Общая площадь страны составляет 4,4 млн. га, из которых леса занимают 2,25 млн. га или 51,5%. Площадь лесов растет из года в год. Только за последний 10-летний период она увеличилась более чем на 300 тыс. га, а по сравнению с 1958 годом – в 1,7 раза.
Леса и лесное хозяйство Эстонии
WoodBusiness №3/2004
Полякова Л., Попков М., Сторожук В., Кирилюк С.
Общая характеристика
Общая площадь страны составляет 4,4 млн. га, из которых леса занимают 2,25 млн. га или 51,5% (рис.1). Площадь лесов растет из года в год. Только за последний 10-летний период она увеличилась более чем на 300 тыс. га, а по сравнению с 1958 годом – в 1,7 раза. Распределение лесных массивов по стране более-менее равномерное (лесистость колеблется от 35,4 до 63,4%). Растущий запас насаждений составляет 411 млн. м3, увеличившись с 1958 года в 3,1 раза. Об эффективном ведении лесного хозяйства говорит факт повышения среднего запаса на одном гектаре с 103 м3 до 194 м3 за последние 50 лет. Леса Эстонии продуцируют ежегодно 5,8 м3 древесины на одного жителя, что превосходит аналогичные показатели многих европейских стран.
![]() |
В Эстонии преобладают хвойные породы (рис.2), однако их удельный вес постепенно снижается (с 64,6% в 1958 году до 51,7% в 2000). В частных лесах, по сравнению с государственными, меньше сосновых насаждений (29% и 46,7% соответственно), однако они отличаются большей продуктивностью (средние запасы хвойных насаждений в частных лесах выше, чем в государственных на 20-30 м3). Следует отметить, что лиственные насаждения Эстонии отличаются большей продуктивностью, чем украинские древостои. Так, средний запас осиновых насаждений составляет 229 м3/га, а ольховых 195 м3/га, практически соответствуя средним запасам хвойных насаждений (201 м3/га для сосны и 216 м3/га для ели). Ежегодный прирост составляет 4,95 м3/га в государственных и 5,7 м3/га в частных лесах. Наибольшим приростом (6-7 м3/га) отличаются еловые, лиственничные, осиновые насаждения и насаждения ольхи серой. Средний возраст насаждений усилиями эстонских лесоводов увеличен с 41 года в 1958 году до 56 лет в 2000 году. Возраст хвойных насаждений несколько выше средней отметки (60-70 лет), а лиственных ниже (30-50 лет).
В соответствии с земельной реформой и реформой собственности, проведенной в 1991 году, бывшие лесные владельцы либо их наследники независимо от места их проживания могли требовать возвращения своей собственности, получить за нее компенсацию либо претендовать на другую собственность вместо «нелегально экспроприированной» в 1940-1991 годах. Заявления от собственников либо их наследников принимались до марта 1993 года, после чего стартовал процесс реституции и приватизации (приватизации подлежат невостребованные правопреемниками лесные земли). Современное состояние распределения собственности на леса в Эстонии показано на рис.3. Ситуация осложнена тем, что всего 65,6% земель страны по состоянию на начало 2002 года было официально зарегистрировано в земельном кадастре, т.е. процесс перераспределения собственности еще не закончен. Потенциально должно быть приватизировано около 50-60% лесных земель. В настоящее время государство владеет практически 40% лесных площадей , муниципалитеты имеют менее 1% лесных площадей, 30% частных лесов, а будущее еще 30% лесных массивов еще не определено. По состоянию на 30.06.2001 года в Эстонии было зарегистрировано 98,2 тыс. частных лесных собственников, владеющих 677,2 тыс. га лесных массивов. Частные владения Эстонии на настоящий момент отличаются небольшой величиной – 6,87 га в среднем, а 57,6 тыс. человек владеют участками менее 5 гектаров (рис.4).
