Предлагаю Вам познакомиться с точкой зрения Алексея Ярошенко на будущее лесного хозяйства России в 2012 году. Возможно, Вы найдете какие-либо аналогии с ситуацией в Украине, национальная лесная политика которой, на мой взгляд, уже давно сводится к ежегодным поискам ответов на два простых вопроса: «Когда снимут?» и «Кого назначат?». Привожу и первые комментарии к этой заметке, которые сами по себе интересны и показательны. М.П.
Представляется совершенно очевидным, что 2012 год станет для лесного хозяйства России годом больших перемен. Перемены неизбежно будут связаны как с общими изменениями в мире и стране, которые неизбежно отразятся на лесном хозяйстве, так и с сугубо отраслевыми реформами и нововведениями.
Если ситуация будет развиваться по более или менее инерционному сценарию, т.е. примерно как сейчас, то главной тенденцией в развитии системы управления лесами на федеральном уровне будет прогрессирующая утрата профессионализма и дееспособности всеми имеющими отношение к лесу органами государственной власти. Выражаться она будет как в дальнейшем вытеснении с руководящих постов случайно уцелевших профессионалов, так и в загрузке оставшихся бумажной волокитой до степени, полностью исключающей возможность разумной созидательной деятельности. Итогом будет нарастающее количество самых разнообразных провалов в системе управления лесами. Собственно, год начался с двух таких провалов: Рослесхоз и Правительство РФ не смогли должным образом подготовить ни передачу лесхозов-техникумов субъектам РФ (хотя о ней было известно еще в февраля прошлого года), ни введение обязательного лицензирования тушения лесных пожаров (хотя о нем было известно еще в апреле). При той организации работы Рослесхоза, которую мы видим сейчас, и при том кадровом потенциале, которым он обладает, любое крупное нововведение, будь то передача новых полномочий субъектам РФ, существенное изменение нормативно-правовой базы лесного хозяйства или что бы то ни было еще, почти неизбежно будет заканчиваться аналогичным провалом.
Ситуация усугубляется последствиями декабрьских и мартовских "выборов" депутатов Госдумы и Президента РФ. Даже не вдаваясь в вопрос о легитимности их официальных результатов, можно с уверенностью утверждать, что работа органов государственной власти, имеющих отношение к лесному хозяйству, будет этими мероприятиями надолго нарушена. Сейчас она отчасти парализована ожиданием кадровых перестановок; потом на смену ожиданиям придут сами перестановки. Административные перетряски руководства профильных министерств и ведомств будут продолжаться по крайней мере до июня, до формирования новой структуры и нового состава правительства – это станет мощным фактором дополнительного снижения дееспособности федеральных органов власти, имеющих то или иное отношение к управлению лесами.
Прогрессирующая утрата органами государственной власти профессионализма и дееспособности в значительной степени предопределяет результаты всевозможных реформ и нововведений, запланированных в лесном секторе России в 2012 году. Наиболее важная реформа, которая готовится сейчас, и которую, по всей видимости, органы власти попытаются начать уже в первом полугодии 2012 года – это дальнейшая "децентрализация власти", передача очередной порции федеральных лесных полномочий субъектам Российской Федерации. Несмотря на то, что реформу предполагается начать в ближайшие месяцы, до сих пор непонятно, что же именно правительство предполагает сделать, и какие именно дополнительные лесные полномочия передать субъектам РФ. Планы реформы, как и в недавнем прошлом, готовятся в обстановке строгой секретности, без широкого обсуждения с профессиональным сообществом и другими заинтересованными сторонами, без адекватного анализа уже проведенных реформ. Результат этого, скорее всего, будет плачевным – те полномочия, которые будут переданы субъектам РФ, в течение длительного времени просто не будут исполняться, а организации, затронутые реформами, на долгое время потеряют еще какую-то часть своей дееспособности (если не утратят ее полностью).
Ко всему этому добавляется значительное сокращение финансирования лесного хозяйства из федерального бюджета. В соответствии с федеральным законом от 30 ноября 2011 г. № 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", общее финансирование лесного хозяйства сократится по сравнению с уровнем 2011 года примерно на четверть, а размер лесных субвенций субъектам РФ – на 10%. Крупнейшие сокращения бюджета связаны с отказом от финансирования лесхозов-техникумов, закупок новой лесопожарной техники, строительства лесных селекционно-семеноводческих центров, и с урезанием лесных субвенций. Руководство Рослесхоза предполагает, что какие-то линии бюджета будут возвращены в первой половине 2012 года после внесения в закон о бюджете поправок (в частности, речь идет о закупках новой лесопожарной техники и строительстве новых лесных селекционно-семеноводческих центров) – но пока это представляется маловероятным. Поскольку экономически самодостаточной отраслью экономики при существующем законодательстве лесное хозяйство быть не может, и его выживание начиная с 2008 года полностью зависит от бюджетного финансирования, в 2012 году лесное хозяйство неизбежно столкнется с дефицитом финансирования и вынужденным дальнейшим сокращением рабочих мест.
