Сколь бы удивительным не казалось анонсированное несколько недель назад назначение на пост руководителя главного экономического министерства Петра Порошенко, отныне это свершившийся факт. Петр Порошенко. 2005 г. Фото из архива «2000»
Петр Алексеевич, стоит заметить, довольно долго заставил всех себя ждать. Еще 12 марта Виктор Янукович впервые публично озвучил свое предложение владельцу шоколадной компании «Рошен» (а также автоконцерна «Богдан», «Ленинской кузни», «5-го канала» etc.) вступить на пост министра. Позже выяснилось, что эти переговоры длились аж полтора месяца. Даже после того, как было озвучено предложение открыто, Янукович и Порошенко встречались друг с другом еще минимум дважды. Якобы основой для торга стал так называемый «план реформ Порошенко» (о нем – чуть ниже).
«Бронзовение» усиливается
С одной стороны, очень хочется надеяться, что инкорпорация во власть столь влиятельного бизнесмена, которого, американский журнал «Форбс» недавно причислил к пятерке самых богатых людей Украины (да еще и включил в список самых богатых людей планеты), подразумевает некую «замысловатую» стратегию.
Проблема, однако, заключается в том, как бы «хитрецы» на верхах снова не перехитрили самих себя.
Ключевая фигура «оранжевого» переворота 2004 года, которая формально (в должности главы СНБО) и неформально (в статусе главы МИД и главы Совета НБУ) влияла на политику своего кума В.Ющенко, отныне ворочена назад во власть. Пожалуй, тут ясно пока лишь одно: сколь бы много сегодня не рассуждалось о профессионализме и «небывалых» заслугах данного героя каптруда (в деле построения его же бизнеса), а также сколь опытным финансистом он не являлся, в том, что Петр Алексеевич, имея неоднозначный имидж в т.ч. среди оппозиционного электората, едва ли способен повысить доверие и авторитет власти, сомневаться не приходиться.
Более того, есть достаточно оснований ожидать, что с подобными игроками внутри властной вертикали процессы ее «бронзовения», т.е. риск дальнейшей утраты всяческих адекватных связей с реальностью, а также запросами своего же ядрового электората, будут лишь усугубляться. При этом растущая уязвимость положения и дальше притупляться. А в случае если для правящей команды в какой-то момент наступят действительно трудные времена, рассчитывать на то, что ширящаяся не по дням, а по часам команда «инсайдеров» будет стоять за нее горой – шансов абсолютно никаких.
На фоне неких шагов в деле реформирования чего-то в экономике, в делах стратегического порядка иммитационая активность, а то и всяческие чудаковатости, едва ли можно сомневаться, будут лишь прирастать.
23 марта на своей странице в Facebook новый министр вкратце изложил задачи, которые он будет реализовывать. Итак, во-первых, Порошенко считает необходимым принять и воплощать в жизнь «понятную профессиональную антикризисную политику». Что, надо сказать, само по себе вроде и предложение разумное, хотя и антикризисных программ в виде всевозможных планов и стратегий, содержащих массу благих намерений и пожеланий, и без того накопилось с дюжину. Бери и выполняй.
Далее, по мнению Порошенко, придется заняться созданием прозрачной, упрощенной и понятной системы госзакупок. Вполне, стоит заметить, резонное замечание – система госзакупок это действительно наиболее коррупционно емкая сфера в нашей стране. Впрочем, тут почему-то больше обращает на себя внимание словосочетание «упрощенной системы госзакупок».
Дальше – ряд формулировок о необходимости продолжения и углубления дерегуляции (что тоже имеет большой резон). Однако как обычно украшены эти пункты вполне шаблонными формулировками. Тут и упрощение регистрации прав собственности, и работа чиновников с предпринимателями по принципу «прозрачного офиса» и т.д. Для поддержки предпринимательской деятельности Петр Алексеевич предлагает и кое-что еще – защиту бизнеса от силового давления, от вмешательства правоохранительных органов в его хоздеятельность.
Важным, пожалуй, является пункт о поддержке экспорта через внедрение системы экспортного кредитования и страхования рисков. Хотя и об этом в разных стратегиях за долгие годы нашими чиновниками уже исписаны тонны бумаги.
Наконец, не обошел стороной министр и земельную реформу, которую, разумеется, придется «продолжать и углублять». Среди знаковых позиций, необходимых, по мнению Порошенко – законодательное урегулирование минимальной цены на землю.
Что ж, перефразируя наблюдение Валентина Жаронкина, автора ресурса www.odnako.org, реформаторский запал явно наберет новые обороты. Только вот для развития реальной промышленности и экономики в целом, мы снова и снова слышим лишь потоки слов о том, что нужно что-то реформировать в сфере того же бизнес-климата и в законодательстве. Но не строить просто новые заводы и реконструировать старые.
