Согласитесь – Власть надо знать, хотя бы для того, чтобы предвидеть грядущие перемены. В этой связи, мы размещаем материалы о людях, которые оказывают или могут оказать влияние на жизнь страны. Это совсем не означает, что нам самим эти материалы нравятся. М.П. Петр Порошенко. 2005-й год. Фото из архива «2000»
Итак, власть можно поздравить с еще одним «удачным» кадровым решением: когорту реформаторов пополнил Петр Порошенко — тот самый, из числа кумовьев и бывших «любих друзів» Ющенко, один из организаторов и реализаторов «оранжевого» шабаша, секретарь СНБО в период разгула «оранжевых» репрессий, главный фигурант известного «коррупционного скандала»-2005 и прочая, и прочая. 23 марта президентским указом Порошенко назначен министром экономического развития и торговли Украины.
«Последние недели были для меня очень непростыми. Решение, которое я должен был принять, вероятно, принимается несколько раз в жизни и даются нелегко… Поставив на одну чашу весов личные политические амбиции, а на другую — ситуацию в экономике… Решение я принял…», — описал Порошенко на своей страничке в Facebook, как нелегко ему дался этот шаг.
По его словам, нужно «в интересах страны, а не отдельных политических партий», реализовывать «понятную профессиональную антикризисную политику» по минимизации экономических угроз. Порошенко напомнил, что прежде чем принять предложение президента, он изложил ему встречные предложения — относительно того, какую экономическую политику следует проводить.
Бальцерович и Аденауэр в одном лице
Неужто столь плохи дела в экономике — вопреки победным реляциям власти, — что даже такие персоны, как Порошенко, не враз соглашаются идти в правительство, а берут паузу на размышления: как это, мол, отразится на их политических амбициях? У Петра Алексеевича еще и политические амбиции имеются! Саму нынешнюю власть не смущает, что Порошенко — раздумывая, входить ему в правительство или нет, рассуждал в русле «не замараюсь ли?»!
Впрочем, Порошенко имеет право на подобные записи в Facebook — не очень-де хотел, но уговорили… Власть действительно уговаривала его почти месяц, ставя себя в, мягко говоря, неловкое положение. Неужели так оскудела скамья запасных нынешней власти, что для руководства Министерством экономики понадобились услуги Петра Порошенко? Из «команды профессионалов», каковыми себя долгое время позиционировали «регионалы», совершенно некого выдвинуть: настолько, что Порошенко еще и позволяет себе издевки — нужна, мол, «профессиональная антикризисная политика»? А до последнего времени указанная политика была непрофессиональной (пришлось профессионала Порошенко месяц уговаривать)?
Или он столь выдающийся экономист? Конечно, на политических ток-шоу Петр Алексеевич умеет произнести яркую речь на тему какой-нибудь макроэкономической стабильности. Но, не секрет, красиво говорить и столь же хорошо делать дело — не одно и то же. В этом можно было убедиться не один раз. В т. ч. и на примере самого Порошенко.
В 2005 году, будучи секретарем СНБО, Петр Алексеевич имел не просто большие, но, можно сказать, чрезвычайные полномочия. В свое время «2000» предлагали внести указ Ющенко № 208 от 8 февраля 2005 г. «О некоторых вопросах организации деятельности Совета национальной безопасности и обороны Украины» в учебники по правовому нигилизму — настолько выходящими за рамки Конституции были полномочия, предоставленные Виктором Андреевичем своему куму. И что, имея в руках мощнейшие рычаги власти, Порошенко отличился чем-то особым по части реформ в той или иной сфере? Нет.
Складывается впечатление, что и с экономической мыслью у власти нелады. Ведь в МЭРТ Порошенко пришел не как исполнитель, а как стратег, со своей программой действий — 12 задач, сведенных в три блока. «Прозрачность экономической политики» (включающий в себя приведение системы показателей экономического развития к европейским стандартам), «Свобода предпринимательской деятельности» (изменение системы госзакупок, создание упрощенной системы регистрации права собственности, защита бизнеса от силового давления), «Эффективное использование ресурсов» (обеспечение конкурентоспособности украинских товаропроизводителей, выравнивание макроэкономических дисбалансов, защита внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей). В общем, на Украине появился еще один свой то ли Бальцерович, то ли Аденауэр (а может, оба в одном лице).
