Украинские чиновники, отвечающие за проведение государственных закупок, не устают поражать своей непосредственностью. Государственное предприятие (ГП) “Олимпийская надежда-2022” 26 октября провело тендер на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) одноименного национального проекта.
Речь идет о подготовке заявки Украины в Международный олимпийский комитет на конкурс за право принять зимние Олимпийские игры 2022 г. Тендер проходил с применением процедуры открытых торгов (что удивительно. — Ред.). Заявки на участие в конкурсе подали 5 иностранных компаний.
В частности, французская ABEST и австрийская Klenkhart&Partner Consulting. Первая оценила разработку документации в EUR155 тыс. (1,7 млн грн.), вторая — в EUR425 тыс. (4,7 млн грн.).
Удивительно, но торги выиграла именно последняя, поскольку, по мнению тендерного комитета “Олимпийской надежды-2022”, остальные участники подали на конкурс неполные пакеты документов. Представители ABEST оспорили результаты торгов в Антимонопольном комитете Украины (АМКУ).
Но решения этого органа ждать не пришлось, поскольку уже 1 ноября ГП “Олимпийская надежда-2022” отменило результаты торгов. Официальная причина была загадочно сформулирована так: “Осуществление закупки стало невозможным вследствие непреодолимой силы”.
Шило на мыло
На этом история не закончилась. Уже на следующий день после отмены результатов первого тендера ГП “Олимпийская надежда-2022” провело второй тендер на закупку все того же ТЭО проекта заявки на проведение Зимней Олимпиады — на этот раз с применением процедуры торгов с одним участником, которым стала (что как раз неудивительно. — Ред.) все та же австрийская компания Klenkhart&Partner Consulting.
Стоимость разработки осталась неизменной — EUR425 тыс. Финансировать работы будут за счет средств Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами (Госинвестпроекта). Согласно информации о торгах, обнародованной в “Вестнике государственных закупок”, к процедуре тендера с одним участником прибегли потому, что оформить ТЭО нужно до конца года, поэтому организовывать конкурсные торги недосуг. Пока результаты этого тендера никто не оспорил.
БИЗНЕСу удалось выяснить, что ГП “Олимпийская надежда-2022” квартирует в комнате 111 в офисе Госинвестпроекта по ул.Цитадельной, 7а в Киеве. Директор этого предприятия Петр Чурило на вопросы БИЗНЕСа отвечал крайне неохотно. По его словам, к проведению тендера он не имеет никакого отношения и не готов общаться на эту тему. Впрочем, из официального обоснования, которое ГП направило в АМКУ, следует, что именно г-н Чурило является главой тендерного комитета возглавляемого им предприятия.
О компании Klenkhart&Partner Consulting, в свою очередь, известно, что зарегистрирована она в 1991 г. в городке Абсам (население 7 тыс.чел.) в Австрии. Занимается она консалтингом в сфере горнолыжных курортов. Правда, по поводу тендера в Украине никто из представителей компании с БИЗНЕСом пообщаться не захотел.
Любопытно, что новость о победе в тендере на официальном сайте компании не появилась. Впрочем, некоторые украинские СМИ распространили заявления главы компании Кристиана Кленкхарта, в котором он сообщил чрезвычайно важную информацию о том, что Украина — подходящее место для проведения Олимпийских игр.
Темная сторона
Тот факт, что сотрудники ГП “Олимпийская надежда-2022” запросто смогли применить процедуру закупки у одного участника, объясняется просто — 2 октября вступила в силу новая редакция Закона о госзакупках (см. на www.business.ua БИЗНЕС №41 от 10.10.11 г., стр.8, 9), в соответствии с которой Минэкономразвития лишилось полномочий согласовывать применение этой процедуры. Теперь вид торгов для закупки товаров, работ и услуг на свой страх и риск определяют сотрудники тендерных комитетов.
