Перечитываю старые материалы и вспоминаю о своих друзьях и коллегах, а также о бездарно утерянных Украиной возможностях. М.П.
Состав группы:
- Сирык А.А. – генеральный директор областного производственного объединения «Николаевлес»; (умер)
- Бевский П.Я. – начальник экономического управления Госкомлесхоза (умер);
- Парфенюк В.А.- зам. начальника управления лесами и лесопользования Госкомлесхоза (на пенсии);
- Воронюк В.В. – зам. начальника управления лесами Госкомлесхоза (ушел из СИСТЕМЫ);
- Хоптинец В.И. – главный лесничий областного производственного объединения «Хмельницклес» (на пенсии);
- Романовский В.Ф. – главный специалист управления лесами и лесопользования Госкомлесхоза (в ЮАР);
- Луцак Н.И. – зам. начальника областного управления лесного хозяйства Ивано-Франковской области (в США);
- Савущик Н.П. – зам. директора по науке Старопетровской научно-исследовательской станции (работает в Клавдиевском ЛГ);
- Кашпор С.Н. – доцент кафедры таксации лесохозяйственного факультета НАУ (ушел из НУБиП);
- Попков М.Ю. – начальник научно-информационного центра лесоуправления (ушел из СИСТЕМЫ более 10 лет назад).
22 марта
Лесной департамент Министерства земледелия Латвии
Арвид Озолс – руководитель департамента;
После приобретения независимости в Латвии появился интерес к лесам и лесной политике, которого не было в советское время. Интересы разных субъектов, так или иначе связанных с лесом, не совпадают. Очень важно договорится об общих целях и принципах развития, придти к единому мнению о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Общая цель лесной политики определена Хельсинским соглашением и сводится к устойчивому управлению лесами в интересах нынешнего и будущих поколений. Она включает три главных составляющих: экономическую, социальную и экологическую.
Основные цели лесной политики:
- создать систему управления и хозяйствования в которой площадь лесов не уменьшается;
- сохранить и увеличить продуктивность имеющихся лесов;
- увеличить лесную площадь.
В основе лесной политики лежит юридическое понятие о лесе, которое прямо связано с формами собственности на леса и лесные земли. В Латвии лес считают не движимым имуществом и строят экономику на основе плюрализма и равноправия форм собственности на имущество, в том числе и лес. Закон гарантирует долгосрочную стабильность форм собственности.
В последние годы развитие собственности на леса в Латвии связано с процессом возврата лесов гражданам, имевшим лес до 1940 года, или их законным наследникам. По сравнению с 1940 годом площадь лесов Латвии заметно увеличилась, в основном за счет зарастания бывших частных сельскохозяйственных угодий. Эти леса в основном тоже ушли в частные руки.
Лесной закон един для лесов всех форм собственности. Владелец может по тем или иным причинам ограничить доступ к своему лесу, но в целом доступ во все леса, в том числе частные, свободен.
В экономической части закон исходит из того, что лесное хозяйство может и должно быть рентабельным. Государственные леса рассматриваются как государственный капитал, ценность которого не должна снижаться и который должен приносить прибыль собственнику, то есть государству. Помимо прибыли важны и налоги, которые платят деревообрабатывающие производства, а также роль леса в поддержании инфраструктуры. Согласно закона о налоге на недвижимость вновь созданные леса, а также молодняки до 40 лет не облагаются налогом. Затраты по лесовосстановлению владелец земли вычитает из подоходного налога.
В своей экологической части закон нацелен на поддержание биологического разнообразия лесов, обеспечение их многообразной защитной роли на местном и глобальном уровне. С этой целью предполагается создать систему микро заповедников. Уровень пользования лесами регулируется государством, исходя из их продуктивности и способности к восстановлению.
Закон защищает социальные интересы, – обеспечивает свободный доступ к лесу, защищает лесных работников от травматизма, заботится о социальной защите населения в долгосрочной перспективе.
Согласия в лесном секторе экономики трудно достигнуть, но государство стремится к этому. Его роль сводится к следующему:
- Разработка лесной политики и законодательных актов, которые обеспечивают ее реализацию. Современная законодательная база Латвии разрабатывалась в начале 90-х годов. Многие законы делались просто для того, чтобы заполнить пустое место. Как результат не все оказалось продумано и гармонично;
- Проведению надзора и контроля за выполнением законов. Надзор должен быть нейтрален ко всем. Законодательные акты должны трактоваться и применяться ко всем одинаково;
- Управлению государственной собственностью;
- Поддержки устойчивого ведения лесного хозяйства (образование, наука, обучение и т.п.).
Законодательная и надзорная функции относятся к сфере публичного права, а ведение лесного хозяйства в государственных лесах к сфере частного права. Это создает конфликт для решения которого взаимоисключающие функции разделены между различными государственными организациями. В Латвии функции надзора и управления собственностью выполняют различные государственные институции. Для реализации функций поддержки не обязательно создавать особую структуру. Ее выполняют различные организации, – научные, образовательные, информационные. Велика роль информационной системы, которая должна содержать достоверные данные.
Последовательное проведение лесной политики требует изменений в лесном законодательстве. Действующий закон представляет собой смесь советского и довоенного законодательства. Он лесохозяйственно и технологически ориентирован, но четко не говорит о том, что можно, а что нельзя. Нужен новый лесной закон. Основные требования к нему сводятся к следующему:
- Чем проще будет закон, тем лучше. Следует учитывать, что им будут пользоваться не только лесные профессора, но и люди других профессий (например, судьи) и образовательного уровня;
- Закон должен быть в максимальной степени профессиональным и в минимальной политическим;
- Закон должен быть в минимальной степени институционально ориентирован. Перемены в структуре Кабмина не должны затрагивать лесной закон;
Кроме основного лесного закона должен быть принят закон о государственной лесной службе. Помимо прочего должны быть оговорены вопросы финансирования лесного хозяйства.
Арнис Мелнис – главный лесничий Латвии
Лесной департамент – один из десяти в министерстве земледелия Латвии. Он выполняет разнородные функции – законодательную, надзорную, а также функции владельца и поддержки. Главный лесничий представляет государственную лесную службу.
