Угроза кризиса на лесном рынке Украины витала уже в начале третьего квартала, а в период проведения аукционов на IV квартал она была уже очевидной: спрос основных импортеров на лесопродукцию вдруг резко упал.
Предложение на экспорт значительно превысило спрос. Тем не менее наши чиновники как всегда оказались близорукими. Не то, чтобы от отсутствия мыслительных способностей, скорее по своей ментальности. Если чиновники не видят личного интереса в проекте, то у них вообще пропадает всякий интерес к данному проекту. Было бы иначе, мы бы сейчас жили в процветающей стране. А проводимые аукционы как раз и относятся к таким «альтруистическим» проектам, с которых если кто что-то и имеет, так это биржи свой 1% от суммы проданных лотов.
На аукционы по продаже круглого леса на IV квартал продавцы вышли с традиционными показателями для этого года — 30% от расчетной рубки на внутренний рынок, а 70% было зарезервировано на экспорт. Вот если бы эти цифры поменять местами, то это бы означало наличие предвидения у наших чиновников. Но его, к сожалению, не оказалось. В результате ажиотажного спроса цены на лес на IV квартал значительно возросли. По многим лотам от 60 до 160 грн на один кубический метр. И вот наступает IV квартал, спрос импортеров на лесопродукцию близок к нулю, внутренний рынок тоже снизил свою активность в закупках. Большая часть леса оказалась невостребованной. Предприниматели вроде бы и готовы брать лес, но не по тем ценам, которые они сами же и установили.
Так, если цена на пиловочник сосновый, сорт 2-3, диаметром 26-34 см в среднем по внутреннему рынку на IV квартал составила 485 грн/м3 (61 USD/м3) на нижнем складе продавца (это, так называемая, среднебиржевая цена, сложившаяся по результатам прошедших торгов), то цена на аналогичный лес на экспорт на тех же условиях составила 68 USD/м3. Учитывая кризисные явления на лесном рынке, импортеры запросили снижение цен на круглый лес на 15 USD/м3, что по их мнению могло бы послужить оживлению рынка. Но экспортные цены не могут быть ниже внутренних цен. Поэтому максимум на что может пойти руководство лесной отрасли — это снизить цены на 5 — 7 USD/м3, что конечно же не устраивает импортеров.
А что же на внутреннем рынке? Спрос на пиломатериалы также упал, потребители предлагают снизить цены, что в свою очередь возможно лишь при снижении цены на сырье. Простейшие расчеты показывают, что для рентабельного производства сегодня требуется, например, сосновый пиловочник диаметром 26-34 см, сорт 2-3, по средней цене 460 грн/м3 , максимум 480 грн/м3, но уже на складе производителя с учетом его транспортных расходов (в среднем до 50 грн/м3). Эта цена еще обеспечит производство обрезных сосновых пиломатериалов по реальной на сегодня цене реализации 1 200 грн/м3 (150 USD/м3) на условиях франко-склад продавца. Таким образом, для местных производителей требуется снижение цены на сосновый пиловочник минимум на 40-50 грн (5-6 USD) на 1 куб. м.
Возможно ли снижение цены на внутреннем рынке, если лес уже продан по значительно более высоким ценам? Аукционные свидетельства выписаны, биржевые договора оформлены, лесхозам остается лишь их выполнять. В конце-концов, не они эти цены устанавливали, не им их и менять. Создалась революционная ситуация: лесхозы не могут, потребители не хотят работать по сложившимся ценам. Нужно цены снижать, но поскольку они были сформированы на биржевых торгах, то нужны новые аукционы, на которых должны быть выставлены также невостребованные на экспорт объемы леса и уже по сниженным стартовым ценам.
Или отпустить лесхозы в самостоятельное плавание на рынке. Лесхозы бы быстро разобрались, что к чему, у них для этого вполне достаточно высокопрофессиональных специалистов. Но это вряд ли позволит их вышестоящее руководство, привыкшее разделять и властвовать, иначе зачем оно нужно. Впрочем, ближайшие события покажут. Хочешь жить — умей вертеться.
Ну а предпринимателям надо думать до, а не после торгов, на которых сами же себя и загнали в угол. Теперь же им приходится лихорадочно рассылать письма лесхозам с просьбами о снижении цен. В общем, все получили очередной урок, как не надо действовать. Парадокс в данном случае заключается в том, что все знают как надо, но поступают вопреки. Получается, что в первую очередь надо менять самих себя, тогда изменится к лучшему и ситуация. Наступил момент истины, которую не мешало бы наконец усвоить всем участникам рынка.