В 2012 году одним из значимых для лесного сектора событий станет вступление России во Всемирную торговую организацию. Одним из условий вступления стало заключение двухстороннего соглашения между Российской Федерацией и Европейским Союзом, охватывающего широкий круг самых разнообразных вопросов, в том числе касающихся регулирования экспорта необработанной древесины из России. Пока не совсем ясно, каким именно будет новый порядок экспорта "кругляка", но уже ясно, что, во-первых, дальнейшего повышения вывозных пошлин на древесину даже в длительной перспективе не будет, и во-вторых, будут введены экспортные квоты и экспортные лицензии на определенные виды необработанной древесины, и в пределах этих квот ставки вывозных пошлин будут существенно снижены. Когда именно этот новый порядок будет введен – тоже пока не ясно, но теоретически он должен быть введен не позднее июля 2012 года. На ситуацию в азиатской части России этот новый порядок вряд ли повлияет сколько-нибудь существенным образом, но в европейской части экспортно-сырьевая ориентация российского лесного сектора неизбежно вновь усилится. При этом новое европейское законодательство, призванное не допустить древесину криминального происхождения на рынок Европейского Союза, в полной мере вступит в силу лишь в 2013 году.
Наиболее общественно значимыми явлениями, связанными с лесами и лесным хозяйством России, в 2012 году практически наверняка станут лесные пожары, гибель лесов от короеда-типографа и других вредителей, и распил (незаконное или условно-законное изъятие из государственной собственности и общего пользования) лесных земель.
Система борьбы с лесными пожарами в 2012 году будет работать хуже, чем в предшествующие годы. Это связано с продолжающимся распадом системы государственного управления лесами, сокращением финансирования лесного хозяйства и вынужденным сокращением штатов, неподготовленным введением обязательного лицензирования тушения лесных пожаров, огромными затратами на приобретение и обслуживание малоэффективной техники (например, самолетов Бе-200). Регулярные сообщения МЧС о развитии "добровольной пожарной охраны" в понимании федерального закона от 6 мая 2011 г. № 100-ФЗ создает у многих чиновников иллюзию улучшения защищенности сельских населенных пунктов от природных пожаров, но на их реальную защищенность это никак не влияет.
Неподготовленное введение обязательного лицензирования деятельности по тушению лесных пожаров неизбежно приведет к организационному хаосу в начале пожароопасного сезона – весьма вероятно, что тушить лесные пожары на законных основаниях во многих регионах окажется просто некому. Хорошо, если где-то найдутся достаточно смелые и решительные руководители, которые организуют тушение вопреки абсурдным требованиям законодательства – но вряд ли они найдутся везде. В общем, предпосылки для очередной пожарной катастрофы в 2012 году органами власти уже созданы, и теперь почти все будет зависеть от погоды. Если лето будет экстремально сухим и жарким (а оно почти наверняка будет таким хотя бы в какой-то части России) – избежать катастрофических пожаров при такой степени готовности будет невозможно.
Гибель лесов (старых ельников) от короеда-типографа в центральных районах Европейской России уже достигла катастрофических масштабов, но из-за того, что основная волна усыхания пришлась на осень 2011 года, она пока осталась незамеченной большей частью жителей самых густонаселенных регионов страны. В 2012 году усыхание не только продолжится в тех регионах, где оно наблюдается сейчас, но и неизбежно распространится на другие регионы Европейско-Уральской России, чему в большой степени будет способствовать нынешняя "еврозима" (с устойчиво теплой погодой, способствующей успешной зимовке жуков). Адекватно реагировать на такую вспышку численности короеда остаточное лесное хозяйство, сохранившееся после реформ последних двенадцати лет, уже не может; да и поздно уже реагировать – экстренные меры надо было принимать в прошлом и позапрошлом годах. Сейчас остается лишь спасать отдельные ценные лесные массивы, не делать глупостей, способствующих еще более массовому размножению вредителей, и дожидаться, когда вспышка пойдет на убыль под действием естественных причин. "Кабинетные дятлы" сделали все от них зависящее для массового размножения короеда – теперь остается надежда на настоящих дятлов, которые короедом питаются (и не только на дятлов – в целом на всех природных врагов короеда). Но в любом случае усыхание старых ельников из-за массового размножения типографа, вместе с сопутствующими ему санитарными рубками, станет одним из наиболее заметных для общества событий, связанных с лесом.
