Хорошая статья. Хотелось бы, чтобы её прочитал и прокомментировал Владимир Борейко. М.П.
Данные мысли легли на бумагу еще несколько лет назад, но, прочитав на форуме сайта wildlife.by дискуссию об охотниках (Охотник или убийца?), увидел, что тема и сегодня актуальна. И хотя понимаю, как трудно переубедить человека в том, чего он не попробовал, а значит, в чем не разбирается, все-таки и молчать нельзя…
С развитием уровня жизни человеческого общества охота как явление удостаивается все более пристального внимания, которое довольно часто выливается в ее неприятие со стороны некоторых обычных граждан. Блага цивилизации делают людей более сентиментальными, жалостливыми, излишне чувствительными, что особенно ярко проявляется у городских жителей, причем уровень этих качеств прямо пропорционален размеру городов.
Когда у меня не было своего электронного почтового адреса, вся переписка с зарубежными клиентами об организации охот велась через нашего, как сейчас говорят, системного администратора Дмитрия, ярого противника охоты.
– Дима, – каждое утро задавал я вопрос, – нет ли вестей из России (Германии, Франции)?
– Зверушки целее будут! – радовался он отсутствию сообщений.
Обычно я пропускал эту радость мимо себя, но однажды поинтересовался:
– Вот скажи, Димитрий, почему ты против охоты, в чем причина такой неприязни?
– Пушистиков жалко! Вам бы всех их убить!
Я был совершенно обескуражен такой узостью, примитивностью суждений со стороны человека, обремененного высшим образованием, и отсутствием у него какого-либо желания понять, почему сотни миллионов людей на нашей огромной Земле придерживаются совершенно иного мнения.
– Как же вам не жалко стрелять таких красивых, ни в чем не повинных зверей и птиц? – довольно часто приходится слышать от знакомых и незнакомых, в основном достаточно умных и образованных людей, когда они узнают, что я охотник. Ладно, если бы такой вопрос звучал из уст тех, кто категорически и принципиально не употребляет в пищу мяса. Жалко им всех зверей и птиц. Поэтому они вегетарианцы. И против охоты. Вернее, против любой насильственной смерти животного. Уважаю – есть какое-то подтверждение взглядов действием, хотя и не разделяю подобную позицию.
Так ведь нет, обычно "жалостливые" говоруны едят мясо, и едят с огромным удовольствием. Еще и привередничают: «Я курицу не люблю», «А я – парную свинину!». «Говядина суховата, а в баранине много жилок и жир на языке застывает». Делают при этом вид, что мясо это, суховатое, жирноватое, с жилками и без оных, на прилавки магазинные само не понятно как и откуда попадает, в вакуумные упаковки раскладывается, змеится колбасами, тестом пельменным обкручивается. А точнее – даже вид не делают, просто не думают об этом. Пришел в магазин или на рынок и купил. Не заморачиваясь на том, что говядина – это прелестные рябоватые бычки и задумчивые коровы, пасшиеся на придорожном лугу в лучах предзакатного солнца. А свинина – веселый игривый парсюк Борька, любивший пареную картошку и поваляться в луже, если имел возможность до нее добраться.
Между появлением мяса на прилавках и этими несчастными, приговоренными с момента рождения животными – целая череда действий и механизмов, делающих любителей отбивных и котлет, как бы и ни при чем в их смерти. «Такая, значит, у этих созданий судьба – умереть ради удовлетворения кулинарных пристрастий человека». А сами они, люди – за животных, чтобы им, животным этим, хорошо было! Чтобы жили они на воле, в тепле, сытости и любви.
А что для теплоты, сытости и любви людям нужно приложить усилия, совершать поступки, причем не разовые, которые укрепляют греющее душу мнение о своей природогуманной позиции («Вчера сухарик не доел, прицепил на ветке для белочки – скакала по деревьям над тротуаром, пусть скушает!»), а постоянные, связанные с тратой сил, здоровья, времени и денег, стараются не думать. Ведь это так утомительно! Гораздо проще, лежа на диване перед голубым экраном или сидя за клавиатурой компьютера, выплескивать в пространство кухни или всемирную сеть праведный гнев в адрес «убийц», «варваров», «душегубов» – охотников.
