторения «диких» 1990-х годов, которые характеризовались экономической стагнацией, преступностью и политической нестабильностью. [16]

Вероятно, Кремль заметил тревожные признаки появления новых политических расколов среди российских ветеранов после объявления частичной мобилизации в сентябре 2022 года. [17] Частичная мобилизация резко расширила пул российских ветеранов и побудила российское общество поставить трудные вопросы о демобилизации и последствиях войны для будущего России. [18] Частичная мобилизация также выявила растущее неравенство между различными классами российских войск, особенно теми, которые были набраны с начала 2022 года в рамках импровизированной кампании по набору добровольцев. [19] Кремль уполномочивал различных покровителей массово вербовать добровольцев, заключенных, иностранцев и бывших ветеранов, в результате чего покровители предлагали различные финансовые и социальные льготы для стимулирования вербовки. [20] Все эти силы в конечном итоге получили разное обращение, оснащение и условия на передовой, что заставило многих новобранцев обвинить Министерство обороны России в пренебрежении и поставить под сомнение справедливость и законность этих стимулов. [21] Группа Вагнер и мобилизованные военнослужащие 1-го и 2-го армейских корпусов[1] (Донецкая и Луганская народные республики [ДНР и ЛНР]), в частности, выразили разочарование тем, что Кремль не предоставил их ветеранам такие же государственные льготы, компенсации и признание, как это было с вновь мобилизованными и другими добровольцами. [22]

В период с конца 2022 года по середину 2023 года Кремль столкнулся с угрозой возникновения ветеранского оппозиционного движения против путинского режима, когда его покровители попытались использовать российских военнослужащих и ветеранов в качестве оружия для достижения личных политических целей. Кремль не имел жесткого контроля над российским информационным пространством, что позволяло определенным покровителям и ультранационалистическим деятелям пытаться настроить действующих военнослужащих и ветеранов против Минобороны РФ и Кремля. [23] Заключенный в тюрьму бывший российский офицер Игорь Гиркин, покойный финансист группы Вагнер Евгений Пригожин и чеченский лидер Рамзан Кадыров начали усиливать жалобы российских военнослужащих на Минобороны РФ, чтобы шантажировать Кремль и заставить его пойти на политические уступки. [24] Гиркин, например, весной 2023 года сформировал «Клуб разгневанных патриотов», состоящий из антипутинских ветеранов российского вторжения в Крым и восточную Украину в 2014 году — людей, которых Кремль все больше отодвигал на второй план к началу 2023 года. [25] В июне 2023 года Пригожин поднял мятеж, который в конечном итоге не смог сплотить российских военнослужащих. [26] В январе и марте 2023 года российские военные командиры, такие как командующий ВДВ генерал-полковник Михаил Теплинский, активизировали сообщества ветеранов ВДВ, чтобы повлиять на Путина с целью повторного назначения Теплинского после того, как Кремль якобы отстранил его от командования, и выступать в защиту группы Вагнер. [27] Эти примеры свидетельствуют о том, что к середине 2023 г. ветераны начали объединяться в различные группы, что эти группы были достаточно смелыми, чтобы критиковать Минобороны РФ, и что социальные сети, такие как Telegram, служили инструментальными платформами, способствующими появлению этих групп.