И, наконец, резкое усиление "распила" лесных земель – незаконного или условно-законного изъятия лесов из государственной собственности и общего пользования граждан, фактическая приватизации лесов – также неизбежно станет одним из важнейших общественно-значимых явлений, связанных с лесами и лесным хозяйством. "Распил" лесных земель в наибольшей степени выражен в самых густонаселенных районах России, в окрестностях крупнейших городов или в курортных районах, в особенности – в Подмосковье, Ленобласти и на Черноморском побережье Кавказа, где стоимость захватываемой земли оправдывает все риски, связанные с ее незаконным захватом. Ослабление и разложение государства всегда ведет к ускоренному растаскиванию государственных активов, представляющих ценность для предприимчивых дельцов – а в современных условиях наибольшую ценность представляют еще не приватизированные земли в густонаселенных и экономически относительно благополучных районах страны. Традиционные процессы растаскивания государственной собственности (в том числе земли) усиливаются благодаря чрезмерному росту крупнейших городских агломераций. Например, численность населения Москвы и Подмосковья, даже по данным официальных переписей населения 2002 и 2010 г.г., увеличивается примерно на двести тысяч человек в год, а в реальности раза в полтора быстрее. Безудержный рост мегаполисов, каждый из которых представляет "экономический Ноев ковчег" в дичающей стране, резко увеличивает потребность в землях под строительство жилья, инфраструктуры и промышленных объектов – а земли эти часто уже просто неоткуда брать, если не из-под леса. Ситуация усугубляется тем, что чем больше становится застроенных территорий и заборов вокруг них, тем чаще этими заборами перекрывается доступ граждан в формально еще свободные и открытые леса – то есть фактический уровень приватизации и изъятия лесов из общего пользования граждан значительно превышает формальный. В самых густонаселенных районах страны люди просто остаются без леса, который для многих все еще является важнейшим местом отдыха.
Все это выглядит крайне печально, и пока признаков улучшения ситуации не наблюдается. Однако, упадок лесного сектора и все вышеописанные процессы и явления не представляют собой чего-то нового и неожиданного – это вполне закономерный итог лесных реформ последних двенадцати лет. Фактически курс на разруху был взят почти двенадцать лет назад – 17 мая 2000 года, когда указом Президента РФ В.В.Путина были ликвидированы профессиональные федеральные ведомства, отвечавшие за лесное хозяйство и охрану природы – Федеральная служба лесного хозяйства и Госкомэкологии РФ. Последовавшая за этим депрофессионализация государственного управления лесами стала одной из причин появления Лесного кодекса 2006 года, который добил остатки старой системы управления лесами. Двенадцать лет система государственного управления лесами России упорно и последовательно разрушалась. До сих пор нет единого мнения о том, было ли это результатом преимущественно глупости и недальновидности руководства страны, или результатом целенаправленного вредительства, но разрушительный результат в любом случае был достигнут.
Сейчас самый главный вопрос – что можно сделать для того, чтобы лесное хозяйство начало возрождаться, и чтобы в обозримом будущем в нашей стране была выстроена разумная система государственного управления лесами. За последние двенадцать лет нами были перепробованы все мыслимые способы обращения к власти с конкретными предложениями по наведению порядка в лесном секторе. Мы можем с уверенностью утверждать, что обращения к власти (в том числе лично к В.В.Путину и Д.А.Медведеву) ни от граждан, ни от общественных и научных организаций, ни от профессионального сообщества не работают, даже если под этими обращениями стоят десятки тысяч подписей. Скорее всего, главная причина такого безразличия власти к мнению профессионального сообщества работников леса и природоохранников состоит в том, что это сообщество слишком малочисленно и разрозненно, и не оказывает существенного (с точки зрения власти) влияния на умонастроения общества, а сам лесной сектор играет в жизни страны относительно небольшую роль.
