Финальная часть чемпионата Европы по футболу
Евро-2012 — самый главный или, по крайней мере, наиболее публичный вызов для страны. К футбольным матчам Украина готовилась целых пять лет. Стадионы и основные дорожные развязки построены, гостиницы достраиваются — самое время подумать о том, какое впечатление наша страна в целом произведет на иностранцев. А оно будет зависеть, прежде всего, не от инфраструктурных объектов, а от людей. Иными словами, от дружественности интерфейса принимающей стороны. От того, будут ли зверствовать таможенники и пограничники (которых до сих пор учили «тащить» и «не пущать»), а также от того, будут ли и дальше вскрывать чемоданы грузчики в «Борисполе», смогут ли волонтеры объяснить заезжему туристу на сносном английском, где ближайший туалет, а водители автобусов — как доехать до нужного места, сумеют ли врачи «Скорой помощи» спросить: «Где болит?» и понять ответ, помогут ли стражи порядка подвыпившему фану добраться до гостиницы, а не до «обезьянника».
Пока же деньги налогоплательщиков (почти без счета) тратятся на строительные работы, а не на гуманитарные программы. Собственно спортивный результат интригует меньше — выход в четвертьфинал из сильной группы, в которой сыграют Украина, Франция, Англия и Швеция, уже станет успехом.
Рада и столица
Год 2012-й — не только високосный, но и выборный. На 28 октября намечены выборы в Верховную Раду. Парламент изберут по новому закону, по мажоритарно-пропорциональной системе, которая последний раз применялась на выборах 2002-го. Это позволит теряющей поддержку электората Партии регионов (ПР) сформировать контролируемое большинство из депутатов-мажоритарщиков.
Из-за юридических коллизий, возникших по причине внесенных в Конституцию изменений, а также избирательного законодательства дата проведения очередных парламентских выборов является дискуссионной. Еще в бОльшей мере это касается выборов мэра столицы и депутатов Киевского городского совета. Скорее всего, и парламентские, и киевские выборы состоятся в один день в октябре. Ожидаемо изменение «под ситуацию» законов о местных выборах и о столице. Главными претендентами на пост киевского градоначальника являются Виталий Кличко (УДАР) и Александр Попов (ПР).
Президентские выборы в США
Завершается первый четырехлетний срок полномочий первого темнокожего президента Соединенных Штатов. Американцы будут избирать следующего хозяина Белого дома 6 ноября. Демократы отказались от проведения праймериз, выдвинув единственного кандидата — Барака Обаму. Его администрация стоит перед сложным выбором — стоит ли продолжать противостояние с Ираном, рискуя увеличить и без того большой дефицит бюджета. Обама не столь популярен, как в 2008-м. Многие американцы сомневаются в правдивости его лозунга: «Yes, we can». Они недовольны коллизией вокруг повышения планки госдолга, программой борьбы с безработицей, а также противоречивой внешней политикой 44-го президента, хотя тот и выполнил обещанное, закончив войну в Ираке.
Соперника Обамы республиканцы назовут летом, избрав на праймериз одного из пяти претендентов. Представитель умеренного крыла партии Митт Ромни выступает за сокращение социальных программ и государственного вмешательства в экономику. Член палаты представителей США Рональд Пол — за выход Америки из ООН и НАТО, снижение налогов, ликвидацию Федеральной резервной системы. В предвыборной гонке также принимает участие бывший губернатор штата Юта, экс-посол Соединенных Штатов в Китае Джон Хантсмен, бывший спикер палаты представителей Конгресса Ньют Гингрич и экс-сенатор, обозреватель Fox News Channel Рик Санторум.
