Лесное хозяйство и институциональная структура лесного сектора Чешской республики

В основу предлагаемой Вашему вниманию работы легли документы, полученные в ходе учебной поездки украинских специалистов в Чехию, осуществленной в апреле 2002 года в рамках украинско-шведского проекта “Стратегический план развития лесного сектора Украины”.

Лесное хозяйство и институциональная структура лесного сектора Чешской республики

WoodBusiness № 3/2002

Л.Полякова, М.Попков, Научно-информационный центр лесоуправления,
Н.Савущик, Киевская лесная опытная станция,
С.Пивовар, Радомышльский лесхоз

Необходимым условием устойчивого и поступательного развития лесного сектора Украины является изучение опыта ведения лесного хозяйства и реформирования институциональной структуры лесного сектора европейских стран. Этой статьей мы начинаем публикацию подборки материалов, посвященных данному вопросу. В основу предлагаемой Вашему вниманию работы легли документы, полученные в ходе учебной поездки украинских специалистов в Чехию, осуществленной в апреле 2002 года в рамках украинско-шведского проекта “Стратегический план развития лесного сектора Украины”.

Общая характеристика.

Общая площадь страны составляет 8,8 млн га, из которых леса занимают 2,6 млн.га или 33,4%. Об эффективности ведения лесного хозяйства говорит тот факт, что площадь лесов с 1920 года увеличилась на 270 тыс.га, а растущий запас более чем вдвое и достиг 630,5 млн м3. Ежегодный прирост составляет 16,8 млн м3, общий объем рубки – 14,44 млн.м3 (86% от годичного прироста).
В составе лесов преобладают хвойные породы (76,5%, рис.1). Лесоводы Чехии считают целесообразным повышение доли лиственных пород в составе насаждений. За последнее десятилетие их доля почти удвоилась, повысившись с 12,5% до 22,3%. За счет снижения доли хвойных и облесения не покрытых лесом земель планируется повышение доли лиственных пород до 35,6% .

Деление лесов на категории в зависимости от целевого назначения со временем претерпело значительные изменения. До 1880 года все леса выполняли только производственные функции. В начале века возникает небольшой (всего 0,5%) процент охранных лесов. С 1930 года по 1950 год около 1% лесов имели специальное назначение. Во времена социализма кроме производственных лесов, доля которых снизилась до 81% в 1970 году, были выделены две группы лесов с разным порядком ограничений на ведение лесного хозяйства. В 1980 году разработана система деления лесов на категории, сохранившаяся до сегодняшнего времени (рис.2). Необходимо заметить, что доля лесов, выполняющих производственные функции, снизилась до минимума в 1990 году (58,4%) и начала постепенно увеличиваться, достигнув уровня в 76,7% за счет снижения доли лесов специального назначения. К последним относятся леса национальных парков и заповедников, площади водосборов, рекреационные леса, леса, ослабленные и пораженные вследствие эмиссий.

Рис.1. Породная структура лесов Рис.2. Функции, выполняемые лесом

Первые данные, свидетельствующие о характере распределения собственности на лес и лесные земли, датированы 1850 годом. Подавляющее большинство лесов (78,7%) были частными, при чем дворянство владело только 21% лесов. Определенными массивами леса управляли церкви и коммуны (8 и 9% соответственно). Часть государственных лесов была незначительной – всего 2,5%. С 1873 года как категория собственников появились лесные кооперативы, однако их доля никогда не превышала 2-3%. Дворянское сословие было упразднено в 1918 году, однако ситуация в отношении лесной собственности мало изменилась до 1930 года. Впоследствии стала возрастать, а с 1947 года стремительно расти доля государственных лесов. В 1950 году были упразднены церковные леса, а в 1970 году – коммунальные. Доля частных лесов к 1990 году снизилась до 0,1%. К веянию социалистических времен нужно отнести появление колхозных лесов.