По представлениям и высказываниям «гневных праведников» выглядит это так. Пасутся на полях и в лесах красивые пушистые зверушки, нюхают цветочки, кушают травку, играют между собой, радуют своим присутствием милых, добродушных людей, пришедших полюбоваться на «братьев меньших». Волки дурачатся с косулями, лисицы хвостами обмахивают разомлевших от жары зайчат. Над ними с веселым щебетом летают беззаботные разноцветные птички. Солнышко своими нежными лучиками согревает все это благоденствие. Вечная весна! И тут вдруг из-за куста появляется охотник с небритой рожей, в рваной телогрейке, с красными от жажды наживы глазами, который поднимает свою кривую двустволку и выстрелами губит всю эту идиллию. Такая вот ужасающая своей недалекостью «картина маслом»!
К сожалению, в той или иной степени подобные мысли витают в головах довольно большого количества наших сограждан.
Правила ведения охотничьего хозяйства и охоты Республики Беларусь гласят: «Охота – поиск, выслеживание, преследование, попытка добычи или добыча охотничьих животных, обитающих в условиях естественной свободы». За этими сухими, словно пережаренная горбушка хлеба словами скрывается огромный пласт человеческого бытия. Само существование «Гомо сапиенс» на протяжении десятков тысячелетий, также как и появление на свет нынешних антиохотников, во многом определялось удачными охотами. Мясо для питания, шкуры для одежды и жилищ, меха, чтобы выжить холодной зимой, перья для украшений, клыки с когтями добытых собственноручно хищников на груди в качестве про-орденов и про-медалей – вот неполный перечень того, что получал наш далекий предок в результате охот. Удачливые охотники среди соплеменников были настоящими героями, пользовавшимися огромным авторитетом наравне с доблестными воинами. Очень часто это были одни и те же люди. От них зависело общее благосостояние племени будущих «человеков разумных», существ от природы одаренных в основном лишь большей по сравнению с другими обитателями планеты способностью к мышлению.
Почему-то люди, избравшие нелегкую воинскую стезю, в отличие от охотников и ныне остаются окутанными героическим ореолом, хотя воевать им не приходится и вряд ли когда придется, так как современная война сама по своей сути все более превращается в компьютерные стрелялки. В то же время издавна народная мудрость гласит: «Хороший охотник – отличный боец!» Между этими занятиями много общего. Умение хорошо стрелять и ориентироваться на местности, проходить большие расстояния пешком и подкрадываться, терпеть холод и голод, физические и психические нагрузки, проявлять смекалку и выдержку – вот далеко не полный перечень необходимых как на войне, так и на охоте качеств.
Я думаю, очень часто именно отсутствие возможности реализовать порой неосознанную потребность в проявлении воинской доблести в наше мирное время уводит многих в скитания по лесам и полям с обшарпанной копеешной одностволкой или дорогущим «Манлихером». Желание доказать себе и своим близким, что: «Я могу!»
Дать определение, что такое «Охота» с точки зрения человеческой психики и физиологии, современная наука, конечно же, может, также как объяснить, что такое «Любовь» или «Счастье». Наличие определенных сложных химических соединений в крови человека, вызывающих соответствующие эмоциональные состояния. Но разве можно посредством химических формул выразить ту эйфорию, которая охватывает как пятнадцатилетнего юношу, так и восьмидесятилетнего старика, метким выстрелом сразившего бегущего зверя или летящую птицу. И не нужно – глупо! – сводить Охоту к примитивному «убийству животных», как это делают ее противники. Так же, как абсурдно сводить Любовь между мужчиной и женщиной только к моменту интимной близости. В обеих этих человеческих страстях существует бесконечное множество положительных эмоциональных оттенков и разнообразных мелких и значительных радостей, делающих их неповторимыми и такими необходимыми для человека. Затруднюсь сказать, которое из увлечений сильнее. Знал человека, который прямо из-за свадебного стола сбежал на вечернюю утиную зорьку. В то же время некоторые мои знакомые сменили занятие охотой на прелести семейной жизни. Другие именно на охотничьих тропах лечили душевные раны. Каждый находит в охоте то, в чем нуждается.
