Административно-командный менеджмент

Административно-командный менеджмент — дикое и не жизненное сочетание. Но в жизни всякое бывает, а в нашей так в особенности. И мы ежедневно видим, что такое сочетание очень даже жизненное. Наши высшие госчиновники гордо именуют себя менеджерами, да еще с приставкой топ. А являются ли они таковыми по сути? Может где-то в своих корпорациях они и являются менеджерами, но только не на государственной службе, где до сих пор господствует административно-командная система управления со всеми вытекающими из нее последствиями.

Энциклопедический словарь экономики и права дает такое определение административно-командной системе управления:

Система управления экономикой страны, в которой главенствующая роль принадлежит распределительным, командным методам, а власть сосредоточена в руках центральных органов управления, бюрократического аппарата. Для такой системы характерно централизованное директивное планирование, при котором предприятия действуют в соответствии с доводимыми им из верхних эшелонов управления плановыми заданиями. Административно-командная система опирается на тоталитарные режимы, она противоречит демократическим принципам управления, препятствует развитию свободного рынка, конкуренции, предпринимательства.

Административно-командная система не всегда есть плохо. В армии, например, так она очень даже эффективна. Но гражданское общество далеко не армия и там должны действовать другие системы управления, в том числе и менеджмент.

Менеджмент (от англ. management — управление, организация) — система программно-целевого управления, перспективного и текущего планирования, организации производства и реализации продукции. Он изучает наиболее рациональную организацию и управление производством, коллективом. Менеджмент — это комплекс взаимосвязанных действий:
организация и управление (производством и коллективом);
постановка и корректировка задач;
разработка этапов работы;
принятие решений;
налаживание коммуникаций (методов и форм передачи информации);
регулирование процессов;
сбор и обработка информации;
анализ информации ,
подведение итогов работы.

Задачи менеджмента:
организация производства конкурентоспособных товаров;
совершенствование производственного процесса;
внедрение новейших наукоемких технологий;
повышение качества продукции;
снижение затрат на производство.

Из приведенных определений и задач менеджмента вытекает, что это не любое управление, а только то и теми процессами, целью которых является получение прибыли. А где ее можно получить? Только на предприятии.

Закон Украины «О предприятиях» гласит:
Предприятие — основное организационное звено народного хозяйства Украины. Предприятие — самостоятельный хозяйствующий субъект, обладающий правами юридического лица и осуществляющий производственную, научно-исследовательскую и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли (дохода). Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетные (текущие) и другие счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием, а также знак для товаров и услуг. Предприятие не имеет в своем составе других юридических лиц.

Похоже наши госчиновники не особо читают законы Украины. А если и читают, то особо на них внимания не обращают. В указанном выше законе ясно сказано — «самостоятельный хозяйственный субъект», значит и действовать он должен самостоятельно, без всякого вмешательства извне.

Вот например, лесхозы Украины — довольно сложные и специфические предприятия.
За счет чего они получают прибыль?
За счет заготовки и реализации круглого леса.
 Но чтобы начать лес заготавливать, необходимо его вначале вырастить. А чтобы его вырастить, требуется в среднем 70 лет, то есть лесники сейчас заготавливают лес, который сажали их деды и прадеды. Соответственно, лес, который посадили нынешние лесоводы, будут заготавливать их внуки и правнуки. Затратно, однако. Тем более, что многим из них государство на лесоводство не выделяет ни копейки.
Тем не менее, лесхозы довольно рентабельные предприятия, которые работают на полной самоокупаемости, покрывают все расходы на лесоводство, являются денежными донорами госбюджета и еще немного на развитие остается.

Успехи лесхозов в хозяйственной и коммерческой деятельности свидетельствуют о том, что помимо всего прочего, у них с менеджментом все хорошо. Экономические показатели хорошие, директор лесхоза на своем месте. Честь ему и хвала!

Ежегодно только лесхозы Госагентства лесных ресурсов заготавливают около 12 млн. куб. м древесины разного назначения (сортиментов). И вот здесь начинается самое интересное. В роли продавца начинает выступать центральный отраслевой орган. Неужели лесники с таким трудом заготовляющие лес, сами не в состоянии его продать? Тем более в условиях ажиотажного спроса, когда покупатели сами обращаются к лесхозам напрямую.

