Правительство начало создавать инфраструктуру, с помощью которой
Украина будет зарабатывать, торгуя квотами на выброс парниковых газов в
рамках реализации Киотского протокола
Украина» в рамках получения кредита Европейского банка реконструкции и
развития (ЕБРР) вчера подписала соглашение о продаже углеродных
кредитов Углеродному фонду Нидерландов на сумму EUR3 млн. В ближайшие
три года фонд и ЕБРР готовы профинансировать подобные проекты на сумму
EUR50 млн. По словам пресс-секретаря банка Антона Усова, свободная
квота, которую можно реализовать в рамках протокола, будет и на
Алчевском меткомбинате, также получившем кредит от ЕБРР на
энергосберегающие технологии.
Киотский протокол
Напомним,
согласно Киотскому протоколу межгосударственная торговля квотами на
выброс парниковых газов начнется в 2008 г. Ожидая существенных
поступлений, Министерство охраны окружающей среды инициирует создание
государственного агентства по распределению средств, полученных от
продажи части украинской квоты. «Мы должны его подготовить к осени
текущего года»,— говорит министр охраны окружающей среды Василий Джарты.
Создание
такого агентства и обеспечение прозрачности распределения средств от
продажи квот, по словам министра, является требованием международных
институтов, так как Министерство охраны окружающей среды не может
являться распорядителем средств от продажи квот. Решения о выборе
проектов для реинвестиций будет принимать наблюдательный совет
агентства, в который предположительно войдут представители всех
министерств. По словам господина Джарты, все средства от продажи квот,
полученные в результате снижения количества выбросов парниковых газов,
будут повторно инвестироваться в экологические проекты. Схема зеленых
инвестиций должна связать деньги, полученные от продажи единиц
выбросов, с мерами, направленными на снижение выбросов.
Чем торговать
Согласно
отчету Всемирного банка «Варианты количества выбросов и схемы зеленого
инвестирования для Украины», избыток условных единиц выбросов (ЕВ),
который образовался в 90-е годы в связи с экономическим спадом и
который может продать Украина, составляет от 1-2 млрд. «В зависимости
от того, как будет развиваться рынок, этот актив может стоить от 1 до
10 или даже EUR20 млрд.»,— говорится в отчете Всемирного банка. «Эти
деньги могли бы быть использованы на инвестиции в энергетическом,
промышленном, коммунальном, транспортном, образовательном секторах, в
лесном и сельском хозяйстве»,— считают в банке. По оценкамавторов
отчета, на уровень парниковых выбросов в Украине в будущем будет влиять
баланс между успехом политики энергосбережения и использованием угля
как источника энергии.
Как сказал «i» эксперт представительства
Всемирного банка в Украине Дмитрий Глазков, в ходе встреч
представителей ВБ и Минприроды обсуждалось создание агентства и работа
по подготовке создания фонда для администрирования торговли выбросами и
создания схемы зеленых инвестиций. «Эти средства будут распределяться
фондом на конкретные промышленные и институциональные проекты по
озеленению»,— говорит господин Глазков.
По результатам
последнего кадастра, ежегодная квота Украины на выбросы составляет
458,6 млн. т СО2 (разница между выбросами базового 1990 г. и 2004 г.),
сообщили «i» в Минприроды. «Из этой квоты большая часть остается в
резерве, ежегодно продавать планируется не более 220 млн. т»,— сообщил
пресс-секретарь министерства Андрей Демартино.
Как торговать
Есть
несколько вариантов извлечения Украиной выгоды от реализации Киотского
протокола, сообщил «i» председатель парламентского комитета по вопросам
экологической политики Валерий Кальченко. Среди них — продажа части
квоты, проекты совместного внедрения и размещение ценных бумаг. Детали
последнего варианта господин Кальченко сообщить отказался.
По
его словам, в рамках реализации Киотского протокола проект по списанию
1 млн. т выбросов предложила Япония. Кроме того, готовится соглашение
со Швецией.
До торговли квотами, которая начнется в 2008 г.,
реализуются механизмы совместного внедрения, сказал «i» замглавы
экологического комитета ВР Юрий Артеменко. Согласно этому механизму,
единицы выбросов передаются за счет реализации экологических проектов и
проектов энергосбережения одними государствами на территории других.
Сейчас
Украина реализует пять проектов совместного внедрения, сообщил «i»
первый замминистра охраны окружающей среды Святослав Куруленко. Они
позволят сократить выбросы парниковых газов на 8 млн. т. «Минприроды
уже выдало письма-поддержки 50 проектам совместного внедрения, а пять
из них получили письма-одобрения»,— сказали «i» в министерстве.
Естественно,
речь о предприятиях горно-металлургического комплекса. Директор
Института проблем экологии и энергосбережения Сергей Ермилов сказал
«i», что проекты совместного внедрения успешно реализуются на шахте им.
Засядько, Алчевском металлургическом комбинате, «Азовстали» и других
предприятиях, где модернизация доменных печей и конвейерного
производства приводит к существенному сокращению углекислых выбросов.
По его словам, эти предприятия могли бы за счет продажи карбоновых
кредитов получить дополнительные средства и таким образом сократить
сроки окупаемости, а в масштабах страны это существенно стимулирует
энергосберегающие экологические программы.
Цена вопроса
«В
среднем энергосберегающий проект может иметь поступления средств от
продажи квоты на уровне 20-30%. Скажем, если финансируется проект на
$100 тыс., то $20-30 тыс. можно привлечь за счет продажи единиц
сокращения выбросов,— говорит господин Ермилов.— Если энергосберегающий
проект окупается за семь-восемь лет, его очень трудно профинансировать,
поскольку банки пока не дают такие длинные кредиты. Если он будет
стоить дешевле на 30%, то окупаемость его сокращается до пяти лет и
тогда его финансировать легко».
По его прогнозам, только
металлургия может в год привлекать EUR1-1,5 млрд. на эти программы,
столько же — химическая промышленность, а ЖКХ — до EUR1 млрд. в год.
Сейчас
квота стоит немного, но в будущем она будет дорожать. По словам первого
замминистра охраны окружающей среды Святослава Куруленко, стоимость
квоты на выбросы парниковых газов снизилась с EUR30/т осенью 2006 г. до
EUR4/т зимой 2007 г. По словам господина Ермилова, хотя с 2005 г.
стоимость тонны выбросов на мировом рынке несколько упала в цене,
сейчас цена опять растет — по форвардным контрактам на 2008 г. по
проектам совместных внедрений стоимость выбросов составляет около
$20/т. «Когда в 2008 году начнутся реальные штрафные санкции
относительно стран, которые не выполняют условия Киотского соглашения
(а эти штрафы будут достигать $100/т), цена резко возрастет»,— говорит
господин Ермилов.
Впрочем, перспективы торговли квотами зависят
еще и от конъюнктуры рынка, в частности, от потребителей и конкурентов.
По словам Юрия Артеменко, рынок торговли квотами по Киотскому протоколу
очень узкий и наши перспективы зависят от того, запросит ли Канада
полную квоту как главный покупатель единиц выбросов, а также от России,
которая может стать основным продавцом. Согласно упомянутому отчету
Всемирного банка, цена единиц выбросов будет зависеть от того, будут ли
сотрудничать между собой или конкурировать продавцы и покупатели ЕВ.
«От того, будет ли Канада придерживаться обязательств, спрос зависит на
1 млрд ЕВ. Получение Россией права на торговлю ЕВ увеличит предложение
на 2 млрд. и более».