Добыча животных – вот главный аргумент обвинения охоты и охотников в аморальности и безнравственности. Я уже упоминал пассивное одобрение «гуманистами» убийства домашних животных ради удовлетворения своих кулинарных изысков, эдакую форму близорукости мышления, которую можно выразить словами народной мудрости: «В чужом глазу и соринку вижу, а в своем и бревна не замечаю».
Теперь коснемся добычи диких животных охотниками.
Во-первых, у них, диких животных, всегда есть шанс на выживание в противоборстве с охотником. Природа щедро одарила их необходимыми для этого качествами: сильными мускулами и мгновенной реакцией, крепкой, не отягощенной комплексами психикой и защитной окраской, прекрасными обонянием и слухом, зрением и умом. Да-да, умом! Пусть они не обладают абстрактным мышлением и математическим счетом, но необходимый для выживания ум у них есть. И довольно часто он превосходит умственные способности преследующего его человека. Примеров этому не счесть. Те, кто думает, что охотники при каждом выезде на охоту что-то добывают, глубоко ошибаются. Если бы это было так, количество животных в охотугодьях уже давно бы свелось к нулю. К счастью для четвероногих и к сожалению для двуногих, добыча эта происходит весьма не часто. Не так-то просто перехитрить зверя, выследить, подкрасться к нему на расстояние верного выстрела и произвести его, верный выстрел. Причем не по любому животному, а по тому, которое разрешено к добыче.
Здесь хотелось бы коснуться еще одной проблемы, которая во многом является причиной неприязни к охотникам и охоте в целом. Я имею в виду браконьерство. Обыватель по своей неразвитости смешивает преступников, каковыми являются браконьеры, и законопослушных охотников в единое целое. Именно результаты браконьерской охоты: добыча беременных самок, применение автотранспорта для погони и убийства животных, петли, в которых звери погибают мучительной смертью, ненасытный аппетит преступников, готовых убивать в любое время года любое попавшееся на глаза животное, будоражат общественное мнение, простых граждан, которые переносят свое негодование на всех охотников.
Помилуйте, дорогие господа-товарищи! Как нельзя по Чикатилло и ему подобным уродам судить обо всех мужчинах, считать их насильниками, так нельзя и за преступления браконьеров огульно осуждать охоту и охотников. Настоящий охотник соблюдает сроки, орудия и способы охоты, никогда не выстрелит по запрещенному к добыче животному, пропустит матку, «старку». Существует охотничья этика, свод охотничьих законов, писанный столетиями, нарушить который позорно для настоящего охотника. Нужно это четко понимать и разделять честную охоту и преступное браконьерство, с которым охотники ведут непримиримую борьбу.
Во-вторых, сама по себе добыча диких животных необходима именно им, животным. Существуют законы развития популяций. На определенной территории без ущерба для природы, человека и для себя может жить лишь определенное количество животных одного вида. В противном случае, при чрезмерно увеличившейся численности ими будет подорвана кормовая база, и они будут обречены на гибель как от бескормицы, следствием которой является ослабление физического состояния, так и возникновения эпидемий смертельных заболеваний. Примерами могут служить вспышки бешенства среди размножившихся лисиц, чума диких кабанов, туляремия ондатр, другие заболевания. Поэтому вмешательство человека как регулятора численности необходимо. Кстати, на огромных просторах сибирской тайги, где количество охотников на единицу площади в десятки и сотни раз меньше, чем в европейской части бывшего Союза, плотность крупного зверя, за исключением медведя, в десятки раз меньше.
Хотелось бы развеять еще одно заблуждение, живущее в головах противников охоты, о том, что охотники стреляют зверей, сколько хотят, безо всякого разбора. Поверьте мне, специалисту с почти 30-летним охотоведческим стажем, это не так. Количество животных, подлежащее добыче, строго регламентировано как по количеству, так и по половозрастным категориям. Оно устанавливается в зависимости от плотности животного данного вида, то есть от того, сколько особей проживает на одной тысяче гектар, подходящих для них охотугодий. И не дай бог добыть животное сверх разрешенного лимита. Возбуждается уголовное дело, предъявляются и взыскиваются огромные суммы исков, изымается и конфискуется дорогостоящее оружие.
