Ведуча програми «Іспит для влади» Світлана Леонтьєва:
– У нас є змога почути відповідь з перших вуст – від Прем’єр-міністра України Миколи Азарова.
Сьогодні учасники програми – керівник агенції Інтерфакс України Олександр Мартиненко, ведучий програми „Факти” Віктор Ковач і спеціальний кореспондент телеканалу „Інтер” Євгеній Кожирнов.
Світлана Леонтьєва:
– Завершення підготовки Податкового кодексу без перебільшення можна назвати однією з головних подій минулого тижня. Доопрацьований проект Податкового кодексу був обговорений громадськістю, експертами, учасниками ринку, було внесено понад 5 тис. поправок, і сьогодні він переданий до парламенту. Ухвалення Верховною Радою цього Кодексу дасть можливість реалізувати Програму економічних реформ Президента і Уряду.
Почнемо сьогодні з аналізу того, чому існуюча податкова система є недосконалою. З нашого першого сюжету ви зможете дізнатися про схеми, якими користуються вітчизняні бізнесмени, аби офіційно і законно не платити податки.
Про необхідність реформування Податкового кодексу говорили протягом всіх років незалежності, 20 років. Чому так рішуче взялися саме зараз за це?
Микола Азаров:
– Мы стоим на пороге реформ, и не просто на пороге, но уже проводим эти реформы. Без них дальнейшее наше развитие невозможно, без них невозможно поднять уровень пенсии, зарплат, уровень жизни в стране.
И первое, что необходимо сделать, – создать стимулы для развития предпринимательской деятельности в стране, создать стимулы для развития экономики, потому что только развивающаяся экономика даст достаточно ресурсов для того, чтоб улучшить ситуацию в стране, улучшить социальную защиту, повысить уровень пенсий.
А как запустить экономику, чтобы она работала, эффективно развивалась на тех направлениях, которые нужны нашей стране? Как сделать так, чтобы предприимчивый человек не пытался обмануть государство, а, наоборот, все свои усилия прилагал к тому, чтоб сделать зажиточным себя и одновременно свое государство? Не случайно в Вашем комментарии прозвучало, что 4 тыс. страниц запутанных законов. А Налоговый кодекс сейчас – это большой, емкий документ, но он содержит все 500 страниц.
Первая идея, которую мы реализовали в Налоговом кодексе, – это значительное упрощение налогового законодательства. Это значительное уменьшение числа действующих налогов. И в самом деле, мы сократили государственные налоги более, чем в 2 раза, в 3 раза сократили местные налоги, т.е. оставили только те, которые легко собирать, которые простые и понятные для налогоплательщика. В вашем сюжете также прозвучало, что большие начисления на заработную плату, или большие налоги, вернее, прозвучало, на заработную плату. На самом деле ошибка в тексте. У нас налоги на заработную плату не очень большие, 15%.
Світлана Леонтьєва:
– За новим Кодексом?
Микола Азаров:
– Нет, сейчас действующая налоговая система. У нас когда говорят, что большие налоги на зарплату, то путают отчисления в Пенсионный фонд, отчисления в фонд по безработице и отчисления в Фонд социального страхования на случай временной потери трудоспособности.
Это все привело к тому, что у нас низкая пенсия, что у нас постоянный дефицит Пенсионного фонда, причем, дефицит Пенсионного фонда сейчас стал очень большим. Он стал трудноподъемным для бюджета. Вообще говоря, ни в одной стране мира, кроме Украины, бюджет не финансирует расходы Пенсионного фонда. Это не функция бюджета – финансировать расходы Пенсионного фонда. Но у нас уже так случилось, что мы эти расходы финансируем, и когда-то они составляли дефицит Пенсионного фонда 4 млрд.грн., сейчас это уже больше 30 млрд.грн., т.е. сейчас это уже становится достаточно серьезной проблемой, и, вместе с тем, не обеспечивает наших пенсионеров разумной пенсией, которая способна обеспечить старость.
Вот почему так остро встал вопрос реформы налоговой системы, и вторым этапом или второй очередью будет реформа пенсионной системы. Мы должны создать стимул не только для экономики, мы должны создать стимул для людей, чтобы каждый человек думал о своей пенсии, начиная с того момента, когда он впервые стал зарабатывать себе на жизнь. Вот только пошел на свое первое рабочее место, он должен сразу же задуматься: а какие я сделал отчисления с тем, чтобы у меня была достойная пенсия. И как заинтересовать работодателя и работника в том, чтобы они вдвоем были заинтересованы создавать такие персонифицированные счета, а на этих счетах накапливать ресурсы, а эти ресурсы использовать для развития экономики, т.е. вкладывать в производство – деньги не могут лежать 40 лет мертвым грузом. Они должны работать, а работая, они принесут доход и будущему пенсионеру, и государству, и непосредственно тем предпринимателям, которые возьмут в кредит, например, эти деньги, используют их для развития.