С 1997 года в Эстонии активно функционирует рынок земельных и в т.ч. лесных участков. За период с 1997 по 2000 год было заключено более 11 тыс. сделок и продано более 120 тыс.га сельскохозяйственных и лесных земель. Из общего количества проданных земель во втором полугодии 2000 года лесные земли составляли 56%, пахотные – 28%, пастбища – 7%. Средняя цена за гектар лесных земель составляет 11-28 тыс. ЕЕК/га (800-2000$/га). Цена зависит в первую очередь от продуктивности и породного состава насаждения, проведенных мероприятий, месторасположения участка (удаленности от порта, месторасположения перерабатывающих мощностей и мест массового отдыха).
В Эстонии выделяют 3 категории лесов:
- Охранные леса – 4 национальных парка, 6 заповедников, 52 ландшафтных парка, а также специальные зоны охраняемых лесов, в которых запрещена любая экономическая деятельность. Общая площадь охранных лесов составляет 141,7 тыс. га или 3% лесных территорий.
- Защитные леса – специальные зоны охраняемых лесов, в которых разрешена ограниченная экономическая деятельность, а также водоохранные и почвозащитные насаждения. Они служат как целям охраны окружающей среды, так и целям рекреации, образования и науки. Общая площадь таких насаждений 223 тыс. га или 15% лесной территории (в государственных лесах 17%). Только 5% защитных лесов находятся в частной собственности. В защитных насаждениях ширина лесосеки должна быть не более 30 м, площадь сплошных рубок не должна превышать 2 гектаров, а постепенных рубок 10 гектаров.
- Эксплуатационные леса. В эксплуатационных лесах допустимы все виды пользования, однако также существуют ограничения по площади и ширине лесосеки. При последующем искусственном возобновлении ширина лесосеки не должна быть более 100 м, а площадь 5 гектаров; при естественном возобновлении ширина не более 150 м, а площадь 7 гектаров, при постепенной рубке – не более 10 гектаров.
![]() |
Особое внимание в Эстонии уделяется охране ключевых биотопов, выделяемых, как правило, в эксплуатационных лесах. Их охрана в частных и муниципальных лесах осуществляется на основании контракта, по которому предусматривается размер компенсации за ограничение лесопользования. В государственных лесах охрану ключевых биотопов осуществляет лесной менеджер. В государственных лесах по состоянию на конец 2001 года ключевые биотопы были зарегистрированы на территории 2,8 тыс. гектаров. На площади 3540 га расположены 10 генетических резерватов (4 сосновых, 5 еловых и 1 березовый).
В Эстонии существует несколько видов лесоустроительного планирования: 10-летний план развития всего лесного сектора страны и планы для каждого лесного предприятия. Для частных собственников за счет бюджета составляются рекомендации по лесоуправлению. Законодательством не ограничивается количество древесины, заготовляемой в частных лесах. Устанавливаются лишь общие ограничения в части нижнего предела возраста спелости, частоты проведения рубок ухода и запрета на вырубку молодняков. Общеобязательные, установленные государством правила рубок в последнее время упрощаются и в дальнейшем постепенно будут заменены руководствами и консультациями. За две недели до начала планируемых рубок собственник леса должен подать уведомление в соответствующую уездную службу охраны окружающей среды о видах и объемах рубок, лесовосстановительных мероприятиях и соблюдении требований охраны природы. Без уведомления может проводиться выборка древесины, поврежденной ветровалами и снеголомами, а также вырубка 1 м3 с гектара в год с условием, что общая вырубка не будет превышать 50 м3 в год.
Лесная политика Эстонии ограничивает максимально возможный размер рубки во всех лесах – 7,8 млн м3 древесины. В 2000 году в стране было заготовлено 6,4 млн м3 (рис.5). Средний запас насаждений, поступающих в лесовосстановительную рубку, небольшой – 174 м3/га в целом и 248 м3/га в государственных лесах . Необходимо отметить сокращение объемов выборочных санитарных рубок, а также доли поврежденной древесины в общем объеме лесовосстановительных рубок. Если в 1994 году их доля в заготовленном объеме составляла 23% и 9% соответственно, то в 2000 году только 6,2% и 4,7%. Лесопользование в государственных лесах относительно стабильно – 2,6-2,8 млн м3 древесины в год или около 3,5 м3/га в год. В частных лесах, где вырубается более половины всей древесины, колебания более значительны (рис.6).