После политических перемен было принято решение о реституции лесов. Однако этот процесс, стартовавший в 1991 году, оказался длительным и крайне болезненным как для государства, так и для других собственников. Вначале частным собственникам были возвращены владения площадью не более 75 гектаров, но впоследствии вследствие усиления лобби лесников в парламенте, было принято решение о возвращении лесной собственности до 400 гектаров. Однако и это решение оказалось недостаточным, поскольку самое крупное лесовладение Чехии составляло 30 тыс.гектаров лесной площади. В 1998 году 16 тыс.гектаров лесной площади были переданы университетам для реализаций учебных программ, в значительной степени возвращены леса коммунам и лесным кооперативам. Однако до настоящего времени нет законодательного решения о возвращении церковных лесов. Современное распределение собственности на леса показано на рис.3.

Рис.3 Распределение собственности на леса.

Основным законодательным документом является Лесной кодекс, принятый в 1995 году, после чего в него трижды вносились поправки. В законе отражены основы ведения лесного хозяйства, приведены все основные рекомендации и ограничения. С 2000 года реализуется концепция лесной политики на переходный период до вступления Чехии в Евросоюз. Основное требование документа – приведение в соответствие норм и правил, действующих в Чехии с нормами и правилами Евросоюза.

Отметим некоторые особенности ведения лесного хозяйства, отличающие Чехию от многих других европейских стран.

  • Ответственным за ведение лесного хозяйства для всех видов собственности является лесной менеджер, имеющий специальное лесное образование и имеющий опыт работы не менее 3 лет при университетском образовании и не менее 10 лет после окончании техникума. Если лесной собственник не привлекает лесного менеджера, заботу о ведении лесного хозяйства берут на себя государственные организации
  • Основой ведения лесного хозяйства является план лесоустройства, составляемый на 10 лет. Вначале государственной лесоустроительной организацией за счет государственного бюджета проводится региональное планирование. Оцениваются условия произрастания лесов в регионе, их продуктивность, даются рекомендации по ведению лесного хозяйства. Дальнейшее лесоустроительное планирование вы-полняются частными компаниями. Стоимость лесоустроительных работ составляет в среднем около 400 крон на 1 гектар (приблизительно 12$). Частично затраты покрываются за счет государственных субсидий. План лесоустройства обязателен для лесных массивов более 50 гектаров, а максимальная площадь леса, охваченная одним планом ограничена 20 тыс. гектаров. При составлении плана лесоустройства в обязательном порядке учитываются мнение лесовладельца о направлении ведения лесного хозяйства. Копия каждого составленного плана хранится в государственном лесоустроительном предприятии. Если лесное владение менее 50 гектаров, по желанию владельца, для него может быть составлено руководство по лесоуправлению.
  • Каждому собственнику рекомендуется при выборе способов рубок отдавать предпочтение выборочным и постепенным способам. Если в результате рубок открытая площадь превысит 0,2 га, лесной собственник обязан уведомить органы государственного управления о проведении таких рубок за 14 дней до их начала. Объем выборки древесины задокументирован в лесоустроительном плане. Если собственник не имеет плана, с согласия лесного менеджера он может проводить выборочные и постепенные рубки без уведомления органов государственного управления при ежегодной выборке не более 3 кубометров с одного гектара.
  • Рубка главного пользования в насаждениях до 80 лет проводится только в случае специального обоснования.
  • Органы государственного управления по согласию с лесным собственником или по его инициативе назначают ответственного за охрану леса во время общего пользования лесом.
  • В практике лесного хозяйства принято повсеместное ограждение лесовозобновления (как естественного так и искусственного), что повышает процент приживаемости.
  • Действующее законодательство не регулирует правила внешней и внутренней торговли. Для экспортирования продукции необходимо иметь лицензию, а импортированная древесина не облагается налогом. Несмотря на то, что внутренне потребление древесины составляет 80-90%, баланс между экспортом и импортом круглого леса в Чехии положительный – 2,8 млн м3 экспортировано и 1,2 млн м3 импортировано в страну. Необходимо заметить, что основными потребителями экспортного потенциала страны являются ближайшие соседи Чехии.