Чтобы изменить эту ситуацию, специалистам лесного хозяйства и природоохранникам необходимо сосредоточить свои усилия на просветительской и разъяснительной работе с активной частью гражданского общества, с теми людьми, от которых зависит будущее нашей страны. Необходимо добиться, чтобы как можно большее количество людей понимало значимость лесов и в целом природы для будущего России, чтобы лесное хозяйство воспринималось как совершенно необходимая и приоритетная для нашей страны отрасль, и чтобы будущие руководители представляли себе, какие шаги надо сделать в первую очередь для наведения порядка в лесах.
А главное и самое эффективное дело на сегодня – это борьба с тотальной ложью, в которой погрязла наша система государственного управления лесами. Ложь скрывает основную часть результатов разрушительных лесных "реформ" последних двенадцати лет, позволяет высокопоставленным чиновникам ничего не делать для исправления ситуации, а виновникам провалов избегать какой бы то ни было ответственности. Чем больше в самых разных местах (в СМИ, на форумах и блогах, в книгах и выступлениях) будет правды о том, что происходит с лесами и в каком состоянии находится лесное хозяйство – тем быстрее общество и власть осознают необходимость срочных мер по сбережению лесов нашей страны и восстановлению лесного хозяйства.
В заключение желаю всем коллегам успехов в наступающем году.
09 янв 2012, 15:43
Алексей Ярошенко, руководитель лесного отдела Гринпис России
Комментарии
Paster 09 янв 2012, 16:05
Патриотично! Не пафосно. Но профессионально! Спасибо Вам, Алексей, за Вашу гражданскую позицию!
Лесной Кот : 09 янв 2012, 16:50
Ложь скрывает основную часть результатов разрушительных лесных "реформ" последних двенадцати лет, позволяет высокопоставленным чиновникам ничего не делать для исправления ситуации, а виновникам провалов избегать какой бы то ни было ответственности. Чем больше в самых разных местах (в СМИ, на форумах и блогах, в книгах и выступлениях) будет правды о том, что происходит с лесами и в каком состоянии находится лесное хозяйство – тем быстрее общество и власть осознают необходимость срочных мер по сбережению лесов нашей страны и восстановлению лесного хозяйства.
И это правда!
Удачи!
tiger 09 янв 2012, 17:23
Спасибо за могучий текст. Теперь бы перевести его с казенного на человеческий. Долгая и нудная история развала лесного хозяйства, очередного вранья господ больших начальников гражданам будет вряд ли интересна. Когда кто-то возмущается или жалуется на безобразия, сотворенные с лесным хозяйством, у большинства реакция будет "для меня сейчас это далеко не самое главное ", "а кому сейчас легко?" и т.д. Если же подать эту же проблему через последствия, которые многих коснутся напрямую – это уже будет совсем другое дело.
Следствие первое: горели и гореть будем.
Более того, господа чиновники не только сами не могут (не хотят?) толком организовать предотвращение и тушение лесных пожаров, но и активно мешают это делать другим. Наверно это надо показать более наглядно – фото конкретных авторов этой идиотской ситуации, ее последствия. Чтобы потом, когда народ будет задыхаться в дыму, а большие начальники кататься на вертолетах или "пускать струйки" с Бе-200, было знать кого "поблагодарить".
Открытые письма "гарантам конституций", премьерам, думакам, их партийным боссам с одним простым вопросом "И долго они будут заниматься этим маразмом?" Чтобы все желающие могли их подписать. А потом прочитать ответ. Все это не для того, чтобы перечисленные руководящие господа стали "белые и пушистые" (черного кобеля не отмоешь до бела. Даже с хлоркой). Но вот граждане может быть более серьезно задумаются о своей грядущей дымо-газовой среде обитания.
Следствие второе: жуки наступают.
Для среднего жителя России эта ситуация новая. Как и в целом в мире. Те же проблемы на западе Канады, в США. С одной стороны – надо объяснять, почему это получилось, что надо делать не дожидаюсь, когда деревья на головы начнут падать, и как можно попытаться повысить устойчивость лесов, чтобы это не повторялось. Сейчас гляжу на породный состав культур и изумляюсь. Уже по какому разу запихивают ель по ели, сосну по гарям, которые на стадии жердняка уже по третьему разу выгорают – но продолжают. Это какие лбы надо иметь, чтобы такое регулярное наступание на грабли выдерживать. Гиганты!
Следствие третье: "распиливали" и "роспиливать" лесную земельку будут.
