Дмитрий Колесников, глава Государственного агентства по управлению государственными корпоративными правами и имуществом, рассказал о качестве госсобственности и создании единой госхолдинговой компании.
Спустя год после начатой президентом административной реформы на здании бывшего Министерства промышленной политики наконец-то сменилась вывеска. Теперь там блестит металлом надпись «Государственное агентство Украины по управлению государственными корпоративными правами и имуществом». Это ведомство возглавил бывший министр промышленной политики Дмитрий Колесников. За прошедший год подчиненные так и не свыклись с новым статусом своего руководителя и в разговоре между собой продолжают называть его министром.
Глава агентства долгое время не встречался с журналистами из-за функциональной неразберихи внутри Кабинета министров: сказать было нечего. Наша беседа состоялась незадолго до завершения аудита госсобственности, по результатам которого правительство ликвидирует четверть государственных объектов и уволит сотни руководителей предприятий. Параллельно Колесников борется за передачу агентству дополнительных полномочий — часть из них он намерен отобрать у Фонда государственного имущества (ФГИ).
— Агентство заканчивает аудит государственного имущества, по результатам которого начнется реформа системы управления госсобственностью. Итак, насколько сегодня велики активы государства?
— Несмотря на то что процесс приватизации длится уже 20 лет, и за это время было реализовано много предприятий, доля госсобственности всё еще довольно высока. Большинство госактивов — убыточные, они имеют огромные долги и истощенные производственные мощности.
— Каков процент прибыльных предприятий?
— Не более 15 процентов. При этом госсектор экономики — в основном предприятия газотранспортной системы и электроэнергетики — производит 40 процентов ВВП страны, что в два раза больше, чем в развитых странах.
Из подлежащих приватизации объектов, которые значатся в реестре ФГИ, не продано около четырех тысяч предприятий, 29 холдинговых компаний и 700 пакетов акций различного номинала и ликвидности. Кроме того, о некоторых из них имеются только обрывочные данные. Мы находим предприятия, их руководителей, главных бухгалтеров, затем систематизируем эти сведения.
— Когда вы завершите аудит?
— В этом году. В декабре мы намерены презентовать итоги аудита Координационному центру по внедрению экономических реформ при президенте.
В целом работа агентства велась по двум основным направлениям — анализ предприятий и разделение их на три условных группы. В первую группу попали предприятия, которые в перспективе должны быть приватизированы. Во вторую — объекты, которые должны управляться государством. И третья группа — активы, деятельность которых будет прекращена. Таких предприятий, к слову, не менее 25 процентов от того, чем сегодня владеет государство.
— Что это за объекты?
— Неликвидные предприятия без руководителей, бухгалтерии, печати. Такие активы нужно найти, идентифицировать и ликвидировать.
— А что останется государству?
— В госсобственности останутся предприятия, соответствующие нескольким критериям. Первый из них — это обеспечение государственной безопасности. Например, объекты оборонного сектора, АЭС. Есть предприятия, работающие, как «Укрпочта», на социальные потребности страны, и те, которые обеспечивают конкуренцию на внутреннем рынке. Я сейчас говорю о госмонополиях: железнодорожные пути, нефтепроводы, а также линии электропередачи. И, наконец, есть объекты, которые должны оставаться в госсобственности в среднесрочной перспективе. Это те активы, чью капитализацию можно повысить при правильном управлении.
— Среднесрочная перспектива — это сколько лет?
— Рассчитать ее по каждой отрасли довольно сложно. Одни предприятия при формировании вертикально интегрированных структур увеличат свою капитализацию в течение двух-трех лет, а другие — на протяжении пяти лет. В целом среднесрочная перспектива — это пятилетка.
Блок-пакет
— Бытует мнение, что государство — неэффективный собственник. Как агентство предполагает повысить эффективность госуправления предприятиями?
— Не соглашусь с вами. Международный опыт говорит о том, что государство может эффективно управлять своим имуществом. Мы изучили опыт европейских государств — Германии, Франции, Италии, стран Скандинавии, а также Южной Кореи, Китая, Казахстана и России. Попытались собрать весь мировой опыт в нашей концепции. Она заключается в управлении госактивами через государственную холдинговую компанию (ГХК). В мире много таких примеров. Например, ГХК «Самрук-Казына» в Казахстане, SASAC в Китае, Temasek в Сингапуре. Все они управляют различным количеством активов. Например, Temasek контролирует около 25 компаний, тогда как SASAC — 169 госпредприятий в 18 различных отраслях.