В Латвии 150 тысяч частных лесных владений. Средняя площадь лесовладения 8.2 га. В государственной лесной службе работает 3500 человек.
В настоящее время пользование лесом в частном лесном секторе выше, чем в государственном: на 1000 га леса в государственном секторе рубится 6 га главного пользования, в частном – 8 га. Интенсивность восстановления в частном секторе значительно ниже, чем в государственном. Рубки ухода в частных лесах практически не проводятся. Все это свидетельствует об экстенсивном характере лесопользования в частых лесах. Лесная служба пока не может эффективно влиять на частных лесовладельцев: во многом это связано с отсутствием традиций и опыта работы с частными лесовладельцами.
Робертс Стрипнекс – руководитель проекта ФАО по институциональному строительству в лесном секторе экономики Латвии.
Изменения, произошедшие в лесном секторе Латвии после обретения независимости, в общих чертах сводятся к следующему:
- очень быстро появилось большое число частных лесовладений. Сейчас около 50% лесов частные;
- значительно увеличился объем экспорта лесной продукции;
- опережающими темпами стало развиваться лесопиление. Экономически это самая активная доля лесного сектора. В настоящее время в секторе деревообработки нет ни одной государственной компании.
В настоящее время стабильность национальной валюты Латвии в значительной мере обусловлена деятельностью лесного сектора.
Разбор функций государства в лесном секторе на основе цветной схемы. Законодательную функцию выполняет лесной департамент (синяя). Выполнение надзорной функции (красная) стало затруднено с появлением частных лесов. Выполняя роль самого крупного владельца, государство выступает как субъект частного права. Выполнение функций поддержки (желтая) во многом зависит от традиций: там, где они не прерывались все нормально. В Латвии вынужденный перерыв – 50 лет, на Украине – 70.
История развития государственного лесооуправления в Латвии отражена на схеме.
С 1957 года в Латвии функционировало Министерство лесного хозяйства и лесной промышленности. В его подчинении находилось 35 леспромхозов. В 1988 году Министерство ликвидировано и создано ПО «Латвийский лес», занятое лесным хозяйством, деревообработкой и формированием законодательства. В 1990 году ПО «Латвийский лес» расформировано. Государственные функции переданы Министерству лесов Латвии в подчинении которого 35 надлесничеств. Надлесничества не занимаются лесозаготовкой, а продают лес на корню. Лесозаготовки и деревообработка приватизированы. В 1993 году Министерство лесов ликвидировано. Создана государственная лесная служба. В 1997 году создан лесной департамент в составе Министерства земледелия.
Нынешняя ситуация осложнена тем, что одна государственная служба выполняет функции владельца и надзора. Государство и частные лесовладельцы занимают одну нишу на рынке и являются конкурентами. Надзирая за своими лесами, государство занимается само надзором, а обращаясь к частным лесам оказывает влияние на конкурента, что не совместимо с принципами рыночной экономики. В Латвии нет ни одной хозяйственной организации отвечающей за ведение лесное хозяйства. Государственная лесная служба, – бизнесмен со связанными руками, который не может выступать на переговорах как равноправное лицо.
Для улучшения ситуации и создания высокоэффективной системы управления и хозяйствования в лесном секторе Латвии, при финансовой поддержке ООН инициирован соответствующий проект, который реализуется при поддержке Кабинета министров Латвии. Проект прозрачен. Создана межведомственная группа надзора за выполнением проекта. Проект выступает как организатор и катализатор дискуссий о путях реформирования лесного сектора страны.
В рамках проекта подготовлено 3 доклада, содержащие юридический, институциональный и экономический анализ ситуации лесном секторе Латвии. Основные проблемы, поднятые в первом докладе, сводятся к следующему:
- современное лесное законодательство Латвии в значительной мере унаследовано от советских времен и морально устарело. Государственный лесной фонд, – как объект приложения закона, мало пригоден в условиях многообразия форм собственности. В законе отсутствует обычные для рыночной экономики категории собственности, владения, пользования. И т.д.;
- ряд положений лесного закона применимо только в условиях плановой экономики при одной форме собственности на леса. Это вызывает конфликты между законом и владельцами леса. Например, нормативный характер проектов лесопользования, не пригоден в условиях частной собственности на леса. Возникает проблема наследования частных лесов, связанная с их дальнейшей и не желательной фрагментацией (уменьшением владений);
- лесное законодательство содержит положения противоречащие другим законам Латвии. Многие законодательные нормы не имеют механизмов реализации.
Основные проблемы, выявленные при институциональном анализе, сводятся к следующему:
- нахождение предпринимательской деятельности в компетенции государственной лесной службы не соответствует ни одному закону;
- серьезно перекрываются компетенции различных служб и организаций в реализации надзорной функции.
Систематизация информации о ежедневных работах, выполняемых работниками государственной лесной службы, показала , что 57% рабочего времени они действуют как лесовладельцы – предприниматели и 43% – как государственные чиновники.
В настоящее время рентабельность лесного хозяйства не документируется, поэтому не просто оценить как государство хозяйствует в своем лесу с экономической точки зрения. Однако, в рамках проекта такая работа выполнена.
Доход государства, как владельца леса складывается из следующих составляющих:
16.2 млн. лат (30 млн. $) – продажа леса на корню и арендная плата за охотничьи угодья;
1.9 млн. лат (3.5 млн. $) – штрафы;
3 млн. лат (5.5 млн. $) – налог на добавленную стоимость.
Затраты:
10.9 млн. лат – затраты на государственную лесную службу;
6.4 млн. лат – затраты на надзор и контроль.
В лес не возвращается около 6 млн. лат, которые должны направляться на мероприятия не дающие немедленной отдачи, – мелиорации, дороги и т.п. Следует отметить, что в советское время лесное хозяйство Латвии было убыточным. Затраты на лесное хозяйство не должны подменяться затратами на выполнение государственных функций.
Вторая часть проекта направлена на выработку конкретных предложений по улучшению ситуации. Приведены схемы двух возможных инситуциональных моделей и результаты их оценки экспертами.