Вот такая форма, которая позволила бы заинтересовать людей, и лежит в основе будущей пенсионной реформы. Сейчас ее дискредитируют, говорят, что это только повышение пенсионного возраста, я как раз хочу сказать, что сейчас для нас не этот вопрос главный, когда человек будет выходить на пенсию, это вопрос является производным от того, как мы сумеем разработать систему, заинтересовывающую человека работать более качественно, больше зарабатывать, больше себе откладывать.
При такой системе сам человек будет решать, когда ему выходить на пенсию, после, конечно, определенного возраста.
Олександр Мартиненко:
– Мы прекрасно понимаем, что этот Налоговый кодекс, это продукт всего Правительства, это понятно, но все-таки, хотелось бы узнать, кто, не коллектив авторов, но хотя бы кто, с Вашей точки зрения, приложил из Правительства к нему больше усилий, и в разное время может быть разные Вице-премьер-министры, кто его писал?
Микола Азаров:
– Кому звезду повесили, кому крест на грудь?
Олександр Мартиненко:
– Это уже как получится.
Світлана Леонтьєва:
– Хто буде відповідати?
Микола Азаров:
– У нас всегда действует поговорка, что победа имеет много авторов, а поражение всегда конкретного человека.
Олександр Мартиненко:
– Для начала назовите автора победы.
Микола Азаров:
– Я не могу назвать конкретного автора прежде всего потому, что идеология Налогового кодекса вытекает из Программы реформ Президента. Три основных принципа: первое – создать либеральную систему; второе – снизить налоговое давление и администрирование; третье – не потерять доходы бюджета.
Как мы видим, цели не исключающие друг друга. Снизить налоги – означает потерять доходы бюджета. Значит, надо так снизить, чтобы их не потерять. Надо создать либеральную систему налогообложения, вместе с тем ее сделать такой, чтобы платили все. И на этом трудном пути, безусловно, вложили свой вклад и вели острые дискуссии, и не один раз, практически все члены Правительства. И выделить кого-то… Конечно, последнее слово оставалось за Премьер-министром, соответственно, и ответственность на Премьер-министре. Но вместе с тем, очень большой коллектив вице-премьеров: и Колесников, и Клюев, и Тигипко, и Ярошенко – Министр финансов, и председатель Налоговой администрации Папаика и т.д., т.е. громадный коллектив, и Ефименко Т.И. – заместитель Министра финансов. Это те люди, которые встречались каждый день с бизнесом, с предпринимателями, с самыми разными, я в том числе встречался с большим количеством людей, выслушивал их мнение.
Я хочу сказать откровенно, не всегда интересы бизнеса совпадают с интересами государства и пенсионеров. Не всегда интересы работодателя, хозяина совпадают с интересами наемного рабочего. Мы здесь должны найти баланс интересов. Если мы такой баланс найдем, значит, будут стимулы и у рабочих трудиться производительнее, и у работодателя платить большую зарплату. Мне кажется, что такой баланс после многих месяцев и трудных дискуссий сейчас найден.
Но теперь предстоит другой этап – теперь наш труд попал в Верховный Совет. Скажем прямо, в Верховном Совете представлены не только политики, но и бизнесмены. И каждый будет смотреть, каким образом это повлияет на его либо предприятие, либо комплекс предприятий. И здесь очень важно не допустить, чтобы этот баланс, который был найден большим трудом в Правительстве, был искажен. Конечно, мы допускаем, что могут быть какие-то огрехи, какие-то неточности, что-то не учтено, потому что экономика многообразна, и настолько большое количество сторон этого процесса, что может что-то мы и не учли. Но в процессе обсуждения уже в Верховном Совете мы будем очень внимательно следить за тем, чтобы не была искажена идеология.
Более того, мы эту рабочую группу сохранили, и эта рабочая группа будет работать с комитетом Верховного Совета, и, видимо, с рабочей группой Верховного Совета они будут вместе доводить этот Кодекс до ума. Причем, мы ограничены еще и временными рамками, т.е. мы должны максимум до конца октября принять Налоговый кодекс с тем, чтобы в ноябре на базе нового Налогового кодекса мы могли представить в Верховный Совет Закон «О Государственном бюджете».