По словам Валерия Гладкого, генерального директора исследовательского центра “БЭСТ” (г.Киев; с 2008 г.; 11 чел.), на ограничении функций Минэкономразвития в системе госзакупок принципиально настаивал Всемирный банк. Напомним: корректировка тендерного законодательства — одно из условий, на которых МВФ и Всемирный банк соглашались возобновить сотрудничество с Украиной (см. на www.business.ua БИЗНЕС №17 от 25.04.11 г. стр.31, 32).
“Позиция европейцев проста — сократить количество согласительных процедур при проведении тендеров и не допустить концентрации полномочий в этой сфере у одного органа государственной власти, что обычно чревато злоупотреблениями со стороны чиновников”, — поясняет г-н Гладкий.
Он отмечает, что, согласно новой системе, контроль за прозрачностью торгов должны осуществлять прежде всего правоохранительные органы. Однако в эффективности новых правил проведения торгов можно усомниться. Приведенный выше пример наглядно демонстрирует возможности украинских чиновников, отвечающих за закупку товаров, работ и услуг.
Стоит отметить, что в последние годы доля наиболее “скользких” закупок — проводимых без процедуры торгов или по процедуре с одним участником — остается крайне высокой. Так, согласно данным Госстата, в январе — сентябре текущего года бюджетные расходы по контрактам, заключенным без проведения каких-либо тендерных процедур, составили 157,9 млрд
грн. (см. “Фактические расходы…”).
Для сравнения: на финансирование договоров, заключенных по итогам тендеров в январе — сентябре 2011 г., направили 144,2 млрд грн. Но и тут следует учесть, что 46,1 млрд грн. из этих средств “освоены” в рамках договоров, заключенных по итогам торгов с одним участником. Впрочем, статистика 2011 г. в части закупок без проведения торгов все же скромнее прошлогодней. Ведь в январе — сентябре 2010 г. без проведения торгов было закуплено товаров и услуг на 144,3 млн грн., тогда как с проведением торгов — лишь на 65,8 млрд грн. Эти данные в разы превышают статистику 2008-2009 гг. (см. “Фактические расходы…” ).
Впрочем, это объясняется просто, ведь тогда сфера госзакупок регулировалась Положением Кабмина, нормы которого не распространяются на госпредприятия, через которые проходит значительная доля бюджетных средств. По данным Счетной палаты, в 2010 г. всего 29% госсредств планировалось освоить в рамках конкурентных процедур, остальные — с применением процедур закупки у одного участника или с ограниченным участием.
В результате стоимость договоров, заключенных в 2010 г. вне конкурентной процедуры, достигла почти 63% общей стоимости всех закупленных государством товаров, работ и услуг: средняя стоимость закупки, осуществленной на конкурсной основе, составляла 1,5 млн грн., а закупки, проведенной на неконкурентной основе, — 51 млн грн.
Стоит отметить, что как данные Госстата, так и отчет Счетной палаты пока не позволяют сделать какие-либо выводы относительно того, как на сфере госзакупок отразилось вступление в действие новой редакции Закона о госзакупках, который предусматривает, что часть госпредприятий смогут осуществлять закупки, минуя процедуру торгов (см. на www.business.ua БИЗНЕС №31 от 01.08.11 г., стр.21, 22).
В свою очередь, по оценкам г-на Гладкого, около 25% госпредприятий сегодня выведены за рамки действия Закона о госзакупках. Этот документ вступил в силу 2 октября текущего года, но пока статистические данные об объемах госзакупок за последние полтора месяца обнародованы не были. Как отмечалось выше, после внедрения норм Закона руководству тендерных комитетов стало гораздо проще применять процедуру закупки у одного участника.
Похоже, руководство страны намерено воспользоваться столь неоднозначной ситуацией для дальнейшей корректировки тендерного законодательства. По информации БИЗНЕСа, Минэкономразвития готовит законопроект о внесении очередных изменений в Закон о госзакупках.
Как пояснил БИЗНЕСу чиновник министерства, пожелавший остаться неназванным, “в первую очередь изменения будут касаться функций Минэкономразвития как уполномоченного органа в системе госзакупок, а также правил, по которым осуществляют закупки госпредприятия. Перечень госпредприятий, выведенных за рамки действия Закона, будет существенно сокращен”.