Жвагиньш – государственная лесная служба.
Проводя государственную лесную политику мы должны стремится найти оптимальный баланс между экономикой и экологией. Надо знать не только своих конкурентов и положение дел на рынках, но и ситуацию с охраной окружающей среды в собственных лесах. В идеале экология и экономика не должны мешать друг другу.
Все виды лесных организмов можно разделить на следующие группы:
- выигрывающие от хозяйствования в лесу;
- зависящие от наличия в лесу конкретных структур;
- высоко чувствительные к изменениям окружающей среды.
Необходимо выявить реальные ценности нуждающиеся в охране и решить как их охранять. С этой целью, лесная служба взялась идентифицировать биотопы, в которых обитают чувствительные к изменениям и требующие охраны организмы. Проведена соответствующая инвентаризация. Начат совместный проект с WWF.
23 марта. Встреча с представителем Национальной лесной службы Эстонии-
Kpistjan Tonisson
1.Стадии развития лесной политики.
Процесс формирования современной лесной политики Эстонии начат в сентябре 1995 года с организации семинара на котором были представлены все организации и службы, имеющие интересы в лесном секторе: государственная система управления, государственное лесное хозяйство, лесная промышленность, частные лесовладельцы.
Начатый процесс направлен на достижение прогресса в следующих вопросах:
- Лесное хозяйство и экология;
- Лес и культура Эстонии;
- Экономика и лес.
Люди, привлеченные к формированию лесной политики, были независимы от государства. Для достижения целей политического процесса его необходимо структурировать. В этой связи создано 7 рабочих групп, охватывающих следующие составляющие процесса:
- Побочное пользование лесом и лесными продуктами;
- Лесная промышленность и рынок;
- Лесное хозяйство и охрана лесных экосистем;
- Институциональное строительство;
- Частное лесное хозяйство;
- Информация и менеджмент;
- Развитие лесных ресурсов.
В мае 1996 года координационный Совет создал первый вариант Лесной политики Эстонии. Был получен документ, который можно было обсуждать и который можно было передать на рассмотрение правительства. Консенсус должен быть достигнут на уровне правительства. В нем мало специалистов лесного хозяйства и оно нуждается в советниках-экспертах.
Высоко оценив работу правительство отметило низкую информированность населения по вопросам лесной политики. Было рекомендовано организовать широкую дискуссию в средствах массовой информации (телепередачи, статьи, семинары). По прошествии времени, политический документ получил одобрение парламента.
Основной принцип реформирования, – разделение организаций, выполняющих законодательные и контрольные функции, с одной стороны, и хозяйственные, с другой. К настоящему времени разграничение произошло. Создано национальное управление (национальный Совет по лесу) лесами (законодательство и надзор) и государственное лесохозяйственное предприятие. Национальному управлению подчинено 15 районных управлений, число которых совпадает с количеством административных районов. На высшем уровне Национальное управление подчинено Министерству охраны окружающей среды. Государственное лесное хозяйство ведется централизовано. Центральное предприятие имеет 7 филиалов, границы которых не привязаны к административному делению страны. Совершенствование его структуры продолжается.
В настоящее время государственные леса Эстонии поделены на 101 лесничество. Имеется три питомника и два учебных центра для повышения квалификации работников лесного хозяйства. Для оптимизации использования государственных лесов в целях рекреации выделено 6 рекреационных районов, которые не совпадают с районами ведения лесного хозяйства. Организация охотничьего хозяйства привязана к 11 регионам.
Национальное управление лесами и Государственное лесохозяйственное предприятие финансируются из различных источников. Раньше все государственные лесные структуры финансировались за счет доходов, полученных в государственных лесах. Было признано, что это не правильно: законодательные и надзорные органы не должны быть экономически связаны с теми, кого они контролируют. В настоящее время, национальное управление лесами финансируется за счет бюджета, а не дохода от лесохозяйственной деятельности. 3% попенной платы аккумулируется в государственном фонде охраны окружающей среды, который используется для финансирования проектов развития и образования.
Государственное лесохозяйственное предприятие перечисляет в бюджет 18% от годового оборота. Ранее платилось больше, – 22%+6%. Уровень платежей находится в соответствии с уровнем подоходного налога в Эстонии.
Лесозаготовки в государственных лесах в основном проводятся частными фирмами, работающими по контрактам. Государственное предприятие объявляет конкурс и имеет возможность выбрать подрядчика и таким образом влиять на стоимость работ. Частные подрядчики не должны диктовать стоимость лесозаготовительных работ государственному предприятию. Первоначально, основным способом реализации была продажа сортиментов на верхнем складе. Однако, под давлением частных компаний все большая доля леса продается на корню. В настоящее время 30% общего объема заготовок реализуется сортиментами на верхнем складе и 70% на корню. Продажа на корню организуется в форме аукциона, заготовленные сортименты продаются по долгосрочным договорам. При заключении долгосрочных договоров цены сортиментов не фиксируются. Государство гарантирует поставку определенного сортимента по цене, которая устанавливается в зависимости от ситуации на международном рынке древесины. Продажа сортиментов на верхнем складе оказалась более выгодной, поэтом ее доля будет увеличена до 50%.
Попенная плата рассчитывается для каждого древостоя отдельно, по методике учитывающей многие показатели. Она не уходит в бюджет, а используется только для внутренних расчетов в бухгалтерии предприятия, а также для регулирования цен при аукционной продаже леса на корню. В Латвии попенная плата рассчитывается Государственной лесной службой.
Лесная политика Эстонии принята парламентом 11 июля 1997 года. В ее основе лежат два принципа:
- Лесное хозяйство должно быть неистощительным;
- Лесное хозяйство должно быть экономически эффективным;
Принцип неистощительности предполагает, что интенсивность использования леса не будет угрожать интересам будущих поколений, которые должны иметь возможность использовать лес с той же интенсивностью.
