Китайское правительство прямо или косвенно владеет контрольными пакетами акций практически всех банков страны, что дает ему право голоса в их судьбе. Фото…Андреа Верделли для The New York Times
Банки держат огромные долги по недвижимости, а регулирующие органы нервничают. Но быстро развивающийся кризис маловероятен, потому что правительство имеет обширный контроль над системой.
Гигантская банковская система Китая, крупнейшая в мире, сильно подвержена кризису недвижимости: почти 40 процентов всех банковских кредитов связаны с недвижимостью. И давление на эти банки нарастает, поскольку десятки застройщиков объявили дефолт или пропустили платежи по зарубежным облигациям, во главе с China Evergrande, застройщиком с самой большой задолженностью в мире.
Масштабы имущественных проблем Китая — огромный уровень долга, переизбыток квартир и потребители, которые все более настороженно относятся к покупкам — означает, что в ближайшие годы правительство может быть вынуждено потратить огромные суммы денег на спасение банков.
Официальные лица в Пекине уже предприняли некоторые шаги, подчеркнув трудный выбор, который долг за недвижимость ставит перед политиками. Они, например, позволили банкам давать дополнительное время заемщикам до наступления срока погашения их кредитов, шаг, который рискует мало что сделать, но позволяет перенести проблему в будущее. Тем не менее, это может послать сигнал о том, что и заемщики, и кредиторы могут продолжать придерживаться неосторожной практики в ожидании спасения. И это отодвигает тот день, когда банки смогут кредитовать более продуктивные предприятия.
«Если Китай не прикажет банкам списать плохие кредиты на рынке недвижимости, процентные расходы будут продолжать сокращать экономику, в то время как слишком много капитала будет по-прежнему тратиться впустую на инвестиции, не имеющие ценности», — сказал Эндрю Коллиер, основатель и управляющий директор Orient Capital, экономической исследовательской фирмы в Гонконге.
Тем не менее, почти никто не ожидает, что падение цен на недвижимость в Китае вызовет неконтролируемую череду крупных банковских крахов, подобных тому, что пережили Соединенные Штаты 15 лет назад. Банковская система Китая, владеющая четырьмя пятыми финансовых активов страны, включая большую часть облигаций, слишком велика, чтобы правительство могло позволить ей обанкротиться.
Главный торговый район Шанхая. Фото…Эли Сонг/Reuters
Правительство прямо или косвенно владеет контрольными пакетами акций практически во всех банках, что дает ему право голоса в их судьбе, даже помимо обширных регулирующих полномочий. Финансовая система Китая опирается в основном на банковские кредиты сроком на год и более, в отличие от торгуемых ценных бумаг, которые быстро упали в цене в 2008 году, вызвав глобальный финансовый кризис. И регулирующие органы блокируют большинство крупных движений денег в страну и из нее, что делает финансовую систему Китая почти неуязвимой для внезапного ухода иностранных денег, который вызвал азиатский финансовый кризис в соседних странах в 1997 и 1998 годах.
Но нынешние проблемы в китайской недвижимости, которые уходят своими корнями в годы дикого кредитования и спекулятивных чрезмерных инвестиций, представляют собой серьезную проблему для политиков.
Незадолго до того, как уйти в отставку в марте прошлого года, Лю Хэ, тогдашний вице-премьер Китая, предупредил в своей речи об опасностях, которые недвижимость таит в себе для Китая.
«Если с ними не справиться должным образом, риски в жилищном секторе, скорее всего, вызовут системные риски, поэтому необходимо предпринять незамедлительные шаги для их устранения», — сказал он на Всемирном экономическом форуме в январе в Давосе, Швейцария.
В интервью в последние недели четыре человека в Пекине и Шанхае, знакомые с действиями китайского финансового регулирования, подробно рассказали о том, как регулирующие органы пытаются справиться с рисками, связанными с недвижимостью. Все они настаивали на анонимности, потому что не были уполномочены давать публичные комментарии.
Во-первых, регулирующие органы Китая предоставляют банкам гораздо больше свободы действий, когда они объявляют кредиты неработающими, что означает, что заемщик не может производить платежи. Это позволило банкам отложить отчетность о финансовых потерях.