А что же Комитет по экономическим реформам, созданный президентским указом (и президентом же возглавляемый) еще в феврале 2010-го? Кроме В. Януковича, в нем состоят Н. Азаров, И. Акимова, В. Каськив, Б. Колесников, А. Клюев, В. Геец, В. Семиноженко, В. Стельмах, С. Тигипко наконец… И еще два десятка членов. Эта структура чем занята? Может, распустить этот комитет, да пусть Порошенко планы реформирования экономики составляет? Возникает вопрос о системности проводимых властью экономических преобразований: два года реализуется некая программа реформ, но появляется Петр Алексеевич и запросто навязывает свой план действий.
С кем вы, господин министр?
Информагентства и ряд СМИ распространили также информацию (очевидно, с подачи самого новоявленного реформатора), что одним из условий своего прихода во власть Порошенко поставил следующее: «Янукович должен сделать все возможное для освобождения политических заключенных». Это, видимо, для ушей Европы. А также — украинской оппозиции и избирателей Центральной Украины (там, как известно, велики «прооранжевые» настроения) — где намерен баллотироваться в Верховную Раду Порошенко.
Ну а если в будущем ситуация сложится так, что под давлением Запада или, выполняя решение Европейского суда по правам человека, Тимошенко и Луценко выпустят на волю — Петр Алексеевич запишет себе в актив и «освобождение политзаключенных» (тоже, мол, приложил руку — даже пожертвовал собой и своим имиджем, согласившись на министерский пост)?
Нынешняя партия власти для Порошенко, как говорится, знакомые все лица — в прошлом он успел побывать «регионалом». Кем только (и с кем только) Петр Алексеевич не успел!
В 1998-м он шел под 11-м номером по партийному списку СДПУ(О) (хотя и получил мандат в мажоритарном округе в Винницкой области), входил в парламентскую фракцию эсдеков, был даже членом политбюро СДПУ(О). Однако затем создал свою фракцию в ВР — «Солидарность», а вскоре появилась и партия с одноименным названием.
Осенью 2000 г. порошенковская «Солидарность» вливается в Партию регионального возрождения «Трудовая солидарность Украины», которая ныне всем известна, как Партия регионов, а Петр Алексеевич какое-то время являлся ее сопредседателем (позже — заместителем председателя).
Но вот на горизонте замаячил перспективный на тот момент политик Виктор Андреевич Ющенко, формировавший блок партий на парламентские выборы-2002. Петру Алексеевичу были предложены неплохие условия, и он со своей «Солидарностью» переметнулся к Ющенко (закрепив политические связи кумовством). «Солидарность» вошла в блок «Наша Украина», Порошенко получил хорошую списочную квоту и должность главы избирательного штаба «НУ».
Активно участвовал Порошенко в реализации «оранжевого» сценария по антиконституционному захвату власти 2004 года. Являлся заместителем руководителя штаба коалиции «Сила народа» (от которой выдвигался Ющенко), финансово спонсировал «народного кандидата», но главное — оказывал медийную поддержку с помощью «5 канала».
2004 год. Порошенко избивает милиционеров, выполнявших приказ по охране здание ЦИК. Кадр из фильма «Окаянные дни»
Кому послужит «5 канал»
Именно этот телеканал нагнетал страсти на тему «бандитской власти» («режима Кучмы—Медведчука—Януковича») и ее кандидата Виктора Януковича. Именно «5 канал» служил одним из основных средств майданной мобилизации, устраивал телемарафоны с многочасовыми трансляциями «оранжевых» шабашей и звучавшими на них призывами к неконституционным действиям по захвату власти (за что в отношении «5 канала» даже намеревались возбудить уголовное дело). Именно «5 канал» озвучивал разного рода провокации вроде «российского спецназа в Администрации Президента», «пленок Арьева» (о якобы подготовке фальсификации выборов) или демонстрации видеосюжетов о том, как на железнодорожные платформы выгружаются артиллерийские орудия — якобы для подавления майдана.