Это мы ставим перед собой в качестве первоочередного задания, чтобы в ноябре Верховный Совет принял бюджет страны окончательно с тем, чтоб в течение декабря все бюджеты были приняты, я имею ввиду районные, областные, городские бюджеты, чтоб 1 января вся страна жила уже по новым бюджетам, а это будет означать, что уже с 1 января начнутся правильные процедуры финансирования всех расходов бюджета, чего не было в этом году.
Поскольку бюджет благодаря предыдущему Правительству был утвержден очень поздно, мы в конце апреля его только утвердили. Затем идет процедура утверждения бюджетных программ, бюджетных порядков, затем идет процедура тендеров, и таким образом полгода выпадает. С тем, чтобы такого не произошло в этот раз, мы должны своевременно принять бюджет.
Євгеній Кожирнов:
– Николай Янович, если Вы все-таки в октябре сможете принять Налоговый кодекс, когда Вы планируете его вступление в силу?
Микола Азаров:
– С 1 января 2011 года.
Віктор Ковач:
– З Ваших слів виходить, що цей Кодекс максимально гарний, наскільки могли його розробити. Але ми про це чуємо, умовно кажучи, з одного боку: ми чуємо тільки від Вас, як керівника Уряду, від профільних міністрів: Міністра економіки, Міністра фінансів, віце-прем’єрів, які безпосередньо брали участь в розробці. Але ми не чуємо альтернативної точки зору від експертів, економістів, аналіз якихось міжнародних інституцій, які б могли критичним оком подивитись на нього і сказати якісь свої зауваження. … та сама Королевська, опозиція, стверджує, що ви досі не дали можливості ознайомитись.
Виходить так, що з одного боку ми маємо однобоку інформацію, і не маємо інформації з іншого боку, щоб співставити її, найти якусь золоту середину. Бо зараз Кодекс у парламенті. Зрозуміло, там є 300 голосів, умовно кажучи, більшості, які можуть приймати ті рішення, які можуть бути вигідні Вам, як правлячій партії, яка при владі. А чи це буде на користь решті суспільства?
Микола Азаров:
– Прежде всего я не знаю ни одного крупного эксперта в области налоговой политики, который бы не был привлечен для работы над Налоговым кодексом. Я не знаю ни одного крупного экономиста страны, который бы в той или иной мере не участвовал в работе над Налоговым кодексом. Скажем, я не знаю ни одной крупной какой-то бизнес-ассоциации, которая не участвовала бы и не принимала активное участие в разработке Налогового кодекса.
Что касается оппозиции. Во-первых, несколько вариантов Налогового кодекса были все время на сайте Министерства финансов, и любой желающий мог дать свое предложение. Одно из последних обсуждений было на открытом заседании Кабмина то есть, можно было прийти и послушать, и выступить со своими замечаниями, предложениями, мы бы их учли. Поэтому я не скажу, что мы от кого-то что-то скрывали. Нам нечего скрывать, мы заинтересованы в максимальной критике, потому что ответственность велика.
Но с другой стороны, поскольку мы взяли на себя ответственность за идеологию, за основные проектные решения, то дать возможность изменять эту идеологию в невыгодном для нас и для экономики, прежде всего, направлении, мы никому не позволим. Вы были у власти, я имею в виду оппозиция, у вас было большинство в парламенте. Почему вы не разрабатывали Налоговый кодекс? Почему вы его не принимали? Почему не вносили какие-то законы? У вас была такая возможность, вы не сделали этого.
Сейчас мы находимся при власти, мы на себя берем ответственность за то или иное решение. Поэтому, пожалуйста, давайте свои замечания, мы их рассмотрим.
Давайте вспомним, кстати сказать, когда мы находились в оппозиции, мы внесли, известный, нам всем, Закон «О повышении социальных стандартов». Какая реакция была тогда власти?
Госпожа Тимошенко, если память не изменяет, говорила о том, что мы внесли атомную бомбу под экономику Украины. Было такое высказывание или я ошибаюсь? И если вдруг парламент такой закон примет, то вся экономика и вся финансовая система рассыпется, вся финансовая система рассыпется. Так? И он отказался выполнять закон, как Вы помните. Закон был принят, Ющенко его подписал, однако он не вступил в силу и не действовал.
