Государственное предприятие Белгород-Днестровский морской торговый порт похоже скоро утратит свою государственность. А частную лавочку из него сделали уже давно. Сейчас период руководства портом Валерием Михайловичем Васильченко кажется золотым веком порта. Нельзя сказать, чтобы в порту при нем были сплошь тишь, гладь, да божья благодать. Но порт работал круглосуточно, канал в лимане регулярно чистился, суда стояли в очередь на погрузку. Грузы в порт поступали обильно, иногда образуя даже транспортные тромбы, которые опять же оперативно ликвидировались. Территория порта благоустраивалась, зарплата выплачивалась в полном размере. Начальник порта на всех уровнях отстаивал интересы порта. Но, капитана, обветренного как скалы, скоро «ушли» на пенсию и порт покатился по наклонной плоскости вниз.
Вначале на смену Васильченко В.М. пришел амбициозный господин Соборов А.С. Реформаторских идей у него было много, но из всех господствовала одна — как побольше собрать денег у клиентов порта. Он почему-то считал, что бизнесмены гребут деньги лопатами. Сам он эту лопату в руки брать не хотел, предпочитая ей вилы, правда, финансовые, на которые он любил поднимать бизнесменов, чтобы удобнее было их трясти. Именно он ввел и узаконил так называемые местные тарифы, среди которых было много надуманных и абсолютно не нужных клиентам порта «медвежьих» услуг: маркировка грузов, выгрузка реквизитов, выравнивание грузов и т.д. При нем же была увеличена на треть и аккордная ставка. Общие же портовые расходы для клиентов порта моментально увеличились вдвое. Отметился он и тем, что разогнал старую команду профессионалов в управлении порта и привел ей на смену свою молодую команду. Ну, совсем как киевский мэр Черновецкий.
Но, несмотря на свое страстное усердие, Александр Сергеевич чем-то кому-то не угодил и вскоре был смещен со своего поста. Если Соборов А.С. был профессиональным портовиком и был последним «командиром-единоначальником», то пришедший ему на смену Манитенко О.К. ранее никакого отношения к портам не имел. Возможно по этой причине он становится скорее свадебным генералом, чем реальным руководителем. Одновременно появляется новая хитрая должность заместителя начальника порта по экономике и финансам, через которую некто из закулисья осуществляет реальное управление портом через своего ставленника. Взятый Соборовым курс монетизации услуг порта успешно продолжается. При Манитенко количество услуг в перечне местных тарифов возросло вдвое. Его пребывание в должности начальника порта отметилось также массовой заменой оконных рам в помещениях порта. Видать, исчерпав на этом свой ресурс, он в сентябре с.г. был от должности отрешен.
Не зря говорят, что не в деньгах счастье. Кратковременное пребывание Соборова А.С. и Манитенко О.К. на посту начальника порта яркое тому подтверждение. Борьба за деньги им счастья не принесла. Правда, злые языки утверждают, что счастье не в деньгах, а в очень больших деньгах. По всей видимости к этому этапу в настоящее время порт и готовится.
Должность начальника порта пока вакантна. В настоящее время управляет портом ИО заместителя начальника порта по экономике и финансам О.П. Коваль и довольно нахраписто. В целях, якобы, экономии бюджетных средств, порт переведен на 4-х часовой рабочий день с соответствующим уменьшением заработной платы. Если на своих сотрудниках руководство порта экономит, то на охрану денег не жалеет. Свою охрану, опять же в целях экономии, расформировали, зато наняли охранную фирму «Олимп-Юг». Охрана очень серьезная и хорошо вооруженная. Услуги новой охраны явно дороже сторожевой службы бывшей своей штатной охраны. Зато, кто платит, тот и заказывает. Действия всех старых пропусков досрочно отменили с обязательной их перерегистрацией. По инициативе все того же ИО заместителя порта по экономике и финансам издан приказ, согласно которому статус представителей грузовладельцев в порту отменяется, как не предусмотренный уставом порта (и это в порту, где собственный груз без контроля опасно оставлять даже на час). Окорку леса в порту отныне может производить только порт и фирма, подконтрольная вездесущему О.П. Ковалю. А поступает в порт около 30% леса не окоренного. Вводится целый комплекс других мер, всячески препятствующих нормальной работе порта и создающих целый ряд проблем, разрешение которых с пользой для грузовладельцев предполагает немалую пользу вездесущему ИО заместителя начальника порта по экономике и финансам. Используемая им тактика давно апробирована и в умелых руках дает неплохие результаты вымогателям. Вначале создается крупная проблема, потом она решается за очень крупные суммы. Получается, что в государственном предприятии появляется должность штатного вымогателя, которая по сути становится главной. Более того, само название этой должности цинично определяет ее суть. Возможно ли подобное без покровительства сверху, да еще при нынешней жесткой вертикали власти? Чьи вы, хлопцы, будете? Кто вас в бой ведет?
Неужто Кабмин Украины через свое око в Минтрансе не видит, что у них творится в Белгород-Днестровском порту? А возможно, не только в нем одном. В очередной раз госпредприятие делают дойной коровой для частных лиц. Неужели В Минтрансе думают, что Коваль и Ко будут собирать средства для погашения задолженности Украины перед МВФ? Кстати, предыдущего заместителя начальника порта по экономике и финансам арестовали при сборе взяток. Может вообще упразднить эту должность, а порту снова стать госпредприятием, а не рэкетирской организацией?