Реформа государственного управления продолжается. В первый день февраля Президент Украины Виктор Янукович Указом №45 утвердил “Стратегию государственной кадровой политики на 2012-2020 гг.” (далее — Стратегия). По словам главы государства, этот документ вместе с новой редакцией Закона о государственной службе должен стать нормативно-правовым обоснованием административной реформы.
Напомним: новый Закон о госслужбе парламент утвердил в декабре прошлого года, но вступит в силу он только 1 января 2013 г. (см. на www.business.ua БИЗНЕС №49 от 05.12.11 г., стр.20, 22, 23).
Кроме того, в Администрации Президента (АП) сообщили, что уже в ближайшее время Верховная Рада должна рассмотреть проект закона об административных услугах, который также является одним из элементов административной реформы. А уже из текста самой Стратегии следует, что в текущем году должна быть утверждена Государственная целевая программа формирования и реализации государственной кадровой политики.
Следы на бумаге
Как и в случае с новой редакцией Закона о госслужбе, разработка и принятие Стратегии тянулись долго. Так, еще в июле 2010 г. Тимофей Мотренко, который в то время возглавлял Главное управление государственной службы (преобразовано в Национальное агентство Украины по вопросам государственной службы; Нацгосслужба), собрал рабочую группу для разработки Положения о президентском кадровом резерве “Новая элита нации” — это, кстати, одно из основных новшеств, изложенных в Стратегии.
Тогда в рабочую группу помимо чиновников вошли эксперты со стороны. В частности, привлекли аналитиков из Фонда “Эффективное управление” (ФЭУ; г.Киев; с 2007 г.; 15 чел.) Рината Ахметова, а также из исследовательского центра “БЭСТ” (г.Киев; с 2008 г.; 11 чел.), который связывают с Ириной Акимовой, первым заместителем главы АП.
По словам одного из участников этой рабочей группы Романа Рубченко, проект-менеджера ФЭУ, они провели несколько заседаний, по итогам которых был создан проект Положения о президентском кадровом резерве, который и был передан в АП. В недрах Банковой следы документа ненадолго теряются.
Через некоторое время глава АП Сергей Левочкин распорядился, чтобы уже его подчиненные подготовили проект Стратегии государственной кадровой политики на 2012-2020 гг. По словам Константина Ващенко, первого вице-президента Национальной академии государственного управления при Президенте Украины (НАГУ), в процессе работы над проектом Стратегии работники АП консультировалась с НАГУ, с членами Национальной академии наук и Академии педагогических наук, а также с некими “независимыми экспертами”.
К слову, на разработку документа объемом в пять страниц АП потратила почти полтора года (!). При этом удивляет, что Министерство юстиции, которое официально отвечает за продвижение административной реформы, в разработке Стратегии участия не принимало. И это уже не первый случай, когда АП опережает Минюст в вопросах, касающихся будущего украинского чиновничества.
Напомним: в августе прошлого года АП, не посоветовавшись с Минюстом, предложила Президенту утвердить в качестве председателя Нацгосслужбы Вячеслава Толкованова. Позднее министр юстиции Александр Лавринович признался, что был удивлен этим назначением (см. на www.business.ua БИЗНЕС №37 от 12.09.11 г., стр.25, 26).
Глубоко копают
Согласно тексту Стратегии, ее цель — качественное обновление сектора государственной службы и обеспечение всех сфер “жизнедеятельности государства” высококвалифицированными кадрами. В связи с этим предлагается провести реформирование не только госслужбы, но и системы высшего образования.
В частности, документ предусматривает оптимизацию стандартов высшего образования, а также реформирование систем профессионально-технического, высшего и последипломного образования. По словам г-на Ващенко, в первую очередь речь идет о корректировке квот государственного заказа в вузах.
“В стране переизбыток кадров с гуманитарным, юридическим и экономическим образованием, в то же время остро чувствуется недостаток специалистов с техническим образованием. Поэтому необходимо пересмотреть квоты государственных мест в вузах, чтобы в ближайшие годы устранить этот дисбаланс и тем самым гарантировать молодым специалистам, подготовленным за счет госбюджета, дальнейшее трудоустройство”, — сказал БИЗНЕСу г-н Ващенко.
аЭлита инженера Левочкина
Что касается обновления кадрового состава государственных органов, то для этой цели в Стратегии предусмотрено создание упомянутого президентского резерва “Новая элита нации”. Председатель подкомитета по вопросам государственного строительства Комитета ВР по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Василий Демчишен (фракция “Партии Регионов”) надеется, что благодаря созданию кадрового резерва в кратчайшие сроки удастся обновить руководство структурных подразделений министерств, ведомств, а также самой АП.
По его словам, уже в феврале Виктор Янукович своим указом утвердит Положение о президентском кадровом резерве. Пока текст этого документа не обнародован. Тем не менее г-н Ващенко поделился с БИЗНЕСом некоторыми тезисами будущего Положения.
В частности, он утверждает, что документ предполагает ежегодный набор в кадровый резерв главы государства на конкурсной основе около сотни человек. Организацией отбора будет руководить Нацгосслужба, а подготовкой кадров займется НАГУ.
“Предполагается, что подавать заявки на зачисление в кадровый резерв смогут люди, удовлетворяющие требованиям нового Закона о госслужбе. В частности, они должны иметь высшее образование и стаж госслужащего. Помимо обучения в Украине они получат возможность стажироваться за границей, например, в Гарвардском и Йельском университетах”, — отметил г-н Ващенко. Он предполагает, что финансировать подготовку новых кадров будут не только из средств госбюджета, но и из таинственных “других источников”.
При этом подготовка элиты государственного управления влетит в копеечку. По оценкам г-на Ващенко, на обучение и дальнейшее трудоустройство одного элитного специалиста потребуется около $70 тыс.
Таким образом, для финансирования подготовки президентского кадрового резерва ежегодно понадобится не менее 50 млн грн. Всего же на реализацию Стратегии в течение 2012-2020 гг. предполагается потратить 2-2,5 млрд грн. Окончательно объемы финансирования будут зафиксированы в Государственной целевой программе формирования и реализации кадровой политики.
Для сравнения: согласно Закону о Госбюджете-2012, на подготовку кадров и повышение квалификации госслужащих Нацгосслужбы должно получить 40,6 млн грн.
В свою очередь, аналитики крайне скептически оценивают идею создания президентского кадрового резерва. Так, Павел Розенко, ведущий эксперт Центра им.А.Разумкова (г.Киев; с 1994 г.; 26 чел.), считает, что вместо этого необходимо создать единый государственный кадровый резерв: “Сама идея создания реестра кадров вполне актуальна. Но нельзя создавать кадровый резерв какого-то одного органа государственной власти. Поскольку Закон о госслужбе предполагает наличие в стране единой системы госслужбы, то необходимо ее комплексное обновление. Условия приема на работу в Администрацию Президента должны быть такими же, как и в остальные органы государственной власти”.
По его мнению, в случае реализации пропрезидентского проекта Положения о кадровом резерве в стране будет создана некая привилегированная прослойка чиновников, которая будет ориентироваться исключительно на Президента и главу его Администрации.