Мы пришли к власти. Закон вступил в силу, с 1 мая мы его реализовали в полном объеме. Что, рассыпалась экономика? Нет. Что, рассыпалась финансовая система? Нет. Мы брали на себя ответственность за реализацию этого закона? Да, и время подтвердило, что мы правильно сделали. Реализация этого закона позволила нам усилить потребительский спрос, позволила нам усилить позитивные тенденции на рынке и оживить экономику, и мы это с вами наблюдаем.
Я привел этот пример к тому, что нам чужда демагогия, мы делаем Налоговый кодекс не ради выборов. Мы его делаем ради развития экономики. Мы берем на себя ответственность. Задача оппозиции – вскрывать недостатки, мы к ним прислушаемся. Если это будет конструктив, мы их учтем, а если это критика ради критики, мы пропустим мимо ушей эту критику.
Світлана Леонтьєва:
– У нас в економіці ще багато проблем, насправді людям живеться дуже важко, нелегко, але ви вже Податковий кодекс підготували, і він вже сьогодні переданий до Верховної Ради. На його базі буде формуватися бюджет наступного року, і журналісти Першого національного підготували відео про основні положення нового Податкового кодексу.
Одним з принципів, на основі яких був створений Податковий кодекс, Ви назвали спрощення системи податків, податкової системи. Миколо Яновичу, що конкретно це на практиці означає?
Микола Азаров:
– Я сначала хотел ответить на Вашу реплику о том, что не все в нашей экономике хорошо, и людям живется трудно. Так мы это не отрицаем.
Во-первых, 19 лет экономика Украины не знала серьезных реформ, и в ней накопилось очень много проблем, которые ни за полгода, ни за год не решишь. Поэтому мы говорим своим людям абсолютно откровенно, что время популизма, время беспрерывных предвыборных обещаний закончилось, если мы не хотим краха нашей экономики.
Сравним нашу экономику с Казахстаном, например. Еще в 90-е годы Украина была на голову выше Казахстана с точки зрения развития и научно-технического потенциала, и уровня жизни людей. Украина была самая богатая республика бывшего Советского Союза. А сейчас доход на каждого гражданина Украины в 3 раза ниже, чем в Казахстане. За эти годы нас обогнала Турция. Турция за это время увеличила свою легкую промышленность в 4 раза, наша легкая промышленность упала до нуля.
Вот почему в Налоговом кодексе мы предусмотрели, что все предприятия легкой промышленности, как вновь созданные, так и действующие, будут в течение 10 лет освобождены от налога на прибыль. Мы идем на это сознательно. Кто-то скажет, что мы теряем налоги от легкой промышленности. Если ее нет, значит мы ничего не теряем.
Мы даем возможность инвесторам западным, зарубежным, нашим инвесторам, говорим, что существует целая отрасль – легкая промышленность – вкладывайте деньги и на 10 лет будете освобождены от уплаты налогов. Для чего мы это делаем? Прежде всего для того, чтоб поднять внутренний рынок.
Второе – мы говорим своим предпринимателям, что если вы создаете новое дело в области малого бизнеса, мы вас также освобождаем от налогов. Это и есть как раз значительное упрощение действующей налоговой системы. Сами по себе все нормы закона, которые содержаться в новом Кодексе, они написаны достаточно простым языком, исключающим возможность двухзначных толкований. Когда налоговый инспектор мог и так трактовать, и по-другому трактовать, а за всем этим стояла его личная воля или его личные субъективные представления.
Еще один очень важный момент – мы вообще значительно ограничиваем права налоговой службы в части принятия решений. Мы говорим, что любое решение налоговой службы может быть обжаловано в суде. То есть, мы даем право только на судебное рассмотрение всех коллизий, возникающих в процессе применения налогового законодательства.
Более того, мы вводим штрафные санкции государству. Мы говорим, что задержали возврат НДС, значит, на каждый день невозврата на эту сумму будут начисляться проценты в размере 120% учетной ставки Национального банка.
То есть, очень много сделано с точки зрения защиты прав наших предпринимателей. И мы рассчитываем, что это все сработает не завтра, и не послезавтра. Думать, что как только 1 января Налоговый кодекс вступит в силу, и сразу все будет прекрасно, может только наивный человек.