В 2000 году в Эстонии было возобновлено 9,2 тыс. га площадей, причем естественным путем восстановилось 27,4% площадей (рис.7). Для содействия естественного возобновления во время главного пользования практикуется оставление семенников. Естественным путем возобновляются в основном насаждения березы, осины, ольхи. Посев практикуется в основном в сосновых (89,2%) и еловых (4,6%) насаждениях. Породная структура искусственного возобновления представлена на рис.8. Несмотря на то, что в государственных лесах меньше, чем в частных, вырубается древесины, 77,8% проведенных работ по лесовосстановлению выполнено именно в государственных лесах.
В настоящее время на внутреннем рынке Эстонии нет спроса на сертифицированную лесную продукцию. Сертификация проводится для расширения возможностей экспортируемой продукции. В 2000 году для разработки национальной схемы сертификации в стране закончилась разработка эстонских стандартов неистощительного лесопользования, состоящих из 10 основных принципов, критериев и индикаторов. С 2001 года в стране действуют две неправительственные организации, ответственные за адаптацию национальных стандартов к требованиям сертификации по системам FSC и PЕFC. Пока национальные стандарты находятся в стадии разработки, Летом 2000 года 600 гектаров частных земель были сертифицированы по системе FSC. Государственные леса в настоящее время сертифицированы по системе FSC и ISO 14001:1996 (сертификат действует с января 2002 по январь 2005 года). Дальнейшее развитие процесса сертификации тормозится из-за относительно небольшой площади частных владений и отсутствия экономической заинтересованности лесовладельцев.
В 2000 году в лесном секторе экономики было занято 457 предприятий, а общая численность составила 3205 человек. Доходы от реализации древесины и услуг составили 4,5 млрд ЕЕК или 309,5 млн. $. Примерно треть реализованной древесины (в основном, балансы) была продана на экспорт. Затраты лесного сектора в 2000 году составили 4,3 млрд. ЕЕК или 298,3 млн. $. Почти половина затрат приходится на организацию торговли, четвертую часть составляют затраты на материалы и оборудование, а затраты на оплату работы персонала 4,9%. Прибыль лесного сектора составила 191,8 млн. ЕЕК или 13,2 млн. $.
![]() |
Деревообрабатывающая промышленность развивается в последние годы бурными темпами (рис.9). Основным видом продукции являются хвойные пиломатериалы (1436,5 тыс. м3 в 2000 году) и панели, в основном ДСП и ДВП (175,8 тыс. м3 и 17,7 млн. м2 в 2000 году соответственно). Значительная часть продукции переработки экспортируется (в 2001 году было экспортировано 944 тыс. м3 хвойных и 141 тыс. м3 березовых пиломатериалов). Потребности в бумаге покрываются в основном за счет импортируемой продукции, – в 2000 году в стране было произведено 54,4 тыс. тонн целлюлозы и 52,4 тыс. тонн бумаги).
Экспорт лесопродукции составляет 13,4% общего экспорта по стране и превышает объем импорта более, чем в 4 раза. Так, экспорт составил в 2000 году 7,2 млрд. ЕЕК или 496 млн. $, а импорт – 1,3 млрд. ЕЕК или 91,3 млн. $. 68% экспорта приходится на круглый лес и пиломатериалы (рис.10). В 2000 году было экспортировано 4,3 млн. м3 круглого леса, в основном балансов, экспорт пиловочника составил только 10,4%. Импортируется же в основном хвойный пиловочник. Из Эстонии лесопродукция в основном направляется в Швецию, Финляндию, Великобританию, Германию и Данию. Основными же поставщиками выступают Россия, Финляндия и Латвия.
