Народные депутаты
окончательно закрепили за Госкомлесхозом монополию на рынке древесины
БОРЬБА ЗА ДРОВА
В
Украине стала обычной практика, когда основополагающие законы принимаются без
участия заинтересованных сторон. Не стал исключением и Лесной кодекс Украины
(ЛК; принят ВР 8 февраля 2006 г.)- С его введением в действие лесхозы, до этого
подчиненные разным ведомствам (Минагрополитики, Минобороны, Минтранссвязи и
др.), отныне перешли в ведение одного — Госкомлесхоза (ГКЛХ). Правда,
гослесхозы (структуры ГКЛХ) вовсе не претендуют на занятие хозяйственной
деятельностью в лесах, которые до принятия нового Кодекса находились в
управлении других структур. Согласно п.11 ст.29. ЛК, гослесхозы лишь наделены
полномочиями “вносить предложения о прекращении деятельности предприятий,
учреждений и организаций в случае нарушения ими лесного законодательства”.
Именно эта формулировка позволяет ГКЛХ влиять
на деятельность лесхозов ЛПК. Напомним, что агролесхозы реализуют древесину на
20-30% дешевле, чем гослесхозы. И хотя в структуре лесопользователей
Минагрополитики принадлежит около 26% лесного фонда Украины (из которых
лесхозам АПК — 17%), предприниматели тем не менее активно закупают у них
древесину. И, по прогнозам деревообработчиков, уже в конце марта 2006 г. цены
на древесину в агролесхозах и гослесхозах сравняются. Это окончательно позволит
последним диктовать условия на аукционах по продаже древесины, которые, по словам операторов, по-прежнему
проводятся непрозрачно. Как и предполагал БИЗНЕС (см. №43 от 24.10.05
г., стр.123-132), нередко на аукционах с помощью подставных фирм завышается
стоимость леса, вследствие чего большинство деревообработчиков просто
отказываются его покупать. По словам президента Всеукраинского отраслевого
объединения работодателей деревообрабатывающей отрасли Игоря Щапина,
гослесхозам вообще “все равно, берут или не берут древесину, так как
все, что остается, отправляется на экспорт”. Поэтому уже в январе
2006 г. половина крупных деревообрабатывающих предприятий — экспортеров готовой
продукции стали неконкурентоспособными на внешних рынках. Например, ООО
“Билдинг-Сервис” (г.Харьков; производство окон и евро-брусов) в I квартале 2006 г. уменьшило объемы
закупок древесины и производства на 50%. “Политика завышения цен на
аукционах украинскими гослесхозами привела к тому, что нас просто вытесняют с
рынка. Сейчас в Белоруссии, России или Литве покупка готового бруса обойдется
на 5-10% дешевле, чем производство его из украинского сырья”, — отмечает
директор предприятия Сергей Калмыков.
НА ВСЕ РУКИ МАСТЕРА
Но
главная цель идеологов нового Лесного кодекса — ГКЛХ, по мнению специалистов,
не столько удовлетворить свое желание управлять всеми лесами Украины, сколько
получить возможность продавать лесные земли. Как в старом, так и в новом Кодексе сказано,
что передавать в собственность или постоянное пользование земли лесного фонда
имеют право только Кабмин и местные органы самоуправления. Но разработчики
документа (в основном, в лице ГКЛХ) все же нашли выход. Согласно ст.61 ЛК, “переведение
лесных земель в нелесные осуществляется с разрешения территориальных, органов
лесного хозяйства (государственные лесные хозяйства на местах в структуре
ГКЛХ. — Ред.) по согласованию с органами охраны окружающей среды”. После
чего такую землю можно продавать (на проймой неделе, нам не удалось
связаться с руководством ГКЛХ и получить комментарий по этому вопросу. ~ Ред.).
Такая
перспектива встревожила деревообработчиков. Правда, новым Кодексом (ст. 12,
17, 18), в отличие от старого, разрешена продажа, передача в аренду или в постоянное
пользование лесных земель юр- и физлицам, которые, согласно учредительным
документам, ведут лесное хозяйство. Как стало известно БИЗНЕСу, сейчас
некоторые деревообработчики решили создать корпорацию, которая сможет получить
право временного пользования лесом и в последующем будет самостоятельно
заниматься рубкой этого леса. По мнению директора предприятия
“Элита” (г.Житомир; производство поддонов и заготовок) Виктора
Корнилова, создание таких корпораций улучшит ситуацию лишь в том случае, “если
будет определен четкий механизм передачи прав на заготовку древесины на равных
условиях со структурами, приближенными к ГКЛХ”.
Анна Волосецкая
БИЗНЕС №8 (683), 20/02/2006