Да, мы потерям доходы бюджета, и об этом Министр финансов прекрасно знает, и прекрасно знаю я. В начале, на первое этапе, мы потерям доходы бюджета. Именно поэтому сейчас Правительство сдает ресурс, который позволит нам профинансировать расходы бюджета, по крайней мере, на тот период, в течении которого мы абсолютно очевидно потеряем доходы бюджета.
Світлана Леонтьєва:
– На який період розраховуєте?
Микола Азаров:
– У нас уже есть опыт достаточно радикального сокращения ставки налогов на примере налога на доход физических лиц. Когда мы с 36% одномоментно опустили налог до 13%. Тогда мы в течении полугода примерно потеряли около 4 млрд. грн. доходов, но мы заранее тогда к этому подготовились и уже, начиная с 3 квартала, с 4 мы восполнили те выпадающие доходы, которые были, за счет того, что зарплата стала выходить из тени, более активно стали платить налоги наши предприниматели, да и наши граждане.
Еще одна проблема, о которой в Вашем репортаже говорилось. Это проблема так называемой теневой экономики. А теневую экономику обслуживает теневой оборот денег. Для нас с вами не секрет, что значительная часть зарплаты уплачивается в конвертах, в долларах. Значительная часть денежных средств обналичивается через такие фиктивные фирмы.
И мы сейчас развернули очень серьезную борьбу (это действительно можно назвать словом «борьба») с такими структурами, которые за эти годы были созданы, в основе которых лежит, конечно коммерческий банк, в основе которых лежит целая сеть фиктивных предприятий. И удивительно, как у регулятора, например, не доходят руки до такой ситуации, когда в банке какой-то гражданин каждый день получает 15-20 млн. долларов наличными. Такие вот подпольные миллионеры-корейки.
Когда мы стали изучать более детально все эти вопросы, оказалось, что эти граждане вообще не существуют, т.е. эти люди вроде бы есть, и вроде бы их нет. Кто-то потерял паспорт, и по этому паспорту. То есть, за эти годы, к большому сожалению, в стране сложилась система, которая обслуживает теневую экономику. Вот, казалось бы, Национальный банк и коммерческие банки – они обслуживают «светлую» экономику.
Однако, параллельно этой сложившейся системе, существует другая система, которая обслуживает теневую экономику. И именно эта теневая экономика препятствует тому, чтобы у нас были нормальные пенсии, нормальные заработные платы, нормальные платежи в бюджет, чтобы могли реализовывать большие, серьезные программы, в том числе, и развития инфраструктуры, то есть, строительство аэропортов, дорог, развязок и т.д.
Світлана Леонтьєва:
– Ви розраховуєте, яка частина тіньової економіки з новим Податковим кодексом перейде в «білу» частину, в «світлу»?
Микола Азаров:
– Трудно оценить все это в процентах, но мы рассчитываем, что значительная часть экономики, ей будет выгодно работать «по-светлому».
Олександр Мартиненко:
– Дело в том, что борьба с детенизацией и детенизация экономики – это на самом деле известное, очень серьезное мероприятие. Один из способов его – это налоговая амнистия, вы прекрасно знаете, эта тема обсуждалась неоднократно. У меня первый вопрос – обсуждалась ли сейчас эта тема?
И второе, по поводу малого бизнеса, о котором мы сегодня говорили. Соответствует ли то, что новое предприятие может получить эти льготы только при наличии инвестиций в него, новые, я имею в виду не в старые, которые существовали, а вновь созданные. И второй вопрос – почему, все-таки, на сколько я понимаю, сохранен НДС для малого бизнеса?
Микола Азаров:
– Сохранен?
Олександр Мартиненко:
– Я спрашиваю, сохранен ли он? И если сохранен, то почему?
Микола Азаров:
– Налог на добавленную стоимость сохранен, потому что у нас же, будем говорить, не налог виноват, что он плохой или хороший, а виноваты те, кто его так реализовывает, кто так его администрирует. Это все равно, что ругать вот этот стакан, что он плохой, не стакан плохой.
Налог на добавленную стоимость работает в европейских странах. Если мы говорим о европейской интеграции Украины, пусть в будущем, но тем не менее, ставим перед собой такую задачу и говорим о гармонизации нашего законодательства с европейским, то налоговую систему, как раз и Налоговым кодексом в частности, приводится в соответствие с действующей системой в Европе.
В вашим комментарии один из специалистов говорил о том, что еще в марте, он привел мартовскую дату, отрицательное сальдо по налогу было 60 млрд. грн. Это то, что мы приняли. Это даже вдуматься трудно, что такое 60 млрд. грн.? Это, грубо говоря, большая треть расходов государственного бюджета.
