Эрки Таммиксаар: «Зеленый переход» важнее на словах, чем на деле

Скупость правительства говорит нам о том, что возобновляемая электроэнергия и зеленый переход гораздо важнее на словах, чем на самом деле, а также о том, что у нас нет плана действий. Эрки Таммиксаар пишет, что правительству также не хватает антикризисного плана использования электроэнергии, на который можно было бы положиться в чрезвычайные периоды.

В 1925 году Таллиннская электростанция начала использовать горючие сланцы вместо древесины и торфа. С тех пор кропотливая работа многих эстонских и зарубежных инженеров показала, что этот материал служит интересам потребителей электроэнергии. Цены за киловатт-час были низкими, что было приоритетом для правительств как в советский период, так и после восстановления независимости.

Сланцевые пылевые котлы Балтийской ТЭЦ (1624 МВт) и Эстонской ТЭЦ (1610 МВт), построенные в конце 1950-х – начале 60-х годов для снабжения Прибалтики и Северо-Запада России электроэнергией (станции выработали 19,2 тераватт-часов энергии в 1979 году), имел рейтинг эффективности 90 процентов (30 процентов по циклу Карно), а плановые простои для обслуживания были дорогими.

В 1990-е годы Эстония едва ли была богатой, поэтому на содержание котлов, построенных на 40 лет, было выделено недостаточно средств. Кроме того, потребление резко упало, техническое обслуживание не требовалось, и способность государственной Eesti Energia поддерживать генерацию на уровне последних лет советского периода начала падать.

Это не было проблемой для внутреннего потребления, так как избыточные мощности компенсировали износ котлов и первоначально их хватало даже для экспорта в Латвию, что помогло наполнить государственную казну.

Влияние экологической политики ЕС на энергосистему Эстонии

Присоединение к ЕС потребовало гораздо более экологичного производства энергии и открытия рынка электроэнергии.

По одному блоку (два котла, турбина и генератор общей мощностью 200 МВт) на Балтийской и Эстонской ТЭС в 2001-2005 годах переведены на более эффективную технологию кипящего слоя (КПД 33-35 процентов).

Остальные котлы Балтийской (типа ТП-67) и Эстонской ТЭС для снижения экологического воздействия были оснащены пылевыми фильтрами и сероуловителями. Годовой отчет Eesti Energia за тот период показывает, что к концу 2005 года, когда в ЕС была принята система квот на выбросы CO2, осталось 2380 МВт от общей установленной мощности двух крупнейших сланцевых заводов. Однако потребление энергии снова пошло вверх.

Как и их коллеги в ЕС, эстонские эксперты и политики рассматривали российский природный газ как дешевую и экологически чистую альтернативу горючему сланцу до 2015 года в плане развития энергоэкономики на 2005 год (ссылка на эстонском языке). Например, Нарвское теплоснабжение досталось резервной газовой котельной (260 МВт), присоединенной к Балтийской ТЭЦ, которая в 2005 году нуждалась в постоянном ремонте. станции).

Эстония строит новую сланцевую электростанцию

При вступлении в ЕС Эстония пообещала открыть свой рынок электроэнергии не позднее 2013 года и взяла на себя обязательство, исходя из плана развития 2005 года, «закрыть большую часть своих существующих генерирующих мощностей [из-за несоблюдения экологических требований] и, в условиях открывающегося рынка, строить новые мощности на основе диверсифицированных источников энергии только для удовлетворения внутреннего спроса.

В то время как кабель ESTLINK 1 между Эстонией и Финляндией (350 МВт), завершенный в 2006 году, действительно помог открыть рынок электроэнергии, замена сланцевых электростанций была астрономически дорогой задачей.

В свете российско-грузинской войны 2008 г. и продолжающегося быстрого износа старых котлов ТЭС правительство Эстонии в 2009 г. решило построить новую электростанцию ​​на местных пиломатериалах и горючем сланце (около 300 МВт), несмотря на громкие возражения со стороны правительства. общественность и даже сама Eesti Energia. Электростанция Аувере была введена в эксплуатацию в 2015 году.

В 2009 году ЕС признал древесину возобновляемым источником энергии, что поддержало решение правительства и способствовало частичному или полному переходу эстонских когенерационных станций с газа на древесную щепу, что по сей день вызывает неоднозначную реакцию в обществе.

Правительству удалось обеспечить энергетическую безопасность, и Эстонии не пришлось начинать импорт электроэнергии, что нанесло бы ущерб внешнеторговому балансу. Эстония, участвующая в бирже Nord Pool с 2013 года, могла использовать свои управляемые электростанции (около 1000 МВт) для покрытия пикового потребления (1500 МВт). Латвия, Литва и Финляндия были вынуждены импортировать электроэнергию из России и Беларуси, чтобы покрыть дефицит.

Почему возобновляемая энергия не поступает в сеть?