2.Средства для достижения целей лесной политики
Реорганизация управления, направленная на разделение хозяйственных и надзорных функций, и последовательное внедрение в жизнь политических принципов, – это основные средства достижения целей. Основные вопросы, требующие политического решения:
- Лесное хозяйство и защита лесных экосистем.
Площадь лесов со строгим режимом охраны увеличится от 3 до 4 % от общей площади лесов. Площадь охраняемых лесов увеличится с 15 до 19%. В течении 2-2.5 лет предусматривается проведение инвентаризации защитных территорий с привлечением экспертов Дании и выработка критериев, для выделения и классификации защитных лесов. В настоящее время под охраной в Эстонии находятся следующие категории лесов:
- Заповедные леса имеют строгий режим охраны, с запретом на все виды деятельности (3->4%). Это места обитания редких видов или леса, сами по себе имеющие высокую ценность;
- Охраняемые леса – леса выполняющие преимущественно защитные функции (защита водоразделов, речных русел, почвы и т.п.). В этих лесах хозяйственная деятельность ограничена;
- Ключевые биотопы – особо ценные участки, требующие охраны и расположенные на территории коммерческих лесов. Предполагается проведение инвентаризации ключевых биотопов. Если ключевые биотопы будут выявлены в частных лесах, то государство должно компенсировать собственнику леса часть не дополученной прибыли. Ключевые биотопы на частных землях будут охраняться только при наличии договора между частником и государством. Решение этой проблемы требует значительных средств.
Во всех лесах признано необходимым обеспечить непрерывность существования леса во времени. Рубки должны быть облесены в течении 3 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен, но не более чем до 7 лет.
Для обеспечения планового использования лесов на всей их площади проводится лесоустройство. Лесоустроительный проект для частных владений разрабатывается за счет правительства. Он носит рекомендательный характер и призван облегчить ведение лесного хозяйства частному собственнику.
По общим расчетам 300 тыс. га земель Эстонии не используются в сельском хозяйстве. Из них, минимум 100 тыс. га, пригодны для лесовыращивания. Разрабатывается стратегия облесения этих земель, – принципы создания насаждений, источники финансирования работ.
- Лес и лесная промышленность
В настоящее время все деревообрабатывающие производства приватизированы. В соответствии с политическим решением правительства, они не должны принадлежать государству. Развитие деревообрабатывающего сектора должно осуществляться на принципах рыночной экономики и свободной конкуренции. Роль государства сводится к созданию благоприятного климата для бизнеса.
Лесная политика признает, что сертификация является существенным моментом для лесного хозяйства Эстонии. Она должна проводится на основе общепризнанных методик. Нельзя рассматривать сертификацию как регулирующий инструмент в руках власти. Она не будет внедряться насильно, – это дело участников рынка.
Государство поддерживает процессы стандартизации в лесном секторе. Разработан стандарт замеров круглого леса.
- Частное лесное хозяйство
Принципы лесной политики распространяются на все леса, в том числе и частные. Кроме того, лесная политика определяет специфические средства поддержки и меры для стимулирования частного лесного хозяйства. К ним относятся:
- Система обучения и предоставления консультаций;
- Обеспечение частников лесопосадочным материалом с улучшенными генетическими качествами. В Эстонии есть банк семян с известным происхождением;
- Проекты развития, направленные на оказание помощи частным лесным собственникам.
- Лесное образование и наука
Базовое и высшее образование в Эстонии гарантировано за счет общественных средств. Специалистов лесного хозяйства готовит университет и профессионально – технические школы. Все они входят в систему Министерства образования.
Лесная наука помимо экологических и биологических исследований должны уделять внимание изучению производственных, практических проблем. Фундаментальные исследования в основном проводятся университетами, так как признано, что качество образования прямо зависит от проводимой научной деятельности. При планировании НИР исходят из того, что все долгосрочные исследования должны быть ориентированы на решение проблем Эстонии.
- Охота и рекреация
Право охоты в Эстонии принадлежит собственнику леса. Органы государственной власти (Национальное управление лесами) обеспечивает лицензирование, поддержку образования охотников, надзор за состоянием дичи.
При отсутствии забора, доступ в лес на территории Эстонии свободен, так же как и пользование побочными лесными продуктами. Использование леса для туристического отдыха (разведение костров, установка палаток и проживание) возможно с разрешения собственника в специально отведенных для этого местах. Выделяются средства для осуществления рекреационных мероприятий (например, обустройства экскурсионных троп) и повышение образования населения в вопросах охраны природы. Это деньги районного совета, координирующего развитие лесного хозяйства. Они тратятся с согласия органов местного самоуправления.
Тушение лесных пожаров в Эстонии – задача профессиональных пожарных. На государственных лесничих возложена ответственность за противопожарное обустройство территории.
- Лесные информационные системы
Постоянно возрастает потребность в информации о лесах. Не хватает информационных систем обобщающих сведения о насаждениях, почвах и т.п. на повыдельном уровне. Мало информации экологического характера. При центре лесоводства и защиты леса на правах отдела создан информационный центр, собирающий и агрегирующий информацию о лесах. Необходимо определить, какая информация необходимо для принятия управленческих решений, обеспечить выполнение международных требований по сбору информации.
С 1999 года вступил в действие новый Лесной закон Эстонии. Он требует наличия лесного реестра (кадастра) содержащего информацию на уровне древостоя, в том числе о типе леса, геологии, почве, а также лесной карты по каждому лесовладению. Положение о реестре уже принято. Окончание его наполнения ожидается в 2001 году.
- Текущие приоритеты развития и средства их достижения
Земельная реформа идет быстрее, чем реформа управления лесами, что создает ряд проблем. Многие собственники леса (25-30% от общего количества) не имеют лесоустроительных проектов. Сама система лесоустроительного проектирования требует существенных изменений. Необходим постоянный мониторинг за действиями в частных лесах. Ситуация с рубками и лесовосстановлением там хуже, чем в лесах государственных. Данные о всех проводимых лесозаготовках должны накапливаться и быть доступными. Государство должно содействовать частным собственникам в вопросах ведения лесного хозяйства. С этой целью в 1999 году будут изданы специальные брошюры. Важно быстро разработать и издать руководства и наставления, соответствующие принципам новой лесной политики. Есть проблемы, связанные с тем, что процесс приватизации еще не завершен. Обсуждается вопрос о создании государственного предприятия, специализирующегося на хозяйственной деятельности в частных лесах.