— А как это будет работать у нас? «Целью прежней концепции была передача акций в управление кому-либо. Сегодня по закону госакциями управляет центральный орган исполнительной власти. И мы будем управлять ими, а не передавать»
— Для начала в распоряжение агентства передаются все активы, которые остаются в госсобственности, за исключением объектов оборонного сектора и предприятий, обеспечивающих социальные функции. После этого агентство формирует отраслевые субхолдинги и готовит необходимые нормативно-правовые акты для создания государственной холдинговой компании. В наши задачи входит и подбор управленческой команды. С начала 2012 года начнем постепенно передавать активы ГХК.
— Какие функции возлагаются на холдинговую компанию?
— Руководство холдинга будет определять инвестпроекты, которые портфельные компании в дальнейшем начнут реализовывать. Кроме того, совет директоров будет участвовать в подборе и назначении ключевых руководителей портфельных компаний, контролировать финансовые показатели за отчетные периоды.
— А кто будет управлять такой компанией?
— Совет директоров во главе с премьер-министром. В совет войдут министры, представители бизнеса. У государства должно оставаться право вето на ключевые решения, то есть блок-пакет. Правительство напрямую будет назначать членов совета директоров.
Такая схема ограничит спонтанное политическое вмешательство в деятельность госактивов. Кроме того, создание ГХК приведет к снижению коррупции за счет минимизации непрозрачного вовлечения госслужащих в управленческие и финансовые решения по управлению активами.
— А что, такая схема позволит избежать коррупции? Кто будет контролировать деятельность руководства ГХК?
— Специальная ревизионная комиссия. В ее состав войдут представители министерства финансов и министерства юстиции, Контрольно-ревизионного управления, независимых аудиторских компаний.
Разными путями
— На рассмотрении Верховной Рады находится два законопроекта. Один из них расширяет полномочия Фонда госимущества, другой — сужает. В чем суть противоречий и дискуссии агентства с ФГИ?
— Не вижу никакой дискуссии. Я вооружился национальным планом действий, указами президента о создании агентства. В инициированном нами законопроекте №9415 об усовершенствовании процедуры управления госсобственностью всё это есть. Я не вижу никакого затягивания процесса, до конца года законопроект будет рассмотрен в парламенте во втором чтении.
— Да нет, всё не так гладко. Возьмем одно из оспариваемых полномочий — ведение реестра государственных предприятий и распоряжение его данными. Зачем вы боретесь за реестр?
— Президентским указом реестр отнесен к функциональной сфере агентства, поэтому его будем вести мы.
— Еще один спорный пункт — процедура согласования планов реструктуризации и санации государственных объектов.
— В нашем законопроекте все эти полномочия закреплены за агентством и относятся только к тем объектам, которые находятся в его управлении.
— А за что будет отвечать ФГИ?
— За предприватизационную подготовку, оценку госимущества и его скорейшую реализацию в установленном законом порядке.
— По словам председателя Фонда госимущества Александра Рябченко, принятая правительством программа приватизации до 2015 года предусматривает упрощенную процедуру предаукционной продажи, позволяющую повысить стоимость неликвидных объектов. О чем идет речь?
— Это не пересекается с той работой, которую мы проводим. Программа приватизации призвана облегчить работу ФГИ по реализации предприятий. В некоторых случаях наше законодательство не дает возможности реализовать госактивы по справедливой стоимости.
Я не буду говорить о конкретных предприятиях. Но есть объекты, стоимость которых, согласно оценке, настолько велика, что у предприятий попросту нет своего рыночного потребителя. По такой цене их никто не купит. А законодательство не позволяет ФГИ реализовать актив за меньшую стоимость. Поэтому я считаю, что должна быть возможность «отрицательного шага» на аукционах. Если рынок готов платить за это предприятие высокую цену, значит, его нужно продавать по высокой цене.
— Несколько лет тому назад между частным собственником и государством разгорелась борьба за право контролировать «Укрнефть». Сложилась ситуация, когда из-за этого конфликта тормозились некоторые инвестиционные проекты.
— Я не слышал об этом.
— Как не слышали? Противостояние между инвестором и государством в компании «Укрнефть» длится с 2007 года. Как будет вести себя агентство в случае возникновения подобных конфликтов на предприятии, доля которого принадлежит государству?
— Государство будет на стороне развития собственной экономики. Относящиеся к компании «Укрнефть» активы заслуживают более пристального внимания, и над этим работает группа при Координационном центре по внедрению экономических реформ. Группа проведет анализ, затем будет определен орган, который получит право управлять этими активами. В любом случае крупные объекты необходимо реформировать. Их нужно очищать от непрофильных активов, к которым, например, относятся санатории на базе предприятия.