Президентские выборы в России
В Российской Федерации 4 марта состоятся президентские выборы. Победитель известен заранее — Владимир Путин пойдет на третий президентский срок. Главная интрига в том, будет ли сопровождаться оглашение Путина победителем массовыми акциями протеста, как это произошло по итогам парламентских выборов в минувшем декабре. Главное замечание россиян к действующему премьер-министру — он фактически бессменно руководит страной с лета 1999-го и в случае победы на выборах будет править как минимум до 2018 года (теперь президент РФ избирается не на четыре, как ранее, а на шесть лет). А это больше, чем руководил Советским Союзом Леонид Брежнев, чья эпоха считалась временем застоя.
В свою третью каденцию Владимир Путин наверняка ужесточит политику по отношению к постсоветским странам, намереваясь довести до практического воплощения многочисленные интеграционные проекты, которые Москва выстраивала после развала СССР. Политический интерес РФ к безресурсным территориям снизится, вероятно, сократится масштабное государственное дотирование непризнанных территорий — Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии. Путин продолжит строительство энергетической империи, опираясь в гуманитарной политике на тезисы о «Русском мире» и поддерживая экспансионистские планы Русской православной церкви. Отказ Киева от тесной интеграции с Москвой неминуемо обернется торговыми войнами, сокращением транзита энергоносителей, обострением вопросов, связанных с Черноморским флотом и принадлежностью крымских маяков.
Европейская интеграция
Украина предпримет еще одну попытку завершить европейский проект последних лет и заключить с Европейским союзом соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли. Программа-максимум для Киева — вписать в документы перспективу членства Украины в ЕС, а также вытребовать установление конкретных сроков и условий отмены виз для украинских граждан при въезде в страны-члены Шенгенского договора. Впервые в истории Евросоюза экономическая и политическая части договора сведены в единый документ и не могут рассматриваться отдельно.
Вероятно, в середине февраля заместитель министра иностранных дел Украины Павел Климкин и управляющий директор европейской дипломатической службы по России, восточным соседям ЕС и Западным Балканам Мирослав Лайчак парафируют соглашения об ассоциации и создании Зоны свободной торговли (ЗСТ) Украины и Евросоюза. Однако эти документы еще должны будут подписать первые лица нашей страны и ЕС, потом — ратифицировать украинский и европейский парламенты, а затем — законодательные собрания каждого из 27 государств-членов Евросоюза. Чтобы затормозить европейские устремления Украины, этапов предостаточно. А поводов найдется масса — преследование оппозиции в нашем государстве, сомнения в демократичности парламентских выборов, сближение с Таможенным союзом, высокий уровень коррупции и низкий уровень жизни украинцев. Но для Европейского союза в этом году не будет ничего важней иной задачи — спасения евро.
Железнодорожная реформа
В 2012 году должны значительно измениться украинские железные дороги, чей облик не изменился с 1970–1980 годов. Фактически реформа уже началась — изменен подход к определению классности поездов, к торговле билетами, появилась возможность покупать их в электронном виде, при помощи платежных карт, как и на самолеты.
Но, пожалуй, самое смелое преобразование — создание системы скоростных пассажирских перевозок. Под нее «Укрзалізниця» закупает десять скоростных составов Hyundai. Как пообещал вице-премьер-министр — министр инфраструктуры Борис Колесников, шесть из них должны выйти на маршруты еще до Евро-2012. Эти локомотивы смогут развивать по украинским рельсам скорость до 160 км/ч, для чего придется переложить часть железнодорожных путей в стране. И это не просто замена рельс и шпал, но и изменение геометрии маршрута — при таких скоростях нужны радиусы скругления железнодорожного полотна не менее пяти километров, у нас же есть участки с радиусами в несколько сот метров. Изменения пути пролегания рельсов — это еще и земельные вопросы. Кроме того, новые маршруты нужно электрифицировать.
Первоочередная задача железнодорожников — обеспечить регулярное движение скоростных поездов между городами, принимающими матчи Евро-2012, в первую очередь между Киевом и Львовом, а также Киевом и Донецком.