Институт лесоустройства Латвии. Силава.
Альмас Бэкнис -зам директора
Лесоустройство в Латвии началось в 18 веке, когда немецкие бароны решили устроить свои леса по германскому образцу, – прямоугольные кварталы, просеки, немецкий порядок… В 40-50-х годах 19 века началось устройство государственных лесов. Тогда наблюдались большие перерубы и надо было определить где и сколько можно рубить. В 1896 году создано бюро лесоустройства. К сожалению результаты его работы потеряны в годы 1-ой мировой войны.
После второй мировой войны и до 1991 годы в Латвии действовала советская ситема лесоустройства. Произошли громадные изменения границ лесных владений, проведены значительные объемы мелиоративных работ, построены дороги и т.п. В государственных лесах за советское время проведено 4 –е базовых лесоустройства. С 1952 по 1971 год устроены все колхозные леса. С 1971 года проводится охотустройство. В 1985 году в Латвии перешли на систему непрерывного лесоустройства. В 1992 году создан институт лесоустройства.
Площадь лесных земель Латвии –3.2 млн. га, лесистость – 44.4%. Государству принадлежит 1.8 млн.га.
Законом установлено, что базовое лесоустройство проводится через 10-15 лет за средства бюджета государственным институтом лесоустройства. Таксатор может работать и не в структуре института (в лесничествах, землеустройстве), но в этом случае он должен иметь лицензию. Каждый собственник, имеющий более 10 га леса, обязан иметь лесоустроительный план.
Институт лесоустройства подчинен лесной службе Латвии. В его штате 147 человек, из которых 47 таксаторов. 33% средств на содержание института дает государство, остальные 67% институт зарабатывает самостоятельно. В составе института 10 отделов, в том числе: лесоустройства, кадастра, обработки информации, карт и ГИС, статистики, хозяйственный. Обязанности института сводятся к определению границ лесов, инвентаризации земель и насаждений, обоснованию размера лесосеки главного пользования и объемов иных рубок, проектированию мероприятий по охране леса и охоте, прогнозу динамики лесных ресурсов, ведению базы данных, изготовлению карт, мониторингу лесных земель, ведению кадастра и оценке лесных земель.
За 1998 год на бюджетные деньги проведено устройство 150 тыс.га леса и на деньги частных владельцев -–120 тыс.га. За сезон таксатор устраивает около 4 тыс.га леса.
В 1990 году из-за отсутствия средств в Латвии отказались от системы непрерывного лесоустройства. Авторский надзор за реализацией проекта тоже отсутствует.
При площади лесовладения более 1000 га лесоустроительный проект утверждается главным лесничим лесной службы Латвии и проходит экспертизу Министерства охраны окружающей среды. Делается это на 2-ом лесоустроительном совещании. Начаты работы по внедрению ГИС технологий в лесоустройства. Пока они проводятся на базе одного предприятия. Оцифровываются планшеты масштаба 1:10000.
Первичной единицей при охотничьем устройстве является лесничество. В ходе обследования оценивается емкость угодий и определяется имеющаяся и потенциальная численность дичи. Эти цифры используются при определении арендной платы за угодья для охоты. Оценка делается по лосю, оленю, косуле и кабану. Охотустройство государственных лесов финансируется из фонда развития лесного хозяйства, частные собственники должны платить собственные деньги.
Научно-исследовательский институт «СИЛАВА»
Доктор Бауманис (селекция) доктор Брок (лесовосстановление)
Институт создан в 1946 году и за период существования претерпел ряд организационных изменений. Он находился в составе Академии Наук, Министерства лесного хозяйства, объединения «СИЛАВА». Во времена НПО «Силава» в институте работало 280 сотрудников. Сейчас только 70, из них 40-50 научных сотрудников, среди которых 14 докторов, 8 кандидатов, 10 докторантов.
Годовое финансирование – 500 тыс. дол. США.
Источники финансирования:
- Лесной Департамент – 160 тыс. дол. США;
- Академия наук по грантам – 4 тыс. дол. США;
- Министерство образования и науки, договора с другими организациями и учреждениями – остальное.
Накладные расходы на содержание учреждения составляет 20% от объема финансирования. Дорого обходится эксплуатация здания института.
Направления исследований – лесная экология, лесной мониторинг, лесоводство, лесовосстановление, лесная генетика и селекция, лесная экономика, лесозащита. Наиболее остро стоят проблемы по разработке научных основ и технологий облесения бывших сельхозугодий; разработке лесозащитных мероприятий в ельниках. Все работы направлены на решение практических проблем лесного хозяйства Латвии.
Идет пересмотр отношения к лиственным породам, – ольхе, березе, осине. Пересматривается система действующих ограничений в лесах Латвии, а вместе с ней и система деления лесов на группы и категории. При этом исходят из того, что все ограничения должны быть обоснованы.
Опытные станции – в количестве двух (в Калснаве и в Кулаге).
Оборудование – 20 компьютеров работают в локальной сети, имеется выход в «Интернет» (www.silava), библиотека имеет электронный каталог и каталог лесных библиотек.
Институт является членом IUFRO и EFI.
24 марта. Национальный парк Гауя.
Уникальный парк создан в 1993 году. В то время очень многое базировалось на громком слове. Границы парка велики, на его территории живут люди, много сел. В свое время на «научно-утопической основе» выделено 7 зон. Сейчас идет работа по составлению новых планов охраны национального парка. Много внимания уделяется выявлению реальных ценностей, которые надо сохранить. Выделяют три категории ценностей:
- Объекты не нарушенные человеком, которые сохранить не меняя. В основном это долина реки Гауя и ущелья (100 м глубиной и 500 м шириной), которые в свое время мешали активной деятельности человека.
