Почти год назад, 2 декабря 2010 г., вступил в силу Древесный Регламент ЕС №995/2010, призванный противодействовать торговле незаконно заготовленной древесиной на рынках Евросоюза. Но добрая половина украинских лесозаготовителей и переработчиков, экспортирующих свою продукцию в Европу, не знают ни об этом документе, ни о его последствиях для их бизнеса.
Полтора года
На первый взгляд, Регламент касается исключительно стран ЕС, обязывая “ихних” импортеров древесины внедрять собственные или разработанные независимыми мониторинговыми организациями системы контроля поставляемой древесины и продукции деревообработки.
Довести до ума соответствующие процедуры страны ЕС собираются до 3 июня 2012 г., а к поставщикам древесины и продукции из нее все требования Регламента №995/2010 начнут применять с 3 марта 2013 г.
4 марта 2013 г. начнут проверки европейских импортеров древесины. И если окажется или покажется, что лес заготовлен незаконно, к компаниям-покупателям будут применены довольно жесткие санкции.
В частности, Регламент предлагает установить штрафы, пропорциональные причиненному ущербу, размер которого будут вычислять контролирующие органы ЕС, конфисковать незаконно заготовленный лес и (или) продукцию, произведенную из него.
Уже в 2012 г. компании-импортеры из стран ЕС с подачи мониторинговых организаций будут проверять экспортеров лесопродукции и оценивать законность происхождения древесины отдельных экспортеров и в целом по стране. Если проверяемая компания (деревообработчик) будет признана благонадежной, а ее товар легальным, то она сможет поставлять лесопродукцию на рынки ЕС.
Если “исследователи” обнаружат “левак”, который, наверное, нетрудно будет найти при тщательной проверке цепочек поставок многих деревообработчиков-экспортеров, деревообработчик может навсегда лишиться возможности экспортировать лес и продукцию из древесины в страны Евросоюза.
В неведении
По мнению экспертов Всемирного банка (ВБ), многие местные экспортеры древесины и изделий из нее зачастую либо не знают о новых требованиях ЕС, либо уверены, что их они не коснутся. Аналитики пытаются убедить их в обратном.
“Во-первых, требования Регламента относятся к широкому спектру лесных продуктов — от необработанной древесины и дров до пиломатериалов, столярных изделий, мебели, сборных домов и т.д. В перечень продукции, на которую распространяется его действие, входит продукция с кодами таможенной номенклатуры 4401, 4403, 4406, 4407, 4408, 4409, 4410, 4411, 4412, 4413 (часть), 4414 (часть), 4415, 4416 (часть), 4418, 47 (часть), 48 (часть), 9403 (часть) и 9406 (часть). Во-вторых, согласно предусмотренным Регламентом процедурам, компании-импортеры могут потребовать от поставщиков дополнительную информацию или документы и (или) верификацию независимой стороной поставки древесины”, — говорит эксперт программы “Усовершенствование систем правоприменения и управления в лесном секторе стран восточного направления Европейской политики добрососедства и России” Виталий Сторожук.
К слову, в период кризиса многие крупные украинские деревообработчики, в частности мебельщики и производители ДСП, ДВП и МДФ, стали экспортировать около 70% производимой продукции.
На потом
Хотя фактически “правила игры” появятся лишь к 3 июня 2012 г., зная, что лоббистами Регламента были такие страны, как Великобритания и Испания, можно, проанализировав их законодательство относительно легальности происхождения древесины, начинать готовиться к нововведениям, по крайней мере, связываться с мониторинговыми организациями стран ЕС, импортерами древесины.
“За оставшееся время подготовиться и принять адекватные решения, в том числе и законодательные акты, будет довольно сложно. Я уверен, что необходимо разработать и принять закон, определяющий понятие легальности древесины и условия ее обеспечения в процессе всего оборота в Украине, а не только при экспорте”, — считает г-н Сторожук. Впрочем, Регламент не обязывает “подтягивать” законодательство какой-либо страны к своим требованиям.
Деревообработчикам следует учитывать, что в каждой стране ЕС своя мониторинговая организация. Есть также смысл начинать готовиться к проверке схем поставок компаниями ЕС и мониторинговыми организациями. Скорее всего, импортеры уже в этом году будут требовать от своих поставщиков дополнительную документацию относительно цепочек поставок древесины.