Наконец, именно на «5 канале» развивалась тема «донецких» (а нередко звучало и «донецкие бандиты»), которыми запугивали Украину. Причем диффамировали не только «донецких» как представителей территориальной политической и промышленной группы, но и непосредственно жителей Донбасса. Из них лепили страшилку, подавали в качестве недалеких, слаборазвитых и отсталых людей (дескать, таким нельзя доверять выбор пути развития страны).
Как по мне, только за одну ту роль, которую «5 канал» сыграл во время «оранжевого» шабаша, Петру Порошенко должна быть заказана дорога в нынешнюю власть.
Кстати, интересно будет послушать теперь разного рода борцов «с цензурой» и прочей «независимостью СМИ от власти». В последние годы ими было много наговорено относительно конфликта интересов, например в ситуации с В. Хорошковским и принадлежащим ему телеканалом «Интер».
Будет ли такой же подход к члену Кабмина — Петру Порошенко? Особенно если «канал чесних новин» сохранит свою антироссийскую, прозападную, националистическую направленность. Или на факт пребывания Петра Алексеевича во власти борцы «за высокие идеалы свободы слова» закроют глаза — как это было в 2005-м, когда Порошенко занимал пост главы СНБО, или в 2009—2010 гг., когда он руководил украинским МИДом?
Руководство «5 канала» уже успело распространить заявление, что, дескать, с переходом Порошенко на работу в правительство никакой цензуры не предвидится. Ну мы-то знаем, что на «каналі чесних новин» ее никогда и не было — достаточно прослушать известный аудиофайл 2003 года, когда Петр Алексеевич с использованием ненормативной лексики воспитывает главу информационной службы за «неправильные» сюжеты и таких же «неправильных» гостей студии.
Впрочем, очень даже вероятно, что информационная направленность «5 канала» не изменится. Его генпродюсер Юрий Стець, по сообщению «ЛІГАБізнесІнформ», прокомментировал переход Порошенко в правительство следующим образом: «Я не могу оценивать то, удастся ли ему что-то изменить во власти или нет, это было бы некорректно. Я знаю, что он уверен в своих силах. У меня нет никаких сомнений, что ему за свою работу стыдно не будет».
Дальше интересней: «Я для себя однозначно решил, что с этой властью я никогда в жизни сотрудничать не буду. Моя риторика относительно этой власти не изменится. Этого президента нужно менять. И чем быстрее это случится, тем лучше. Вместе со всей властью», — заявил генпродюсер «5 канала». И добавил: «Ключа, который может повернуть в какую-либо сторону «5 канал», не существует… Это просто невероятно. Такого никогда не произойдет. Порошенко этого бы не хотел и никогда о таком не попросит».
Приглашая Порошенко к сотрудничеству, во власти наверняка имели виды и на «5 канал». Тем более в свете приближающихся парламентских выборов. И, очевидно, что-то власти в информационном смысле обломится (в виде каких-нибудь «джинсового» толка видеосюжетов да передач).
Но вреда, уверен, будет гораздо больше.
Во-первых, вряд ли власть может рассчитывать на поддержку канала, генпродюсер которого настроен менять «этого президента», причем «чем быстрее, тем лучше».
Во-вторых, антивластная риторика телеканала (со всевозможными разоблачениями), имеющего непосредственное отношение к одному из представителей этой самой власти, будет звучать куда убедительней для зрителя и бить по власти намного сильнее, чем когда Порошенко находился вне правительства.
В-третьих, и, пожалуй, это главное: информационная политика «5 канала» — антироссийская и пронационалистическая — категорически не воспринимается жителями востока и юга Украины (кроме того, у них свои счеты с «каналом чесних новин» еще с 2004-го). Но если раньше телеканал не ассоциировался с властью и его информполитику можно было списать на «независимость СМИ», то теперь — это медиа члена правительства. Соответственно — все, что исходит с экрана на «5 канале», будет восприниматься как информационная политика действующей власти.