- Объекты, для охраны которых надо предпринимать какие-либо действия. Это небольшие территории в долине реки и естественные луга. Сенокошение помогает лугам. В целом древние традиции обычно не вредят природе. Необходимо вмешательство человека для обеспечения восстановления соснового леса.
- Территории, предназначенные для охраны ландшафта. К ним относится около 2/3 территории парка.
Общая площадь парка 92028 га, в том числе 47% леса. Объем главного пользования – 20 тыс.кбм, промежуточного – 30 тыс.кбм.
Все сельскохозяйственные и половина лесных угодий на территории парка находится в частной собственности. С этим приходится считаться. Необходимо переориентировать работников на работу с законом. Люди до сих пор не умеют пользоваться своими правами. Образ мышления изменить очень трудно. Для возобновления традиционной с.-х. деятельности должны предусматриваться компенсации и субсидии.
В Латвии существует несколько категорий защитных территорий. Резерваты и национальные парки организуются по решению парламента. Заказники, памятники природы – по решению местных властей. Большинство охранных территорий находится в ведении Министерства охраны окружающей среды.
На 2/3 лесной территории парка рубки не проводятся. На остальной территории парк организует рубку. Лес продается на корню на аукционе не большими участками. Прибыль остается на территории парка. Директор парка считает, что государственные организации не должны делать то, что могут хорошо делать другие. Их задача показать и начать.
На 50% парк финансируется из фонда развития лесного хозяйства Латвии. Остальные средства парк зарабатывает сам, за счет продажи леса, услуг, входных билетов. Ежегодно он тратит 150 тыс.лат, за счет которых ведется уход за лесными тропами, осуществляются рекреационные мероприятия, издается газета и буклеты. В парке постоянно работает 82 человека. Из них 38 лесников, 5 лесничих, 5 помощников лесничих, 5 инженеров и хозяйственные рабочие. Постоянных научных сотрудников в парке нет, все исследования проводятся по проектам, часто международным. В частности при финансовой поддержке Дании создана ГИС и БД парка. На вопрос о том, хорошо ли то, что в парке нет постоянных научных сотрудников директор ответил утвердительно. Он не мог бы гарантировать им постоянную занятость, а в этом случае у работников « появляется мох на спине».
В ущелье Гауя встречаются все представители растительного и животного мира Латвии. Интересно, что на территории парка разрешена охота. Человек всегда охотился, регулируя численность дичи, поэтому это естественный вид деятельности. На территории парка охотится можно только сидя или стоя. Загонная охота запрещена. Территория закреплена за 20 коллективами, которые имеют долгосрочные, – на 10-15 лет, договора аренды. Коллективы ведут учет дичи и дают предложения по размерам отстрела. Эти предложения вступают в силу после утверждения лесничим.
Лесопильный завод фирмы SWEED WOOD
SWEED WOOD – филиал крупнейшей мебельной фирмы IKEA, специализирующийся на производстве пиломатериалов. В советское время предприятие существовало, как леспромхоз. В настоящее время это совместное предприятие, принадлежащее Германии и Швеции. Предприятие имеет лесохозяйственный отдел. По долгосрочному договору с Латвией оно может рубить в год 80 тыс.кбм. В составе предприятия 3 лесопильных завода, еще один проектируется. Имеется две линии для производства профильных изделий. После полного завершения строительства завод будет производить 200000 кбм пиленых изделий в год. Из Латвии будет вывозится не кругляк, а обработанные лесоматериалы, имеющие добавленную стоимость. Будет создано около 500 рабочих мест.
В Латвии действует около 2500 лесопилок с рамным оборудованием, но нет окорочного оборудования и оборудования для переработки отходов лесопиления в щепу и производства топливных брикетов. Проблемой являются очень плохие лесные дороги. В ходе своей деятельности компания вложит значительные средства в улучшение лесной инфраструктуры. Мелкие фирмы никогда не будут вкладывать средства в строительство дорог.
Себестоимость сушки одного кбм – 10 лат или 140 крон.
Впечатляют темпы строительства завода – 25 тыс кв м промышленной площади создано за один год. Производятся клееные щиты для производства мебели.
27 марта. Ионовский лесхоз. Литва.
Встреча с директором.
В Литве 40 государственных лесхозов. Ионовский занимает место во втором десятке. В ведении предприятия находится 38 тыс. га леса. Из них 22 тыс.га – государственного леса, 4 тыс. га – частного и 12 тыс. га – резервного – подлежащего приватизации в будущем. В государственном лесу заготавливается 84 тыс. кбм ликвидной древесины, из них при главном пользовании 53 тыс. кбм, промежуточном – 31 тыс. кбм.
Лесхоз продает круглого леса на сумму 8 млн. лит или 2 млн. долларов США. Переработка прибавляет еще 2 млн. лит или 500 тыс. долларов.
Раньше хвойная древесина, если ее можно было выгодно продать, не перерабатывалась. В настоящее время цех предприятия перерабатывает и хвойную древесину. Цех работает в две смены. Проблем с реализацией продукции нет. Лиственный лес идет на изготовление тарной дощечки, мелкий хвойный на стелажи. Переспелая береза идет на производство палет, 1кбм которых стоит 165 DM.
В составе предприятия 11 лесничеств, нижний склад и лесопункт, занятый вывозкой леса. 40% лесосечных работ (без трелевки) производятся силами лесхоза, 60%- выполняют частные подрядные организации. Трелевка выполняется своими силами. 3 VALMETA –842 за 1998 году при 2 сменной работе вывезли 65 тыс. кбм древесины.
Трелевка одного кбм трактором МТЗ обходится в 16 лит – 4 доллара, VALMETом – 13 лит, из которых 8 идет в погашение стоимости техники.
В Литве сформирован внебюджетный фонд, средства которого используются для финансирования лесного хозяйства. Они идут на восстановление леса, его охрану, рубки ухода, лесозаготовки, обеспечение лесного хозяйства. Деньги аккумулируются в банке на счету предприятия. В фонд поступают деньги от реализации круглого леса. Выручка деревообработки в фонд не входит. Своему деревообрабатывающему цеху круглый лес лес продается по тем же ценам, что и другим потребителям. Цех деревообработки лесхоза выступает в роли конкурента по отношению к другим потребителям. Цех платит все налоги на общем основании и отчисляет 500 тыс. лит в централизованный фонд на обще лесные нужды.