Институциональная структура
Основным органом, отвечающим за лесной сектор, является Министерство охраны окружающей среды, в составе которого функционирует лесной департамент (рис.11). В его функции входит:
- Выработка лесной политики, законодательных актов в области лесного хозяйства, подготовка и финансирование государственных программ развития лесного сектора (в 2002 году бюджет программ развития лесного сектора составил 18,2 млн. крон или 1,25 млн. $), координация составления долгосрочного плана развития лесного сектора.
- Сбор и анализ информации о состоянии лесного сектора.
- Контроль ведения охотничьего хозяйства.
- Оказание поддержки частным лесным собственникам, включая подготовку предложений по оказанию финансовой помощи
- Координация работы по инвентаризации ключевых биотопов и оказание финансовой помощи для их охраны.
- Осуществление международного сотрудничества.
![]() |
На региональном уровне 15 уездных служб охраны окружающей среды, являющиеся подразделением министерства, контролируют состояние лесов, занимаются выдачей разрешений, организуют проведение работ по охране лесных экосистем и консультаций для частных владельцев леса.
В непосредственном подчинении министерства находятся также:
- Центр лесозащиты и лесовостановления, образованный в 1996 году. Центр участвует в законодательном процессе, контролирует качество лесных семян и материала для лесовозобновления, организует национальный банк лесных семян, осуществляет мониторинг санитарного состояния леса и качества лесовозобновления, проводит лесные исследования, собирает и анализирует информацию о лесах и лесных ресурсах. В штате центра менее 30 сотрудников, финансирование – бюджетное.
- Лесоустроительное предприятие, занимающееся как вопросами лесоустроительного планирования, так и проведением национальной инвентаризации. Имеет в своем штате 79 сотрудников.
- Управление земельных ресурсов, образованное в 1990 году, ответственное за состояние земельного кадастра, координацию в проведении земельной реформы, а также других работ, связанных с геодезией, топографией, картографией и т.д. Управление имеет в своем штате 234 сотрудника, из которых 70 человек работает в штаб-квартире организации, а остальные в 15 уездных офисах. Финансирование бюджетное. В 2001 году бюджет организации составил около 5,2 млн Евро.
Всеми государственными лесами страны управляет по поручению профильного министерства государственное агентство – RMK. Агентство в том виде, в каком оно существует сейчас, функционирует с 1 января 1999 года. Его высшим директивным органом является избираемый на 3 года наблюдательный совет, состоящий из представителей парламента, профильного министерства, министерства экономики, а также других представителей, рекомендованных профильным министерством. В компетенцию наблюдательного совета входит назначение генерального директора, принятие бюджета и экономической политики агентства, утверждение шкалы заработной платы и тарифной сетки сотрудников. Фактическое управление осуществляет генеральный директор, избираемый сроком на 5 лет.
В подчинении штаб-квартиры RMK, кроме непосредственно лесных подразделений, находится лесопитомничье и охотничье хозяйство (государственные лесоохотничьи округа покрывают только одну десятую часть охотничьих угодий страны), зоны и дома отдыха, центры обучения, природоохранная школа, лесной музей, карьеры по добыче природных ресурсов. Ежегодно отмечается сокращение и укрупнение структурных единиц, ведущих лесное хозяйство. Так, в 1999 году а агентстве было 92 лесничества, в 2000 – 80, а в 2001 уже 66. С 2002 года департаменты охоты, туризма и охраны природы функционируют как рекреационная сфера деятельности агентства.
Из общей площади лесов, находящихся в управлении агентства (1,063 млн га) в начале 2003 года, 14% отвечали режиму строго заповедания, 19% имели ограничения в лесоуправлении вследствие выполнения ими определенных охранных функций.