В-третьих, по меткому высказыванию Жана Дорста: «Дичь уничтожает не охотник, а бульдозер». В нынешних условиях, когда человеческая цивилизация оказывает влияние на все многообразие дикой природы, животные не могут жить сами по себе. Мы, люди, распахиваем и засеваем поля, рубим и выращиваем лес, строим дороги и города, проводим осушение болот и перегораживаем реки плотинами, создавая огромные водохранилища. Все эти территории являются местом обитания диких животных, и мы коренным образом меняем облик этих ландшафтов, чаще всего даже не задумываясь о том, что они заселены не только людьми.
Как это ни прискорбно, мы не можем позволить жить диким животным так, как им хочется. С этим просто надо смириться и принять как должное. Создана новая экосистема, с соответствующими реалиям времени условиями, к которым дикие животные приспосабливаются, причем многие весьма успешно. Численность некоторых приходится регулировать, так как в процессе их жизнедеятельности наносится ущерб сельскому, лесному, другим отраслям хозяйства, чего человек не может допустить. Часть этих животных относится к охотничьим видам. Кабаны травят посевы как сельхозпредприятий, так и простых граждан, лоси не дают расти сосновым молоднякам, бобры делают норы в дорожных насыпях, из-за чего проседает покрытие, даже железнодорожные рельсы, волки режут скот и снимают урожай с диких копытных животных, который может быть использован людьми.
Охота выступает одним из механизмов этой регуляции, фактором естественного отбора, причем, по моему мнению, одним из самых гуманных. Много зверя и птицы гибнет при различных химпрополках, порой с применением авиации, во время внесения удобрений, под ножами комбайнов при сенокошении и жатве, в огне пожаров, возникающих в результате небрежно брошенного на сухую лесную подстилку незатушенного окурка сигареты, при сельхозпалах, когда специально выжигается прошлогодняя трава, остатки не собранной осенью соломы. Если бы передо мной стоял выбор между мгновенной смертью от точного выстрела и мучительной гибелью от ядохимикатов или огня, я бы выбрал первое.
Нельзя не упомянуть ту деятельность по сохранению и увеличению количества дичи, которую ведут только охотники. Ежегодно засеваются тысячи гектаров кормовых полей для диких животных, заготавливаются десятки тысяч тонн кормов для зимней подкормки, устраиваются новые и пополняются действующие солонцы, создаются подкормочные площадки для зайцев и серых куропаток. В свое свободное время, в выходные дни, иногда ночью, охотники совместно с работниками природоохранных ведомств встают на пути браконьеров, порой рискуя здоровьем и жизнью. Именно охотники не дают вырубать глухариные тока и разрушать бобровые плотины. Я уж не говорю об их финансовых вкладах в экономику страны как в виде прямой уплаты государственной пошлины на право охоты, так и опосредованные расходы на оружие и боеприпасы, снаряжение и топливо, охотпутевки и разовые разрешения. Добытое во время охоты мясо, не будем ханжами, является существенным подспорьем в рационе их семей.
Закончить хотелось бы пронзительными словами А.Ливеровского, писателя и ученого, которые в моей уже, к сожалению, далекой юности запали в душу, и правоту которых подтверждают жизни многих и многих знакомых охотников: «Славлю охоту! Она сделала меня мужчиной, борцом, здоровым и выносливым, уверенным в своих силах. В детские годы была любимой игрой и отучила бояться неведомого: леса, темноты, мистики неосознанного. В дни молодости уводила от дешевых увлечений – дружеских попоек, картежной игры, дешевых знакомств, показной стороны жизни. Зрелого – натолкнула на радость познания родной природы. Под уклон жизни спасла от многих разочарований и психической усталости. Улыбнитесь, читатель, людям в потертой одежде, в неуклюжих сапогах, с огромными рюкзаками, из которых неловко торчат зачехленные ружья. Улыбнитесь им, стеснительно пробирающимся по ночному трамваю, полному веселой нарядной публики. Это – охотники, племя бескорыстных мечтателей и верные стражи природы».
ФОТО: "А может вернемся?" фотоэтюд Андрея ШИМЧУКА