Такого затишья в лесной и тесно связанных с ней других отраслях не наблюдалось с 2008—2009 гг., когда всех накрыла, так называемая, первая волна кризиса. Похоже, сейчас накатывается, а на многих уже накатилась вторая волна этого кризиса. Об этом свидетельствуют полупустые нижние склады главных лесных грузоотправителей – лесхозов и переполненные лесоматериалами склады портов и конечных потребителей.
Еще недавно спрос на круглый лес превышал предложение и от потребителей на него не было отбоя, сегодня этот спрос смыло той же кризисной волной. Предложение, по-прежнему есть, а вот спрос практически отсутствует. В наличии есть любые сортименты при полном отсутствии на них спроса. Даже рудстойка, за которую на последних торгах давали к стартовой цене 100 грн «в гору», сегодня никому не нужна и по ценам ниже стартовых. Благодаря кризису наступило время собирать камни – покаяться в совершенных ошибках, а, главное, сделать выводы из этих ошибок, чтобы не повторять их в будущем. Раньше было как-то недосуг, зато сейчас времени для этого более чем достаточно. Более того, трагизм момента вынуждает задуматься об основах лесного мироздания.
Многочисленные штабеля леса в порту в ожидании отгрузки на Турцию
Не виден уж офис турецкий из-за штабелей украинского леса
Застыла работа на турецких лесных складах.
Отгрузка одной автомобильной партии – уже событие
В Турции упал спрос и на пиломатериалы
Если к проблемам подходить кардинально (а иначе их просто не решить), то пристального внимания заслуживает не только сама лесная отрасль, но и все другие, которые с ней тесно связаны – деревообрабатывающая, транспортная, промышленная. Лес один для всех, каждый в отношении его имеет свои цели и ожидаемые результаты. А вот осуществление этих целей и обеспечение ожидаемых результатов в интересах всех участников этого процесса и должна обеспечивать лесная политика государства. А все ли с ней нормально, если обстановка в лесном секторе с каждым годом становится только хуже? Если вы решите ознакомиться с документом под таким названием, то вряд ли вы его найдете. Так, фрагментарные упоминания и разговоры о ней в форме дискуссий, иногда предложений. Вроде нужна и в то же время ее нет. Выходит ее нет?
Нельзя говорить об отсутствии в Украине лесной политики, так как даже ее полное отсутствие – это тоже политика. И она есть, другое дело – какая? Да, она не оформлена документально, чтобы с ней можно было ознакомиться. Она носит в основном устно-творческий характер, но она проводится в виде различных указаний сверху.
Нынешняя лесная политика Украины своими корнями уходит в советское прошлое и это прошлое как камень нас обратно в прошлое и тянет. И пока мы не избавимся от этого камня – успеха не видать ни в лесной, ни в иной другой политике.
Согласно Лесному кодексу Украины леса, находящиеся в пределах территории Украины, являются объектами права собственности Украинского народа. От имени Украинского народа права собственника на леса осуществляют органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах, определенных Конституцией Украины.
А тебя народ (граждане, предприятия всех форм собственности, общественные организации и т.д.) часто спрашивали о том, как и в каких объемах нужно заготавливать, как заготовленную необработанную древесину распределять и продавать, что нужно сделать для улучшения дел в лесной отрасли?
Вопрос риторический, так как все отлично понимают, что права народа в отношении леса узурпированы государственными отраслевыми органами Украины. Но даже не органами, так как они включают в свои штаты должности от министров (председателей) до уборщиц, а только руководством этих госорганов, которое единолично принимают решения. Естественно от имени и по поручению народа, который не всегда об этом может догадываться. Этому в большой степени способствует административно-командная система управления, суть которой в переводе на общечеловеческий язык означает: «Я начальник – ты дурак, ты начальник – я дурак». А кто с дураком будет советоваться? И не советуются, поскольку нас всех и держат за дураков. Так может пора напомнить «умным» за чей счет и благодаря чему они существуют. Хотя нет, существуем – это мы, народ, а «умные» живут и хорошо живут за счет «дураков». С другой стороны «командиры-единоначальники», которые единолично принимали решения должны и персонально нести за это ответственность. А поскольку этого нет, то на изменения к лучшему рассчитывать не приходится.
За дружеским столом можно часто услышать шутливый тост в виде пожелания: «Чтоб у тебя все было и чтобы тебе за это ничего не было!» Для верхов это уже давно стало далеко не шуткой, а руководством к действию и жизненным принципом.
Политика – слово греческого происхождения, объединяющее значения двух слов «множество» и «интерес». Другими словами, политика – это действия направленные на достижение определенных целей с соблюдением интересов всех участвующих в этом процессе. Поскольку в данном случае речь идет о лесной политике, то и рассмотрим конкретные действия, относящиеся к ней.
Распределение древесных ресурсов.