Менеджеры по приглашению
— В некоторых странах, чтобы научить госсектор мыслить корпоративными принципами, на руководящую должность приглашают иностранца. Поддерживаете ли вы такой подход?
— Да, поддерживаю. Но не секрет, что хороший менеджер дорого стоит.
— Готово ли государство платить достойную зарплату таким специалистам?
— Зависит от того, насколько эффективной является компания, которой он будет руководить.
— Сколько, по результатам вашего аудита, в Украине потенциально эффективных госкомпаний?
— Немного.
— Около десяти процентов?
— Примерно так.
— По оценкам рекрутинговых компаний, средняя зарплата топ-менеджера крупной корпорации в Украине составляет от 10 до 100 тысяч долларов. Если десяти процентам госкомпаний потребуется новый дорогостоящий менеджмент, то какова цена этого успеха для государства?
— Я не сказал, что платить станет государство. Топ-менеджер будет получать зарплату исключительно из прибыли компании.
— После проведенного вами аудита вы будете подавать на рассмотрение в Кабмин кандидатуры руководителей, подлежащих увольнению?
— Конечно. Основа этой системы — контракт, в котором четко прописано, каких результатов обязан добиться менеджер. Он должен выполнить финплан, обеспечить зарплату на определенном уровне. Если он этого не делает, значит, нужно искать другого.
— Будете ли вы инициировать изменение условий контракта, вводить дополнительные критерии?
— Да, будем. Такими критериями может быть расширение доли рынка, повышение капитализации активов.
Счет оплатит компания
— Госагентство по управлению корпоративными правами, помнится, создавалось в 1998 году. Тогда его деятельность закончилась коррупционным скандалом и попыткой посадить руководителей ведомства. Не опасаетесь повторения сценария?
— С тех пор законодательная база изменилась. В то время орган по управлению государственными корпоративными правами подчинялся, согласно законодательству, Фонду госимущества. Целью той концепции была передача акций в управление кому-либо. Сегодня по закону госакциями управляет центральный орган исполнительной власти. И мы будем управлять ими, а не передавать.
— Сколько времени нужно вам на то, чтобы построить новую систему управления госактивами?
— Мы рассчитываем сделать это в течение 2012–2013 годов. Дело в том, что процессы корпоратизации, инвентаризации, акционирования довольно длительные.
— Длительные и дорогостоящие. Кто будет их оплачивать?
— Всё будет проводиться за счет компании.
— В Южной Корее, например, государство оплачивало реструктуризацию компании, обеспечивая таким образом ее выход на новый уровень развития.
— Это идеальная система. Она возможна при наличии средств в госбюджете. Сегодня наша задача — различными способами заставить предприятия госсектора эффективно работать в рыночных условиях.
— Сколько сотрудников сейчас работает в агентстве?
— Двести человек.
— А штат Фонда госимущества сократится?
— Я не знаю. Штатная численность агентства в следующем году не увеличится.
— Какая сумма выделяется из госбюджета в 2012 году на финансирование агентства?
— Эта цифра будет рассчитана по общей системе финансирования центральных органов исполнительной власти — ни больше ни меньше.
— Это сколько?
— Затраты не превысят те, которые приходились на одного человека в Министерстве промышленной политики.
— А почему вы не называете конкретную сумму? Она же есть в проекте госбюджета.
— Потому что сейчас у нас 200 человек, а цифра, которая заложена в проекте госбюджета, рассчитана на 126 человек. Сейчас мы готовим соответствующие изменения в проект госбюджета на следующий год.
— Как так получилось?
— Изначально предполагалось, что штат ведомства составит 126 человек. Однако с таким количеством людей мы не смогли бы выполнять возложенные на агентство функции, поэтому обратились к правительству с просьбой изменить штатное расписание. Нам установили численность по штатному расписанию в 200 человек.
— Представители оппозиции считают, что идея с созданием агентства свидетельствует не столько о желании власти наладить эффективное управление госимуществом, сколько о намерении передать все права управления госактивами в руки Рината Ахметова, чьи интересы вы якобы здесь представляете.
— Я уверен в том, что национальный план действий и экономические реформы направлены исключительно на эффективную работу украинских предприятий в частности и экономики в целом. При этом ничьи конкретные интересы не имеются в виду.
— То есть с Ахметовым вы не общаетесь?
— Я очень уважаю Рината Леонидовича и считаю его талантливым менеджером.