Только что проехал по Успенскому шоссе. Это самое пафосное направление в Подмосковье. Никакая холера господ начальников не берет. Застройка лесов завершается. Вдоль дороги через лес местами уже сплошная "труба" 5 метровых заборов.
Есть и кое-что новое. Огромное поле, вдали переходящее в лес. Монументальная стальная решетка, на ней таблички "Частное владение, вход воспрещен". Похоже в Подмосковье скоро не то что в лес, а с дороги сойти будет невозможно. Летом рядом, на берегу реки забора еще не было, но уже висело объявление "частное владение". Интересно, как там будет забор возводиться? Оставят дырку до 20 метровой полосы вдоль реки, или нет? Как граждане, особенно отдыхающие будут реагировать на все это? Пока непонятно.
Я думаю, если говорить о проблемах лесного хозяйства с этой точки зрения, человеческим языком, а не чиновничьим "новоязом". Тогда может быть и общественная реакция окажется более активной.
Общество похоже начинает пробуждаться, поскольку дальше "как всегда" становится уж больно глупо, жестко и неудобно.
Вот эту бы ситуацию – да "в мирных целях". Для блага лесов и нас с вами.
С прошедшими праздниками всех!
Впрочем, "старый Новый год" еще в запасе.
Пикет : 09 янв 2012, 18:46
Несомненно ситуация будет использована во благо, но не лесов и нас с вами, а отдельно взятых личностей!
_________________
Деревообработка: распил, продажа фанеры, ДСП и ДВП – http://www.allfanera.ru/
tiger 09 янв 2012, 20:57
Ну, ничего не поделаешь: "Волков бояться – в лес не ходить" Тут варианты "либо мы их, либо они – нас", но уже похоже получается "друг друга". По сравнению с тем, что было, крохотная, но "тенденция, однако".
Просто продолжать тихо возмущаться, либо громко стонать на этом форуме уже бесполезно. И писали, и разоблачали, и убеждали и призывали. Все перепробовано, но "клиенту по фигу".
Может быть сейчас появляются новые варианты. Но тогда и говорить о ситуации надо по другому. То, что подходит и понятно для 1500 человек профессионально либо любительски интересующихся лесным хозяйством и лесами, и которые регулярно посещают этот форум, не будет интересно и убедительно для тех десятков тысяч, что уже выходят на улицы. Похоже скоро выходить будут сотни тысяч. И "массовиков затейников" желающих обратить на себя внимание этих людей будет все больше. И тут лесники опять могут "пролететь мимо кассы".
Если бы 10 лет назад профессиональное лесное сообщество хоть чуть-чуть "подперло" попытку референдума, может быть все повернулось совсем по другому. Подумали наверно, не царское это дело, какое-то там г… общество какой-то там референдум. А рывок ведь был мощнейший. Совсем большие начальнички на него поглядывали с удивлением. После этого уже постоянно обращали внимание на инициаторов и организаторов этих процессов. Понятно, что делали, что хотели, но посматривали. В ситуации с нефтепроводом Восточная Сибирь-Тихий океан даже "задний ход" дали. С Химкинским лесом – по крайней мере притормозили на время.
А вот систему Российского лесного хозяйства тихо и спокойно "разобрали на мелкие запчасти". И действительно, чего с ней церемониться. Молчала, ну и дальше молчать будет. Оставшиеся особо разговорчивые пар спускают на Лесном форуме. Это хорошо, что есть хотя бы 1500 человек, которым происходящее с лесами России не "все равно".
Но этого мало. Крайне мало. Надо гораздо больше.
Grig45 : 09 янв 2012, 22:52
Пикету: Не падайте духом – ушибётесь!
пессимист: 09 янв 2012, 23:10
Ну а как можно расширить аудиторию?
Посмотрите, даже на форуме Рослесхоза лесников очень мало, хотя это могла бы быть очень широкая арена для общения именно специалистов лесного хозяйства из разных регионов с непосредственным выходом на наше Агентство. Если уж у профессионалов общение на собственном форуме не вызывает большого интереса, то что можно говорить о людях, далёких от леса?
Как их привлечь в лесные форумы? Да ещё каким-то образом нужно объяснять людям о существующих проблемах…
Очень интересны результаты опросов. Но кто их видит? Например, рейтинг руководителей, имевших дело с лесным хозяйством. Отрицательные оценки деятельности абсолютно всех оцениваемых людей, особенно Путина, очень показательны. Но увидеть их могли только те, кто заходит на этот форум! А как бы хотелось, чтобы эта оценка появилась где-нибудь на Яндексе …