С конца 2022 года по середину 2023 года Кремль предпринял ряд мер по немедленной централизации сил, цензуре и репрессиям, чтобы устранить непосредственную угрозу со стороны зарождающегося антипутинского ветеранского гражданского общества. В ноябре 2022 года и июне 2023 года Путин принял два закона, направленных на то, чтобы лишить таких покровителей, как Пригожин, возможности самостоятельно расширяться и создавать военизированные организации. [28] Российское правительство также лишило группу Вагнер привилегии на вербовку заключенных, а Кремль, вероятно, намеренно отказывался предлагать силам Вагнера государственную компенсацию и поставки в попытке уничтожить группу Вагнер. [29] В конце концов Кремль убил Пригожина, арестовал Гиркина и начал чистку и борьбу с коррупцией в российском аппарате безопасности, начиная с лета 2023 года. [30] Кремль также наказал офицеров, которые пытались побудить ветеранов остаться на посту, и ненадолго арестовал бывшего генерал-майора 58-й общевойсковой армии (ОА) Ивана Попова в мае 2024 года после того, как он попытался воспрепятствовать его увольнению с командования в июле 2023 года. [31] Попов направил аудиосообщение военнослужащим и ветеранам 58-й ОА, в котором обвинил Минобороны РФ в увольнении его из-за жалобы на жестокое обращение с российскими военнослужащими, возможно, в попытке заставить ветеранов и российских ультранационалистов напрямую обратиться к Путину от имени Попова, как это делали российские военнослужащие ВДВ для защиты Теплинского. Однако Кремль не проявил к Попову такой же снисходительности, как к Теплинскому.

С конца 2022 года Кремль начал кооптировать многих военных блогеров в целях продвижения самоцензуры и арестовал менеджеров крупных Telegram-каналов, которые ранее допустили утечку инсайдерской информации летом 2023 года. [32] В марте 2023 г. Кремль также расширил сферу действия заведомо расплывчатого закона о цензуре, запретив россиянам «дискредитировать» или «распространять ложную информацию» о российских добровольцах, воюющих в Украине, сделав любые жалобы на жестокое обращение России с нерегулярными формированиями наказуемым правонарушением. [33]

В апреле 2023 года Кремль запустил Государственный фонд «Защитники Отечества» в качестве долгосрочной инициативы, направленной на кооптацию ветеранов путем монополизации всех инициатив и фондов поддержки ветеранов. 3 апреля 2023 года Путин подписал указ о создании Государственного фонда поддержки ветеранов войны России в Украине и членов их семей «Защитники Отечества». [34] Кремль открыл отделения Государственного фонда «Защитники Отечества» во всех субъектах Российской Федерации и в оккупированной Украине, как сообщается, для решения проблем с компенсациями ветеранам, реабилитации раненых ветеранов и оказания психологической поддержки. [35] Громкие назначения Кремля в руководство Государственного фонда «Защитники Отечества» свидетельствуют о том, что фонд имеет для Путина значительное политическое значение. Фонд официально открылся в июне 2023 года под руководством «племянницы» Путина Анны Цивилевой, которая является председателем фонда и стала заместителем министра обороны в августе 2024 года. [36] Путин назначил также Кириенко главой наблюдательного совета фонда. [37]

Вероятно, Кремль создает фонд в качестве единственного механизма, с помощью которого ветераны могут получать компенсации, что, возможно, затруднит независимому гражданскому обществу для ветеранов поиск финансирования за пределами государственных рамок. Сообщается, что в январе 2025 года Путин выделил более 11,3 миллиарда рублей (126,3 миллиона долларов) в виде государственных пособий и компенсаций, которые Государственный фонд «Защитники Отечества» распределит среди ветеранов-инвалидов. [38] В ноябре 2024 года Кремль также поручил Государственному фонду «Защитники Отечества» выплатить дополнительные компенсации ветеранам-инвалидам, а российский политический комментатор с инсайдерскими источниками заявил, что такие государственные ассигнования через фонд позволяют предположить, что Кремль напрямую использует неправительственные организации для участия в «масштабных государственных проектах». [39] Иными словами, фонд может стать фильтром, позволяющим Кремлю отказывать в финансовой поддержке организациям, которые он считает нелояльными режиму, и поощрять ветеранов к самоцензуре, чтобы не лишить себя права на получение льгот.