Институциональная структура лесного сектора

Центральным органом государственного управления лесным сектором является министерство сельского хозяйства. В его состав входят четыре департамента, непосредственно занимающиеся лесным хозяйством:

  • Департамент развития лесного сектора – занимается законодательными вопросами, вопросами международного сотрудничества, координацией работы научных и учебных организаций
  • Департамент лесной политики – отвечает за финансовую поддержку лесного сектора, информатизацию и статистику
  • Департамент лесного планирования – координирует вопросы лесоустроительного планирования, охраны окружающей среды, мониторинга лесных ресурсов, выдает лицензии частным предприятиям и физическим лицам на право разработки лесоустроительного плана и руководств по лесоуправлению
  • Департамент лесного хозяйства и охоты – регулирует и контролирует деятельность региональных представительств в области лесного хозяйства и охотничьего дела

Лесной сектор министерства сельского хозяйства имеет 14 региональных и 78 районных представительств. В последнее время в Чехии наметилась тенденция передачи большей части полномочий с республиканского на региональный уровень.

Лесная компания.

Государство владеет 63% лесов Чехии, из которых 54,3% находится в управлении государственной лесной компании “Леса Чешской Республики”. Ее основателем явилось в 1992 году министерство сельского хозяйства. Кроме более чем 1,4 млн. га лесных территорий в управлении лесной компании находится практически 20 тыс.км водных ресурсов. Штаб-квартира лесной компании находится в городе Градек Кралове. В главном офисе работает 115 сотрудников, занятых в основном стратегическим планированием, решением кадровых вопросов, контролем финансовых вопросов и взаимоотношений с контрактниками. Управление компании осуществляет совет директоров и наблюдательный совет, в состав которого входят 4 представителя министерства сельского хозяйства, 2 представителя других ведомств и 2 сотрудника компании. Функции государства (в лице министерства сельского хозяйства) сводятся к назначению генерального директора, определению приоритетов деятельности, одобрению баланса средств компании и регулированию компетенции совета директоров.

На региональном уровне представителями компании являются региональные директораты. Каждый директорат отвечает в среднем за площадь в 84 тыс.га и имеет в своем штате 6 сотрудников, основные функции которых сводятся к методической и контрольной деятельности, а также информационной и правовой поддержке лесных подразделений.

Собственно ведением лесного хозяйства заняты 90 лесных подразделений (5 лесных предприятий и 85 лесных округов). Лесные предприятия выполняют все лесные операции самостоятельно, благодаря чему штабквартира компании может репрезентативно оценить стоимость и целесообразность их проведения. Средняя площадь одного такого предприятия 20 тыс.га. В его штате состоит около 80 квалифицированных служащих и 225 рабочих. Руководит предприятием директор, главный офис включает 5 управлений по разным направлениям деятельности. Каждое предприятие делится на несколько лесничеств, упраляемых лесничими и имеющих в своем штате лесников и лесных рабочих. Кроме того три из пяти лесных предприятий кроме ведения лесного хозяйства сфокусированы и на проблемах охотничьего дела.

В лесных округах в отличии от лесных предприятий все операции в лесу выполняются по контракту частными компаниями. В среднем они ответственны за лесную площадь в 16,5 тыс.га и имеют в своем штате 5-6 человек лесной администрации, 8-21 лесников, 1-2 помощников лесников. Основным направлением деятельности является оперативное планирование и проверка качества проведенных работ в лесу.

В подчинении лесной компании находятся также семенной завод, региональные администрации по управлению водными ресурсами и агентство по лесовосстановлению. Интересно, что лесная компания занимается только сбором и хранением семян. Все лесные питомники в Чехии частные. Лесная компания считает целесообразным исключение этого вида деятельности. Она реализует семена и преобретает саженцы. Основным направлением деятельности 6 региональных администаций по управлению водными ресурсами является забота о территориях окружающих водные объекты, включая реки селевого типа. Они ответственны за лесные операции, так же как и за гидротехнические мероприятия.
Отметим некоторые факты деятельности лесной компании:

