Как я менял отношение к бобрам

Привожу любительский, но интересный фотоочерк о бобрах, опубликованный на сайте "Дикая природа". Авария на ЧАЭС и упадок сельского хозяйства в Полесье позволил этим грызунам размножится и  в полной мере проявить свои ландшафтноформирующие способности. В этой связи мы можем  лучше понять ход зоогенных сукцессий в далеком  прошлом. Привожу очерк вместе с комментариями, которые часто не менее интересны, чем исходный материал.  М.П.

Для начала перефразирую известную фразу из замечательного фильма: «Если хочешь поругать, похвали вначале, мерзавец!». Посему с похвальбы и начну.

С самого раннего детства я напитан многочисленными рассказами о трудолюбии этих зверьков. В сказках, стихах, пословицах и загадках это всегда и подчеркивается.

Вот речные мастера:
Строят дом без топора,
Из бревен и тины
Возведут плотину.

Или вот такая загадка:

Зубы остры, хвост – лопатой,
Что за славные ребята?
Строят хаты и плотины,
Валят липы и осины.

В моем сознании с детства формировался образ непрерывно, «в поте лица», работающего животного. Даже пчела казалась мне не такой трудолюбивой, хотя после опять же известного фильма фраза «аки пчела» несколько приблизила трудовую самоотверженность пчелы к бобровой.

А какие плотины строят бобры! Где-то в Канаде тамошними канадскими бобрами была построена плотина длиной более 700 м! Ее даже из космоса видно, говорят…

А какова скорость лесоповала!
Дерево диаметром до 10 см бобр запросто завалит за 5 минут, а около 50 см в диаметре свалит за ночь, да и еще порежет его на чурбачки.

В честь бобра названы города и реки, он изображен на гербах городов и на банкнотах и монетах.

Уверен, что такая честь соответствует его заслугам. А реклама зубной пасты чего стоит!

Несколько раз, сидя с удочкой ранним утром, доводилось наблюдать плавающих бобров. Они, ничуть не опасаясь, подплывали к самым поплавкам. Что ими двигало: любопытство или плохое зрение и слух, не знаю. Но такая картина радует несомненно. Рассвет, туманчик и плывущий неподалеку бобр – романтично…

Однажды увидел я молодого бобра, который каким-то образом попал в небольшую заводь возле дамбы на Вилейском. В берег била сильная волна, и он несколько раз пытался выбраться из затоки, но каждый раз страх загонял его назад. Пришлось мне брать в руки палку, шуметь и нагонять еще большего страха на зверька. Больший страх через несколько минут выгнал бобрика в воду. В общем, поступил я как настоящий юннат.

НО! При всех неоспоримых достоинствах бобров и моем огромном уважении к этому животному за последние годы накопилось у меня к нему немало претензий. Развелось бобров без счета, всем нужен и кров, и стол, и меняют они ландшафт в соответствии со своими представлениями.

Режут они деревья на виду у всех: совсем рядом с оживленной трассой, возле дамбы на Вилейском.

Январь 2010

Февраль 2012

Апрель 2012

Здесь, вблизи от человеческого жилья, заготовленные бобрами деревья легко и быстро используются местными жителями.

Но как они преобразили остров, на котором летом гнездятся чайки! Практически все березы, которых на острове и так было немного, повалены. Я всегда стараюсь посетить этот остров и с грустью замечаю эти изменения, произведенные зверьками.

Январь 2008

Март 2010

Март 2012

Остров находится на расстоянии около 1 км от берега, на острове нет бобровых хаток, но разорение они наносят немалое, приплывая, надо полагать, издалека. Наступит весна, и оставшиеся березы, скорей всего, падут под острыми зубами бобров – зимние запасы заканчиваются.

С березой вроде понятно: бобр питается ее корой. А сколько ольхи повалено вдали от их построек! Видел я и немало подгрызенных и поваленных сосен. А это зачем? Ведь ни ольхой, ни сосной бобр не питается…

Вот такие претензии у меня к бобрам накопились. Понимаю, что у каждого дерева невозможно установить охрану, хотя иногда хочется палкой помахать, отпугивая зверя. Хотя это вряд ли поможет… Да и лоб у них крепкий. Слышал как-то я рассказ подводного охотника про случайную встречу с бобром. Животное от испуга готово было к атаке, и пришлось выстрелить ему в лоб. Выстрел был, как в бетонную стену. Так что палка – не оружие против бобра.