На предприятии работает 95 человек, из них 6 в деревообработке и 90 в лесном хозяйстве и обслуживании (лесничие, лесники, ИТР, бухгалтера и т.п). После сокращения останется 56 человек. Количество лесничеств планируется сократить с 11 до 7. Постепенно предполагают отказаться от услуг лесников. Их обязанности будут распределены между специалистами лесничеств, за каждым из которых будет закреплено 600-700 га леса. Это позволит избежать дублирования работ. Кроме того, в Литве считают, что лес в основном воруют сами лесники.
На площади частных и резервных лесов рубки не ведутся. Предприятие ограничивается их охраной и защитой.
2% лесосек отводится под естественное заращивание, на остальной площади создаются лесные культуры. Предприятие имеет базисный питомник площадью 90 га.
При заключении контрактов на сумму больше 6 тыс. долларов необходимо получить согласие вышестоящей организации – лесного департамента при Министерстве окружающей среды. Помимо него контроль осуществляется экономической полицией.
Попенной платы в Литве нет. Налогов за леса государственные предприятия не платят. За промышленные территории платится большой налог. Охота на территории предприятия приносит только убытки.
Директор считает, что если государственный работник получает бюджетные деньги то его оклад должен быть известен всем. Оклад директора должен быть в несколько раз больше, чем у других работников предприятия.
В переходный период проблемы создает воровство леса. Средства борьбы с воровством, – высокая скорость вывозки: в основном воруют лес сложенный у дороги. Кроме того лесники стараются сделать так, чтобы дорога в лесной массив была только одна. Форвардеры в лес на ночь не остаются
29 марта Литовский институт лесоустройства.
Встреча с директором – А. Кулешисом
В институте работает 200 человек. 45-50 % общего объема работ приходится на лесоустройство, 35-40% – на обеспечение земельной реформы, 6% – на национальную инвентаризацию выборочным методом, 4 % на работы в частных лесах.
Многие работы выполняются в рамках международных проектов. С 1991 года при поддержке SIDA ведутся работы по совершенствованию информационного обеспечения лесного хозяйства. Ее результат внедрение ГИС. С 1995 года все лесные карты оцифровываются. Начат пилот проект по национальной инвентаризации на основе GPS технологии. Точность определения координат 1-2 м. Ищется возможность финансирования внедрения дистанционных методов, которые предполагается использовать при определении границ выделов, а также при национальной инвентаризации выборочным методом. Имеются проекты по проектированию парков, устройству частных лесов, облесению неиспользуемых сельскохозяйственных земель. Ежегодно лесная инвентаризация охватывает 1/10 площади лесов. К 2006-7 году планируется перейти на ГИС технологию по всей стране. При создании карт используется космическая карта масштаба 1:50000. На нее наносится 6-7 новых слоев информации, – границы лесхозов, кварталов и т.д. Повыдельное устройство лесов в Литве проводится через 13-15 лет.
Институт обобщает материалы по статистике лесов всей страны и государственных лесных предприятий, – в Литве 43 гослесхоза и 5 национальных парков. Раньше при лесоустройстве не определяли ни прирост, ни отпад. Теперь эти величины определяются с заданной точностью.
Основные задачи повыдельной инвентаризации выборочным методом:
- Контроль за динамикой лесных площадей;
- Оценка запасов и прироста древостоев с заданной точностью;
- Оценка достоверности методов повыдельной инвентаризации;
- Учет и контроль за использование лесных ресурсов;
- Контроль эффективности лесохозяйственной деятельности на государственном уровне;
- Контроль за рубками и лесовосстановлением;
- Стратегическое планирование развития отрасли;
- Контроль за состоянием лесорастительных условий.
Методы национальной инвентаризации в Литве отрабатываются с 1976года в Дубровском лесу. Данные собирались на постоянной сетке и траках с повтряемостью 5 лет. В настоящее время используются GPS технологии и ультразвуковые измерители расстояний. «Не надо пропускать новые возможности» – так считает Андрюс Кулешис. Весь учет построен на балансе прироста и пользования.
Обновление данных после проведения хозяйственных мероприятий производится один раз в месяц. Все изменение вносятся в базу данных предприятия по методикам разработанным лесоустройством.
Государственные леса Литвы в основном подошли к равномерному распределению по классам возраста. По сосне этого еще не достигнуто.
ЛитНИИЛХ Стасис Мизарас – зам директора, председатель ассоциации частных лесовладельцев.
Институт находится в системе Министерства просвещения и образования Литвы.
Штат – 5 лабораторий, 100 сотрудников. Ранее в ЛитНИИЛХе было 9 лабораторий в которых работало 200 –220 человек.
Источники финансирования:
- 65% – бюджетное субсидирование (15 тем);
- 27% – договорная тематика с Лесным Департаментом (23 темы);
- 4% – финансирование международных проектов (14 проектов для обмена данными, совместных публикаций и участия в конференциях, учебных поездках);
- 6% – договора с другими ведомствами и организациями (18 тем).
Изучается биоразнообразие и стабильность лесных экосистем, экономические и генетические исследования.
Опытные подразделения – 5 опорных пункта.
Оплата труда научных сотрудников построена на системе коэффициентов. За единицу принята зарплата ассистента – 575.5 лит. Для научного сотрудника коэффициент –2, с.н.с. – 3, главного – 3.7.
В Литве используют следующие формы приватизации лесов:
- возврат национализированных лесов прежним владельцам (до 150 га);
- компенсации за с.-х. угодья;
- продажа.
Размер частных владений сначала был ограничен 10 га, затем 25 га, теперь 150 га. Часть лесов государственного значения не возвращаются бывшим собственникам. В качестве компенсации они могут получить эквивалентный по стоимости участок леса, участок под строительство в городе или деньги. Продажа леса ограничена участками площадью до 10 га. В соответствии с постановлением правительства до 5 га леса продаются специалистам лесного хозяйства за приватизационные чеки. Оценка лесных земель проводится исходя из породы и диаметра. Она варьирует от 100 до 700 лит.