Для повышения продуктивности сельского хозяйства – что-то срочно менять в земельных отношениях и, ясное дело, в правах собственности. Но не восстанавливать просто разрушенные колхозные свинарники.
Ну а для обеспечения пенсионерам достойной старости – что-то выдумывать с накопительной системой. И не создать просто достойные легальные рабочие места для молодых, чтобы они могли кормить пенсионеров.
Нас продолжат активно «вступать»
Из уст нового министра, мы, конечно, с не меньшим упоением будем выслушивать фразы и про стратегическую задачу всех нас – членство в Европах. Причем это, понятное дело, будет происходить на фоне того, что касательно присоединения к Таможенному или Евразийскому союзам нам и дальше будет с невозмутимым видом объявляться: мол, членство во всяких наднациональных структурах – это грубейше нарушение Конституции. Для изменения которой необходимо как минимум 300 голосов, которых нет. (Как будто, та самая Конституции еще недавно не испытала на себе фундаментальных пертурбаций лишь одним нехитрым постановлением Конституционного суда).
На 30 марта в Брюсселе назначено парафирование соглашения о нашей ассоциации с ЕС. Надо сказать, что вообще до сих пор мало кто в стране как-либо ознакомлен с документацией на сей счет. И едва ли понимает о чем на самом деле идет речь. Включая депутатский корпус, проголосовавший на днях за очередную «постанову», призывающую Евросоюз как можно скорее парафировать документ.
Совершенно очевидно, что от персоны, которую всегда считали «серым кардиналом» в системе правления Ющенко, мы никогда не услышим и тени сомнений касательно непаритетной в действительности интеграции с ЕС. А ведь именно таковая на самом деле и осуществляется. Куда Украину, подобно тому, как это случилось однажды с ВТО, собираются обстоятельно и надежно «вступить».
Несмотря на то, что у Петра Алексеевича имеются и некие активы в России, вряд ли будет как-либо подвергнут сомнению тезис о евроинтеграции, как единственно возможном условии для модернизации украинской экономики. Ведь в действительности Евросоюз через открывшиеся границы мигом завалит наш рынок своей машиностроительной продукцией. А когда отечественное машиностроение «ляжет» окончательно вследствие утраты им рынков в том же Таможенном союзе (прежде всего, в России), в Европе лишь разведут руками. И будут, что называется, правы.
Когда-то на советский авиапром приходилось более трети мирового выпуска самолетов, причем его ядровые мощности располагались именно в Украине. Мы (и еще полмира) до сих пор летаем на тех самолетах. А ведь ничего нового или схожего по уровню и масштабу за 20 лет отдельного бытия от бывших братских республик Украина создать так и не «спромоглась». Авиапром перешел на штучный ежегодный выпуск машин (а ведь десятилетия назад выпускал их сотнями в год), то есть давно и безнадежно «улегся» (см. Крылья родины — под вопросом // «2000», №20 (558) 20 – 26 мая 2011 г.). Но все это снова и снова происходило, и, можем теперь не сомневаться, будет происходить под бесконечные разговоры о модернизации экономики, освященные при этом все той же мантрой – о безальтернативности евровыбора.
Выход на открытую конкуренцию (то же ЗСТ с ЕС) с более сильными игроками еще имеет какой-то смысл, если она хотя бы немного симметрична. Однако если это порядковая разница – в обороте, в эффективности, в технологиях, – любая корпорация-гигант просто-напросто приходит на локальный рынок и «съедает» на нем все, что хоть более-менее «съедобно».
Конечно, поражает даже не то, с каким упорством Украину в очередной раз будут кое-куда «вступать». И даже не то, какие фигуры подбираются для этого. А то, насколько лживыми посулами все это снова и снова сопровождается.
Справка «2000»
Петр Порошенко родился 26 сентября 1965 г. в Болграде (Одесская область). В 1989 г. окончил факультет международных отношений и международного права Киевского госуниверситета. Министр иностранных дел с октября 2009 по март 2010 г. Народный депутат с 1998 по 2005 гг. и с 2006 по 2007 гг. Секретарь СНБО в 2005 г. С 2007 г. руководит Советом Нацбанка. Первоначально он был членом Социал-демократической партии Украины (объединенной). В 2001 г. сыграл важную роль в создании Партии регионов, также лояльной тогдашнему президенту. Однако уже в декабре 2001 г. разошелся со сторонниками Л. Кучмы, возглавив кампанию оппозиционного блока Виктора Ющенко «Наша Украина». После выборов в марте 2002 г. возглавил в парламенте комитет по вопросам бюджета.