Фонд также помогает Кремлю продолжать вербовку добровольцев под надзором государства, а не через отдельных меценатов. Российский инсайдерский источник утверждал, что Кремль де-факто легализовал бойцов Вагнер через Государственный фонд «Защитники Отечества» в ноябре 2023 года, предложив бывшим бойцам Вагнер официальный статус ветеранов и сопутствующие государственные компенсации. [40] Инсайдерский источник добавил, что вербовщики «Вагнер» начали набор личного состава на военную службу через Государственный фонд «Защитники Отечества». [41] Путин также поручил Государственному фонду «Защитники Отечества» оказать государственную поддержку нерегулярным формированиям, воюющим в составе частных военных компаний (ЧВК) в июне 2024 года, предположив, что этот фонд является организацией Кремля для установления финансового и административного контроля над различными нерегулярными формированиями. [42]

В феврале 2024 года Кремль учредил Высшую школу государственного управления «Время героев» для формирования новой российской элиты, состоящей из ограниченного числа лояльных и ультранационалистически настроенных ветеранов, которые продолжат милитаризацию российского общества в долгосрочной перспективе. Путин объявил о создании инициативы «Время героев» 29 февраля 2024 года и заявил, что ветераны российской войны в Украине должны формировать российскую элиту, потому что такие люди не будут «отступать» и не будут «предавать» Россию. [43] Путин заявил, что люди, захватившие власть с помощью экономических схем в 1990-е годы, не являются «настоящей элитой» и что «рабочие и воины», которые «на деле доказали свою лояльность России», должны составлять элитный класс в России. [44] Путин охарактеризовал инициативу «Время героев» как возможность для высококвалифицированных российских ветеранов, действующих военнослужащих и офицеров получить подготовку в области государственного управления, которая позволит им занять руководящие должности в российском правительстве и бизнесе. [45] Программа «Время героев» позволяет Кремлю удовлетворять требования ветеранов о признании и чистке элитного класса, одновременно выстраивая российскую бюрократическую машину с ветеранами, которые напрямую обязаны Путину за свои назначения. [46]

Судя по всему, Кремль использует программу «Время героев» для того, чтобы выдвинуть ярых ультранационалистов и лоялистов на руководящие посты на местном, региональном и федеральном уровнях под предлогом расширения прав и возможностей ветеранов. Программа «Времена героев», по-видимому, с большей вероятностью повысит лояльных Кремлю российских ветеранов без боевого опыта, служивших в тыловых эшелонах, чем ветеранов боевых действий. Российская оппозиционная «Новая газета» установила, что по меньшей мере 18 из 83 участников первой когорты «Времени героев» (более 20 процентов) ранее работали в правительстве или невоенном аппарате государственной безопасности. [47] «Новая газета» выяснила, что некоторые участники имели предыдущий политический опыт, не были ветеранами боевых действий и служили в тылу в составе отряда БАРС «Каскад» или чеченского отряда «Ахмат» вместе с другими депутатами и их сыновьями. [48] «Новая газета» добавляет, что опытные офицеры и офицеры, награжденные государством, составляли оставшиеся 78% первой когорты «Времени героев», но Кремль не включил в него офицеров или мобилизованных военнослужащих непосредственно с фронта в Украине. Вероятно, Кремль воздерживается от расширения прав и возможностей реальных ветеранов боевых действий и мобилизованного личного состава, чтобы они не разоблачили ужасный российский опыт на фронте в Украине.

Кремль искажает информацию о своих усилиях по созданию провоенной, лояльной элиты в качестве превентивной меры против возрождения «афганского синдрома» в России. Де-факто лицо программы «Время героев» подполковник Артём Жога в ноябре 2024 года прямо заявил, что программа позволит России избежать «афганского синдрома». [49] До назначения в октябре 2024 года представителем президента в Уральском федеральном округе и членом Совета безопасности России Жога занимал должность командира батальона «Спарта» и спикера парламента ДНР. [50] Ранее Жога был членом группы инициатив Путина по переизбранию, участвуя в постановочном взаимодействии, в котором он призывал Путина баллотироваться в президенты на президентских выборах 2024 года. [51] Заметная роль Жоги в российском информационном пространстве, вероятно, является частью усилий Кремля по созданию симулирования поддержки ветеранским сообществом режима и его военных действий.