Но та природа, которую мы любим и всего лишь посещаем, – это дом бобра, и другого мы ему предложить не может.

Кроме всего прочего, бобр отличается от браконьера тем, что браконьера можно выявить и наказать, а бобра нужно …просто принимать неотъемлемой частью нашей природы.

Хотя при этом с грустью думаю, что красивейшие затоки и светлые живописные заводи, превращенные бобрами в непроходимые участки, заваленные обглоданными, покромсанными стволами, никогда уже не обретут свой первозданный облик.

КОММЕНТАРИИ (15)
9 Апреля 2012 – 18:41

Гость

У нас бобры живут уже много лет в небольшом озерке посреди стариного графского парка, и чтобы они не уничтожили ценые деревья пришлось штамбы деревьев огородить тонкой металической сеткой на высоту около 80 см. врезультате и бобры целы и деревья тоже. Толочинский р-н д.Рацево

9 Апреля 2012 – 23:04

Александр Батура

Наверное, когда есть желание и необходимость сохранить ограниченное количество деревьев на небольшой территории, сетка поможет для спасения деревьев. Но она должна жить на деревьях все время, полагаю. Вот и возникает ненатуральность, увы..Но, полагаю, что необходимость в сетке возникла недавно? У меня "претензии "к бобрам возникли тоже недавно, когда он стал уж слишком заметен и назойлив..

9 Апреля 2012 – 22:07

ВИКТОР КОЗЛОВСКИЙ

 На этом острове возле Сосенки бобры живут в норах и совместно с бакланами уничтожили практически всю крупную древесную растительность.

9 Апреля 2012 – 23:08

Александр Батура

Виктор, к бакланам у меня почему-то нет особых вопросов. Но присмотрюсь и к ним, однако.. Про остров. Возможно, я был невнимателен, но ни хаток, ни нор не заметил на нем, отчего у меня и возник вопрос – что они так далеко от своего жилья делают? Надо летом будет тщательней посмотреть, к тому же бобры активничать начнут поболее.

10 Апреля 2012 – 10:08

Юрий Емельянов

По-моему человек уничтожил гораздо больше деревьев, создав это водохранилище в своих целях. И у бобров, которые тогда возможно жили в пойме Вилии, никто разрешения не спросил. Вот здесь можно сравнить карту местности до и после создания водохранилища – http://artykul.livejournal.com/2283.html.

Вообще люди склонны вмешиваться во все процессы природы и судить о всем со своей точки зрения, как правило, потребительской. Это не относится ко всем людям, но точка зрения эта подавляющая. А если попробовать поставить себя на место бобра или другого живого существа? Мне кажется, что все должны иметь равные права, а человек, обладающий невероятной силой воздействия на природу и давно нарушивший все ее самоуправляемое равновесие, просто обязан с пониманием относится к другим живым существам и находить решения, устраивающие все стороны.

10 Апреля 2012 – 13:39

Александр Батура

Юрий, про нехорошее вмешательство человека полностью с Вами согласен! При строительстве Вилейского столько наломали дров – до сих пор при низкой воде картина неприглядна. Вот здесь я про это размышлял немного http://wildlife.by/node/15466. Карты прежних лет и нынешние я совместил и планирую поездить по этой карте.

А про бобров – если бы я начал активно посещать Вилейское сейчас, картина меня ничуть бы не удручила. Просто я сравниваю виденное совсем недавно с сегодняшним. Эти изменения меня не радуют, не скрою. Но я даю себе отчет в том, что я прихожу в гости, а бобры – дома. Менять уклад их жизни не намерен, а если кто-то сочтет возможным производить регулирование с помощью оружия, этому рад не буду тоже. Вероятней всего, даже в большей степени буду огорчен таким методом регулирования.

Спасибо и удачи!

10 Апреля 2012 – 16:33

Юрий Емельянов

"Но я даю себе отчет в том, что я прихожу в гости, а бобры – дома."