Вышеупомянутые меры, казалось, обеспечили достаточное энергоснабжение, в то время как Эстонии все еще нужно было стремиться к большей экологичности в связи с работающими сланцевыми электростанциями.

Принятое в 2007 году решение о прямой поддержке производителей возобновляемой энергии в размере 53,7 евро за МВтч за общую мощность ветровой энергии 600 МВт положило начало буму ветряных электростанций. Но распределительная сеть «производитель-потребитель» не была к этому готова и требовала огромных инвестиций, которых было недостаточно еще в советское время. План развития энергетики на 2005 год гласит:

«Ветровая генерация сдерживается масштабами энергосистемы и структурой системы. Присущая ветровой энергетике непоследовательность требует наличия резервных электростанций, что увеличивает стоимость электроэнергии. В настоящее время система может обеспечить 90-100 МВт ветряных турбин. без заметной потери качества».

Сланцевые заводы помогли стабилизировать систему. Новые резервные электростанции, которые использовали бы газ, не строились, да и не было особой необходимости, поскольку развитие ветряных электростанций шло медленно из-за противодействия со стороны местных сообществ и некоторых министерств (например, Министерства обороны). Никакой платы за толерантность не предлагалось.

Многие европейские страны действительно построили газовые электростанции и при этом создали значительно улучшенные возможности для подключения возобновляемых источников энергии к сети. Тем не менее, глава сетевого оператора Elektrilevi говорит нам, что улучшенные энергетические связи с Финляндией и Латвией, а также электростанция Аувере позволили подключить к сети 450 МВтч солнечной и 320 МВтч ветровой энергии.

Многие другие производители ждут подключения. Но поскольку сеть была построена на основе центров производства и потребления, реконструкция требует крупных инвестиций, которые могут осуществляться только в течение длительного периода времени и за счет роста платы за передачу.

Правительство недавно выделило Elektrilevi 8 миллионов евро на подключение микропроизводителей к сети, в то время как компания запросила 55 миллионов евро… По словам Elektrilevi, для того, чтобы каждое домашнее хозяйство в Эстонии могло подавать энергию в сеть, потребуется колоссальная сумма в 300 миллионов евро.

Скупость правительства говорит нам о том, что возобновляемая электроэнергия и зеленый переход гораздо важнее на словах, чем на самом деле, а также о том, что у нас нет плана действий. Эрки Таммиксаар пишет, что правительству также не хватает антикризисного плана использования электроэнергии, на который можно было бы положиться в чрезвычайные периоды.

В 1925 году Таллиннская электростанция начала использовать горючие сланцы вместо древесины и торфа. С тех пор кропотливая работа многих эстонских и зарубежных инженеров показала, что этот материал служит интересам потребителей электроэнергии. Цены за киловатт-час были низкими, что было приоритетом для правительств как в советский период, так и после восстановления независимости.

Сланцевые пылевые котлы Балтийской ТЭЦ (1624 МВт) и Эстонской ТЭЦ (1610 МВт), построенные в конце 1950-х – начале 60-х годов для снабжения Прибалтики и Северо-Запада России электроэнергией (станции выработали 19,2 тераватт-часов энергии в 1979 году), имел рейтинг эффективности 90 процентов (30 процентов по циклу Карно), а плановые простои для обслуживания были дорогими.

В 1990-е годы Эстония едва ли была богатой, поэтому на содержание котлов, построенных на 40 лет, было выделено недостаточно средств. Кроме того, потребление резко упало, техническое обслуживание не требовалось, и способность государственной Eesti Energia поддерживать генерацию на уровне последних лет советского периода начала падать.

Это не было проблемой для внутреннего потребления, так как избыточные мощности компенсировали износ котлов и первоначально их хватало также для экспорта в Латвию, что помогло наполнить государственную казну.

Влияние экологической политики ЕС на энергосистему Эстонии

Присоединение к ЕС потребовало гораздо более экологичного производства энергии и открытия рынка электроэнергии.

По одному блоку (два котла, турбина и генератор общей мощностью 200 МВт) на Балтийской и Эстонской ТЭС в 2001-2005 годах переведены на более эффективную технологию кипящего слоя (КПД 33-35 процентов).

Остальные котлы Балтийской (типа ТП-67) и Эстонской ТЭС для снижения экологического воздействия были оснащены пылевыми фильтрами и сероуловителями. Годовой отчет Eesti Energia за тот период показывает, что к концу 2005 года, когда в ЕС была принята система квот на выбросы CO2, осталось 2380 МВт от общей установленной мощности двух крупнейших сланцевых заводов. Однако потребление энергии снова пошло вверх.

