Электронное табло с фондовыми индексами в Шанхае, Китай, март 2023 г. Aly Song / Reuters
Взяточничество в ошеломляющих масштабах искажает экономику страны
После прихода к власти президента Китая Си Цзиньпина в 2012 году его правительство начало масштабную антикоррупционную кампанию, которая привлекла внимание всего мира своим масштабом и решительностью. Влиятельные фигуры, долгое время считавшиеся неприкасаемыми, были признаны виновными во взяточничестве или нецелевом использовании средств и заключены в тюрьму. Эти наказания первоначально вызвали у некоторых комментаторов впечатление, что Си может использовать эту инициативу, чтобы оттеснить на второй план или преследовать своих политических оппонентов. Но усилия по искоренению коррупции вышли далеко за рамки личной политики власти. Проведенная Центральной комиссией по проверке дисциплины (The Central Commission for Discipline Inspection или сокр. CCDI), органом Коммунистической партии Китая, это была крупнейшая антикоррупционная кампания в истории в мире. К маю 2021 года, почти через десять лет после начала кампании, CCDI провела расследование в отношении в общей сложности более четырех миллионов человек в правительстве и аппарате КПК, признав 3,7 миллиона из них виновными.
Публичное расследование и судебное преследование коррупции в таких масштабах происходило на фоне растущего неравенства в Китае. Это не было простой случайной корреляцией. Неравенство в Китае, особенно в городах, резко возросло после реформ 1980-х годов, а затем еще больше возросло после приватизации и реструктуризации многих государственных предприятий в начале 1990-х годов. Повышение производительности труда и заработной платы в высокотехнологичных секторах и увеличение доли доходов от капитала подпитывали неравенство в городах сверху; в нижней части лестницы доходов в городах приток работников из сельской местности, многие из которых не имеют вида на жительство в городах и готовы соглашаться на низкую заработную плату, подпитывает неравенство снизу.
В связи с тем, что в китайской экономике растет богатство, коррупция в последние десятилетия растет. Но до сих пор никто не изучал эмпирически характеристики людей, которых CCDI признал виновными в коррупции, и не пытался эмпирически установить, в какой степени коррупция способствовала неравенству. Как выясняется, детальный анализ данных CCDI выявляет закономерность: коррупция не только среди людей, находящихся на вершине бюрократической и технократической иерархии Коммунистической партии, была очень высокой (с точки зрения средних сумм похищенных денег); это также внесло значительный вклад в неравенство, закрепив и без того богатых в еще более неприступном высшем классе.
“ТИГРЫ” КОРРУПЦИИ
Благодаря централизованному характеру антикоррупционной кампании и публикации и систематизации соответствующих данных китайским правительством, ученые теперь могут оценить динамику. Используя данные, собранные по отдельным делам об осуждении, мы создали базу данных высокопоставленных китайских чиновников, признанных виновными в коррупции в период с 2012 по 2021 год. Набор данных включает в себя подробную информацию по 828 уголовным делам о коррупции и 686 осужденным лицам (некоторые лица были обвинены и осуждены более чем за одно преступление). Все они являются членами КПК, занимают высокие посты в правительственной или партийной иерархии или менеджеры государственных предприятий; выражаясь языком антикоррупционной кампании, именно они являются «тиграми», виновными в самых значительных преступлениях, в отличие от множества «мух» (чиновников низшего звена), которые также оказались замешанными в расследованиях. До начала кампании Си Цзиньпина многие из этих деятелей считались неприкасаемыми.
CCDI классифицировал осужденных в порядке важности как кадры централизованного управления, кадры провинциального управления и кадры центрального уровня. Кадры централизованного управления — это самые высокопоставленные должностные лица, такие как провинциальные министры. Они назначаются и смещаются Центральным комитетом КПК. Кадры провинциального управления управляются провинциальными отделениями КПК; в их ряды входят мэры и секретари городов. Третья группа включает несколько менее важных должностных лиц, таких как управляющие государственных предприятий. Для простоты мы будем называть этих чиновников соответственно национальной, провинциальной и местной номенклатурой.
Анализ набора данных CCDI позволяет выявить масштабы коррупции по рангам должностных лиц. В сопоставлении с китайскими обследованиями городских домохозяйств (тигры, как правило, живут в городских районах) набор данных позволил оценить законные доходы осужденных за коррупцию и их место в распределении доходов в городах, показав, насколько они важны в обычной экономической и политической жизни и где именно происходит их коррупция. Сопоставляя предполагаемые законные доходы подсудимых с суммами, в которых их обвиняли, мы подсчитали, насколько коррупция увеличила их доходы, насколько она позволила им подняться по лестнице распределения доходов в Китае и как такая коррупция повлияла на уровень неравенства в китайских городах.