Двигатель евроустремлений
По сути единственное, чем может пригодиться власти Порошенко, так это своими связями на Западе. Например, недавно «5 канал» (само собой, без всякого дополнительного указания от собственника) широко освещал подписание соглашения о сотрудничестве и партнерстве между Фондом Петра Порошенко и Центром европейской политики, являющимся ведущим аналитическим и консультативным центром Евросоюза, исследования которого используют в т. ч. Еврокомиссия и внешнеполитическое ведомство ЕС.
Как подчеркивала пресс-служба Порошенко, комментируя подписание соглашения Петром Алексеевичем и исполнительным директором Центра европейской политики Хансом Мартенсом, кроме исследований, центр также организует встречи и «обеспечивает открытый диалог на высшем представительном и дипломатическом уровнях между представителями ЕС и странами-партнерами и соседями ЕС».
«Отношения между Украиной и ЕС, несмотря на значительный прогресс в последние четыре года, сегодня находятся в очень сложном, переломном моменте. Поэтому подписание Соглашения между двумя институтами со стороны Украины и ЕС обеспечит не только возобновление диалога, но и ускорит процесс интеграции Украины в ЕС на экспертном и политическом уровнях», — заявил Петр Порошенко после того, как поставил свою подпись под соглашением.
В свете известных затруднений, которые ныне испытывает в Европе официальный Киев, для последнего помощь Порошенко и его фонда будет нелишней. Однако вряд ли эта помощь будет такой уж существенной — ведь совершенно очевидно, что Брюссель сменит гнев на милость (по отношению к украинской власти) только после выполнения ею выдвигаемых Европой условий, среди которых ключевое — освобождение и снятие уголовных обвинений с Тимошенко и Луценко.
В качестве министра Порошенко придется вести переговоры с МВФ — еще одна проблема для действующей власти. Но и здесь все зависит не столько от связей и переговорного мастерства, сколько от согласия украинской власти поднять коммунальные тарифы, в первую очередь на газ. Что неприемлемо для власти накануне выборов. Разве что Петру Алексеевичу удастся договориться с фондом на основе опыта, полученного в правительстве Тимошенко. Юлия Владимировна в 2009-м практиковала закрытые письма в МВФ, в которых обещала после президентских выборов поднять тарифы до такого уровня, который позволял бы полностью компенсировать предвыборное неповышение.
Незабытые истории
Надо полагать, особенно приятно проводить экономические реформы в компании с Петром Порошенко будет Борису Колесникову. Опыт «плодотворного общения» у них большой, еще с 2005 года.
«1 квітня 2005 року о 17 годині я був викликаний до РНБОУ, де зустрівся з Петром Порошенком. Він сказав, що в мене кепські справи, на мене і на Ріната Ахметова чекає наїзд. Він також назвав, що замовників справи цікавлять акції двох телекомпанії — ТРК «Україна» та НТН, низка промислових активів Ріната Ахметова та включення 15—20 кандидатів у список Партії регіонів на наступних парламентських виборах. 1 числа відбулася наша зустріч, а 6 квітня я був арештований», — такие показания дал в апреле 2009-го Борис Колесников следственной комиссии ВР, занимавшейся обстоятельствами фальсификации против него уголовного дела весной 2005-го.
Назначение г-на Порошенко в нынешнее правительство — это своего рода индульгенция на его участие в «деле Колесникова».
Очевидно, будет что вспомнить министру нынешнего Кабмина Порошенко и Святославу Пискуну, входящему во фракцию ПР, члену провластного большинства, а в лихие времена 2005-го — Генеральному прокурору.
В сентябре 2005-го вспыхнул известный коррупционный скандал, в котором фигурировало ближайшее окружение Ющенко, в т.ч. и новоназначенный глава МЭРТ.
20 сентября 2005-го тогдашний Генпрокурор Пискун на брифинге заявил, что экс-секретарь СНБО Петр Порошенко фигурирует в уголовных делах по фактам правонарушений должностными лицами аппарата СНБО. В частности, 10 сентября 2005-го было возбуждено уголовное дело по факту вмешательства СНБО в деятельность судебных органов, а именно: давления СНБО на Луганский областной суд на предмет принятия решения в отношении предприятия «Азот». Как утверждал Пискун, допрошенные судьи подтвердили, что СНБО оказывал на них давление по «Азоту». 7 сентября того же года было возбуждено дело относительно вмешательства СНБО в деятельность судебных органов Киевского хозяйственного суда по Никопольскому заводу ферросплавов. Еще раньше, 5 сентября, по словам Пискуна, Генпрокурором было получено заявление от компании, которая строит дом по Грушевского, 9а — о том, что Порошенко оказывает давление на ее деятельность.