Если большая часть этих ресурсов уходит на экспорт, а отечественным производителям постоянно не хватает этих ресурсов, в результате чего цены на него постоянно растут, то какую же цель ставят перед собой те, кто это осуществляет на практике? И каким образом в этом случае осуществляется соблюдение интересов большинства? На словах декларация приоритета обеспечения древесным сырьем отечественного производителя, на практике полная дискриминация заявленной декларации.
Правила торговли круглой древесиной.
Весьма упрощенные и безальтернативные. На внутреннем рынке только через аукционные торги, проводимые один раз в квартал, на внешнем рынке – в ручном режиме и в полной тайне. При этом в отношении лесхозов, главных поставщиков круглой древесины, нарушается закон Украины «О предприятиях», согласно которому они имеют полную самостоятельность в ведении хозяйственной и коммерческой деятельности и никто, даже собственник, не может вмешиваться в действия руководства предприятий. Но вмешиваются и еще как. Их не только в обязательном порядке загоняют на аукционы, но во многих случаях даже обеспечение всем необходимым этих предприятий осуществляется по указке сверху. В наступивших кризисных условиях пагубность такой практики очевидна. В период ажиотажного спроса цены значительно поднялись, в период спада они по всем законам экономики должны бы опуститься, но лесхозы не имеют права этого делать, так как цены устанавливали не они, а складывались на аукционных торгах. Поэтому покупатели и продавцы замерли в ожидании перемен к лучшему. А поскольку этот процесс уже слишком затянулся, то возникают опасения преждевременного летального исхода для обеих сторон. Не пора ли вспомнить о предоставленной законом самостоятельности предприятиям и дать им хотя бы возможность выплывать самостоятельно, сообразуясь с конкретной обстановкой, а не руководствуясь указаниями «великих стратегов» и бессмертным примером крейсера «Варяг»?
Транспортирование древесины.
«Укрзализница» дерет с грузоотправителей три шкуры в виде постоянно растущих тарифов и стоимости оказываемых ею услуг. Вот и в этом году в связи с новациями в отношении подвижного состава – вагоны становятся частной собственностью, увеличение стоимости тарифа и услуг ожидается на 30%. Каждый грузоотправитель живет за свой счет, «Укрзализница» живет за счет грузоотправителей и при этом действует как корообдирочный станок, ошкуривая своих клиентов сверх всякой меры. Скоро железнодорожные перевозки могут стать национальной проблемой, так как они становятся экономически не выгодными. А есть ли у нас Антимонопольный комитет? А если есть, то куда он смотрит? Одна отрасль гробит другую и никто этого не замечает? Плата растет, а качество услуг остается на уровне столетней давности. Вместо лесных платформ основная часть железнодорожных перевозок осуществляется полувагонами. На разовые вагонные реквизиты ежегодно расходуются десятки тысяч кубометров круглой древесины, которой постоянно не хватает шахтам для крепежных работ. В итоге получается: одна отрасль напрасно расходует свои ресурсы, другая их недополучает, а третьей вообще на это наплевать. А где руководящая и направляющая роль центрального государственного органа? Ну не может сердце существовать без кровеносной системы и наоборот.
Пример неэффективного использования древесины в результате устаревшей технологии железнодорожной перевозки. Отстают одни, страдают другие.
Нужны вот такие специализированные лесные платформы
Основной объем железнодорожной перевозки лесных грузов осуществляется в подобных полувагонах
Деревообрабатывающая отрасль
Ведение бизнеса не стало проще, а с каждым годом только усложняется. Получение разрешительных документов — хождение по кругам ада. Облегчить можно, но за дополнительную плату. На 1 гривну, вложенную в оборудование приходится вкладывать еще 25 гривен на получение различных разрешительных документов, что только способствует уводу части малых предприятий в «тень». Открыв производство, нет уверенности в полном обеспечении его древесным сырьем и по стабильной цене, которая каждый квартал растет на 10-15%. Имея лесной склад лесхоза за забором предприятия, приходится лес закупать по всей Украине, так как на аукционе тебе леса может не достаться. При этом производители из одной области за сырьем едут в другую и наоборот, неся при этом дополнительные транспортные расходы на транспортировку сырья. В то же время вагоны с экспортным лесом уходят из лесхозов своевременно и по графику прямо из-под носа отечественного производителя.
Утилизация отходов лесозаготовок не развита. Сами лесхозы ею практически не занимаются, а бизнесу не выгодно — сложность получения разрешительной документации, отсутствие каких-либо льгот и введение НДС на изготовленную продукцию из этих отходов. «Да гори оно синим пламенем», — восклицает предприниматель. И горит, потому что отходы проще сжечь, чем организовать их переработку. И это в условиях роста цен на энергоносители.
В настоящее время самый выгодный бизнес — контроль и выдача разрешений, т.к. при нулевой стартовой затратности — 100% прибыль. То что скоро контролировать и разрешать будет нечего — никого не волнует. Самый же невыгодный бизнес — производство, которое все больше становится обременительным как чемодан без ручки: нести тяжело, а бросить жалко.