Кремль использует программу «Время героев» для создания условий для постоянной вербовки и милитаризации российского общества для продолжения агрессии против Украины и, возможно, против НАТО. Источник в администрации президента РФ сообщил «Новой газете», что главная цель программы «Время героев» — стимулировать россиян воевать под обещание в конечном итоге получить политическое назначение. [52] Кремль также использует программу «Время героев» для назначения нового руководства своих военно-патриотических организаций, целью которых является подготовка детей в России и оккупированной Украине к военной службе. [53] В сентябре 2024 года Путин назначил Артура Орлова, российского ветерана и участника «Времени героев», председателем Совета Российского детского движения и молодежного движения «Движение первых». [54] Затем Орлов объявил о назначении капитана Владислава Головина начальником Генерального штаба Национального штаба «Юнармия» в декабре 2024 года после того, как Головин завершил программу «Время героев». [55] «Новая газета» выяснила, что по меньшей мере 13 участников «Времени героев», включая Орлова и Головина, входят в число тех, кого украинские официальные лица обвиняют в совершении военных преступлений в Украине. [56]

В ноябре 2023 года Кремль создал Ассоциацию ветеранов «СВО», а в октябре 2024 года — «Военное братство» «СВОи», чтобы заменить другие существующие гражданские общества ветеранов, которые критически относились к ведению Россией войны в Украине, но имели важное значение для поддержки российских возможностей по обучению и вербовке. Ассоциация ветеранов «СВО» провела свою первую крупную конференцию 16 декабря 2024 года, на которой собрались представители различных ветеранских организаций, таких как Союз добровольцев Донбасса и Союз ВДВ. [57] В 2022 году Союз добровольцев Донбасса был одним из основных российских каналов вербовки и подготовки нерегулярных сил и добровольцев, а в 2023 году региональное отделение Воздушно-десантного союза отвечало за обращение к Путину от имени Теплинского и группы Вагнер. [58] С тех пор в начале 2025 г. Кремль активно расширяет Российскую ассоциацию ветеранов «СВО» в субъектах Российской Федерации и присоединяет ее к Государственному фонду «Защитники Отечества» и другим государственным учреждениям. [59] Вероятно, Кремль создал Ассоциацию ветеранов «СВО» для централизации контроля над существующими ветеранскими организациями, хотя Путин утверждал, что ассоциация помогает возвращающимся ветеранам найти работу, реинтегрироваться в российское общество и проводить военно-патриотическое воспитание российской молодежи. [60]

Министерство обороны России объявило, что «Военное братство» «СВОи» — игра слов на использовании Россией эвфемизма «СВО», чтобы не называть войну в Украине войной, и русского слова «свои» (что означает «свой») — провело свое учредительное собрание в конце октября 2024 года. [61] Министерство обороны РФ заявило, что встречу организовали российские военнослужащие и ветераны полномасштабного вторжения России в Украину, вероятно, в попытке представить эту организацию как органично формирующуюся гражданскую организацию ветеранов. В Минобороны РФ добавили, что на учредительном собрании наряду с другими ветеранскими организациями присутствовали члены общественных ветеранских организаций перестроечной эпохи в России и Общероссийской общественной организации ветеранов[2]. [62] В Минобороны РФ добавили, что Цивилева присутствовала на встрече и что Государственный фонд «Защитники Отечества» будет сотрудничать с Военным братством «СВОи» для поддержки возвращающихся ветеранов. Начальник Главного военно-политического управления Вооруженных сил России генерал-полковник Виктор Горемыкин заявил, что организация «СВОи» — это инициатива ветеранов, которая направлена на объединение российских ветеранов нынешней войны, вовлечение их в военно-патриотическое воспитание молодежи и обеспечение поддержки российских ветеранов. [63] Министерство обороны РФ объявило, что Военное братство «СВОи» подписало соглашение о сотрудничестве с Российской ассоциацией ветеранов «СВО» во время конференции ассоциации 16 декабря 2024 г. с целью «укрепления отношений между ветеранами», участвовавшими в полномасштабном вторжении России в Украину. [64]

