Экономические механизмы регулирования неистощительного ведения лесного хозяйства

 Несмотря на длительный срок производства, лесное
хозяйство потенциально может быть прибыльным видом деятельности. Значительное влияние
на его эффективность оказывают ограничения в порядке ведения лесного хозяйства,
накладываемые государством и обществом по тем или иным причинам.

Однако чем большего
прогресса достигло общество в своем экономическом развитии, тем больше степень ограничений
и тем соответственно больше рычагов государственного субсидирования затрат,
возникающих из-за введения этих ограничений.

Государственное влияние на эффективность
лесохозяйственной деятельности осуществляется преимущественно посредством общего
законодательного регулирования деятельности и создания стимулов. Как правило,
наиболее существенные государственные стимулы прописаны в законодательных
актах, имеющих отношение не только к лесному сектору (Лесной кодекс/акт и
подзаконные акты), а и ко всей экономике государства в целом. К примеру,
предоставление льгот по налогообложению.  Финансовую поддержку государства можно также классифицировать
как прямую и непрямую. К прямой поддержке государства относятся субсидии,
компенсации, техническая помощь и налоговые льготы, а к непрямой – полное или
частичное финансирование составления планов лесоустройства и лесных
исследований, информационное обеспечение частных собственников, а также финансовая
поддержка создания их ассоциаций. При этом финансовая поддержка лесного сектора
может быть произведена либо непосредственно из государственного бюджета через
профильное министерство или через специализированные фонды. Возможно также смешанное
финансирование.

Государственное датирование в основном направлено
на частных собственников леса. В Латвии, Чехии, Литве и Эстонии лесным законом предусмотрены
специальные механизмы, обеспечивающие государственную финансовую  поддержку частых лесных собственников. В
Венгрии государственные предприятия и частные собственники имеют равные права
при получении субсидий государства. Прямые компенсации характерны для Литвы и
Эстонии. В этих странах лесные земли, имеющие высокую охранную значимость, не
являются предметом реституции и государство предоставляет прямую компенсацию их
бывшим владельцам. В Эстонии также государство компенсирует охрану ключевых
биотопов.

Для государственных лесных компаний бюджетные
дотации совокупно составляют 1-2% общих затрат на лесное хозяйство, при чем их
доля имеет тенденцию к ежегодному сокращению. Как правило субсидии и дотации государственным
лесным компаниям могут выделяться по следующим направлениям:

  • Выполнение
    заданий парламента и правительства
  • Поддержку действий, обусловленных Лесным кодексом
  • Лесовозобновление
    и лесоразведение
  • Охрана окружающей среды
  • Составление
    лесоустроительных планов
  • Проведение
    консультаций для частных лесных владельцев

В Латвии государство финансирует деятельность государственной лесной службы
и деятельность других государственных лесных предприятий вне рамок
государственной лесной компании, в Литве бюджетное финансирование
осуществляется через выполнение программ развития лесного сектора, на счетах
которых аккумулируются средства, перечисляемые лесной компанией в виде налогов
и поступлений. Посредством выполнения специализированных программ (общественные
услуги в аграрном секторе и совершенствование лесных ресурсов) оказывается
также государственная поддержка лесному сектору Словакии, до 2002 года финансирование
осуществлялось через специализированные фонды

Специализированные лесные фонды существуют в
Венгрии, Польше, но имеют разное назначение. В Венгрии лесные компании не
являются распорядителями фонда,  средства
в фонд лесовосстановления поступают в виде налога и частично покрывают затраты
на лесовосстановление. В Польше распорядителем лесного фонда является
генеральная дирекция лесного холдинга, а сам фонд создан для выравнивания финансовых возможностей
надлесничеств, имеющих неблагоприятные природные и экономические условия
ведения лесного хозяйства. Объем отчислений в фонд определяется профильным
министерством, учитывая природные и экономические условия в Казенных лесах на
основании финансовых отчетов компании. Средства фонда могут быть также
использованы на административные, научные цели, создание лесной инфраструктуры,
лесоустроительное планирование и т.п. Средства, ежегодно поступающие на счет
фонда, превышает эквивалент 150 млн $.

