Групповое фото председателя Си Цзиньпина и иностранных лидеров, присутствующих на церемонии открытия третьего форума международного сотрудничества «Один пояс, один путь». (Фото предоставлено правительством Китая)
В третьем китайском форуме «Один пояс, один путь» приняли участие более 130 стран, в том числе российский лидер Владимир Путин и ключевые фигуры афганского Талибана.
Саммит отмечает десять лет с тех пор, как президент Китая Си Цзиньпин обнародовал план BRI по расширению экономического и политического влияния Пекина.
Примечательно, что на саммите присутствовало меньше глав государств и правительств: во вторник и среду на переговорах присутствовало всего 23 человека, причем видных европейских лидеров среди них не было.
Примечательно, что на саммите присутствовало меньше глав государств и правительств: во вторник и среду на переговорах присутствовало всего 23 человека, причем видных европейских лидеров среди них не было. Насколько известно Wood Central, на мероприятии присутствовали только два главы европейских государств — президент Сербии Александр Вучич и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
И хотя во многих комментариях сообщается, что эта инициатива начинает терять обороты по мере того, как Европа поворачивается к Альянсу НАТО-США, она является силой на лесных рынках, особенно в Южной Азии и Центральной Африке.
Инициатива «Пояс и путь» предполагает масштабное вливание китайских средств в инфраструктурные проекты, включая железные и автомобильные дороги, энергетику, порты, телекоммуникации, уголь и древесину, соединяющие евразийские территории автомобильным транспортом (Экономический пояс Шелкового пути) и морским путем (Морской Шелковый путь)

В 2019 году Брукингс изучил прогнозируемый лесной покров, потерю и прирост лесов в cтранах BRI.
Для справки.
Страны инициативы «Пояс и путь» (BRI)
В апреле 2023 года число стран, присоединившихся к инициативе «Пояс и путь» (BRI), подписав Меморандум о взаимопонимании (MoU) с Китаем, составляет 148*.
Страны инициативы «Пояс и путь» (BRI) расположены на всех континентах:
- 44 страны находятся в Африке к югу от Сахары.
- 35 стран BRI находятся в Европе и Центральной Азии.
- 25 стран BRI находятся в Восточной Азии и Тихоокеанском регионе (включая Китай)
- 21 страна BRI находится в Латинской Америке и Карибском бассейне.
- 18 стран BRI на Ближнем Востоке и в Северной Африке
- 6 стран находятся в Юго-Восточной Азии.
BRI работает с 18 странами Европейского Союза (ЕС), 9 странами G20, а также Украиной.
Для некоторых стран, которые указаны как подписавшие Меморандум о взаимопонимании по BRI, доступность независимой информации ограничена и частично противоречива. Например, Австрия, Нигер и Российская Федерация не опубликовали подтверждение подписания полного меморандума о двустороннем сотрудничестве в рамках BRI или даже опровергли это. Срок действия Меморандумов о взаимопонимании некоторых стран также потенциально истек, поскольку их первоначально он составлял 5 лет.

Страны инициативы пояс и путь. Цветом выделен год присоединения к инициативе.
Согласно цифрам, общая площадь лесов стран «Пояса и пути» составляет 30,5% мировой площади лесов. При этом общий объем торговли лесной продукцией между странами вырос с 48 миллиардов долларов США в 2013 году до 72 миллиардов долларов США в 2021 году.
В 2020 году Китай, который часто называют «мировой фабрикой», произвел 71% мировой фанеры, и хотя это число снизилось, Wood Central понимает, что китайские компании инвестируют в производство фанеры в Малайзии и Индонезии.
Будучи крупнейшим в мире потребительским рынком, он поглотил 18% мирового спроса и 71% азиатского спроса на лесную продукцию. Он имеет наибольшую зависимость от импорта – доля импортируемой древесины составляет 55%, включая пиломатериалы, бревна, целлюлозу и бумагу.
Для Китая BRI обеспечивает оборот бревен и пиломатериалов. К примеру, в 2021 году Китай импортировал с рынка стран BRI 41 миллион кубических метров бревен и пиломатериалов, переработал их и продал на мировых рынках.
Как сообщает AP News, Китай стремится перейти к «меньшим и более экологичным проектам» и вместо этого будет полагаться на инвестиции китайских компаний, а не на государственные кредиты на развитие.
Ранее в этом месяце Wood Central сообщила, что китайские компании уже работают с Россией над транспортировкой 83% российской древесины через китайскую «красную полосу».

BRI является основным драйвером потенциального трансатлантического маршрута поставок. (Фото из статьи: Планирование арктического перевалочного узла вдоль Северного морского пути: систематический обзор литературы и политические последствия развития арктической портовой инфраструктуры)
Со своей стороны, китайские судоходные компании, такие как Шаньдунская портовая группа, играют решающую роль в укреплении торговли с Россией через арктические торговые маршруты.
В прошлом месяце компания, владеющая четырьмя морскими портами в китайском регионе Шаньдун, посетила российский арктический регион, чтобы ознакомиться с проектами развития местных портов.
Этот поворот Китая от проектов «долговой ловушки» к инвестициям под руководством компаний привел к тому, что 500 китайских компаний в настоящее время инвестируют в лесные операции в 19 странах BRI, при этом значительные российские инвестиции подкрепляются аналогичными инвестициями в Ассоциацию государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Узбекистан и Казахстан.
Сюда также входит Центральная Африка, где Китай вложил значительные средства в строительство торговых путей: за последнее десятилетие было экспортировано более 4,2 тонны древесины, которая постоянно обеспечивает китайские центры производства шпона и фанеры.
По данным китайских государственных СМИ, BRI принесла пользу всему миру, «путем улучшения связей в открытой глобальной экономике, заявили государственные лидеры, министры и высокопоставленные чиновники международных организаций».
В своем вступительном слове вице-премьер Китая Дин Сюэсян заявил, что инициатива «Один пояс, один путь», целью которой является содействие развитию, пропаганда взаимовыгодного сотрудничества и вселение надежд, «стала путем на благо мира и принесения счастья людям».
Као Ким Хурн, генеральный секретарь Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, заявил, что BRI способствует развитию глобальных и региональных связей, и у АСЕАН появится больше возможностей в развитии инфраструктуры.
На форуме также была запущена Пекинская инициатива по углублению сотрудничества в сфере взаимосвязанности, «направленная на постоянное улучшение инфраструктурной связи между странами, участвующими в BRI, а также на то, чтобы сделать мировую экономику более открытой, инклюзивной, сбалансированной и выгодной для всех».
Пекинская инициатива предложила улучшить связи между странами BRI по шести направлениям:
- повышение производительности и связности транспортной инфраструктуры;
- расширение возможностей стабильного и устойчивого развития энергетики;
- повышение потенциала объектов водоснабжения для защиты средств к существованию людей;
- содействие связности информационной инфраструктуры;
- укрепление «мягкой связи» правил и стандартов;
- оптимизация международной бизнес-среды.