Мы перед собой поставили эту задачу до 31 декабря полностью расчистить эту проблему, чтобы ее не было. И вот уже сейчас по состоянию на 1 сентября мы сумели снизить вот это негативное сальдо до 10 млрд. грн. Уже на 1 октября мы ставим задачу выйти на 3 млрд. грн. И к 31 декабря полностью перейти на автоматическое возмещение налога на добавленную стоимость.
Конечно, это невероятно сложная задача, и она решается сейчас, и будет решена. И я хочу сказать, что программа реформ, о которой мы часто говорим, и иногда звучат упреки, что никаких реформ в Украине не проводится. Это может говорить только тот, кто из-за угла пытается принизить значение той громадной работы, которая проводится и Президентом, и Правительством. Потому что на самом деле реформы начались с самого первого дня, я уже не говорю Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, реформа судебной системы, и масса других законопроектов, где-то больших, где-то небольших.
Например, Закон «О государственных закупках» – не могли его принять много лет. Он был принят, сейчас реализуется. Поэтому, я далек от той мысли, чтобы сказать, что все так просто, я еще возвращаюсь к тому, такого показного оптимизма нам никому не нужен. Я в субботу поехал на ярмарку посмотреть своими глазами о том, как же все-таки наши руководители выполняют то задание, которое поставило перед ними Правительство. А какое задание? Очень простое – обеспечить завоз в наши промышленные центры, в наши города, без всяких посредников, непосредственно с предприятий, с ферм продукты питания, особенно те, на которые сейчас возник ажиотажный спрос, и продавать по нормальным ценам.
Я приехал на Печерский рынок, наверное, совпадение такое, что туда, куда я приехал, и картофель по 3,5 и гречка по 8 грн., все, никаких очередей, все было прекрасно. Я поблагодарил тех, кто участвовал в организации этой работы.
Однако возвратился в кабинет, и мне положили совсем другую справку по всем остальным ярмаркам Киева, какова реальная ситуация. И в результате два руководителя департамента Министерства аграрной политики были в тот же день уволены с работы. Вот на такие жесткие меры приходится идти, потому что не выстроена еще система, позволяющая решать задачи ажиотажного спроса.
Мы решим эту задачу, у меня сомнений никаких нет. Сейчас, уже если говорить о перспективе, мы приняли решение о строительстве системы крупных оптовых рынков. Выделены ресурсы, сейчас такая программа будет утверждена, и мы такие крупные оптовые рынки построим.
Світлана Леонтьєва:
– У нас Перший національний підготувався і до цього можливого питання. У нас є відеосюжет про природу несподіваного стрибка на ціни, про те, що раптом щось зникне, якісь продукти харчування…
– Чи планує Уряд втрутитися в ціноутворення на продовольчих ринках, і які саме заходи збираєтесь проводити? І про позики, звичайно.
Микола Азаров:
– Мы уже вмешиваемся в ценообразование, но не административным путем, когда мы командуем, заставляем кого-то. Нет. Мы вмешиваемся путем организации таких вот непосредственных продаж, путем выпуска более дешевой продукции.
Світлана Леонтьєва:
– Прибираєте посередників?
Микола Азаров:
– Я хочу сказать несколько слов нашим телезрителям вот о чем. Совершенно правильно в комментариях говорилось, что несмотря на засуху, несмотря на то, что урожай немножко ниже, чем, скажем, в прошлом году, вместе с тем, он значительно выше, чем среднегодовой урожай по зерну. У нас был, например, критический 2003 год, когда мы собрали всего 20 млн. тонн пшеницы и зерновых культур, так?
А сейчас у нас почти 39 млн. тонн, т.е. это значительно перекрывает наши потребности и в фуражном зерне, и в продовольственном зерне, и в посевном, и даже в переходящих запасах на следующий год, которые мы должны иметь на случай, если вдруг будет неурожай в следующем году.
Сейчас Правительство приняло решение, выделило необходимый ресурс для того, чтобы, прежде всего, Аграрный фонд закупил 2 млн. тонн зерна, в Государственный резерв были заложены необходимые запасы и зерна, и муки, и круп, и масла, и так далее. Вот сейчас такие закупки будут осуществляться. Мы, наконец, впервые за последние несколько лет заложим в наши государственные фонды достаточно ресурсов, чтобы влиять на спекулятивное и ажиотажное настроение на рынке продовольственных товаров.