            Кроме специализированных
лесных фондов поддержку лесному сектору 
могут оказывать и другие фонды. Например в Польше поддержку частным
собственникам оказывает фонд охраны окружающей среды и водного хозяйства.

           
Финансовая поддержка
лесному сектору возможна также благодаря грантам международных
организаций. В
течении 2000-2006 годов финансовая поддержка странам-кандидатам в ЕС
оказывается посредством программ Phare, ISPA и Sapard. Особенно полезна
для лесного сектора программа Sapard, позволяющая получить средства на
лесоразведение на бывших
сельскохозяйственных землях. Для стран членов ЕС возможно получение
средств на
проведение лесохозяйственных мероприятий от европейского фонда
сельскохозяйственных руководств и гарантий. Фонд может выделить
средства на
лесоразведение, повышение экологической стабильности лесных экосистем,
развитие
инфраструктуры и т.д.

Налоговая политика государства, имеющая гибкую
систему  скидок и исключений, является
одним из важнейших экономических стимулов развития предпринимательства. Отметим,
что в международной практике нет единого подхода к формированию системы налогообложения.
В соответствии со «Структурой налоговой системы Европейского Союза»,
опубликованной Евростатом в 1998 году, все ежегодно взимаемые налоги и
различные платы можно классифицировать, применяя три разных системы:

  1. Классическая
    схема: прямые налоги (налоги на доход и капитал), непрямые налоги (налоги
    на произведенные или импортируемые товары) и социальные налоги
  2. Классификация в
    зависимости от получателя налогов: государственный бюджет, местные
    бюджеты, социальные фонды (пенсионный, занятости, страхования и т.д.),
    фонды ЕС. Отметим, что в государственный бюджет поступает примерно 50-60%
    платежей , местные бюджеты – 8-14% и в специальные фонды около 30%.
  3. Классификация с
    учетом экономических показателей
  • Налоги,
    связанные с потреблением товаров и услуг
  • Налоги,
    связанные с производством товаров и услуг, а также с использованием
    капитала
  • Налоги,
    связанные с фондом заработной платы работающих

 

Предприятия лесного сектора платят следующие основные налоги:

  • Налог на прибыль
  • НДС
  • Социальное
    страхование как процент с начислений на заработную плату сотрудников
  • Прочие налоги,
    включающие земельный, специализированные лесные налоги и т.д.

Налог на прибыль

Наибольшая ставка налога в Чехии 26% (2005 год) и наименьшая в Латвии 12,5%
(с июля 2004). Следует отметить стабильную тенденцию ежегодного уменьшения
ставки налога. С 2003 года ставка налога практически для всех стран уменьшилась
на 5-6%. Получателем налога является государственный бюджет. Как правило,
налогом облагаются поступления от продажи древесины или леса на корню,
поступающего в рубку главного пользования. Исключение составляет Польша, где
доходы от лесохозяйственной деятельности вообще не облагаются налогом.  В Словакии имеются льготы в налогообложении
для лесохозяйственных предприятий, в Венгрии для мелких частных лесных
собственников. В Эстонии нет налога на прибыль для юридических лиц, однако
предприятия/собственники леса перечисляют в бюджет 26% от продажи леса на корню
и круглого леса. В прибалтийских странах существует определенное различие в
начислении налога на прибыль у разных субъектов лесохозяйственной деятельности.
Так в Литве частные собственники платят только 10% дохода от продажи древесины,
в Латвии частные собственники-физические лица имеют льготы по налогу в случае
проведения последующего лесовосстановления вырубленной площади на 25% в случае
посадки культур и 5% в случае естественного возобновления. В Венгрии в прибыль,
облагаемая налогом не входят средства инвестированные в лесовосстановление и
охрану окружающей среды.

