Интервью с Альбертом Майе, директором по лесам и природным рискам (DFRN) Офиса Национальных лесов Франции (ONF)
Этим летом нас ждет беспрецедентная жара. Возникло много пожаров, особенно в Жиронде, где пламя уничтожило более 20 000 гектаров. Какой вклад ONF вносит в национальную стратегию предотвращения лесных пожаров во Франции?
ONF участвует на всех этапах профилактики и борьбы с пожарами, либо в контексте повседневного управления государственными лесами, либо участвуя в конкретных миссиях, представляющих общий интерес и возложенных на государство. Национальная стратегия профилактики представляет собой логическую цепочку, организованную в 4 этапа.
Первым этапом является предотвращение возникновения пожара. Во Франции 90% пожаров происходят по вине человека. Таким образом, у нас есть рычаги, чтобы изменить ситуацию к лучшему, изменив некоторые из наших моделей поведения. Это требует соблюдения правил и повышения осведомленности населения и профессиональных субъектов, работающих в природной среде. У нас столько целевых аудиторий, сколько могут обучить лесничие ONF, чтобы благодаря этой местной и общенациональной просветительской работе уменьшить количество случайных пожаров.

Второй этап предотвращения сводится к быстрому обнаружению зарождающихся пожаров и принятию срочных мер по их тушению. В ожидании прибытия предупрежденных пожарных команды ONF должны попытаться потушить пожар «в зародыше» или замедлить его до того, как он приобретет слишком большое значение и станет слишком сложным для управления. Как ? Благодаря сети наших патрульных, некоторые из которых имеют высокопроходимые транспортные средства, оснащенные небольшими цистернами для воды, которые максимально быстро добираются до места возгорания.
Если пожар потушить не удалось и огонь начинает распространяться, то наступает третий этап : вмешательство пожарных служб, а именно пожарных и пожарной авиации, которые будут основывать свои действия на противопожарной инфраструктуре территории (противопожарные пространства, лесные дороги пути и иные проезжие пути, водозаборы), которая создается и обслуживается лесной службой.
В случае крупного пожара группы реагирования сосредоточатся на фронте основного пламени. Однако возможны повторные возгорания на границах уже пройденных огнем участков. Отсюда четвертый шаг, который является частью антикризисного управления : наблюдать за основным фронтом и флангами пожара и предупреждать пожарных в случае изменения ситуации.
Дороги обеспечивают выбор траектории пожарных служб, позволяя им быстро добраться до огня и эффективно маневрировать в случае изменения скорости и направлеия ветра. Что косается противопожарных пространств, во Франции их называют брандмауэрами, то они выполняют двойную функцию: сломить мощь огня, удаляя из пространства на его пути горючее топлив,о и способствовать безопасности команд.
Применяются ли описанные вами четыре шага помимо государственных и в частных лесах?
Эта общая схема действительна везде. Конечна в каждом конкретном случае её приспосабливают местной географии и контексту реальных событий. Пожар не знает границ: основное оборудование для предупреждения и тушения пожаров планируется в территориальном масштабе, независимо от формы собственности и, как правило, находится на вооружении государства и органов местного самоуправления. Независимо от владельца леса, государственного или частного, реальный вопрос заключается в том, чтобы знать уровень управления лесами и оснащения его рейнджеров соответствующим оборудованием.
Сегментация происходит не столько между публичным и частным лесом, сколько между лесом управляемым и неуправляемым.
Побуждает ли текущая ситуация в Жиронде к размышлениям, чтобы предотвратить крупные пожары в будущем?
В области предотвращения лесных пожаров мы постоянно совершенствуемся. Опыт позволяет нам адаптировать наши стратегии.
Например, стратегия вмешательства при нескольких зарождающихся пожарах: когда, к примеру, одновременно возникает два пожара, – большой и малый. Раньше рефлекторно концентрировали все усилия на тушении самого большого и опасного пожара. Сегодня мы знаем, что нельзя преуменьшать внимание и экономить средства за счет тушения малых возгораний. Реализуя иакую стратегию мы рискуем в конечном итоге столкнуться с двумя большими пожарами.
Другой пример: после пожарная реконструкция. Она все больше основывается на всестороннем опыте, который не ограничивается вопросом обновления лесов, а рассматривает необходимость общей перестройки территории, с целью повышения её устойчивости. Поскольку мы должны научиться жить с огнем, нулевого риска не существует.

Есть ли виды, которым следует отдать предпочтение, чтобы лесу было легче возродиться из пепла после пожара?
Именно погодные условия (засуха, жара и ветер) благоприятствуют возникновению крупных, катастрофических пожаров. Таким образом, климатический фактор является первым, о котором идет речь, и только потом вмешивается природа топлива, в частности, посредством расположения растений в пространстве. Во время пожара воспламенение происходит от легковоспламеняющихся элементов на земле, в частности опушки и травянистых растений. Затем огонь достигает подлеска, именно здесь он накапливает свою силу, прежде чем достичь верхушек деревьев.
Если мы поймем этот механизм, то сможем представить себе, как обуздать пожар, в частности, выбрав метод лесоразведения с высоким и густым пологом, ограничивающим освещение земли и, следовательно, развитие подроста.
В плане выбора пород при лесовосстановлении решающими селекционными факторами являются устойчивость к засухе и способность к регенерации в сложных условиях. С этой точки зрения сложный состав насаждения является благоприятным моментом. Разнообразие видов также лежит в основе нашей более глобальной стратегии адаптации лесов к изменению климата.