Кроме того, Пискун извещал о направлении ГПУ запроса к молдавским коллегам — о деятельности г-на Порошенко в Республике Молдова (тогда же о коррупционных действиях Порошенко заявлял экс-руководитель СБУ А. Турчинов, обвинивший экс-секретаря СНБО в том, что тот через офшорные компании присвоил стратегические объекты в Приднестровье).
Спустя три дня после увольнения, 17 октября 2005-го, Пискун в интервью газете «Свобода» рассказывал, что Ющенко «дуже бурхливо» отреагировал на возбуждение уголовного дела против его кума Петра Порошенко: «М'яко кажучи, йому було надто неприємно почути про це». Пискун давал понять, что тогдашний президент требовал закрытия уголовного дела и, «усвідомивши, що це безнадійно, вирішив мене звільнити».
28 декабря 2005-го в интервью газете «Дело», комментируя свои попытки восстановиться в должности Генпрокурора, Пискун рассказывал о планах борьбы с коррупцией: «Еще задолго до моего незаконного увольнения с работы я понял, что к власти пришли люди, которым чхать на Украину, плевать, что будет с нашим народом. Поэтому я не могу им оставить свою родину. Они разворуют ее… К примеру, Петр Порошенко требовал извинений. Хорошо, допустим. Но есть же еще ряд эпизодов, по которым ему не предъявлено обвинение, а такие обвинения готовились еще при мне. И они были бы предъявлены. Мое увольнение было связано как раз с тем, что несколько человек из окружения президента, которые одновременно представляют верхушку «Нашей Украины», попали под следствие. Поэтому у президента не было выхода. Ему нужно было либо объявлять, что его политическая сила имеет коррупционеров, либо убирать Генерального прокурора. Он выбрал второй путь».
Было бы интересно услышать от Святослава Михайловича — какие еще обвинения против Порошенко готовились, но так и не были предъявлены ввиду чинившихся Ющенко помех?
Коррупционный скандал так отразился на репутации Петра Порошенко, что на внеочередных парламентских выборах-2007 ни одна политическая сила не рискнула включить его в свои избирательные списки!
Возврат Порошенко в большую политику состоялся только в октябре 2009-го, когда он получил назначение в украинский МИД. За человека из «группы в полосатых купальниках», как одно время именовала Юлия Тимошенко «коррупционное окружение Ющенко», в полном составе проголосовала тогда фракция БЮТ. Ну а теперь Петр Алексеевич может считать себя совершенно отмытым — что называется, «как новенький».
Можно и на выборы идти — по какому-нибудь из мажоритарных округов «прикормленной» Винницкой области. Порошенко, судя по имеющейся информации, оставил за собой право на участие в парламентских выборах. И, очевидно, выторговал у власти содействие ему в этом вопросе (а возможно, и некоторым «его» людям — тому же экс-губернатору Винницкой области Александру Домбровскому, к примеру).
Намерение Порошенко обзавестись депутатским мандатом вызывает еще один вопрос: в чем смысл назначения в правительство откровенного временщика? Неужто Петр Алексеевич справится с задуманными им реформами в считанные месяцы, оставшиеся до выборов? Не подумаем же мы, что он, как и в 2005-м (будучи секретарем СНБО, Порошенко отказывался сложить депутатские полномочия), намерен впоследствии грубо нарушать Конституцию, совмещая депутатство и работу министром.
В целом же можно сказать, что властные кадровые решения уже давно перестали удивлять. Каськив, Балога, Богатырева, Жвания… теперь Порошенко.
Едва ли не весь оставшийся от Ющенко политический утиль вписался в орбиту нынешней власти. Для полноты «широкой» картины не хватает только самого Виктора Андреевича в каком-нибудь высоком кресле.