Централизованно планируемая экономика советского периода вывела лесоустройство из системы лесоуправления, в которой оно находилось в дореволюционной России и находится в странах с рыночной экономикой. К сожалению, в переходной экономике в 90-х годах прошлого века и нулевых годах этого века положение лесоустройства и всего комплекса лесоучетных работ как основного элемента лесоуправления не было восстановлено в силу разных причин.
Одной из главных причин, на наш взгляд, является неготовность лесоустройства ответить на вызов рыночной экономики – оперативно принимать решения с ориентацией на конечные результаты. Этот вывод подтверждается как опытом формирования стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 г., так и опытом разработки лесных планов субъектов Российской Федерации.
Трехлетний период времени, прошедший после утверждения лесных планов субъектов РФ в качестве инструмента управления лесным сектором регионов, показал их неспособность не только давать ориентиры для принятия управленческих решений, но и непригодность для оценки эффективности исполнения органами государственной власти субъектов РФ переданных им полномочий в сфере лесных отношений.
Несостоятельность лесного плана как инструмента долгосрочного стратегического планирования была предопределена принятой концепцией разработки этого документа, при которой лесной план предстал региональным лесоустроительным проектом, основанным исключительно на натуральных показателях оценки лесных ресурсов. На практике это приводит к невозможности исполнения запланированных мероприятий в сфере использования и воспроизводства лесов вследствие отсутствия необходимого ресурсного обеспечения.
Исходя из принятой концепции регионального лесного планирования, во многих субъектах Российской Федерации лесные планы стали обобщением мероприятий, установленных лесохозяйственными регламентами исключительно в целях исполнения лесоводственных требований при использовании, воспроизводстве, охране и защите лесов без какой-либо экономической оценки такого рода действий.
Если отсутствие экономических обоснований в лесохозяйственных регламентах оправдано их целевым назначением, то игнорирование экономических методов оценки ресурсов при текущем и перспективном планировании следует рассматривать как серьезный концептуальный просчет в создании механизмов управления лесным сектором.
Существующая методология организации и проведения лесоучетных работ повинна в том, что до сих пор в практике оценки лесоресурсного потенциала отсутствует классификация ресурсов с их подразделением на «экономически доступные и экономически недоступные ресурсы», несмотря на имеющиеся теоретические разработки и апробированные экспериментальным путем методы оценки доступности ресурсов с применением ГИС-технологий.
Бизнес-оценку лесоресурсного потенциала как метод лесоуправления нельзя рассматривать, исходя только из задач регионального лесного планирования. Целый ряд вопросов, которые надо решать, формируя процедуры стоимостной оценки лесных ресурсов, должен быть предопределен на федеральном уровне управления лесами, включая стратегическое планирование развития лесного сектора всей страны.
Стоимостным измерителем при бизнес-оценке лесных ресурсов должна стать лесная рента в виде дохода, который получает собственник лесной земли при хозяйственном освоении лесного участка.
Рентный подход к оценке лесных ресурсов и лесной земли является общепризнанным в зарубежной практике. При таком подходе лесные земли становятся капиталом, динамика изменения которого характеризует эффективность хозяйственной деятельности в лесу.
С учетом многообразия условий потребления лесных ресурсов бизнес-оценка лесного участка всегда будет многовариантной, зависящей от:
– структуры потребления древесины по соотношению ее объемов, используемых в различных производствах,
– транспортной доступности ресурсов относительно пунктов их потребления,
– транспортной доступности рынков конечной продукции (внутреннего и экспортного),
– конъюнктуры цен на лесопродукцию на внутреннем и экспортном рынках,
– технологии и организации производств на всех переделах работ, превращающих ресурсы в лесу в конечную продукцию и услуги.
В основе многовариантного подхода к бизнес-оценке лесного участка лежит лесной доход, создаваемый по всему комплексу работ с участием привлекаемых производственных ресурсов (инвестиций, трудовых, энергетических и материальных ресурсов). Обоснование лесного дохода становится главной задачей в процедурах бизнес-оценки лесного участка.
Объем потенциального лесного дохода при использовании лесов обеспечивает спрос на лесопродукцию на внутреннем и экспортном рынке. При этом прогноз спроса должен быть всегда с большим опережением во времени в сравнении с существующим периодом, учитывая длительные сроки создания крупномасштабных объектов в области переработки древесины.
К сожалению, в Российской Федерации отсутствует орган государственной власти или организация, им уполномоченная, ответственные за предоставление достоверной информации о состоянии и перспективах лесных рынков, включая оценку потребностей в лесопродукции на внутреннем рынке.
Принятие ошибочных решений при оценке спроса может иметь самые негативные последствия для бизнес-оценки лесных участков, так как практическим результатом такого рода решений станет направление ресурсов в неэффективные сферы их потребления.
Переход от установления спроса на лесопродукцию к бизнес-оценке лесоресурсного потенциала должен представлять собой набор действий, ориентированных на превращение результатов лесоучетных работ, выраженных натуральными показателями, в экономические результаты. Эти действия следующие:
1. Установление потребности в объемах производства лесопродукции на основании материалов федеральной и региональных программ развития лесного сектора.
2. Анализ и выбор технологических решений для всего комплекса производств, ориентированных на потребление лесных ресурсов в том или ином регионе, позволяющих «привязать» ресурсы в их распределении по породно-размерно-качественным характеристикам к потенциальным потребителям.
3. Установление ресурсного обеспечения производств, потребляющих древесное сырье, в части:
– стоимости основных фондов (основного капитала) для действующих производств,
– инвестиций в строительство и технологическое оборудование для «новых» производств,
– потребности в трудовых и материально-энергетических ресурсах.
4. Определение текущих затрат на производство единицы продукции по всем переделам работ, превращающих древесное сырье в конечную продукцию (без стоимости сырья).
5. Установление зависимости текущих затрат на заготовку древесины от так называемых рентообразующих факторов, т.е. условий, «заданных природой».
6. Оценка транспортной доступности древесного сырья.
Результатом выполнения названных выше действий должна стать бизнес-оценка каждого лесного участка, представленная лесной рентой с плюсовыми или минусовыми значениями, размер которых будет устанавливать приоритеты в освоении ресурсов.
Рента с минусовыми значениями будет определять экономическую недоступность ресурсов для тех условий, которые определены существующими условиями спроса и предложения на лесных рынках.
Плюсовые значения лесной ренты устанавливают зону освоения ресурсов, когда последние экономически доступны.
Предложенный подход к бизнес-оценке лесоресурсного потенциала позволит радикально изменить критерии и процедуры отбора хозяйствующих субъектов при получении ими права на аренду лесных участков в условиях, когда предметом аукциона становится стоимостная оценка лесного участка, а не нормативный объем заготовки ресурсов. Изменить порядок расчета арендной платы, что позволит увеличить доходность использования лесов. Оптимизировать структуру потребления древесины в границах отдельных регионов, распределив имеющиеся ресурсы по направлениям их использования с получением конечного результата в виде максимальной ренты на единицу лесной площади. Создать нормативную базу для оценки лесных земель на предмет их будущей возможной приватизации.
Для вхождения лесоустройства в систему управления лесами и рыночную экономику необходимо, в первую очередь, осознание этой новой миссии лесоучетных работ на политическом уровне с осуществлением последующих действий, успех которых во многом будет зависеть от квалификации кадров в научных и проектных организациях, ответственных за реализацию в стране лесоучетной политики.