И, как полагают многие эксперты, европотребители, приученные еврочиновниками к всеобъемлющей евробюрократии, потребуют не только “бумажки”, завизированные должностными лицами компаний, но и общеотраслевые нормативные акты, регламентирующие процедуры и стандарты учета и контроля происхождения древесины.
Что есть
Сейчас для экспорта лесопродукции из Украины компании достаточно получить сертификат происхождения лесоматериалов и изготовленных из них пиломатериалов. Как это ни парадоксально, по мнению аналитиков, экспортеры должны быть заинтересованы в расширении перечня групп товаров, для экспорта которых требуется получение сертификатов.
“Поскольку перечень лесопродукции, определенный Регламентом ЕС, шире перечня групп товаров, для экспорта которых из Украины необходимо получать сертификаты, государство может рассмотреть целесообразность расширения сферы применения сертификатов для удовлетворения требований Регламента. Расширение перечня групп товаров, на которые выдается сертификат происхождения, обусловит разработку механизмов учета и контроля происхождения древесины и изделий из нее по всей цепи поставок”, — предполагает г-н Сторожук.
Сейчас, кстати, проводятся мероприятия и по сертификации лесов. Правда, по данным экспертов ВБ, только в рамках одного ведомства — Гослесагентства, но под его контролем находится лишь около 68% лесного фонда Украины. Остальные лесопользователи в этом участия не принимают.
“Развитие лесной сертификации в Украине свидетельствует о значительных евроинтеграционных процессах, происходящих в лесном хозяйстве государства, о заинтересованности европейских партнеров и их готовности сотрудничать с лесной отраслью Украины”, — поясняет Виктор Сивец, председатель Гослесагентства.
По данным Гослесагентства, уже сертифицированы леса Закарпатской и Львовской областей, а также многие лесные предприятия Черниговской и Киевской областей. По состоянию на 19.09.11 г. площадь сертифицированных лесов составляет более 1,21 млн га, или почти 12% всех лесов Украины.
Впрочем, у импортеров украинской древесины могут возникнуть вопросы и к украинским сертификатам происхождения лесоматериалов, которые уже “подпортили” себе репутацию, и к сертификатам лесов. “Сертификация лесов сама по себе не решает вопросов с незаконными рубками”, — говорит Александр Беляев, директор по стратегическому развитию компании AMF (г.Днепропетровск; производство и продажа мебели; с 1999 г.; около 1,5 тыс.чел.).
Кстати, такой вывод можно сделать, только обратив внимание на то, какие регионы уже сертифицировали леса. Лесхозы Закарпатской и Львовской областей из года в год в передовиках по незаконным рубкам. И лесоэкспортерам стоит опасаться, как бы лесоматериал из сертифицированного леска не оказался наполовину “левым”.
“Сертификаты формально удостоверяют законность оформления документации о происхождении, но фактически не доказывают легальность происхождения древесины. Более того, сертификат — это своеобразная схема легализации лесоматериалов. Лесопродукция из теневого оборота древесины благодаря сертификату узаконивается. Не секрет, что в Украине есть экспортеры, которые, формируя товарные партии, часть лесоматериалов скупают у мелких лесопильных предприятий и, получая сертификаты на всю партию, фактически легализуют древесину неизвестного происхождения, поставленную лесопилками”, — говорит деревообработчик, пожелавший остаться неназванным.
Потуги
Теперь внедряется новый для Украины, хотя и давно используемый в ЕС, метод учета и контроля древесины. Некоторые лесхозы внедряют единую государственную систему электронного учета древесины.
“Концепция единой государственной системы электронного учета древесины предусматривает поштучную маркировку древесины на лесосеках и складах унифицированными пластиковыми маркерами (бирками), содержащими штрих-код, при помощи которых регистрируются происхождение, качественные и количественные показатели древесины с применением электронных средств дальнейшего учета и системного контроля легальности заготовки”, — отмечает Николай Сотник, руководитель проекта системы электронного учета древесины Гослесагентства Украины.
Виктор Сивец поясняет ситуацию простыми словами: “Электронный учет древесины полностью делает нелегальные рубки невозможными. Они выявляются практически сразу. Ведь если нет пластиковой бирки на круглом лесе — значит, лес был заготовлен незаконно”.