Старт земельной реформы
Мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения должен был закончиться 1 января 2012-го, но буквально в последний момент был продлен на год. Чтобы со следующего года земля таки стала товаром, в Украине нужно не только принять многострадальный закон «О рынке земли», но и — что гораздо важнее — запустить в полном объеме государственную регистрационную службу «Укргосреестр», призванную решать все проблемы, имеющие отношение к регистрации любого объекта недвижимости, включая земельные участки и связанные с ними обременения (например, ипотеку). А созданием соответствующих баз данных (в том числе земельного кадастра) государство без особого успеха занимается не первый год. Одна из причин — кадровый голод. Кроме того, завершение инвентаризации сельскохозяйственных угодий может привести к увеличению количества судебных исков по земельным вопросам.
Продать Одесский припортовый
В 2012-м должна продолжиться точечная приватизация, возобновившаяся в прошлом году. Есть лояльные власти покупатели, бюджет нуждается в средствах. На ближайшие три года принята и соответствующая программа приватизации.
Главный объект — Одесский припортовый завод (ОПЗ), крупнейший производитель минеральных удобрений азотной группы и химическое предприятие страны. Ключевой претендент на него — владелец холдинговой компании Group DF Дмитрий Фирташ, который и так контролирует более половины отечественной химической отрасли.
За счет продажи госсобственности в 2011-м Фонд госимущества привлек в госбюджет 11,5 млрд гривен. Львиную долю приватизаторы получили от реализации «Укртелекома» (10,6 млрд гривен) и «Киевэнерго» (450 млн гривен). По версии представителей оппозиции, активы телекоммуникационного монополиста сосредоточились в руках семьи президента через посредника — австрийскую компанию EPIC. При этом государство предварительно ограничило число участников конкурса условиями приватизации, то есть по сути демпинговало. Активы компании «Киевэнерго» оказались в руках самого богатого украинца — владельца компании «Систем Кэпитал Менеджмент» Рината Ахметова.
Продажа ОПЗ и других энергетических активов в нынешнем году наверняка будет предполагать не только платеж в госказну, но и материальную, а также электоральную поддержку Партии регионов на выборах-2012.
Изменить тендерное законодательство
Тендерные закупки в Украине с момента ликвидации скандальной Тендерной палаты в 2008 году осуществляются по временному регламенту, что держит под угрозой потенциальных политических репрессий всех принимающих решение о закупках товаров и услуг за счет бюджета. Закон «Об осуществлении государственных закупок» постоянно корректируется, правительство продолжает готовить в него изменения.
По поручению президента Виктора Януковича, до конца первого квартала 2012-го Кабинет министров должен еще раз разработать, а Верховная Рада — утвердить новую версию «закупочного» закона. Будет изменена формула применения процедуры закупки у одного участника. Сегодня в документе попросту отсутствует необходимость получать согласование уполномоченного органа, Министерства экономического развития и торговли, а значит, регулятор не может приостановить тендерные торги, как это было раньше.
Прекратить наращивание долгов
Украина вступает в сложный период расчета по долговым обязательствам. Пик внешних выплат придется на 2013-й, однако уже в этом году государство должно будет погасить ранее взятые обязательства на общую сумму около 95,5 млрд гривен. В том числе более 42 млрд гривен пойдут на оплату задолженности по внешним кредитам.
В нынешнем году страна начинает погашать займы Международного валютного фонда (МВФ), полученные после начала кризиса в 2008-м. Министерству финансов необходимо будет перечислить МВФ 3,7 млрд долларов, а также вернуть два миллиарда долларов российскому ВТБ Банку по неоднократно пролонгированному бридж-кредиту.
Занимать в этом году будет очень тяжело из-за сложной ситуации на внешних рынках. В дни выплат следует ожидать максимальной концентрации ресурсов банков и предприятий на счетах казначейства, что будет провоцировать денежный голод. Как следует из госбюджета-2012, к концу года правительство наметило сократить государственный долг почти на десять процентов — до 27,6% ВВП. На 31 декабря 2012-го его предельный объем должен составить 415,3 млрд гривен.