Налог на прибыль

 

Налог на добавленную стоимость

На политику стран в отношении данного налога существенное влияние оказывает
6 НДС директива (77/388ЕЕС), а также другие развивающие
и дополняющие ее директивы 1992-1996 годов, призванные гармонизировать систему
взимания налога. В соответствии с директивами ЕС страны-члены применяют
стандартную ставку (минимум 15%) и могут иметь одну или две сниженные ставки
налога (но не ниже 5%). Нулевая ставка налога и ставка ниже 5% могут считаться
временными.  В отношении лесного сектора 6
НДС директива с дополнениями последних лет
предусматривает в определенных случаях для лесохозяйственных предприятий
возможность предоставления возмещения уплаченного НДС при покупке товаров и
предоставленных услуг. Кроме того страны-члены ЕС могут иметь уменьшенную
ставку НДС на дровяную древесину и поставку растений. Заметим, что это
положение (уменьшенная ставка налога на дровяную древесину) используется в
Германии, Франции, Австрии, Польше, Чехии, Венгрии, а также Литве и Эстонии для
частных лиц.

Наивысшая стандартная ставка налога в Венгрии – 25. Наименьшие стандартные
ставки в прибалтийских странах – 18%. Для регистрации предприятия как
плательщика НДС его годовой оборот должен превышать определенную сумму.
Наибольшая граница необлагаемого НДС годового оборота в Чехии, Венгрии и
Словакии, а наименьшая в Польше. Новые польские правила налогообложения
действуют с 2001 года, до этого времени продукция лесного и охотничьего
хозяйства вообще не облагалась НДС. В настоящее время услуги, связанные с
лесным хозяйством и заготовкой древесины, облагаются налогом со ставкой 3%. После
30.04.2008 г для лесохозяйственных предприятий будет введена ставка 7%. На
продукцию деревообработки распространяется основная ставка НДС 22%. Кроме
Польши, значительные льготы при начислении НДС в лесном хозяйстве предоставляет
Чехия – 5% на проведение лесохозяйственных работ, продажу сеянцев, саженцев и
дровяной древесины и Венгрия – 15% на определенные виды предоставляемых
лесохозяйственных услуг и дровяную древесину. До проведения налоговой реформы льготы по налогообложению имели и
лесохозяйственные предприятия Словакии, однако сейчас в стране для всех
предприятий действует одна стандартная ставка 19%. Нулевая ставка налога при
внешнеторговых операциях (экспорт) характерна для Чехии, Словакии, Эстонии,
Литвы, Венгрии, Польши.

НДС

 

Социальный налог

Данный
налог имеет две составляющие – средства выплачиваемые работодателями как
процент с заработной платы, и средства взимаемые с работающих. На схеме
показано распределение общего процента социальных выплат по составляющим.
Получателями выплат являются социальные фонды разной направленности.

Социальный налог

Прочие налоги

Земельный налог

Может существовать как отдельный налог (Эстония), либо быть составной
частью налога на недвижимость (Чехия, Словакия, Латвия, Венгрия). Отчисления
направляются в местный бюджет. Стандартные ставки налога приведены на схеме. Как
правило, они определяются как процент от стоимости земельных участков. Однако ставка
налога может варьировать в зависимости от местонахождения участка (Чехия,
Эстония). В Словакии и Эстонии решение о проценте налога принимается местными
органами власти. Для лесного сектора существуют значительные льготы в отношении
земельного налога. В Эстонии и Латвии – для участков, имеющих определенные
ограничения в лесоуправлении, кроме того в Латвии в соответствии с процедурой
Кабинета Министров налог не платится для молодняков. В Чехии и Словакии
земельный налог применим только для коммерческих лесов, при чем в Словакии коммерческие
леса должны достигнуть первого приема рубки ухода, а ставка налога для таких
земель максимально составляет четверть базисной ставки налога. В Чехии также не
платится налог в течении 25 лет в случае, если земли возвращены в
лесохозяйственную деятельность, а для участков, возвращенных в собственность
возможно предоставление отсрочки по уплате до 10 лет.

Налог на
изъятие земель из лесохозяйственного производства
платится в Чехии и
Словакии. В Чехии 40% налога
поступает в местный бюджет, 60% в государственный фонд охраны окружающей среды.
Налогом облагается каждый гектар площади изымаемой из лесохозяйственного
производства по формуле, учитывающей средний прирост на гектаре, цену древесины
и фактор охраны окружающей среды.