Второе. Я уже начал говорить о том, что создается система, и она будет создана примерно в течение пару лет, – это оптовые рынки, это система овощехранилищ. Кстати, о картофеле. По самым скромным подсчетам мы произведем 18 млн. тонн картофеля в этом году. Еще картофель не полностью выкопан у нас, но тем не менее уже такие оценки у нас есть. Что такое 18 млн. тонн? Наши продовольственные потребности примерно 6 млн. тонн, для корма скота где-то примерно 5-6 млн. тонн, и 6 еще остается. Куда оно остается? Оно сгнивает, к большому сожалению, пропадает.
– Посевной материал закладывается.
Микола Азаров:
– Посевной там тоже небольшое количество.
Світлана Леонтьєва:
– Є ж багато міст, де неврожай.
Микола Азаров:
– Поэтому сейчас наша главная задача за те овощехранилища, которые более-менее обеспечивают сохранность картофеля, завести и сохранить. Вот возникали в Правительстве такие дискуссии, когда по гречке начался ажиотаж, самое простое решение – быстро завести, например, 20-30 тыс. тонн этой гречки, закупить и завести. Хорошо, я попросил, чтобы мне полностью разложили баланс. Если бы мы ее закупили, мы потратили бы деньги и не понятно куда бы девали ту гречку, которой у нас самих больше, чем достаточно.
Поэтому совершенно очевидно, что было принято правильное решение. Ажиотаж сейчас хлынет, его не будет, уже сейчас ее не так-то покупают, и мы отказались от закупки гречки за рубежом. Но мы можем точно также пойти по картофелю, например. Мы можем закупить 200-300 тыс. тонн картофеля, завезти, тогда наши производители картофеля будут в очень серьезном убытке. Надо ли это делать?
Поэтому, я и сейчас обращаюсь с экранов ко всем и производителям, прежде всего, и КРУ понять ситуацию, и помочь нашим людям, прежде всего, не повышать необоснованно цены, а продавать их по реальным ценам, которые покрывают затраты и создают необходимый задел для выращивания урожая следующего года.
Мы максимально будем содействовать развитию нашего аграрного комплекса. Сейчас на повестке дня у Правительства стоит такой вопрос. Понятно, почему, скажем, мы каждый год испытываем трудности с молочными продуктами. У нас до критического уровня упало производство и поголовье крупного рогатого скота, и соответственно производство молока, уже 5 млн. голов крупного рогатого скота.
Світлана Леонтьєва:
– А скільки ферм зруйнованих стоїть в Україні!
Микола Азаров:
– Да, сколько ферм стоит. Но у нас громадное количество скота находится в частном подворье. И вот теленок, предположим, появился на свет, его взяли, забили, повезли на мясо. Как создать стимул, чтобы его не на мясо повезли, а вырастили, хотя бы 2-3 года, а потом и сохранили в виде коровы.
Я думаю, что мы введем систему, при которой каждый собственник такого теленка или коровы, получит субсидию, и будет ее получать до тех пор, пока этот теленок не станет коровой, и не будет производить молоко. Конечно, эффекта мы достигнем не сразу. Ясно, что нужно 3-5 лет, в течение которых произойдет подъем стада, увеличение количества голов крупного рогатого скота, и наконец появится превышение предложения над спросом на нашем рынке. Но мы этого достигнем, обязательно.
Поэтому, когда говорят: «А что у вас, вы работаете полгода. А где ваши результаты?». Потерпите немного, результаты будут, если естественно будут приниматься правильные разумные решения, направленные на развитие собственной экономики, а не на то, что появились деньги, заняли, купили за рубежом.
Теперь о займе. В чем особенность нашей сегодняшней ситуации? Как вы знаете, за два предыдущие года предыдущее Правительство умудрилось столько поназанимать, что втянуло Украину в очень серьезные, причем в основном, краткосрочные долги. Долги дорогие, их надо возвращать. Каким образом их надо возвращать?
Мы приняли такую тактику, чтобы мы могли краткосрочные заимствования замещать долгосрочными, более дешевыми. Поэтому тот займ, который осуществило Правительство на прошлой неделе, он был не просто рекордным займом, но он был показателем доверия к нашей стране, потому что удалось, вот, скажем, предложили свои ценные бумаги, в 2008 году предыдущее Правительство предложило свои бумаги, их никто не купил. В 2008 году они точно так же вышли на финансовый рынок, однако, инвесторы не поверили тому Правительству, не стали их покупать.
