Нес\заслуженно пропущенная статья сайта Караван на животрепещущую тему. М.П.
Спору нет, реформы нужны, а деньги еще больше. Но вначале должны быть реформы, а потом уже денежная отдача от них. А вот господа из Укрзализницы считают по-другому и следуют примеру легендарного литературного персонажа: «Вначале деньги, потом реформы». Речь в данном случае идет о повышении тарифов на грузовые перевозки с 1 января 2012 г. Вообще-то эти тарифы и так постоянно растут. Кто их мониторит, тот знает, что в 2011 г. каждый месяц они увеличивались на 1,8 — 2%. Таким образом за прошедший год тарифы возросли примерно на 20%.
А с 1 января Укрзализница решила поднять тарифы сразу на 30%. При этом в пресс-службе УЗ в духе достопочтенного Никколо Макиавелли объяснили, что фактически тариф не будет повышен: «Речь идет о тех издержках, которые раньше оплачивала администрация, а теперь будет возмещать арендатор — например, порожний пробег вагона, плата за вынужденный простой на подходах, ремонт поврежденного состава. В результате арендаторы будут аккуратнее обращаться с вагоном и своевременно его возвращать».
Аккуратнее обращаться с вагонами в первую очередь нужно научиться самой Укрзализнице. В настоящее время лесные грузоперевозки практически парализованы. Тарифы пока временно на период тендеров на услуги экспедиторских фирм повысили на 14%, но можно не сомневаться, что Укрзализница своего добьется, поскольку экономически обоснованной альтернативы железной дороге для многих производителей на сегодня нет: те, у кого к предприятию подведена железнодорожная ветка, не будут ничего менять. Во всяком случае пока.
Но даже с частичным повышением грузового тарифа услуги железнодорожников не только не улучшились, а еще больше ухудшились. Вагонов как не было, так их и нет. Получить на станции полувагон для загрузки в настоящее время большая проблема. А если и подадут, то не совсем подходящий для лесных грузов. У лесных грузоотправителей в отношении полувагонов есть свои определения: «короткие» и «длинные». «Короткие» полувагоны — это те у которых заварены торцевые створки и внутренняя длина вагона не превышает 12,1 м, а «длинные» — это полувагоны с длиной 12,3-12,45 м. В длинные вагоны можно грузить два штабеля круглого леса длиной по 6 м каждый и обеспечить максимальную загрузку полувагона — 72-74 кубм, а в короткие нельзя этого сделать, нужно комбинировать длинами: 6м + 4м, 6м + 5м и т.д. и загрузить при этом максимум — 64 -67 кубм. Таким образом грузоотправители теряют на загрузке «короткого полувагона» от 5 до 10 кубометров и соответственно себестоимость перевозки становится еще больше. Но и это еще не все. Основная часть экспортных поставок леса предусматривает отгрузку только шестиметрового леса, а такой возможности Укрзализница предоставить не может, т.е своей безмозглой тарифной политикой и не до конца продуманными нововведениями Укрзализница срывает грузоотправителям поставки лесных грузов. Только за январь убытки многих лесхозов из-за невозможности реализации своей продукции по причине отсутствия вагонов для отгрузки исчисляются сотнями тысяч гривен, а в масштабах страны это многие миллионы. Соответственно несет убытки и сама Укрзализница, но ничего при этом менять не собирается.
Недавно один диспетчер доложил об этой проблеме с длиной полувагонов одному крупному железнодорожному чину в Киеве, так тот так осерчал, что вызвал этого диспетчера к себе на ковер для промывания мозгов. Хотя мозги не мешало бы промыть самим чиновникам. А то у них там в электронном виде картина с полувагонами выглядит вполне радужной. Дали тебе полувагон, так радуйся, а не возмущайся. На всех на вас никаких вагонов не напасешься. Спрашивается, а где же разрекламированный Украинский транспортно-логистический центр? Где его логистика? Почему под загрузку лесом подаются абсолютно не пригодные для этого полувагоны? И за что платить бездельникам из УТЛЦ? Свой «мастер-класс» они уже показали. А тут еще целую свору финансовых пиявок хотят добавить: «Юниверсал карго транс», «Рейл карго транс», «Юнион ком транс», «Юнион транс сервис», «Карготранс» и «Транс систем лоджистик». В общем как всегда: ни реформ, ни денег, для грузоотправителей во всяком случае. С «шальными» деньгами могут оказаться только многоликие «карготрансы», все остальные будут в минусах. Боже упаси нас от таких реформ и реформаторов.