«Мы хотим, чтобы экспортом круглой древесины занимались госпредприятия, зарабатывая деньги для посадки новых лесов»
О перспективах развития лесного хозяйства и деревообрабатывающей промышленности «k:» попросили рассказать первого заместителя председателя Государственного комитета лесного хозяйства Украины Юрия Марчука.
k: В нынешней модели управления отраслью Госкомитет одновременно выполняет административные и контролирующие функции. Такая модель доказала свою эффективность или ее нужно менять, и если да, то в каком направлении?
Ю.М.: Сегодня никто, кроме государства, не сажает лес за собственные деньги, так как первая продукция может быть получена через 30 лет, а возраст спелости деревьев составляет 70, 80 и даже 100 лет. Никто в Украине не хочет связывать капитал на такой длительный срок. А предприятия комитета занимаются этой работой. Год назад правительство приняло подготовленную нами концепцию развития лесного хозяйства, которая предполагает участие частного бизнеса в отрасли. И мы хотим, чтобы такой бизнес занимался конкретными лесными операциями, такими как рубка леса, вывоз древесины, строительство лесных дорог. Чтобы среди таких предприятий была конкуренция, удешевляющая эти операции для предприятий госкомитета. То есть, скажем, если себестоимость валки леса у государственного лесхоза окажется выше, чем у частника, пусть лесхоз лучше потратит высвобожденные средства на посадку новых лесов.
На 2007 год выделено 60 млн. грн. на строительство лесных дорог. Мы хотим также привлечь собственные средства предприятий, около 150 млн. грн. по итогам года, и построить сеть лесных дорог, которая автоматически потянет за собой в глубину лесов бизнес с его интересами. Речь идет не только о рубке, но и о сборе ягод, лекарственных растений, организации охотничьих хозяйств и лесном туризме. Но все это возможно при наличии инфраструктуры, а в Украине сегодня на 1000 га леса приходится всего 2–3 км лесных дорог.
То есть комитет разрабатывает нормативные документы, формирует правовое поле, а также управляет госпредприятиями — это и есть административная функция. А функция контроля относится к компетенции Минприроды.
k: В ноябре прошлого года госкомитет издал приказ, предусматривавший исключительно аукционную продажу необработанной древесины на одной площадке, а в феврале нынешнего своим же приказом отменил это решение, вернув порядок, в соответствии с которым древесина может продаваться и по прямым договорам. Объясните, пожалуйста, логику этих двух решений.
Ю.М.: Сегодня деревообрабатывающая промышленность очень активно развивается, и в Украине возник дефицит определенных видов сырья. Мы хотим сформировать прозрачный рынок древесины, чтобы предприятия на торговых площадках покупали необходимую им продукцию в конкурентных условиях. По новому приказу торги уже успешно прошли в Хмельницкой, Тернопольской, Черновицкой и Ровенской областях. Доступ к торгам получили только те, кто подтвердил, что располагает собственными мощностями по переработке древесины, то есть она не будет уходить на экспорт в порядке перепродажи.
k: Однако первоначально приказ предполагал завести всех покупателей на одну площадку, и лоты были очень крупными…
Ю.М.: Да, можно сказать, что то решение оказалось преждевременным — к нему оказался финансово не готов частный бизнес. Хотя главная его идея была в том, чтобы привлечь в отрасль достаточно средств, а не ждать конца месяца или квартала, когда деньги зайдут на предприя тия. Хотя в перспективе мы хотим, чтобы древесину мог купить только тот, кто способен обеспечить ее глубокую переработку, то есть крупные предприятия с серьезными инвестициями. А малый и средний бизнес может заниматься вспомогательными операциями, о которых говорилось выше. Хотим мы этого или нет, но укрупнение рынка переработки древесины будет продолжаться, хотя, видимо, более поступательно, чем это было запланировано в первом варианте приказа.
k: Если Украина уже испытывает дефицит определенных видов древесины, не следует ли ограничить ее экспорт?
Ю.М.: Сегодня из общего объема заготовленной продукции экспортируется порядка 19%, до 2 млн. кубометров древесины (1,3 млн. дровяного кругляка и остальное в переработанном виде в переводе на кругляк). В общем объеме реализации экспорт дает отрасли около 40% средств, в прошлом году по предприятиям комитета сумма составила около $150 млн. По тем направлениям, где наша деревообработка активно развивается, внутренние и экспортные цены практически сравнялись и объемы экспорта уменьшаются естественным образом. С другой стороны, мы хотим, чтобы экспортом круглого леса занимались госпредприятия, а не частники, потому что первые в отличие от вторых тратят средства на посадку новых лесов. Но количество круглого леса, которое можно экспортировать, определяется после проведения всех торгов. А продукция, которая не продана, может быть реализована по прямым договорам. К примеру, в Украине нет предприятий, способных перерабатывать в полном объеме низкокачественную твердолиственную древесину (дуб, бук, ясень), поэтому объемы такого экспорта на сегодня достаточно стабильны и не наносят вред экономике страны. В перспективе мы рассчитываем на строительство заводов в Украине, которые смогут перерабатывать и эту продукцию.
www.comments.com.ua