В чем разница сейчас? Мы предложили, выбрали момент, конечно. И на 2 млрд., которые мы хотели занять, мы получили 6,5 млрд. предложения. То есть, инвесторы доверяют Правительству, и ведь это долгосрочный займ, десятилетний. В течении 10 лет мы поднимем экономику и нам отдать этот займ будет не так трудно. Трудно отдавать долги, когда экономика находится либо в кризисе, либо выкарабкивается из кризиса, как сейчас. Совсем другое дело отдавать займ, когда экономика развивается. Тогда тебе доверяют, и встанет вопрос, вполне возможно, и не отдавать, а перекредитовать, например, и т.д.
То есть, сейчас мы рассчитываем на то, что те деньги, которые мы заняли, во-первых, мы рассчитаемся с долгами, во-вторых, мы значительный ресурс направим на инвестиционные программы. Вы заметили, что в течении нашей беседы очень часто говорим, что мы там заложим в Государственный резерв, я могу так же рассказывать, что мы построим, что мы сделаем. Почему я так смело говорю? Да, потому, что уже сейчас финансовая ситуация в стране стабильная, надежная, у нас есть ресурсы, я говорю о налоговой реформе, например, говорю, что мы потеряем доходы, но мы этого не боимся, потому, что у нас есть ресурсы. Вот на эту уверенность работает, в том числе, и этот займ. Он создает нам «подушку безопасности», он создает нам ресурс, мы не проводим ненужных трат, могли бы гречку закупить, мы ее не закупили. Если потребуется, мы ее закупим, столько, сколько для нас необходимо. Потому, что у нас создан сейчас серьезный и хороший запас надежности.
Євгеній Кожирнов:
– По поводу гречки. В России, у наших соседей, занялись перекупщиками уже правоохранительные органы, Генпрокуратура РФ, Федеральное агентство, Федеральная антимонопольная служба, Антимонопольный комитет Украины молчит, Генпрокуратура Украины молчит. Будут ли у нас подобные меры?
Микола Азаров:
– Вы знаете, что я вспоминаю эти 6 месяцев, простые они для нас были или сложные. Я уже сказал о проблеме долгов. Правительство столкнулось с самого начала с тем, что мы имели очень высокие цены на газ, имели бесконечные задолженности, которые надо было гасить. Но потом пришла стихия, наводнение – справились. Без всяких чрезвычайных сессий Верховного Совета. Засуха, пожароопасные ситуации – прошли и через это. Тоже без ажиотажа прошли и через это.
Теперь. Нужны ли они чрезвычайные меры борьбы с так называемыми перекупщиками? Да нет. Они не дадут долговременного эффекта, они, наоборот, спровоцируют паническое настроение. Нам надо создавать систему, при которой, во-первых, люди бы верили в надежность власти. Это придет. Обязательно.
А самое главное – система продовольственного рынка исключала бы возможность появления ажиотажных скачков. Таких, как, например, возьмем продовольственный рынок в Германии, например. Там нет таких резких ажиотажных скачков. Все демпфируется необходимыми запасами, ресурсами, законодательством.
Поэтому никакой необходимости Прокуратуру привлекать, Налоговую инспекцию к чему-то привлекать в данной ситуации я не вижу. Я вижу задачу в другом – насытить рынок товаром, который у нас есть. В России другая ситуация. Они получили колоссальный неурожай. Такого неурожая, по-моему, за последние годы в России не было, не фиксировалось. Там, действительно, очень большой дефицит, они были вынуждены пойти на запрет по вывозу зерна. Случилась такая проблема. Кстати, к нам за зерном обратилась Грузия, Армения, и мы будем рассматривать вопрос, безусловно поможем нашим дружественным государствам. У нас таких проблем нет, и нет необходимости ни в каких чрезвычайных мерах.
Світлана Леонтьєва:
– Дякую. На завершення хочу зазначити, що саме в вересні Уряд відзначає півроку своєї діяльності, ми будемо сподіватися, що новий Податковий кодекс допоможе створити такі умови ведення бізнесу в Україні, що у нас нарешті з’являться і нові заводи, і нові фабрики, і люди матимуть і роботу, і заробіток, а підприємливі люди захочуть розвивати свій бізнес, і інвестиції до них прийдуть.
Микола Азаров:
– Вот это самая главная цель.
Світлана Леонтьєва:
– Дякую. До наступної зустрічі.