Эта статья уважаемого аналитика сайта Караван очень удачно дополняет руководство ФАО по фитосанитарным стандартам, которое кстати тоже было размещено в субботу – 12.11. М.П.
В соответствии с законом Украины «О карантине растений», а также «Правил фитосанитарного контроля древесины и изделий из нее», а также, в частности, требований импортируемой страны Турции древесина хвойных пород должна быть обязательно окорована. Древесина твердолиственных пород (кругляк, техсырье, топливная древесина должны быть в обязательном порядке профумигирована.
Фумигация или газовая дезинсекция является одним из самых действенных методов обеззараживания в настоящее время. Главное отличие фумигации от всех остальных видов обеззараживания является то, что фумигант воздействует в качестве газа в узком смысле этого слова.
Приведенное определение исключает все остальные виды обеззараживания – влажную обработку, окуривание – при которых воздействие ядов достигается взвешенными частицами жидкости или твердого вещества, диспергированными в воздухе, обычно называемыми дымом или туманом. Яды в виде аэрозолей или дыма не в состоянии даже на небольшие расстояния проникать в отрабатываемый материал, так как их частицы откладываются на внешней поверхности. Фумигант же в качестве газа диффундирует отдельными молекулами и проникает в фумигируемый материал на большие расстояния. Этим свойством фумиганта и достигается почти 100% эффективность фумигации, при соблюдении технологии проведения фумигационных работ.
Ядов, обладающих фумигационным эффектом в настоящее время известно довольно много. Но во всем мире широко применяются только два – бромистый метил и фосфин.
БРОМИСТЫЙ МЕТИЛ
Химически чистый бромистый метил представляет собой бесцветный газ без запаха. Молекулярный вес 94,94 . Газообразный бромистый метил тяжелее воздуха более чем в 3 раза. Это позволяет ему проникать в толщу груза. Жидкий бромистый метил является хорошим растворителем жиров, масел, лаков, разрушает каучук, лакокрасочные покрытия, асфальт и линолеум. Поэтому при проведении работ с жидким бромистым метилом нельзя допускать его контакт с вышеперечисленными материалами.
Бромистый метил токсичен для всех стадий развития насекомых и клещей в любой форме заражения ими растений, продукции, тары и транспортных средств.
Бромистым метилом допускается обеззараживать следующую продукцию: продовольственное и фуражное зерно (ячмень, овес, пшеницу, рожь, кукурузу), зернопродукты (рис, крупу, муку, все изделия из муки и крахмал); масличное и фуражное сырье (арахис, кунжутное семя, пальмисто, копру, клещевину, хлопковый жмых, арахисовый и соевый шроты, семена хлопчатника и льна для технических целей); фасоль, горох и другие бобовые, предназначенные для продовольственных и фуражных нужд; какао бобов, кофезерна, орехов кешью, мускатного ореха, сухих фруктов, инжира, кишмиша, сабзы, миндаля, фиников, имбиря, бадьяна, сухого цикория, сухого перца, грибов сушеных, сушеного картофеля, солода и сухих овощей. Сахар и чай обеззараживают только при обнаружении карантинных вредителей в таре или трюме судна. Также обеззараживают прессованную в кипы продукцию: хлопковолокно и его отходов, джут, кенаф, сезаль, табак, шерсть, анфельцин в сухом виде, кожевенное сырье (в ящиках, бочках), древесные материалы: паркетную фрезу, древесину, фанеру, бамбуковые и другие древесные изделия, деревянную тару. Каучук и автомобильные покрышки, искусственный воск (бенжуан), рога и копыта животных при обнаружении на них или в трюме судна карантинных или других опасных вредителей.
В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к снижению употребления бромистого метила для обеззараживания. Главная причина – уничтожение озонового слоя Земли.
Несмотря на довольно высокую эффективность обеззараживания бромистым метилом, у него есть отрицательные качества. Первое – бромистый метил химически связывается с белком обеззараживаемой продукции образуя т.н. бромиды. Второе отрицательное качество – сложность проведения дегазации. Бромистым метилом нельзя проводить фумигацию продукции в рейсе. При фумигации продукции в трюмах судов необходимо выселение команды судна на все время проведения обеззараживания бромистым метилом.
ПРЕПАРАТЫ НА ОСНОВЕ ФОСФИНА
Для фумигации используют препараты фосфида алюминия – фостоксин, фостек, квикфос и фосфида магния – магтоксин. Действующее вещество во всех препаратах – фосфин. Фосфин имеет химическую формулу РН3 , молекулярный вес 34,00, удельный вес газа 1,19.
Способен к самовозгоранию при контакте с капельно-жидкой влагой. Нижний порог самовозгорания 26-28 мг/л.
Запах фосфина в газообразном виде близкий к запаху карбида ощущается при его концентрации 0,03 мг/л. Фосфин не оказывает отрицательного воздействия на сталь, оцинкованную и белую жесть, дерево, шелковые и хлопчатобумажные ткани, мешковину и брезенты. Вызывает сильное окисление медных предметов. В связи с этим препаратами на основе фосфина очень сложно проводить обеззараживание предприятий, оборудованных современной техникой – компъютерами, технологическим оборудованием, в связи с возможностью окисления медных контактов и контактов из драгоценных металлов.
Препаратами на основе фосфина можно обрабатывать сухогрузную продукцию, в том числе и семенное зерно. Нельзя обрабатывать любые вегетирующие растения, посадочный материал, плоды и овощи. Препаратами на основе фосфина можно обрабатывать продукцию в трюмах судов во время рейса. Это допускается проводить всеми международными нормами. Также возможно проведение фумигации зерна в вагонахзерновозах в пути следования.
Фосфин не связывается химически с обеззараживаемой продукцией, в связи с чем легко дегазируется.
Проект Порядка проведения фумигации товаров растительного происхождения, в том числе древесины изложен на сайте Государственной службы карантина растений.
Процесс фумигации может осуществляться как в фумигационной камере перед погрузкой на судно, так и непосредственно в трюмах судна при переходе.
Буксируемая баржа, используемая для фумигации древесины в порту
Техсырье, которое грузится на палубу, в обязательном порядке должно предварительно фумигироваться в фумигационной камере. За этим зорко следит карантинная инспекция. В порту в качестве такой камеры может использоваться буксируемая баржа типа DM. Загруженная в баржу древесина в течение первых суток фумигируется, затем двое суток дегазируется, после чего обработанное техсырье можно грузить на палубу судна. Ориентировочная стоимость фумигирования:
— в фумигационной камере — 0,8 дол. США/м3
— в трюме судна — 1 дол. США/м3