Изображение: Zuma / Eyevine
Переоценка вооруженных сил Китая была бы опасной, утверждает Джереми Пейдж
В 1957 году Америку охватили опасения «ракетного разрыва» с Советским Союзом. Кремль ошеломил мир испытательным полетом межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) и запуском спутника. В докладе американской разведки предсказывалось, что к 1962 году Советы смогут иметь 500 МБР, что превзойдет американский арсенал. Когда об этом стало известно, разразился политический фурор. Наблюдая за президентством со своего места в Сенате, Джон Ф. Кеннеди потребовал принять меры, чтобы предотвратить советский «короткий путь к мировому господству».
Это была чушь. К его инаугурации в 1961 году у агентов ЦРУ были новые спутниковые снимки. В конце того года у Советов было около шести межконтинентальных баллистических ракет, тогда как у Америки их было 60. Но Кеннеди придерживался своего курса; его риторика и продолжающееся наращивание атомной энергии усилили напряженность в отношениях с Кремлем, которая разразилась во время кубинского ракетного кризиса. Что касается предыдущих лет, то в 1967 году Линдон Джонсон заметил: «Мы делали то, чего нам не нужно было делать. Мы строили то, что нам не нужно было строить».
Военная история богата историями подобного рода предостережений: переоценка противника может быть столь же рискованной, как и недооценка. Воздушные дроны, кибершпионаж и спутниковые снимки высокого разрешения обещали лучшие результаты. И тем не менее вопиющий просчет продолжается. Недавно западные правительства были ошеломлены плохими действиями российских войск в Украине. Все это поднимает важный вопрос для Америки и остального мира: насколько точна их оценка военной мощи Китая?
Вооруженные силы Китая, известные как Народно-освободительная армия Китая (НОАК), претерпели необычайную трансформацию. Когда Китай нормализовал отношения с Америкой и начал открывать свою экономику в 1979 году, НОАК представляла собой плохо оснащенную силу, предназначенную для ведения боевых действий на ее сухопутных границах. Но даже в этом он не преуспел, как показал Вьетнам в том году, когда он отразил китайское вторжение.
Сегодня Китай может похвастаться крупнейшей в мире армией и флотом, третьими по величине военно-воздушными силами и одним из самых мощных арсеналов обычных ракет, в том числе тех, которые могут поражать американские базы в Тихом океане. И хотя Америка и Россия имеют более чем в десять раз больше ядерных боеголовок, Китай модернизирует свои запасы, которые, по мнению Пентагона, могут удвоиться до 1 000 к 2030 году.
НОАК тоже стала более активной. Она построила искусственные острова в Южно-Китайском море и регулярно отправляет туда корабли и самолеты для обеспечения соблюдения морских претензий. Ее войска столкнулись с индийскими на спорной границе с Гималаями. Она открыла свою первую зарубежную базу в Джибути и хочет большего. И она значительно расширила операции вокруг Тайваня, самоуправляемого острова, на который претендует Китай и который Америка обещает помочь защитить. Встревоженные наращиванием сил Китая, высокопоставленные американские военачальники предупредили, что нападение на Тайвань может быть неизбежным.
И все же, если смотреть из Пекина, НОАК все еще далека от готовности к войне с Америкой. Чтобы быть уверенным в победе в таком конфликте, как конфликт с Тайванем, стране необходимо преодолеть ряд старых проблем, в том числе запутанную структуру командования, неадекватную логистику и отсутствие боевого опыта, поскольку она не вела войны со времен войны с Вьетнамом. Ей также придется противостоять новым вызовам, включая уроки войны в Украине, американские ограничения на экспорт высоких технологий в Китай и нехватку технологически квалифицированных кадров.
НОАК также должна бороться с тем, что президент Си Цзиньпин назвал «болезнью мира» — слабой внутренней культурой, сформировавшейся десятилетиями без боевых действий. На протяжении большей части этого времени вооруженные силы пользовались дурной славой своими далеко идущими и зачастую коррумпированными деловыми операциями. Их самое смертоносное столкновение за последние 44 года произошло с собственными соотечественниками во время резни протестующих в Пекине в 1989 году.
Все это должно происходить в рамках авторитарной системы, которая не поощряет сообщать о проблемах наверху, что препятствует усилиям по реформированию. С 2016 года Си Цзиньпин пытался модернизировать военное ведомство, проведя его самый масштабный капитальный ремонт за последние шесть десятилетий, оптимизируя его закостенелые структуры советской эпохи и пытаясь обеспечить совместную работу всех служб. Но это занимает больше времени, чем ожидалось. Борьба с недисциплинированностью потерпела неудачу, если судить по увольнению в июле двух высших генералов Ракетных войск НОАК, которые управляют ядерными и обычными ракетами. Предполагается, что они находятся под следствием по подозрению в коррупции или разглашении секретов. Американские чиновники считают, что генерал Ли Шанфу, уволенный с поста министра обороны в октябре, также находится под стражей.
В этом специальном докладе будут рассмотрены уязвимые места НОАК, а не ее сильные стороны, и исследуются их последствия для Америки и ее союзников. Цель не состоит в том, чтобы изобразить НОАК «бумажным тигром»: угроза, которую она представляет, реальна. Цель скорее состоит в том, чтобы обеспечить баланс общественных дебатов, которые временами напоминают более параноидальные периоды холодной войны и рискуют повторить ошибки той эпохи.