RMK имеет ежегодно возможность заготавливать 2,6 млн м3 древесины и практикует два вида продажи древесины: продажа леса на корню и продажа заготовленного круглого леса. Продажа леса на корню экономически невыгодна вследствие более низких цен реализации, и ее объемы ежегодно снижаются (рис.12). Некоторые колебания объемов продаж в 2001-2002 году связаны с разработкой в порядке санитарных рубок насаждений поврежденных ветровалами. Как мы видим, с оживлением рынка растут цены продаж и круглого леса и леса на корню. Однако потери агентства при продаже леса на корню очевидны (в 2003 году было реализовано 0,6 млн. м3 растущего леса по средней цене 226 ЕЕК/м3 или 15,6 $, а 1,9 млн. м3 круглого леса по средней цене 400 ЕЕК/м3 или 27,6 $). В таблицах 1 и 2 приведены более подробные данные, касающиеся ценовой политики агентства. Отметим, что значительный доход от реализации круглого леса агентство получает при относительно невысоком его качестве (рис.13).
Для осуществления продаж применяется несколько методов. Лес на корню продается в последнее время в основном на аукционах и торгах. Доля проданного на них леса увеличилась с 41% в 1997 году до 77,7% в 2000. Аукционы/ торги проводятся во всех регионах ежемесячно, однако наибольшие объемы (65%) продаются в зимний период. Наибольшие же цены, наоборот, приходятся на сезон с апреля по сентябрь. Необходимо учитывать, что по закону цена продажи не может быть ниже базовой, установленной профильным министерством. В 2000 году было проведено 30 аукционов и торгов, 6 из которых были закрытыми. 98% проданных насаждений предназначены в сплошную рубку и только 2% для проведения выборочных рубок. Кроме традиционных методов проведения открытых и закрытых аукционов, агентство практикует выставление объявлений в Интернет и проведение on-line аукционов. Это новый метод продаж, однако он предоставляет возможность привлечения более широкого круга покупателей древесины. Кроме аукционной продажи, агентство практикует продажу по долгосрочным договорам, причем наблюдается тенденция сокращения количества покупателей по договорам с одновременным увеличением объемов древесины, продаваемой по одному договору. Так, например, 140 тыс. м3 осиновой древесины ежегодно приобретает компания AS Estonian Cell. Кроме того, возможно заключение договоров на непродолжительный период (опытные партии, продажа дров и низкокачественной древесины).
Вид рубки
|
Продано, тыс. кбм
|
Средняя цена, $/кбм
|
||||||
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Продажи в целом
|
||||||||
Лесовосстановительные рубки | 1398 | 1066 | 1008 | 757 | 10,7 | 13,0 | 11,2 | 11,9 |
Рубки ухода | 748 | 596 | 422 | 240 | 2,8 | 4,1 | 4,2 | 5,1 |
Выборочные и прочие рубки | 23 | 4 | 7,4 | 7,5 | ||||
Всего / в среднем | 2146 | 1664 | 1453 | 1001 | 8,0 | 9,8 | 9,2 | 10,3 |
Аукционная продажа
|
||||||||
880,9 | 902,2 | 904,2 | 772,1 | 15,8 | 15,8 | 13,8 | 14,5 |
В 2001 году на базе одного из питомников RMK была образована акционерная компания по производству контейнерного посадочного материала. Ее основателями были министерство охраны окружающей среды (60%) и финская государственная лесная компания (40%). В настоящее время компания работает для нужд эстонских лесов, однако в будущем планируется экспортировать посадочный материал. Остальные 6 крупных питомников RMK объединились под эгидой департамента лесосеменного дела. Питомники агентства покрывают как свои потребности в посадочном материале, так и других лесовладельцев. Кроме шести стационарных больших питомников многие лесничества имеют свои небольшие питомники. В 2002 году было выращено 4,3 млн. саженцев и 5,7 млн. сеянцев ели, 5,3 млн. сеенцев сосны и 0,7 млн. саженцев березы, собрано 1389 кг семян сосны. Увеличение производства посадочного материала стало необходимым для облесения поврежденных ураганом насаждений. Деятельность департамента принесла в 2002 году агентству прибыль в 9,8 млн. ЕЕК или 675 тыс. $.