  • Заключение контрактов на проведение лесных операций производится на основании тендера. Частные компании проводят в лесу комплекс мероприятий, компенсируемый ценой древесины. 2 раза в году проводятся общие проверки как качества так и объема выполнения работ
  • Ежегодно в лесах государственной лесной компании заготавливается около 7 млн м3 древесины. В последнее время наблюдается тенденция сокращения объема рубок. Если в 1996 году он составлял 7,6 млн.м3, то в 2000 – только 6,8. Доля главного пользования в заготовленной древесине составляет около 70%. С каждым годом снижается процент санитарных рубок (с 76% в 1993 до 17% в 2001 году).
  • В 90% случаев срубленная древесина продается хлыстами без раскряжевки на лесосеке или у дороги фирмам-контрактникам и в 10% – древесина заготовляется самой компанией. В ходе реализации древесины потребителю наряду с различными частными компаниями на рынке древесного сырья действует торговый дом, 49% акций которого владеет лесная компания. Торговый дом покрывает 40% потребностей покупателей. Кроме 10% древесины, заготовляемой самой компанией, торговый дом приобретает также 30% древесины, заготовленной фирмами-контрактниками. Примечательной особенностью является то, что все контракты на реализацию древесины заключаются в компании на уровне региональных инспекторатов во избежание коррупции.
  • При лесовосстановлении в последнее время отдается предпочтение широколиственным породам, в основном дубу и буку. Так, с 1993 их доля возрасла с 17% до 40%. Участие ели при лесовосстановлении за последне десятилетие сократилась почти вдвое, лиственницы на треть. В это же время вырос процент пихты с 0,35% до 5,11% в 2001 году. По закону в насаждениях до 50 летнего возраста доля широколиственных пород должна составлять 30%. В настоящее время процент широколиственных этого возраста в компании составляет только 22%.
  • Растет процент естественного возобновления. В 2001 году оно составило 23,4% против 3,9% в 1993 году. Позитивной тенденцией является также сокращение процента погибших культур с 37% в 1996 до 17% в 2000. Погибшими в Чехии считаются культуры при проценте приживаемоемости в 7-летнем возрасте менее 80%.
  • В 1999 году лесной компанией была принята “Программа 2000” которая максимально учитывает как интересы общества так и ведения высокопродуктивного лесного хозяйства
  • Процесс реституции еще не закончен. К 2000 году было возвращено 84,6% собственности как частным владельцам так и муниципалитетам. К этому времени практически 1 млн га лесных территорий было возвращено владельцам
  • В 2000 году расходы лесной компании составили 16,4 млрд чешских крон или около 500 млн $. Прибыль компании составила 600 млн. чешских крон
  • Общий объем инвестиций компании в 2000 году составил 800 млрд.чешских крон или около 25 млн $. Из них 70,9% составили собственные средства и 29,1% средства, выделенные министерством сельского хозяйства и министерством охраны окружающей среды. В основном инвестиции вкладывались в строительство (66,7%), включая строительство лесных дорог, гидротехнических сооружений и покупку оборудования, причем предпочтение отдавалось удовлетворению потребностей управления водным хозяйством. Значительные средства были выделены компанией на содержание и ремонт лесных дорог, гидротехнических сооружений.

Институт лесного менеджмента – государственная организация со штаб-квартирой в Брандисе над Лабем вблизи Праги организована в 1935 году и имеет 10 региональных подразделений. Все работы института финансируются за счет бюджета, общая численность сотрудников около 500 человек. Основными направлениями его деятельности являются:

  • Инвентаризация по принципам Европейского содружества. В 2001 году в Чехии была проведена первая национальная инвентаризация выборочными методами. Все работы были компьтеризированы, а сама система сбора данных была достаточно сложна поскольку с одного участка собирались данные по 180 показателям. Предварительные результаты будут уже в этом году, а полностью работы будут закончены только в 2004 году. Очередность проведения такой работы 10 лет
  • Региональное планирование, в результате которого помимо самого плана предлагается полная унифицированная картографическая база региона. Материалы регионального планирования предоставляются лесопользователям бесплатно, однако они обязаны предоставить в институт копию лесоустроительного плана составленного для их предприятия в развитие регионального плана.
  • Создание и поддержка информационной системы лесов Чехии, включающей архив в бумажной форме (старые планы, отчеты о результатах ведения лесного хозяйства, инструкции по созданию планов и т.д.), базу данных, ГИС и сводную систему данных по всем лесоустроительным планам, позволяющей составлять ежегодно в кооперации с Министерством отчет о состоянии лесного хозяйства (на английском такой отчет составляется 1 раз в два года).
  • Работа по запросам органов управления.
  • Подготовка базы для сертификации, проводимой независимыми европейскими организациями, для ускорения и упрощения процесса сертификации. Пакет документов готовится для всей Чехии
  • Мониторинг состояния лесов.
  • Сотрудничество в разработке ГИС-технологий. В Чехии действует ГИС-система “Тополь”, кроме того создано множество развивающих программ и программ для контроля выполнения рассчетов
  • Консультационные услуги. Данный вид работ выполняется преимущественно бесплатно для собственников леса. Кроме того в рамках этого направления работ осуществляется сотрудничество с другими секторами экономики, научно-техническое сопровждение проектов
  • Фотограммметрия
  • Международное сотрудничество. Институт принимает участие в реализации многих международных проектов в качестве международного эксперта, а также в проектах развития лесного сектора.

