Китай: железнодорожные поставки, как ожидается, резко сократят импорт древесины через порты

Как конкуренция между железнодорожным и морским  транспортом повлияет на структуру рынка в Китае? Некоторые участники рынка говорят, что морская перевалка лесоматериалов, поступающих в Китай через порты, будет снижаться как минимум на 50%! И это не плод фантазии. Это главная тенденция, которая проявляется в последние годы.

Во-первых, крупнейшие мировые поставщики древесины меняют свою национальную политику в отношении экспорта круглого леса. Россия, Украина и другие страны планируют запретить крупномасштабный экспорт круглого леса и содействовать переработке древесины внутри страны!

Во-вторых, российский экспорт древесины, который опирается на политику «Пояс и дорога», напрямую достигает основных городов страны. В настоящее время существует прямой доступ к провинциям Хэйлунцзян Харбин, Шэньси Сиань, Шаньси Юйци, Хэнань Чжэнчжоу, Цзянсу Сюйчжоу, Шаньдун Цзыбо, Ганьсу Ланьчжоу, Увэй, Цинхай Синин, Внутренняя Монголия Вуланчабу, Хунань Чанша, Хубэй, Ухань Дуян, Гуандун, Гуандун , Цзянси Ганьчжоу, Чжэцзян Ханчжоу, Цзянсу Сюйчжоу, Сычуань Чэнду, Чунцин и т. д., почти напрямую покрывая большую часть Китая!

В-третьих, цена на российскую древесину низкая, а качество чрезвычайно высокое. Как только у покупателя появится привычка пользоваться этим товаром, станет уже труднее потреблять древесину, поступающую через порты. При этом, поступающая  через порты древесина должна достичь того же качества обработки. Слишком высокая стоимость, плюс внутренняя политика Китая по охране окружающей среды дополнительно увеличивает эксплуатационные расходы, что делает ситуацию еще более сложной.

В-четвертых, финансирование цепочки поставок становится все более зрелым. Со зрелым развитием финансирования цепочки поставок, большинство проектов будут крупномасштабными, проект будет системным и проект будет финансироваться. Наиболее проблемным вопросом станет качество. Китайский импорт уругвайской сосны, сосны факела, сосны карибской, араукарии, сосны радиаты, озона и т. п. будет в значительной степени исключен, за исключением небольшого числа отдельных импортеров, которые будут продолжать импортировать.

В-пятых, китайские импортеры пиломатериалов, похоже, удовлетворены импортом обработанных тсуги, а также сосны, ели, красной сосны, финской сосны, украинской сосны и т. д. И если сейчас соотношение импорта пиломатериалов и круглого леса составляет в соотношении 20/80, то оно может измениться на 80/20, принимая во внимание рост цен на импортируемую древесину.

Бум поставок российских хвойных пиломатериалов в Китай при поддержке инициативы «Пояс и дорога»
Согласно торговым данным, полученным от Китайской таможни, в 2018 году Китай импортировал 36,8 млн. кубометров пиломатериалов, что на 1,6 % меньше по сравнению с 2017 годом. Из общего объема импорта пиломатериалов хвойные породы древесины составили 24,9 млн. кубометров, что является незначительным снижением на один процент по сравнению с 2017 годом.

Тем не менее, в 2018 году российский экспорт пиломатериалов хвойных пород в Китай составил колоссальные 15,65 млн. кубометров, что на 10 процентов больше по сравнению с 2017 годом. Это более чем вдвое превышает экспорт в 2014 году и в настоящее время составляет 63% рынка Китая. Очевидно, что китайская инициатива «Пояса и дороги» (BRI) частично способствовала увеличению объемов пиломатериалов хвойных пород из России в Китай.

Инициатива Belt & Road – это масштабная программа, которая включает в себя множество масштабных инфраструктурных проектов с другими странами. Предложенный президентом Китая Си Цзиньпином в 2013 году, основная цель заключалась в том, чтобы перенести перепроизводство во внутренние регионы, воспользовавшись более низкими затратами на рабочую силу и производительностью в Китае. В то же время он предназначен для улучшения цепочек поставок ключевых поставщиков и для важнейших экспортных рынков, повышения конкурентоспособности китайских товаров и сырья.

В 2018 году число действующих маршрутных поездов (блок-поездов) Китай-Европа превысило 6 363 (против 3 678 в 2017 году), курсируя между 56 китайскими городами и 49 городами в 15 различных европейских странах. Среди них 2690 были обратными поездами, отправленными из Европы в Китай, что на 111% больше, чем в 2017 году.

В настоящее время от 50 до 60 процентов общих расходов на контейнерные перевозки в маршрутных поездах Китай-Европа оплачиваются за счет субсидий местного правительства, поскольку регулярные расходы по-прежнему очень высоки. Отчасти это связано с меньшим количеством «поездов с обратным грузом» (из Европы в Китай) по сравнению с «поездами с обратным грузом» (из Китая в Европу). Поэтому разработка обратного поезда является одним из ключевых факторов, который определит, смогут ли маршрутные поезда Китай-Европа в конечном итоге работать без государственных субсидий. Российские пиломатериалы являются одним из важнейших грузов, перевозимых в поездах обратного следования. Согласно плану центрального правительства, механизм субсидирования, как ожидается, будет отменен в 2020 году.

На карте обозначены крупные города-поставщики в России вдоль железнодорожного пути в Китай. Зеленые точки представляют основные железнодорожные узлы в России, а красные точки являются основными внутренними городами Китая.

Каждую неделю из России, Сибири (Иркутск, Красноярск и Томск) регулярно ходят регулярные поезда до городов центрального Китая, таких как Чэнду, Чунцин, Сиань и Ухань. Есть также менее частые поезда, идущие в Линьи и Ганьчжоу. Общие транспортные расходы, оплачиваемые китайскими импортерами, варьируются от 1800 до 3000 долл. США за 40-футовый контейнер, что является более быстрым, а также более дешевым, чем (или то же самое) с доставкой из России в Китай на регулярных поездах, за которыми следуют внутренние перевозки.

Несмотря на то, что точное число поездов не известно, компании-операторы маршрутных поездов оценивают их количество в 600 поездов обратного следования, которые перевезли в Китай  около 1,2 миллиона кубических метров пиломатериалов в 2018. Большая часть этих пиломатериалов была отправлена из России, а некоторое количество было отправлено из Финляндии и Швеции. В 2018 году Чэнду, Чунцин и Сиань были тремя основными внутренними городами для обратных маршрутных поездов с российскими пиломатериалами, что обеспечило поставку более 80% от общего объема пиломатериалов.

В результате действия BRI китайские инвестиции в лесную и деревообрабатывающую промышленность России увеличиваются, как со стороны государственных, так и частных компаний. Кроме того, все больше инвестиций вкладываются в производство пиломатериалов с камерной сушкой и строганных для дальнейшей их транспортировки на рынок Китая. Себестоимость транспортировки пиломатериалов с добавленной стоимостью – сухих и профилированных значительно дешевле, чем сырых пиломатериалов.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.