Как и их коллеги в ЕС, эстонские эксперты и политики рассматривали российский природный газ как дешевую и экологически чистую альтернативу горючему сланцу до 2015 года в плане развития энергоэкономики на 2005 год (ссылка на эстонском языке). Например, Нарвское теплоснабжение досталось резервной газовой котельной (260 МВт), присоединенной к Балтийской ТЭЦ, которая в 2005 году нуждалась в постоянном ремонте. станции).

Эстония строит новую сланцевую электростанцию

При вступлении в ЕС Эстония пообещала открыть свой рынок электроэнергии не позднее 2013 года и взяла на себя обязательство, исходя из плана развития 2005 года, «закрыть большую часть своих существующих генерирующих мощностей [из-за несоблюдения экологических требований] и, в условиях открывающегося рынка, строить новые мощности на основе диверсифицированных источников энергии только для удовлетворения внутреннего спроса.

В то время как кабель ESTLINK 1 между Эстонией и Финляндией (350 МВт), завершенный в 2006 году, действительно помог открыть рынок электроэнергии, замена сланцевых электростанций была астрономически дорогой задачей.

В свете российско-грузинской войны 2008 г. и продолжающегося быстрого износа старых котлов ТЭС правительство Эстонии в 2009 г. решило построить новую электростанцию ​​на местных пиломатериалах и горючем сланце (около 300 МВт), несмотря на громкие возражения со стороны правительства. общественность и даже сама Eesti Energia. Электростанция Аувере была введена в эксплуатацию в 2015 году.

В 2009 году ЕС признал древесину возобновляемым источником энергии, что поддержало решение правительства и способствовало частичному или полному переходу эстонских когенерационных станций с газа на древесную щепу, что по сей день вызывает неоднозначную реакцию в обществе.

Правительству удалось обеспечить энергетическую безопасность, и Эстонии не пришлось начинать импорт электроэнергии, что нанесло бы ущерб внешнеторговому балансу. Эстония, участвующая в бирже Nord Pool с 2013 года, могла использовать свои управляемые электростанции (около 1000 МВт) для покрытия пикового потребления (1500 МВт). Латвия, Литва и Финляндия были вынуждены импортировать электроэнергию из России и Беларуси, чтобы покрыть дефицит.

Почему возобновляемая энергия не поступает в сеть?

Вышеупомянутые меры, казалось, обеспечили достаточное энергоснабжение, в то время как Эстонии все еще нужно было стремиться к большей экологичности в связи с работающими сланцевыми электростанциями.

Принятое в 2007 году решение о прямой поддержке производителей возобновляемой энергии в размере 53,7 евро за МВтч за общую мощность ветровой энергии 600 МВт положило начало буму ветряных электростанций. Но распределительная сеть «производитель-потребитель» не была к этому готова и требовала огромных инвестиций, которых было недостаточно еще в советское время. План развития энергетики на 2005 год гласит:

«Ветровая генерация сдерживается масштабами энергосистемы и структурой системы. Присущая ветровой энергетике непоследовательность требует наличия резервных электростанций, что увеличивает стоимость электроэнергии. В настоящее время система может обеспечить 90-100 МВт ветряных турбин. без заметной потери качества».

Сланцевые заводы помогли стабилизировать систему. Новые резервные электростанции, которые использовали бы газ, не строились, да и не было особой необходимости, поскольку развитие ветряных электростанций шло медленно из-за противодействия со стороны местных сообществ и некоторых министерств (например, Министерства обороны). Никакой платы за толерантность не предлагалось.

Многие европейские страны действительно построили газовые электростанции и при этом создали значительно улучшенные возможности для подключения возобновляемых источников энергии к сети. Тем не менее, глава сетевого оператора Elektrilevi говорит нам, что улучшенные энергетические связи с Финляндией и Латвией, а также электростанция Аувере позволили подключить к сети 450 МВтч солнечной и 320 МВтч ветровой энергии.

Многие другие производители ждут подключения. Но поскольку сеть была построена на основе центров производства и потребления, реконструкция требует крупных инвестиций, которые могут осуществляться только в течение длительного периода времени и за счет роста платы за передачу.

Правительство недавно выделило Elektrilevi 8 миллионов евро на подключение микропроизводителей к сети, в то время как компания запросила 55 миллионов евро… По словам Elektrilevi, для того, чтобы каждое домашнее хозяйство в Эстонии могло подавать энергию в сеть, потребуется колоссальная сумма в евро . 300 миллионов .

Тем более странно слышать, как правительство хвастается аукционами по возобновляемым источникам энергии, которые всего за несколько лет вывели на рынок 540 ГВтч возобновляемой энергии. Как это могло быть возможно без дополнительных инвестиций в распределительную сеть, когда нам только что сказали, что «изыскиваются [финансовые] возможности для развития сети, включая большую готовность к подключению новых мощностей»?