Создание и стремительное развитие Ассоциации ветеранов «СВО» и Боевого братства «СВОи» свидетельствует о том, что Кремль уделяет приоритетное внимание установлению административного, финансового и организационного контроля над российскими ветеранскими сообществами и организациями в 2025 году. Кремль использует Государственный фонд «Защитники Отечества» в качестве финансовой основы для расширения или создания новых контролируемых государством ветеранских организаций, чтобы ветераны не критиковали режим или выступали против него. Эти контролируемые государством ветеранские организации, вероятно, направлены на демонтаж, вытеснение или инкорпорацию независимых ветеранских гражданских обществ, таких как Всероссийская офицерская ассамблея, которая весной 2022 года публично раскритиковала неспособность Кремля мобилизоваться и подготовиться к затяжной войне с Украиной и НАТО. [65]

Последствия и прогнозы

Кремлю, по-видимому, удалось смягчить непосредственную угрозу со стороны отчужденного гражданского общества ветеранов в середине 2023 года и относительно успешно добиться того, чтобы путинский режим не столкнулся с аналогичной политической угрозой в краткосрочной перспективе. Российские ветераны в основном не объединялись в организации гражданского общества, критикующие режим Путина или его решения, а Кремль эффективно устранял субъектов, которые, по его мнению, имели влияние на объединение ветеранов в такие организации. Кремль успешно изображает себя чувствительным к требованиям российских ветеранов в российском информационном пространстве и перекладывает недостатки политики ветеранов на Минобороны РФ. До сих пор Кремлю удавалось создавать государственные ветеранские организации, которые централизуют контроль Путина над ранее полунезависимыми силами, такими как 13 000 бывших наемников Вагнер через Государственный фонд «Защитники Отечества». [66] Кремль также успешно запустил программу «Время героев» и уже назначил десятки лоялистов на различные руководящие должности, стимулируя ветеранов следовать примеру других платформенных лоялистов.

Вероятно, Кремль активизирует скоординированную кампанию по установлению контроля над ветеранскими организациями и гражданским обществом, а также через вербовочные каналы в течение «Года защитника Отечества» в 2025 году. Скорее всего, Кремль попытается укрепить монополию Государственного фонда «Защитники Отечества» на управление и спонсирование дел ветеранов и использовать этот фонд для централизации контроля над всеми классами российских регулярных и нерегулярных призывников. Кремль также продолжит расширять новые элитные кадры ветеранов-лоялистов через программу «Время героев» и заменит российскую элиту, которая отказывается спонсировать и поддерживать войну Путина в Украине. Программа «Время героев» также является частью усилий Путина по защите своего режима от будущего переворота или вооруженного мятежа. «Время героев», «Боевое братство «СВОи» и Ассоциация ветеранов «СВО» расширят прямую власть Кремля над различными ветеранскими организациями, в то же время заставляя замолчать, дискредитируя и прекращая финансирование других негосударственных ветеранских организаций.

Кремль также может расширить эту кампанию, чтобы частично воссоздать временный успех Советского Союза в реинтеграции ветеранов после Второй мировой войны, чтобы подготовить российских ветеранов и общество к более серьезной конфронтации с НАТО в будущем. Советский Союз выделял государственные льготы, такие как образование и возможности трудоустройства, лояльным ветеранам Второй мировой войны и значительно расширил эти льготы в 1960-х годах по мере роста советской экономики. [67] Советский Союз хотел, чтобы ветеранский электорат оставался лояльным режиму, вероятно, потому, что он нуждался в их влиянии для объединения и милитаризации Советского Союза в условиях национального мифа о Великой Отечественной войне.[68] В Кремле, вероятно, понимают, что вновь формирующееся сообщество российских ветеранов способно либо дестабилизировать путинский режим, либо подтолкнуть российское общество к подготовке к будущим войнам.