Основная часть собственников леса в Литве живет в городах и имеет средний возраст более 60 лет. Ассоциация собственников не занимается хозяйственной деятельностью, а способствует выявлению и решению их проблем. К настоящему времени зарегестрировано 3 кооператива частных собственников. Один из них специализируется на разработке планов лесоустройства, производит отвод в рубку и продажу леса, организует курсы обучения для лесных собственников. Другие заняты исключительно заготовкой и продажей леса от имени его собственников. Организация частных собственников начала сою деятельность с организации ряда международных проектов.
В лесах Литвы накоплены значительные запасы древесины, которые трудно реализовать. Цены в Литве ниже, чем, например, в Чехии или Австрии. Максимум рубки – 6 млн. кбм наблюдался в связи с инвазией короедов. Появились частные лесозаготовители, которые рубят около 2 млн.кбм ежегодно.Ежегодный доход от продажи леса около 100 млн. долларов. Наблюдается снижение расходов на административное управление. Существуют фиксированные ставки отчисления средств в централизованную часть лесного фонда. На 1 кбм главного пользования отчисления дифференцированы по породам и составляют для
- сосны – 11.5 лит
- ели – 9.8 лит
- дуба – 26.4 лита
- ясеня – 16.6 лит
- березы – 7.8 лит
- осины – 1.1 лит
- ольхи – 0.0 лит
Ставка отчисления с 1 кбм побочного пользования едина – 2.5 лита.
Средства централизованной части фонда идут на общие для государственных лесов цели. В частности, на :
- выравнивание доходов и расходов лесных предприятий
- осуществление программ развития лесного хозяйства, в том числе по
- выполнению международных резолюций
- компьютеризации
- лесному мониторингу
- финансирование работ по лесоустройству
- оплату научно-исследовательских и проектных работ
- пропаганду
- международное сотрудничество
- содержание не прибыльных учреждений Министерства охраны природы. В частности, генеральной дирекции, центра селекции и семеноводства, станции лесозащиты, центра лесной экономики.
- издательскую деятельность
- форменную одежду
- ремонт зданий высшей школы
- деятельность национальных парков
- облесение с.-х. угодий и т.п.
Литовский университет сельского хозяйства.
Декан лесохозяйственного факультета – Альбинас Тябера
Факультет готовит специалистов лесхозов, которые имеют такую же организационную структуру, как и на Украине. Возглавляет предприятие директор, который управляет работой двух секторов биологического (гл. лесничий –5-6 инженеров – лесничие – обходы) и инженерного ( гл. инженер – 6-8 инженеров – пункты лесозаготовки – цеха).
Площадь лесхозов варьирует от 18 до 76 тыс. га, лесничества от 4 до 7 тыс.га, обхода около 800 га.
Лесохозяйственный факультет – ежегодно принимает 50 студентов. Первые два года изучаются введение в лесоводство и базовые предметы – фундаментальные, гуманитарные, биологические. На 3-4 году обучения студенты выбирают одну из трех специализаций: лесное хозяйство, охотничье хозяйство, технология и лесная экономика.
После сдачи государственного экзамена – выпускники получают диплом бакалавра. В дальнейшем они могут:
- пойти работать на предприятия
- проучиться год и получить диплом инженера лесного хозяйства
- проучиться два года и получить диплом магистра
По окончании магистратуры можно поступить в докторантуру и после 2-х летнего обучения получить звание доктора.
В 1998 году начата подготовка специалистов по специальности прикладная экология. Набрано 25 студентов. Срок обучения 5 лет. Изучаются лесные, аграрные и гидроэкосистемы.
На факультете действует три кафедры: лесоводства (лесоведение, охотничье хозяйство), лесоустройства (экономика, технология), экологии.
На факультете 5 реабелетированых докторов, 24 доцента и ассистенты со степенью и без оной. 15 специалистов учится в докторантуре. Факультет приглашает для преподавания ведущих лесных специалистов из НИИ и других лесных организаций. На факультете очень высокий уровень преподавания и очень высокая степень интеграции с наукой. В 1998 году на цели НИР факультет получил 400 тыс.лит – 17.4 тыс.лит на преподавателя. Одна из проблем факультета,- высокий средний возраст преподавательского состава.
Около 10% студентов из городов, остальные из сельской местности. Более 90 % выпускников работают в лесном хозяйстве.
На факультете собирается интересная информация о карьере выпускников (по звездочкам). Связь между степенью карьеры и успеваемостью – 0.5-0.6. Из 500 лесничих Литвы 47% закончили факультет, 51% – техникумы, 1.6 % другие учебные заведения. Средний возраст лесничих –42-45 лет.
На факультете принята блочная система обучения, которая открывает возможность преподавания специалистам – практикам и ученым. 1 кредит – 40 часов обучения. Одновременно преподается 2-3 дисциплины.
Альбинас Тябера возглавляет общество лесоводов Литвы, которое проводит различные конкурсы, организует день леса, поддерживает музей леса и т.п.
30 марта Центр рыночной экономики
Встреча с директором господином Лелюга ???
Центр создан в 1993 году, как результат одного из международных проектов. Центр собирает и анализирует маркетинговую информацию, но не занимается продажей леса. Информация собирается ежемесячно и обобщается до 5 числа следующего месяца. В настоящее время существует электронная система сбора и передачи данных. На первых этапах данные заносились в установленные формы и передавались в центр по факсу. Внешними источниками информации является департамент статистики и таможенный департамент.
В базе фиксируется первичные данные – их источник накладные на отпуск леса. Анализируются данные о ценах, потребителях и их платежеспособности. Особое внимание уделяется ценам по которым древесина продается в собственные цеха переработки. Эта древесина также продается по накладным.
В центре работает 12 человек. Его бюджет – 0.5 млн.лит.


Томас Котович и Робертс Стрипникс. Первые встречи с украинскими лесниками