Игра в угадайку
Как и их предшественники времен холодной войны, офицеры разведки, оценивающие НОАК, часто сосредотачиваются на военной технике. Многое из этого видно из космоса, на парадах или во время учений. Аппаратное обеспечение также легко представить в военных играх. Но оценить способность страны использовать такую технику в войне гораздо сложнее. То же самое относится и к оценке стратегических намерений Китая. Это часто предполагает анализ двусмысленных публичных высказываний.
В качестве примера можно привести дискуссию о том, когда Китай может напасть на Тайвань. Вскоре после прихода к власти в 2012 году Си Цзиньпин связал объединение Тайваня с материком со своей более широкой целью «национального возрождения» к 2049 году, столетнему юбилею коммунистического правления. В 2017 году он поставил перед НОАК новую задачу: «в основном» модернизироваться к 2035 году. Затем, три года спустя, он приказал ей ускорить прогресс в направлении модернизации к своему столетнему юбилею в 2027 году.
Американские официальные лица говорят, что у них есть разведданные, позволяющие предположить, что Си Цзиньпин приказал НОАК иметь возможность вторгнуться на Тайвань к 2027 году. Это не значит, что он решил атаковать к тому времени, говорит Уильям Бернс, глава ЦРУ. Но такие различия часто теряются в средствах массовой информации, политических дебатах и высказываниях военных лидеров. Возьмем, к примеру, недавнее предупреждение генерала ВВС Майка Минихана своим офицерам: «Чутье подсказывает мне, что мы будем сражаться в 2025 году».
Отсутствие нюансов, в какой-то степени, понятно. Си Цзиньпин может просчитаться, как это сделал российский лидер Владимир Путин в отношении Украины. И даже если Си Цзиньпин не планирует нападать на Тайвань к 2027 году, Америке имеет смысл подготовиться. Для ее военачальников это означает мотивацию войск, поиск финансирования в Конгрессе и борьбу за ресурсы между службами и региональными командованиями.
Но некоторые «китайские ястребы» говорят, что Америка должна сделать гораздо больше: сократить количество виз для китайских студентов технических специальностей; удвоить расходы на оборону (и размер военно-морского флота); направить приток сил в Азию; и явно положить конец более чем 40-летней «стратегической неопределенности» относительно того, будет ли Америка напрямую защищать Тайвань. Многие республиканцы называют сосредоточение внимания на Китае причиной прекращения поддержки Украины. И, возможно, это самый прямой отголосок конца 1950-х годов: некоторые требуют значительного расширения американского ядерного арсенала.
Многие академические, военные и разведывательные эксперты по НОАК — на Западе и в соседних с Китаем странах — опасаются, что такие меры могут иметь неприятные последствия. Если Америка зайдет слишком далеко в поддержке Тайваня, это может убедить Си Цзиньпина в том, что он должен нанести удар, независимо от того, готов он к этому или нет. Американское расточительство на оборону сейчас может быть трудно выдержать, и оно может привести к уязвимостям позже, когда это оборудование будет снято с вооружения и потребуются новые виды вооружений. Привлечение технических талантов Китая помогает подорвать его военные амбиции. Сокращение поддержки Украины может принести Кремлю победу, которая в конечном итоге укрепит позиции Си Цзиньпина. А масштабное наращивание ядерного потенциала США может подтолкнуть мир к новой гонке ядерных вооружений.
Что касается 2027 года, то некоторые наблюдатели за НОАК отмечают, что предшественник Си Цзиньпина Ху Цзиньтао также установил крайний срок. Он поручил НОАК достичь «значительного прогресса» к 2020 году на пути к тому, чтобы иметь возможность «побеждать в локальных войнах» в условиях высоких технологий. Вскоре этот год стал годом, к которому, по мнению многих американских военных, Китай хочет захватить Тайвань. Тем не менее, дедлайн прошел спокойно.
Мнение среди специалистов НОАК отнюдь не единодушно. Многие обеспокоены тем, что американские планы по защите Тайваня удручающе неадекватны. Некоторые опасаются, что президентские выборы на Тайване в январе 2024 года могут побудить Си Цзиньпина к действиям, возможно, захватив один из отдаленных островов или введя блокаду. Другие видят потенциальное окно уязвимости в течение четырех или пяти лет после 2027 года, когда Си Цзиньпин, который к тому времени, вероятно, будет находиться на четвертом сроке, может потребовать действий в отношении Тайваня до того, как нынешние усилия по военной модернизации острова полностью принесут плоды.
Но такие ястребиные взгляды в последнее время доминируют в западном общественном дискурсе, отчасти сформированные заголовками о новейшем военном потенциале Китая и лихорадочной предвыборной политикой Америки. Кроме того, было проведено множество новых исследований НОАК, большая часть которых проводилась аналитическими центрами, в конечном итоге финансируемыми Пентагоном. Они, как правило, сосредотачиваются на том, что Китай может сделать, а не на том, чего он не может. Меньше финансирования — и внимания общественности — идет на исследования слабых мест НОАК.
Недооценивать НОАК было бы опасно. Но переоценивать его было бы слишком. Как и во времена холодной войны, это может привести к взаимной незащищенности и ненужной конфронтации. Усиление угроз Си Цзиньпина также может отбить у некоторых лидеров охоту вступать с ним в конфронтацию, когда это необходимо. Отчасти именно это позволило России безнаказанно аннексировать большую часть Украины в 2014 году. Безжалостно сбалансированный взгляд на НОАК необходим как для того, чтобы избежать войны, так и, если понадобится, для того, чтобы выиграть ее.