Однако ветеранские и гражданские инициативы Кремля вряд ли смогут существенно подготовить Россию к массовой реинтеграции ветеранов в общество и предотвратить «афганский синдром» в долгосрочной перспективе. Россия уже изо всех сил пытается облегчить симптомы «афганского синдрома» среди ограниченного числа возвращающихся ветеранов, и масштабы проблемы будут только увеличиваться, если Кремль быстро или масштабно демобилизует мобилизованных, контрактников и нерегулярные силы. По сообщениям, в 2023 году число насильственных преступлений в России выросло почти на 10 процентов после того, как некоторые российские ветераны вернулись на родину, и, по независимым оценкам, российские ветераны убили по меньшей мере 242 российских мирных жителя по возвращении с фронта. [69] Опора Кремля на новобранцев из числа заключенных и усилия по умиротворению ветеранов создадут долгосрочную социальную проблему для Кремля, поскольку он все чаще позволяет ветеранам избежать наказания, поступив на военную службу. [70] Демография российских войск в Украине существенно отличается от контингента призывников, которых Советский Союз направлял для участия в боевых действиях в Афганистане, поскольку Россия все чаще вербует пожилых мужчин с криминальной историей, наркоманией и долгами, что еще больше осложнит любые усилия по реинтеграции. [71]

Этим инициативам, вероятно, не хватает ресурсов для размещения десятков или сотен тысяч возвращающихся российских ветеранов и выполнения обещаний Кремля по призыву. В настоящее время Кремль обещает новобранцам федеральную премию при поступлении на службу в размере 400 000 рублей (4 334 доллара США) в дополнение к региональным финансовым стимулам; ежемесячная зарплата не менее 200 000 рублей (2 172 доллара США); компенсация за гибель в бою в размере пяти миллионов рублей (54 302 доллара США); компенсация за причинение тяжких телесных повреждений в размере до четырех миллионов рублей ($43 441); и различные государственные льготы, такие как медицинская реабилитация, облегчение долгового бремени и образование. [72] Один из российских политических комментаторов, который часто делится инсайдерской информацией, намекнул, что Кремлю потребуется создать дополнительные структуры, такие как Государственный фонд «Защитники и защитницы Отечества», которые будут спонсировать психологическую и медицинскую реабилитацию ветеранов в дополнение к другим льготам. [73] Политический комментатор намекнул, что Фонд защитников Отечества недостаточен для выполнения этих обязательств по реинтеграции в больших масштабах и что расширение таких программ ляжет тяжелым бременем на российский бюджет. Политический комментатор добавил, что Кремль также будет изо всех сил пытаться найти работу для ветеранов, которая предлагала бы такие же высокие зарплаты, как солдатам в боевых действиях, что может еще больше дестабилизировать российскую экономику.

Таким образом, сохраняющийся контроль Кремля над жизнью ветеранов и гражданским обществом остается уязвимым для давления, вызванного военной демобилизацией, невыплатой компенсаций ветеранам и любыми будущими военными неудачами в Украине. Кремль может помешать ветеранам создавать группы гражданского общества, подобные тем, в которые входили афганцы в 1980-х годах, потому что он все еще может в достаточной степени компенсировать и подвергнуть цензуре ограниченное число ветеранов, возвращающихся из Украины. Способность Кремля финансировать это относительно небольшое число ветеранов в краткосрочной перспективе придает доверие государственным ветеранским организациям и назначенцам Кремля, таким как Цивилева и участники «Времени героев». Однако Кремль вряд ли сможет сохранить такое общественное доверие в кризисных условиях, подобных тем, которые вызовут массовые демобилизации или военные неудачи в Украине, поскольку он не в полной мере контролирует российское информационное пространство и не может подавить все жалобы российского ветеранского сообщества на медленный и кровавый прогресс России на поле боя.