Когда дело доходит до продажи, то на смену менеджменту предприятий приходит административно-командный метод распределения продажи заготовленной древесины. А поскольку госчиновники считают это своей умственной работой, то за нее берут плату как за «консалтинг». Они же люди культурные с белыми воротничками и от слова «рэкет» их самих воротит. Более того, чтобы не обременять лесхозы лишними хозяйственными проблемами, они готовы обеспечивать их всем необходимым для повседневной деятельности, но по своему прейскуранту. Посмотрит иной директор лесхоза на выставленные счета по этому прейскуранту и только затылок начинает чесать. И если он осмелится задать робкий вопрос:
— А почему так дорого?
— Так, консалтинг. С ног сбились, пока нашли для вас требуемые материалы. Ценить это надо!
Сами-то они себя ценят очень высоко, что отражается в действующих расценках. А уж по части изобретения и внедрения «маркетинговых» фишек им вообще нет равных.

Платить лесхозам приходится за все. Иногда и за то, за что платить казалось бы не нужно. Например, сертификат происхождения лесоматериалов. Где еще может взять лес лесхоз, кроме как из леса, который за ним закреплен государством согласно Лесному кодексу Украины и который он собственноручно вырастил?
Понятно-то, понятно, но чтобы сомнений не было — плати! Это скорее лесхоз должен выдавать такие сертификаты, а не надуманные бюрократические организации. Тогда бы и деньги, вырученные за выдачу сертификатов, шли бы по своему прямому назначению — на лесоводство. А так они оседают непонятно где и у кого.

Если у некоторых госчиновников есть такая непреодолимая сила делить чужую прибыль, так не лучше ли им отправиться туда, где эта прибыль добывается — на лесоповал. Да с пилой «Дружба», той что двуручная. Глядишь, мозги-то и проветрились бы. А то на одного с сошкой выходит семеро с ложкой. Да ладно бы с ложкой, а то ведь с безразмерным экскаваторным ковшом.

А взять те же лесные аукционы, на которые сгоняют всех как крепостных, поскольку других вариантов нет. Хотя истины ради стоит отметить, что они есть, но за «консалтинг». А может самостоятельные хозяйственные субъекты как-нибудь сами договорятся между собой без высокопоставленных посредников-захребетников?
Вы можете представить себе, чтобы все культурные ценности вдруг начали бы продавать только через аукцион Сотбис? И даже мысль такая в голову не приходила?

Зато у наших чиновников другие ценности, а соответственно и мысли, часто воплощающиеся в противозаконные и безумные действия. Все поставлено на поток выколачивания денег — портреты, бирки, услуги и многое другое. Работает как конвейер. Может пора его остановить? Например, ввести уголовную ответственность за вмешательство в хозяйственную и коммерческую деятельность предприятий, даже подчиненных. Нарушил закон — в тюрьму! Глядишь, тогда и порядка больше будет. А то, земля у нас богата, порядка в ней лишь нет. Административно-командная система управления довела до полного краха уже не одну великую державу. Так стоит ли ей следовать с упорством обреченных?

1 коментар

  • noforester

    В современной Украине органы власти не торгуют (вообще). Просто их руководители (возможно, что не все и не напрямую) советуют  руководителям  подчиненных государственных предприятий где, что и почем купить; кому, сколько и по какой цене  продать; в каком банке держать деньги; кому оказать благотворительную помощь, а кому просто грузовик дефицита бесплатно подкинуть или услугу оказать… Со сторонних продавцов-покупателей  возможно и берется плата за маркетинговые услуги, но: во-первых, это как бы справедливо, – услуги то есть (все подчиненные покупают-продают как надо и бесприкословно), хотя иногда их  и называют коррупцией; а во-вторых,  по бухгалтерским отчетам государственных предприятий, не доказуемо. Ответственность за любые нарушения в торговле несут, не госслужащие (топ-менеджеры),  а руководители и бухгалтера торгующих  предприятий. Это абсолютно логично и  законно. Подобная система пронизывает все государство и прочно связана круговой порукой правящей элиты и обслуживающего её "мелкого" /спасибо кадровой селекции/  руководства. Ну а то,  что  страна  может развалиться, так на то и расчёт: отвечать будет не перед кем. Да и народ сильно убиваться   не будет: многие уже вслух о викингах и шляхтичах тоскуют, а молодежь просто молча  уезжает  в поисках лучшей доли.

Comments are closed.

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.