Государственное предприятие, оборонные леса и фермы.

Кроме оборонных целей данное предприятие имеет своей целью полнофункциональное использование принадлежащих ей земельных, лесных, водных ресурсов с учетом экологического баланса. Предприятие контролирует территорию в 165 тыс.га, из которых только на 139 тыс.га возможно ведение полнофункционального хозяйства. Если смотреть на распределение земель, то 126 тыс.га покрыты лесом, 7 тыс.га земель сельскохозяйственного назначения, 900 га занято реками и озерами и 100 гектаров прочих земель. История образования военных (оборонных) лесных предприятий уходит своими корнями в далекое прошлое Австро-Венгерской империи. Так первое из них было образовано декретом правительства в 1928 году. Организационная структура предприятия построена по военному образцу, сочатая воедино территориальные и профессиональные принципы управления. Существует 7 подразделений компании, управляемые менеджером, уполномоченным к ведению переговоров и заключению различных сделок. Среди основных экономических результатов, имеющих отношение к лесохозяйственной деятельности, предприятия можно упомянуть, что ежегодно рубится 550 тыс. м3 древесины, из которых рубками промежуточного пользования выбирается около 120 тыс.м3, лесовозобновление производится на территории 1350 га, кроме того компания производит ежегодно около 38 тыс. м3 пиломатериалов.

Ассоциация муниципальных и частных собственников Чешской республики.

Ассоциация коммунальных лесных собственников была образована в апреле 1992 года. Ее основателями выступили 93 коммуны по всей Чехии. Она была призвана оказывать помощь в процедуре возвращения исторической собственности, находившейся в их владении до 31 декабря 1949 года, поскольку на начальном этапе государство, более 40 лет управлявшее этими лесами, весьма неохотно их отдавало. 5 лет назад к ассоциации присоединились частные собственники, после чего название ассоциации было изменено. В настоящий момент ее членами являются более 700 не государственных лесных владельцев (коммуны, муниципалитеты, около 90% крупных частных владельцев, лесные кооперативы) управляющие 270 тыс.га лесных земель, что составляет 10% общей площади лесов Чешской республики. Ассоциация устаналивает контакты и кооперирует свою работу с соответствующими международгными организациями и с марта 1999 года она стала членом федерации европейских коммунальных лесов в Страстбурге, а с июля 1999 года членом европейской конфедерации лесных владельцев в Брюсселе (со статусом наблюдателя). Общее собрание акционеров, принимающее и утверждающее все основные решения, созывается минимум раз в год и голосованием избирает исполнительный комитет из 9 членов сроком на два года. Основная деятельность ассоциации в настоящее время сконцентрирована на:

  • Распространении информации по всем направлениям, связанным с лесным хозяйством. Проводятся семинары, встречи, тренинги, организация полевых поездок. Ассоциация использует в своей работе не только своих экспертов, но и приглашает преподавателей высших учебных заведений и т.п.
  • Поддержке в предоставлении компенсаций в случае отказа от возвращения земель собственникам
  • Разъяснении прав собственника, основываясь на основных законодательных документах, имеющих отношение к лесному сектору
  • Оказании помощи в получении государственных грантов и субсидий на проведение лесохозяйственных мероприятий
  • Участие в процессе лесной сертификации, содействие интересам лесных собственников
  • Содействие развитиб внутреннего рынка древесины и продуктов ее переработки