Усилия Кремля по созданию новой элиты могут непреднамеренно еще больше разоблачить коррупцию в России и спровоцировать новые конфликты за власть в российском правительстве. Российский бюрократический аппарат по-прежнему в значительной степени движим коррупцией и личной выгодой, а не идеологией, и Кремль уже сталкивается с проблемами при надлежащем выполнении программы «Время героев». Например, российские региональные чиновники приказали ветерану полномасштабного вторжения РФ в Украину Никите Горелову вернуться на фронт после того, как он поднял вопрос о коррупции со своей новой должности мэра Сосновки Кировской области в декабре 2024 года. [74]

Весьма вероятно, что Кремль готовится сохранить мобилизованных военных даже в случае прекращения огня в Украине, чтобы хотя бы отчасти уйти от проблемы реинтеграции российских ветеранов в российское общество. Российское оппозиционное издание «Верстка» сообщило, что Минобороны РФ начало принуждать мужчин, мобилизованных Россией в сентябре 2022 года, к подписанию контрактов на военную службу с ноября 2024 года. [75] Источники «Верстки» в Центральном федеральном округе и Администрации президента РФ заявляли, что Кремль готовится избежать демобилизации в случае прекращения огня, заставляя мобилизованных становиться контрактниками. Один из источников заявил, что массовый перевод мобилизованных в статус контрактников предотвратит массовую демобилизацию и позволит Кремлю сохранить кадры в армии.

Акцент Кремля на кооптации и создании контролируемого государством гражданского общества ветеранов указывает на то, что Кремль считает, что социальные последствия войны России в Украине могут представлять значительные риски для стабильности путинского режима. Таким образом, Кремль вряд ли сможет демобилизоваться до тех пор, пока не одержит полную политическую или военную победу над Украиной и не примет меры по ограждению российского общества от дестабилизирующих последствий, связанных с возвращением сотен тысяч ветеранов, измученных ужасными условиями на линии фронта, к мирной жизни. Стабильность путинского режима зависит от общественного договора, который он заключил с российским народом, чтобы избежать социально-экономических потрясений, которые Россия пережила после распада Советского Союза, и это соображение, вероятно, будет продолжать диктовать его политику и расчеты в долгосрочной перспективе. Путин, вероятно, воспринимает все, что не является полной политической или военной победой в Украине, как риск мобилизации российских ветеранов против Кремля.

Таким образом, почти постоянное состояние военной мобилизации является одной из наименее политически рискованных конфигураций для Путина. Эта динамика, вероятно, побудит Путина поддерживать высокий уровень военной готовности, чтобы одновременно создать условия, которые позволят ему поддерживать затяжную или будущую войну против Украины и/или подготовиться к конфронтации с НАТО, минимизируя при этом угрозу того, что российские ветераны могут подорвать его режим. Американские политики должны учитывать эти российские стимулы при оценке переговорной позиции России и при оценке того, какие предложения Кремль, скорее всего, отвергнет.

Катерина Степаненко

Позиция:

Заместитель руководителя группы и аналитик по России

Катерина Степаненко — заместитель руководителя группы по России и аналитик Института изучения войны. Катерина — старший член команды, которая с февраля 2022 года готовит ежедневные оценки российской наступательной кампании, а ранее освещала подготовку России к полномасштабному вторжению в Украину. Она также помогает в ежедневном составлении карт ISW для оценки контроля местности в Украине. Катерина родом из Киева и интегрирует свои исследования о российском информационном пространстве и Кремле в ежедневное освещение войны в ISW. Катерина также специализируется на усилиях по формированию российской армии, разработке кампаний и провоенных националистических сообществах в Telegram. Катерина получила степень бакалавра международных отношений в Школе международных отношений Эллиотта при Университете Джорджа Вашингтона, где она специализировалась на делах Европы и Евразии. Работы и интервью Катерины регулярно появляются в таких СМИ, как CNN, Associated Press, Foreign Policy, The Hill, BBC, Wired и других

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.