Опять мы видим, что еще одна отрасль не вполне стыкуется с другой по своим целям и ожидаемым результатам. Кто их состыкует? По идее национальная лесная политика и должна быть той руководящей и направляющей идеей для блага всех и каждого, руководствуясь которой каждый бы получил ожидаемый результат. Но нет идеи — нет и результатов.
Подобные костры постоянно горят на лесосеках для зачистки территории от отходов лесозаготовки
Нормативно-правовая база (лесные стандарты).
Как говорится, конь не валялся. Точнее валялся, но еще советский конь. Давно требует пересмотра, так как она составлена производителем лесоматериалов и не отвечает требованиям потребителей, мнения которых пора бы начать учитывать. Обычно, кто платит, тот и выбирает товар по качеству. Почему у нас все наоборот?
Почему понятно – так выгодно производителю. При меньших затратах он получает тот же результат, за который по новым требованиям пришлось бы еще попотеть. А потеть не хочется. Потребитель же за одни и те же деньги получает лесоматериалы разного качества, неся на этом материальные и финансовые потери. Но не только это плохо. Существующая практика разлагающе действует на производителя, лишая его стимуляции к качественной работе. Кроме того, при техническом переоснащении создаст ему проблему в системе измерений, так как результаты замера автоматизированных систем измерений (харвестеры, сортировочные машины) будут отличаться от результатов ручных измерений как минимум на 20-30%. А это создаст проблемы не только с измерениями, но и с прокуратурой и другими контролирующими органами. При этом одни будут чесать затылок, а другие потирать руки.
А что делать? Лесная политика у нас такая. Так не пора ли ее изменить?
По одному стандарту, по одной и той же цене, но разное качество древесины. Кто-то теряет, кто-то находит.
Еще долго можно перечислять имеющиеся огрехи и нестыковки в лесном секторе (экологические, природоохранные, лесоводческие, правовые, экономические и т.д.) но и приведенных выше достаточно для понимания важности проведения реформы в лесном секторе. И начинать, наверное, надо с выработки новой Национальной лесной политики, которая бы определила цели и долговременные направления деятельности в отношении лесов и их использования с учетом интересов и потребностей всех участников этого процесса. На основании принятой Верховной Радой Национальной лесной политики Украины разрабатывается лесное законодательство и вся нормативно-правовая база (основной инструмент претворения политики на практике), которая в свою очередь коренным образом изменит обстановку в лесном секторе. Одновременно с новой нормативно-правовой базой нужно будет пересматривать и весь менеджмент, а по сути его создавать, так как сейчас правит бал административно-командный метод управления. Если все это внедрить на практике, то мы окажемся в другой стране по полученным результатам. Стоп, что-то сильно размечтались. Это где вы видели таких эпохальных реформаторов? Намедни проводилось заседание Комитета по экономическим реформам, который горестно констатировал, что гордиться, по большому счету, нечем. Даже сам президент оценивает работу реформаторов на два балла. Так что на усилия верхов можно не рассчитывать. Если они за все время не обнаружили своих реформаторских способностей, то вряд ли можно рассчитывать на появление их и в будущем.
Но несмотря ни на что Национальную лесную политику нужно разрабатывать, потому что по сути это разработка оружия, пусть и теоретического. Мы живем в условиях постоянной борьбы — конкурентной, предвыборной, за выживание, так что рано или поздно необходимость во вновь созданном «оружии» — Национальной лесной политике появится. Нужно только, чтобы оно всегда было под рукой при необходимости. На Манифест коммунистической партии тоже поначалу мало кто внимания обращал, а как потом аукнулось! Национальная лесная политика по своей сути и есть лесной манифест, опираясь на который в последующем можно вести успешное наступление на бюрократические редуты. Более того, это знамя будущей борьбы, а знамя — дело святое: сам погибай, а знамя выручай.
А что же это за политика такая, которая проводится в настоящее время в лесной отрасли?
Так она стара как мир и известна со времен Рима — «Devide et impera» (разделяй и властвуй)! Поэтому и нестыковки кругом — разделено, чтобы властвовать. Этот принцип и в военной стратегии находит широкое применение — разделять и уничтожать по частям. Как видим судьба разделенных и малых частей весьма не завидна. В любой сфере. Поэтому, чтобы частям выжить и успешно функционировать, им нужно объединиться в целях достижения планируемых результатов и соблюдения интересов всех. При этом получается самоуправляемая система, которая не нуждается ни в каком ином управлении извне. Она самодостаточна. Именно созданию такой самодостаточной системы и должна способствовать новая Национальная лесная политика. Это, если хотите, парадигма для будущих преобразований, которым по большому счеты альтернативы нет. Если лес – наше общее богатство, то за сохранением, преумножением, использованием и распределением этого богатства должны следить все, чтобы каждый мог пользоваться этим богатством и еще потомкам оставить. Но и поработать над этим также предстоит всем обществом.