Лесной налог

В Венгрии лесной налог
предоставляет собой отчисления с каждого кубометра заготовленной древесины в
ходе главного пользования или коммерческих рубок ухода в зависимости от региона
и типа лесонасаждения. Налог поступает в фонд лесовосстановления. Впоследствии
из этого фонда частично покрываются затраты на лесовосстановление. Кроме того для государственных лесных
предприятий плата за

 

пользование лесными ресурсами опосредованно
вытекает  из налога за землю, которая
определяется для них при заключении контракта. Величина налога зависит от
региона, произрастающей породы, возраста насаждений. В среднем с 1 га леса
платится примерно 0,5$, при учете только продуктивных насаждений плата
составляет примерно 13$.

В Польше Лесной
налог совмещает в себе земельный налог и плату за лесные ресурсы. За последние 10 лет подход к начислению лесного налога
менялся несколько раз. До 2000 года в соответствии с Лесным кодексом и Законом
о лесах от уплаты лесного налога освобождались леса возрастом до 40 лет, леса,
занесенные в реестр памятников природы, входящие в состав заповедников и
национальных парков, а также насаждения, 
выполняющие экологическую функцию. С 1 января 2000 года леса старше 40
лет и входящие в состав заповедников и национальных парков, а также насаждения,
выполняющие экологическую функцию подлежат налогообложению, однако по решению
Сейма Польши для них установлены льготные условия налогообложения, а для лесов,
находящихся в собственности коммун, снижены ставки налога.

Налог платится владельцами леса, надлесничествами, или арендателями лесов. Основанием начисления налога
является площадь основных лесообразующих пород и класс бонитета. Информация для
начисления налога берется из лесоустроительного плана по состоянию на 1 января
налогового года. На схеме приведены пересчетные коэффициенты для начисления
лесного налога. За единицу при начислении налога с одного гектара для каждого
полугодия налогового года принимается стоимость 0,22 кбм хвойного пиловочника,
рассчитанная по средним ценам продажи для каждого лесного предприятия за
предшествующие полгода.  Следует
отметить, что ставки налога растут по мере выравнивания экономической ситуации
в лесном секторе, так по Лесному кодексу 1991 года  ставка составляла 0,125 кбм, после внесения
поправок в 2000 году к закону о лесах ставка налога составляла 0,2 кбм, в
августе 2002 года решением сейма ставка была повышена до 0,22 кбм/га

Лесной налог
для лесов заповедников и национальных парков, лесов, выполняющих экологическую
функцию в настоящее время составляет 50%
стандартной ставки

Размер лесного налога

Существует еще целый ряд
налогов или правильней сказать отчислений, которые присущи исключительно
государственным лесным компаниям как плата за пользование государственным
имуществом. В Латвии это
фиксированная, однако, корректируемая в случае инфляции, сумма. Уплаченная  компанией сумма покрывает расходы бюджета на
финансирование государственной лесной службы. Подобная система существует и в Литве. Эта сумма также как и отчисления
 государственными предприятиями в
соответствии с законом 5% от продажи круглого леса и леса на корню аккумулируются
в государственном бюджете для финансирования лесных программ. Кроме того, литовские
предприятия перечисляют еще 0,5% дохода за право пользования государственным
капиталом и 0,5% дохода от продаж древесины в дорожный фонд. Венгерские
предприятия и Леса Чешской республики по закону также обязаны перечислять в
бюджет государства определенную плату, однако пока государство этим правом не
пользуется.

Кроме вышеперечисленных, существует еще целый ряд
налогов, действующих в отдельных странах и поступающих в местные бюджеты (налог
на транспортные средства, продажу билетов, рекреационный, туристический и т.д).
Они также могут иметь исключения для лесного сектора, например, гусеничные
трактора и трактора с прицепами не являются предметом дорожного налога в Чехии.
Однако объем поступлений от таких налогов невелик.

Несмотря на относительно небольшую роль лесного
сектора в экономике приведенных в анализе стран,  государство в большей или меньшей степени оказывает
поддержку лесному сектору. Несмотря на директивы и регуляции ЕС, виды и способы
такой поддержки сильно варьируют в зависимости от уровня развития лесного
сектора, исторически сложившихся традиций, а также ограничений, накладываемых
государством и обществом на ведение лесного хозяйства

Л.Полякова, М.Попков, С.Кирилюк,
В.Сторожук

 

 

   

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.