Неудивительно, что данные показали, что чем выше должность осужденного, тем значительнее масштаб коррупционной деятельности чиновника. Члены национальной номенклатуры были осуждены за хищение в четыре с половиной раза большей суммы денег по делу, чем члены провинциальной номенклатуры и в три раза больше, чем члены местной номенклатуры. Самые высокопоставленные должностные лица, перечисленные в наборе данных, обвинялись в среднем в хищении 14,1 млн долларов, провинциальная номенклатура — в хищении 2,8 млн долларов, а местная номенклатура — в хищении 4,3 млн долларов. (Местные цифры выше провинциальных, поскольку в них входят многие руководители государственных предприятий, для которых коррупция, по-видимому, является особенно прибыльным занятием.) Члены провинциальной номенклатуры обвиняются в большинстве случаев коррупции (две трети), но поскольку хищения в расчете на одно дело среди чиновников национальной номенклатуры намного выше, две трети общей коррупции, измеряемой в денежном эквиваленте, связаны с ними.
Осужденные чиновники почти полностью являются выходцами из высших слоев китайского городского населения. Более половины из них войдут в верхние пять процентов распределения городских доходов только со своими законными доходами; около шести процентов будут входить в верхний 1 процент с годовым доходом более 30 000 долларов на человека (или 120 000 долларов на семью, если домохозяйство состоит из четырех человек).
Однако благодаря коррупции средний обвиняемый зарабатывал в четыре-шесть раз больше, чем его законный заработок. Таким образом, обвиняемые поднялись на самую вершину распределения доходов в городах Китая. С учетом их незаконных доходов, 82 процента виновных в коррупции входили в один процент самых богатых горожан, и почти все они входили в верхние 5 процентов.
Коррупция сама по себе была в значительной степени сконцентрирована в верхних эшелонах, причем на первые десять процентов дел приходилось 58 процентов от общей суммы хищений. Для сравнения, десять процентов самых высокооплачиваемых работников в городских районах Китая зарабатывают 33 процента от общего дохода. Концентрированный характер коррупции и тот факт, что она принесла пользу людям, которые уже были одними из самых богатых в Китае, показывает, что коррупция, в своей откровенной части, является важным фактором неравенства в городах Китая.
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПОГОНЯ ЗА ЛИЧНОЙ ВЫГОДОЙ
Эти результаты демонстрируют огромные масштабы коррупции на самом верху распределения доходов в городах Китая. Даже люди с высокими легальными доходами могут умножить свои доходы в среднем в четыре-шесть раз, а некоторые, очевидно, даже больше. Полученные результаты свидетельствуют о том, что реальное неравенство доходов в стране намного превышает зарегистрированные уровни неравенства. О коррупционных доходах, в конце концов, не сообщается налоговым органам, и вряд ли о них сообщат в обследованиях домохозяйств. Тем не менее, демонстративное потребление членов элиты и их образ жизни делают коррупцию очевидной для наблюдателей. Кампания Си, какой бы ни была ее политическая мотивация, скорее всего, сокращает неравенство доходов и, что, возможно, более важно с точки зрения властей, сдерживает чрезмерно высокие доходы и одновременное выставление напоказ такого богатства.
Такой исход может объяснить популярность кампании. Антикоррупционные кампании, особенно если они не стесняются преследовать очень богатых и влиятельных, могут быть полезны автократическим режимам для повышения их популистских полномочий. Недавняя чистка коррумпированных генералов, проведенная президентом России Владимиром Путиным в разгар войны, была необычной, но она последовала за незаметными антикоррупционными мерами, которые начались одновременно с вторжением в Украину. Очень популярным оказалось и дело ангольского правительства против бизнесвумен и бывшего политического отпрыска Изабель душ Сантуш. Вьетнам недавно провел аналогичную кампанию «зачистки» на самом верху своей Коммунистической партии.
Наблюдатели считают антикоррупционную кампанию Си Цзиньпина безжалостной и часто мстительной в том, что касается ее нацеливания на потенциальных соперников. Но общее неравенство в Китае, измеряемое коэффициентом Джини, который варьируется от нуля (гипотетического случая полного равенства, при котором каждый человек зарабатывает одинаковую сумму), до 100 (еще один гипотетический случай, при котором один человек зарабатывает весь доход), снизилось за последнее десятилетие с пика в 43,7 в 2010 году до 37,1 в 2020 году по данным Всемирного банка. Какими бы ни были ее недостатки, антикоррупционная кампания стремится нанести удар как символически, так и в реальном выражении по безудержному неравенству в стране.
- Бранко Миланович является старшим научным сотрудником Центра Стоуна по социально-экономическому неравенству при Центре аспирантуры Нью-Йоркского университета и автором книги «Видение неравенства: от Французской революции до конца холодной войны».
- Ли Ян является научным сотрудником Центра европейских экономических исследований им. Лейбница.