Скупость правительства говорит нам о том, что возобновляемая электроэнергия и зеленый переход гораздо важнее на словах, чем на самом деле, а также о том, что у нас нет плана действий. Более того, российско-украинская война уничтожила российскую электроэнергию на рынках Балтии и Финляндии (около 2000 МВт), которую невозможно быстро заменить зеленой энергией без значительных инвестиций в распределительную сеть.

Одним из быстрых решений в обществе, которое уделяет первостепенное внимание только экономическому росту, является попытка сэкономить энергию, например, за счет лучшей изоляции зданий. Но это еще один дорогостоящий и долгосрочный проект, для которого мало мер государственной поддержки. Правительству также не хватает антикризисного плана энергопотребления, на который общество могло бы опереться в чрезвычайные периоды времени.

Ахиллесова пята энергосистемы Эстонии

Самой большой проблемой для энергосистем Эстонии, Латвии и Литвы на ближайшие три года является обеспечение частоты, которую в настоящее время делает Россия. После того, как последний оккупировал Крым, в 2018 году было решено продвигать план отделения Эстонии, Латвии и Литвы от российской энергосистемы, чтобы избежать политических манипуляций. План, который обсуждался с 1988 года.

Была поставлена ​​цель подключиться к европейской энергосистеме через Польшу к 2026 году. На подготовку были потрачены сотни миллионов евро, частично предоставленные ЕС, но мы еще не готовы. Синхронные конденсаторы, необходимые для поддержания и стабилизации изменений частоты, все еще устанавливаются.

Учитывая полную приверженность трех стран Балтии Украине, к которой можно добавить решение Литвы об ограничении перевозки грузов в Калининград (пока отозвано) и стремление заблокировать въезд граждан России в ЕС, российское руководство может счесть целесообразным , с точки зрения экономической политики, чтобы наказать нас, разъединив нас с их стороны. Россия не понесет экономического ущерба, а мы увидим много.

Во избежание коллапса нашей энергосистемы в такой ситуации две аварийные резервные станции, впервые упомянутые в плане развития 2005 года и построенные в Кийсе в 2013 и 2014 годах (110 и 140 МВт соответственно), которые не могут участвовать в обмене электроэнергии в обычных условиях, надо будет зажечь. Единственная проблема в том, что они работают либо на природном газе, либо на дизельном топливе…

Мы добились исключения ЕС, чтобы игнорировать добровольное требование ограничить использование газа до 15 процентов портфеля, если Россия отключит нас. Цена разъединения составит сотни миллионов евро, учитывая текущую цену на газ и газовые фьючерсы.

В худшем случае, если не будет хватать газа, наша электроэнергетическая система рухнет. Такой сценарий мог быть причиной рекордной цены на электроэнергию в размере 4000 евро/МВтч: ценный газ просто удерживали, чтобы избежать наихудшего сценария на латвийских или литовских газовых электростанциях, поскольку производители не обязаны предлагать свои мощности рынку. Балтийская энергетическая координация необходима, чтобы избежать подобных ситуаций в будущем.

В итоге

Остается осознание того, что наша кажущаяся зависимость от газа не такая уж и пустяковая, как любят говорить нам премьер-министр и правительство. Вся балтийская энергетическая безопасность в кризис строится на газе, доступность которого неопределенна и цена астрономическая, идет ли речь сегодня о трубопроводном газе или СПГ.

Глядя на значительный дефицит производственных мощностей в Эстонии и соседних странах, нам следует, как и финнам, признать, что перебои с электричеством этой зимой и в ближайшие годы скорее всего будут.

В краткосрочной и среднесрочной перспективе нам придется пожертвовать частью нашего благополучия и значительно сократить потребление энергии в городах, домохозяйствах и компаниях.

В долгосрочной перспективе Эстонии определенно нужна еще одна управляемая электростанция. Хотя новые заводы по производству горючего сланца и газа, улавливающие углерод, остаются проблематичными с точки зрения окружающей среды, а ядерная энергия сопряжена с собственным набором рисков, нам необходимо принять решение, поскольку без энергии жить невозможно.

Энергоэффективность новых ветряных (0,26) и солнечных (0,11) ферм (спокойное, пасмурное небо) и емкость аккумуляторов остаются скромными и имеют серьезный экологический след (дорогая утилизация), к которому мы можем добавить политические риски (потребность в редкоземельных металлах). из недемократических государств).

Тем не менее, планирование и строительство аккумулирующих мощностей сети (например, запланированная гидроаккумуляция в шахтах Палдиски и Эстонской энергии) не должны откладываться (в свете обсуждения государственного бюджета). Каждый дополнительный евро, выделенный Elektrilevi и инвестированный в распределительную сеть, позволяет нам увеличить местную выработку электроэнергии, независимо от того, насколько негативным это может быть воспринято правительством в контексте более широкого финансового баланса.

Автор выражает благодарность Арви Гамбургу , Алару Конисту и Яаку Лейманну за конструктивную критику статьи.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.