Пожары наносят наибольший вред эстонским лесам. В целом по стране в 2000 году было зарегистрировано 158 возгораний со средней площадью в 4,3 га. Для охраны лесов от пожаров агентство проводит систему предупредительных противопожарных мероприятий, авиационное патрулирование территории. Большой урон эстонским лесам нанес шторм июля 2001 года: 6 тыс. государственных лесов были уничтожены и еще 7 тыс. требовали сплошной санитарной рубки. Ущерб, нанесенный агентству, оценивался в 41 млн. ЕЕК или 2,8 млн $. Шторм в ноябре 2001 принес потери около 1 тыс. м3 древесины или 0,5 млн ЕЕК.
Рекреационная деятельность RMK сосредоточена на создании условий для привлечения как можно большего количества людей, посещающих лесные массивы. Для проведения отдыха в лесу предоставляются домики, хижины, оборудуются места для кемпингов и разведения костров. Агентством на эти цели в 2002 году было выделено в общей сложности 7,2 млн ЕЕК (0,5 млн $) на содержание и 3,4 млн ЕЕК (0,23 млн $) на создание новых мест отдыха. RMK также заинтересовано в привлечении населения и иностранных гостей для проведения отпусков и охотничьих туров в лесах агентства. Для этих целей оборудованы 17 домов отдыха, отель и конференц-зал, охотничьи домики. Агентство также предоставляет услуги по питанию (питание и размещение гостей составляет две трети от 8,9 млн ЕЕК или 0,61 млн $ доходов от предоставления туристических услуг). По новому туристическому кодексу Эстонии, туристические услуги могут предоставлять только коммерческие структуры. RMK по закону мог предоставлять услуги до начала 2003 года. Наблюдательный совет агентства подал прошение о пересмотре этого положения.
Порода | Сортимент | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Сосна | Пиловочник | 37,1 | 41,8 | 41,7 | 40,9 | 43,0 | 44,2 | 45,9 |
Пиловочник d<18 | 30,2 | 38,6 | 39,6 | 40,1 | 42,2 | 42,8 | 43,4 | |
Балансы | 18,0 | 21,0 | 19,7 | 19,6 | 21,4 | 21,8 | 21,9 | |
Ель | Пиловочник | 37,9 | 43,5 | 46,0 | 47,2 | 48,8 | 49,7 | 51,0 |
Пиловочник d<18 | 31,2 | 38,8 | 40,1 | 39,9 | 41,6 | 41,4 | 42,6 | |
Балансы | 18,3 | 22,0 | 21,1 | 21,6 | 23,1 | 24,8 | 25,2 | |
Береза | Пиловочник | 30,6 | 37,0 | 40,6 | 43,1 | 43,8 | 45,9 | 47,4 |
Пиловочник d<18 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 29,1 | |
Балансы | 20,9 | 23,8 | 20,0 | 19,0 | 19,8 | 21,1 | 20,9 | |
Осина | Пиловочник | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 21,5 | 22,5 | 23,7 |
Балансы | 11,7 | 19,6 | 11,7 | 10,9 | 11,6 | 12,1 | 12,7 | |
Пр. хвойные | Балансы | 18,3 | 20,7 | 16,6 | 17,3 | 18,8 | 20,3 | 20,5 |
Дрова | 7,1 | 9,0 | 10,1 | |||||
В среднем | 20,7 | 24,0 | 24,2 | 24,2 | 25,7 | 27,3 | 27,0 |
В 2002 году в общей сложности 14 тыс. человек, преимущественно детей, посещали обучающие лесные центры и лесную школу. RMK участвует в организации общенациональных соревнований школьников, компаний, пропагандирующих проведение национальных праздников на открытом воздухе, по очистке леса от захламленности и т.п. В общей сложности 2,9 млн ЕЕК (0,2 млн. $) было выделено агентством на природоохранную пропаганду и образование. В 2002 году на рекреационную деятельность агентством было выделено 19,2 млн. ЕЕК или 1,3 млн. $.