Но беда в том, что за реализацию программы электронного учета лесники взялись слишком поздно, и завершить ее предполагается до конца 2012 г., т.е. спустя девять месяцев после того, как украинских лесорубов начнут мониторить евросоюзные потребители. Но и к концу 2012 г. успеть практически невозможно, поскольку некоторые лесхозы откровенно саботируют электронный учет древесины. Дескать, у лесохозяйственных предприятий нет средств для его внедрения.
“Расчетная стоимость внедрения системы электронного учета древесины составляет на один лесхоз около 300 тыс.грн. Окупаемость этих вложений достигается за счет автоматизации производственных процессов, сокращения и переориентации персонала, занимающегося учетом, а также оптимального построения логистических схем. Расчеты показывают, только благодаря этому, даже без учета стоимости древесины, которая будет выведена из теневого оборота, окупить инвестиции, вложенные в создание системы электронного учета, возможно за год-полтора”, — говорит г-н Сотник.
Кстати, месячный фонд заработной платы одного лесхоза составляет около 500 тыс.грн., соответственно, 300 тыс.грн. — не самые большие средства для лесхозов. А вследствие того, что внедрение электронного учета началось в 2010 г., за это время вложения в него могли уже окупиться.
Что же касается истинных причин, так сказать, невнедрения электронного учета, то эксперты и многие деревообработчики намекают, что дело не в средствах. “Просто они не представляют, как будут воровать лес после внедрения электронного учета, по крайней мере, пока не представляют”, — поясняет переработчик, пожелавший сохранить анонимность.
Один, совсем один
Но проблема не ограничивается несознательностью отдельных лесников. Единственная госструктура, внедряющая электронный учет в подведомственных лесхозах, — Гослесагентство. Остальные лесопользователи (Минагрополитики, Минобороны, Минприроды и др.) не торопятся что-либо внедрять.
Один из специалистов отдела лицензирования и ведения лесного хозяйства Минагрополитики, пожелавший остаться неназванным, подтвердил, что у них в министерстве ничего не знают о единой государственной системе электронного учета древесины.
Комментируя данную ситуацию, представители Гослесагентства скромно намекнули, что система электронного учета будет более эффективной, если все леса окажутся в ведении одного ведомства.
Но деревообработчики говорят, что в таком случае на украинском рынке древесины можно ставить крест — это “одно ведомство” окажется не просто монополистом, оно действительно эффективно и быстро внедрит все необходимые системы учета и контроля легальности древесины, но после этого она будет не по карману отечественному потребителю и начнет массово и легально уходить в ЕС и далее.
Но сейчас ситуация примерно так и складывается, лишь в 68% лесов (тех самых, что находятся “под эгидой” Гослесагентства) с горем пополам, но все же внедряют системы, которые позволят экспортировать лес в ЕС. И вполне вероятно, что в 2012 г. деревообработчики выстроятся в очередь к предприятиям Гослесагентства за документами, подтверждающими легальность заготовки древесины.
Эксперт — о подробностях
Виталий Сторожук (40), эксперт программы ЕС “Усовершенствование систем правоприменения и управления в лесном секторе стран восточного направления Европейской политики добрососедства и России”:
— Древесный Регламент определяет набор требований к поставщикам лесной продукции, выполнение которых должно исключить поставку на рынок ЕС древесины нелегального происхождения.
В частности, компании-экспортеры, впервые поставляющие древесину на рынок ЕС, обязаны разработать комплекс процедур и мер в рамках систем должной добросовестности.
Требования систем должной добросовестности касаются обеспечения доступа к информации о поставляемых лесоматериалах, а также выполнения процедур оценки рисков поставок нелегальной древесины или продукции из нее на рынке. В случае выявления подобных рисков на операторов также возлагается обязанность принимать меры по эффективной минимизации рисков.
Вопрос легальности происхождения древесины можно рассмотреть либо в контексте усовершенствования государственной системы учета древесины, либо без привязки к ней — как обязательства отдельных компаний-экспортеров.
В первом случае государство будет сохранять возможность контроля за обеспечением легальности происхождения древесины и применения надлежащих регулятивных санкций, во втором случае — компания-экспортер будет нести значительные расходы в пользу третьих сторон на подтверждение легальности путем сертификации (верификации) цепочек поставок.