Я не сомневался, Александр, в вашем добром отношении к животным и природе в целом. Иначе и быть не могло. Это видно по вашим фотоочеркам и по выделенному мной фрагменту вашего комментария. Мой комментарий в большей степени относился не к вам, а к широкой аудитории, среди которой могут оказаться люди, которые могут воспринять все иначе, как руководство к действию.

10 Апреля 2012 – 10:50

Гость

Поддерживаю Емельянова. Как-то изменения, вызванные бобрами не раздражают так как планы чиновников. А ветром сколько поломано! Чего ж тут критиковать? Бобры – тоже стихия. Чтобы на острове гнездились чайки там должно быть меньше растительности, спасибо бобрам. Ольху они режут, чтобы поточить зубы, сосновыми опилками выгоняют паразитов.

10 Апреля 2012 – 13:44

Александр Батура

Чайки на острове , как мне казалось, благополучно гнездились и при красующихся там березах. Возможно, сейчас им станет еще вольготней. Забавно было бы посмотреть, как сейчас чайки станут соседствовать с бобрами – кто кого выдавит с острова. Следующей зимой обязательно посмотрю на результат. Но ставлю на чаек. Возможно, бобры зря старались прошлой осенью.

Спасибо и удачи Вам!

10 Апреля 2012 – 10:51

Гость

Шикарные снимки меняющихся пейзажей. Спасибо бобру и фотографу:)

10 Апреля 2012 – 11:40

shimtchuk

Бобр относиться к ценнейшему промысловому виду. Если рассматривать этого зверька с точки зрения современного человека,то Александр все правильно написал в своем фоторепортаже с Вилейского водохранилища. Мешает -убрать!

С другой стороны,рукотворное водохранилище способствует распостранению бобров,они не могут жить полностью в воде(посреди водоема), пища у них растет на берегу. При достаточном(оптимальном)количестве зверьков-этот баланс соблюдается. Александр,найдите основное поселение бобра(оно обязателтно наличием капитальной хатки или нор,в зависимости от месности) и посмотрите там на растительность? Расселение,распостранение происходит оттуда. Я к чему это пишу-проблема гораздо глубже, чем нам кажется. На водохранилище-одно,а на мелиоративных каналах другое. Вид достигнув максимума,обязательно будет снижаться к минимуму-это аксиома.Проосто когда все проходит вдали от человеческого глаза,оно проходит незаметно,но как в случае с бобром Все заметили! Для этого и существует охота,много- можно рарешать использовать для насущных нужд. Отлавливать и эксплуатировать "лишнее" в природе поголовье. Но не так как сейчас разрешили отстрел! Если деревья ценные,мощно их и сеткой обгородить,как написали выше. Это я как специалист обьяснил.

Все равно,Александр бобры очень и очень забавные и трудолюбивые зверки-и это не только ценный промысловый Вид! Это я как фотограф говорю… Я их люблю живыми! С уважением Андрей Шимчук.

10 Апреля 2012 – 13:42

Elena

Андрей, снимок чудесный! Твой бобр действительно умилительно-добр…

Но ведь ты же обещал лучшие кадры для фотоистории о бобрах?! Придется теперь снимать еще или звать друзей-фотографов в помощь!

10 Апреля 2012 – 13:49

Александр Батура

Андрей, я ведь просто наблюдатель, и высказал свое мнение. Относительно бобров оно мало отличается от мнения о зайцах, подгрызших деревья в саду. Но там можно защитить – ведь это наша вотчина. Их действия – не основание для истребления. Это с мышами по осени разговор почему-то у нас короткий…

А мне бобры тоже больше нравятся живыми, только пусть они ведут себя поприличней…

Спасибо и удачи!

10 Апреля 2012 – 13:50

shimtchuk

Я извиняюсь, не выдержал, чтобы убедить Александра. А к статье мы фотографий найдем. С уважением Андрей Шимчук.

11 Апреля 2012 – 05:12

Valery Moseyin

Как должно быть, хорошо жилось бобрам и всей дикой природе, до тех пор, пока сюда не пришел человек! Который, конечно, лучше знает, как бобрам и всей природе жить "правильно"…

Александр Батура, фотограф

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.