RMK имеет полное право распоряжаться имуществом, которое находится в его управлении. Департамент недвижимости регистрирует в земельном кадастре лесные земли, находящиеся в управлении агентства (зарегистрировано только 832,7 тыс. из 1063 тыс. га), выставляет на продажу или предоставляет в пользование имущество, а также ведет переговоры о приобретении земель, имеющих большое значение для охраны окружающей среды. В ведении департамента, кроме более тысячи зданий, сооружений и многочисленного оборудования, есть также карьеры по разработке гравия и добыче песка. Деятельность департамента по продаже недвижимости принесла агентству 2,2 млн ЕЕК (0,15 млн. $) дохода. В то же время в 2002 году RMK инвестировало в строительство и совершенствование 43 объектов недвижимости 23 млн. ЕЕК (1,6 млн. $).
Лесоохотничья деятельность агентства принесла в 2003 году доход 9,5 млн. ЕЕК (0,65 млн $). Затраты на администрирование охотничьих угодий составили 7 млн ЕЕК.
В 2002 году были выделены в отдельные направления деятельности развитие информационных технологий и консультативная деятельность. В 2002 году была полностью введена в действие лесная информационная система MIS, позволяющая работать как с массивом лесоводственной информации так и совершенствовать работу расчетов с клиентами. На 2003 год перед агентством стояла задача интегрирования данных ГИС в принятую информационную систему.
Ежегодно сокращается количество постоянных сотрудников агентства и возрастает число контрактников. Так, в 1999 году RMK насчитывало в своем штате 1837 человек, а в 2002 году уже 1318. В 1997 году 20% объема рубок производилось силами лесничеств, в 2001 году только 12%. В 2003 году планировалось большинство работ в лесу выполнять на контрактной основе.
Доходы RMK составили в 2001 году 919 млн. ЕЕК или 63,3 млн. $. Основным источником дохода агентства является продажа древесины и леса на корню (рис.14). В 2002 году доходы возросли до 944 млн. ЕЕК (65 млн. $), а доходы от транспортировки древесины, охоты и выращивания посадочного материала до 66 млн. ЕЕК или 4,5 млн. $. В проекте бюджета на 2003 год предусмотрено уменьшение доходов до 880 млн. ЕЕК вследствие введения ограничений и снижения размера рубок на 150 тыс. м3.
Агентство имеет ежегодную прибыль около 5 млн. $ (в 2002 году 5,5, в 2001 году 4,8). В структуре расходов компании (рис.14) значительное место отводится выплате налогов. На зарплату и выплату социального обеспечения приходится 23% расходов.
По закону 26% дохода от продажи леса на корню (лесовосстановительная рубка) и круглого леса, полученного в результате лесовосстановительной рубки, перечисляется в виде налога в бюджет государства. В 2003 году государству было уплачено 172 млн. ЕЕК или 11,8 млн. $. Остальной доход, полученный RMK, остается в агентстве и используется для покрытия затрат на проведение лесохозяйственных операций. Законом также предусмотрена возможность предоставления дотаций из государственного и местного бюджета на выполнение мероприятий, предусмотренных правительством и местными администрациями. Агентство имеет право с разрешения наблюдательного совета брать займы в размере, не превышающем 10% общих ежегодных затрат.
Агентство, как и другие предприятия лесного сектора, платят также следующие налоги:
- НДС. С 28.06.2003 года предприятие должно регистрироваться как плательщик НДС при превышении годового оборота в 18,3 тыс. $. Стандартная ставка налога 18%. За экспортируемую продукцию НДС не взимается. В Эстонии существуют уменьшенные ставки налога в 0 и 5%. Однако к продукции лесного сектора они не относятся. В связи с вступлением страны в ЕС, с 1.05.2004 года повышена ставка НДС на некоторые виды товаров.
- Земельный налог в размере 0,5-2,5% от стоимости земли. Все земли страны разделены на 11 зон. Ставка налога определяется местной администрацией, на счет которой и поступает налог. Для лесных земель в среднем ставка налога составляет 1,6%. В соответствии с решением правительства может быть установлено снижение ставки налога (20, 50 и 75%) вследствие экономических ограничений землепользования.
- Отчисления на социальное страхование в размере 33% всех выплат работающим сотрудникам (20% социальное страхование и 13% национальное медицинское страхование).