Детальнее остановимся на деятельности предприятий, представляющих интересы муниципалитетов. Они представляют собой акционерные общества со 100% городского капитала. Кроме специфической лесной направленности, муниципальные лесные предприятия занимаются непосредственно вопросами рекреации, охоты, озерного рыболовства, охраной водных источников, содержанием и ремонтом лесных дорог и другой деятельностью (например добыча песка). Близость города и высокая посещаемость таких лесов неизбежно накладывает свой отпечаток на особенности ведения лесного хозяйства (например, возникают ограничения в ограждении лесовозобновления, что приводит к его более низкой приживаемости). Все доходы, полученные компанией забирает город, возвращая их потом в виде инвестиций. Отчет о расходах предоставляется городской администрации 1 раз в полгода. Среди населения проводится разъяснительная работа о роли лесов и направлениях деятельности лесных компаний.

Среди прочих институциональных организаций лесного сектора в Чехии не обходимо отметить несколько научно-исследовательких институтов, занимающийся проблемами лесного хозяйства и охоты, 2 высших учебных заведения, выпускающих специалистов лесного сектора (Прага и Брно), ассоциацию питомничьего хозяйства, а также другие общественные организации, включая общество лесников Чехии, оказывающие поддержку как работникам так и организациям лесного сектора.

Экономика и финансы лесного сектора.

Начиная с 1999 года в лесном секторе Чехии наблюдается улучшение экономической ситуации, что вызвано в первую очередь высоким спросом на древесину, не смотря на высокие цены на основные сортименты, и то, что в последнее время не наблюдалось больших потерь от ветровалов и гибели насаждений вследствие повреждений вредителями и болезнями. Приведем несколько фактов, характеризующих экономическое и финансовое состояние предприятий лесного сектора Чехии:

  • Средний доход с 1 гектара лесной площади (без учета дотаций) составляет 368 чешских крон или около 12$. Наивысший доход в государственных лесах (406 крон), а наименьший в коммунальных (230 крон).
  • При рассмотрении средней стоимости единицы работ, необходимо отметить, что самая дорогостоящая операция это посадка леса – 56,7 тыс крон (около 1,8 тыс $) за гектар. Значительны также затраты на уходы за лесными культурами и рубки ухода в молодняках (по 7,2 тыс.крон или 230$ на 1 гектар каждая). Затраты на проведение рубок составляют 148 крон с 1 кубометра заготовленной древесины.
  • Специального лесного налога не платят ни государственные предприятия, ни предприятия других форм собственности. Взимаются лишь налоги, свойственные и другим предприятим страны
  • Ежегодно правительство объявляет программы поддержки лесоуправления, которые сравнимы по целям и структуре с поддержкой лесных собственников стран европейского содружества. Правила предоставления дотаций одинаковы для всех субъектов лесных отношений.
  • В 2000 году правительство выделило 1 млн крон в виде субсидий. Основные направления предоставления субсидий следующие:
    • Государственная поддержка мероприятий, указанных Лесным кодексом (составление руководства по лесоуправлению, затраты на выдачу лицензий, почвоулучшающие мероприятия) – 23%
    • Субсидии лесным собственникам (лесовозобновление, сохранение недревесных функций леса, состаление лесоустроительного плана, гидротехнические мероприятия, реконструкция насаждений поврежденных вследствие загрязнениея окружающей среды) – 53%
    • Предоставление услуг лесовладельцам (охрана леса от пожаров, внесение удобрений) – 11%
    • Предоставление кредитов -2%
    • На ведение лесного хозяйства в лесах Министерства обороны – 6%
    • Субсидии из фонда охраны окружающей среды – 5%.
  • Внимательный анализ стати поддержки лесных собственников показывает, что государственный сектор получил немногим более четверти этой суммы, коммунальные предприятия 33%, а частные собственники (физические и юридические лица) 37%. Субсидии государственной лесной компании в основном пошли по статье разработка плана лесоустройства и поддержание недревесных функций леса.

Численность работающих в лесном секторе в 2000 году составила 32,3 тыс. человек, при чем в государственном секторе занято только 23,3% от общего количества. Средний ежемесячный доход работников лесного сектора несколько ниже чем в других секторах экономики и составляет 11,5 тыс.крон. При этом в государственном секторе доход работников выше чем в частном.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.