По словам людей, знакомых с системой регулирования, политика, позволяющая банкам продлевать сроки погашения кредитов, которые должники не могут погасить, фактически началась во время пандемии. Эта политика была направлена на то, чтобы дать банкам пространство для маневра в работе с компаниями, которые пострадали от резкого падения продаж из-за вспышек Covid или локдаунов, не заставляя банки откладывать дополнительные деньги на неработающие кредиты. Но эта снисходительность продолжалась и в этом году и была применена к гораздо более крупному и глубоко проблемному сектору недвижимости.
Жилой комплекс, построенный компанией China Evergrande в Ухане, в центральной китайской провинции Хубэй. Компания является самым закредитованным разработчиком в мире. Фото…Agence France-Presse — Getty Images
Кроме того, центральный банк Китая, Народный банк Китая, провел тщательный стресс-тест балансов 20 крупнейших коммерческих банков Китая, чтобы обеспечить их устойчивость в случае дальнейших потерь в сфере недвижимости.
Стресс-тест, проведенный прошлой зимой, показал, что банки, все из которых контролируются государством, могут пережить значительное дальнейшее ухудшение ситуации на рынке недвижимости Китая. Но, по крайней мере, половине из них может потребоваться дополнительный капитал, чтобы убедиться, что они будут продолжать соответствовать постоянно ужесточающимся международным стандартам в отношении того, сколько денег они держат в резерве.
Действуя отдельно от центрального банка Китая, центральные банки в Европе создали рабочую группу для сбора и обмена информацией о том, сколько денег коммерческие банки их стран одолжили в Китае, хотя до сих пор они не обнаружили большого риска.
Ключевая часть стратегии Китая заключается в том, чтобы распределить расходы на обработку убытков в сфере недвижимости на большее количество лет, сказали эти люди. Это может позволить банкам использовать потенциальную будущую прибыль по другим кредитам, чтобы компенсировать убытки по кредитам застройщикам.
Почти половина кредитования, связанного с недвижимостью, в Китае состоит из ипотечных кредитов, в основном жилых. Убытков по ипотечным кредитам практически не существует, так как домовладельцы выплачивают их вовремя или даже досрочно.
Китай уже давно требует гораздо более высоких первоначальных взносов, чем западные регуляторы – по крайней мере, 20 или 30 процентов от покупной цены для тех, кто покупает жилье впервые, и до 70 процентов для вторых домов.
Домохозяйства почти никогда не объявляют дефолт по ипотечным кредитам, чтобы не потерять свои первоначальные взносы. Таким образом, эти кредиты неизменно были очень прибыльными для коммерческих банков, которые взимают процентные ставки, которые на пару процентных пунктов выше, чем банки платят своим вкладчикам. Правительство недавно призвало банки снизить процентные ставки по ипотечным кредитам, чтобы помочь домохозяйствам высвободить наличные деньги для расходов, но банки сопротивлялись этому.
Финансовые филиалы местных органов власти также являются проблемной категорией клиентов банков. Они брали кредиты на строительство дорог, мостов и другой инфраструктуры. Фото…Эли Сонг/Reuters
Кредиты застройщикам вызывают наибольшее беспокойство у коммерческих банков и регулирующих органов, но их роль в общих финансах банков ограничена — г-н Кольер, аналитик из Гонконга, оценил их в 6-7 процентов банковского кредитования. Китайские банки, с их сильными связями с правительством, имеют влияние, требуя погашения от застройщиков.
Другая проблемная категория клиентов китайских банков заключается в финансовых филиалах местных органов власти, которые занимают деньги от имени местных органов власти. Местные филиалы заимствовали у банков в два раза больше, чем застройщики страны.
Почти все филиалы занимаются развитием недвижимости и связанной с ней деятельностью, такой как строительство дорог, мостов и другой инфраструктуры. Они потратили значительные средства на покупку земли на аукционах местных органов власти, поскольку у застройщиков частного сектора закончились деньги для участия в торгах. Теперь финансовые филиалы сталкиваются с большими потерями, но поскольку они и банки в конечном итоге контролируются Пекином, проблема движется медленно.
Банки, застройщики и местные органы власти надеются, что Пекин в конечном итоге им поможет. Но национальное правительство до сих пор не проявляло особого энтузиазма.
«Система продвигается вперед, ожидая, и ожидая, и ожидая какой-то помощи, но она так и не пришла», — сказал Лестер Росс, управляющий партнер пекинского офиса юридической фирмы Wilmer Hale.