«РАБОЧАЯ ЛОШАДКА» ДЛЯ ПОЛЕЙ И ЛЕСОВ

Позновательную статью о джипах для лесников с "разными карманами" опубликовал  российский журнал "Земля Сибирь". М.П.

Полноприводный пикап — универсальная машина

Человеку, работа которого связана с регулярными выездами «в поля», — геологу, геодезисту, охотоведу, леснику — нужен надежный, крепкий автомобиль, главное в котором не бесполезные навороты типа «спойлеров» и «сабвуферов», а прагматичность, неубиваемость, проходимость. Нужна «рабочая лошадка», в которую можно загрузить рюкзаки, инструменты, палатку, походную печку, пару канистр с бензином — и смело отправляться в путь, не страшась никакого бездорожья. Ну, почти никакого. Потому что чем круче джип, тем дальше бежать за трактором, а для непроходимой тайги и болот существует все же специальная вездеходная техника — гусеницы там всякие, огромные колеса низкого давления, воздушные подушки.

Мы же говорим об обычных четырехколесных машинах, чья задача — без поломок и приключений довезти вас до этой самой непроходимой тайги. Ясное дело, двигаться вам туда придется не по гладкому асфальту, а по нашему российскому рельефу, часто напоминающему улицы Дрездена после налета авиации союзников. Ну, сами знаете, как у нас на сибирских просторах — чуть от райцентра в поля свернул, и дорог нет, зато кое-где, вдоль березовых колков, по-над речкой, есть старая тракторная колея. Ямы с водой? Ну да, ямы.

А лебедка на что? Так всю жизнь и ездим. Русского человека всегда в такой ситуации выручал старый добрый УАЗ. Советское еще поколение «полевиков» (те, кому не довелось поездить на «Сузуках»), до сих пор говорят о нем с придыханием: да-а, это машина… Хоть и ломается часто, зато проходимость… Не будем с ними спорить. У нашего УАЗа есть как масса достоинств (дешевизна, неприхотливость, ремонтопригодность), так и куча недостатков, они общеизвестны. Впрочем, в последние годы завод над их устранением работает.

Но мировой автопром выпускает немало других «рабочих лошадок», которые ездят по бездорожью не хуже УАЗа, а ломаются реже. В этом обзоре у нас пойдет речь о полноприводных пикапах.

Поголовье таких «лошадок» на просторах нашей Родины вообще и Сибири в частности неуклонно увеличивается. Лично я встретил на дорогах Красноярска за полдня езды 21 полноприводный пикап разного происхождения и ценовой категории. Специально глазами не выискивал, какие навстречу попадались или обгоняли, те и считал. Хотя видно и без подсчетов — много их нынче развелось. Удобная машина. На такой и по городу можно, и на дачу, и в лес. А стоят они все же дешевле джипов от того же производителя. Сибиряки начинают такие автомобили ценить. В Америке их давно полюбили — там ты не фермер, если у тебя нет пикапа, хотя, судя по фильмам, «ковбои» предпочитают двухдверные варианты. Нам, русским, ближе грузопассажирский вариант. То есть пять человек, как в обычном седане, плюс кузов сзади.

Итак, что объединяет все полноприводные пикапы? Несущая рама, задняя рессорная и передняя торсионная подвески, полный привод — на большей части пикапов он подключаемый, четырехдверная кабина (реже — двух-) и немаленький кузовок сзади. Грузоподъемность — в районе полутонны, плюсминус 100-200 кг. И возможность тянуть прицеп.

Как правило, настоящий, рабочий пикап — это машина с современным турбо-дизельным двигателем, с common rail, с большим запасом прочности и возможностью переваривать топливо, которое у нас в России зовется дизельным. Разве что УАЗ и Great Wall стоят особняком, у них есть и бензиновые моторы.

Был период, когда, выбирая подобный автомобиль из-за его дешевизны по сравнению с джипом, люди думали, что они приобретают за небольшие деньги полноценный внедорожник. Потом оказывалось, что это не совсем так. Пикап — все же больше коммерческий автомобиль, и тут для многих наступало разочарование, потому что и по отделке салона, и по комфортабельности езды, и по управляемости пикапы, конечно, хорошим внедорожникам проигрывали. Это более кондовые, более утилитарные машины. А нам, бродягам-полевикам, такие и нужны.

Хотя сейчас в гамме пикапов появляются и такие, которые по комфорту не уступают джипу и отличаются от него разве что наличием кузова. Тот же Nissan Navara, например.

Однако перейдем к конкретным моделям.

Так как мы живем в родной стране, начнем с автомобиля «УАЗ Патриот» – пикап. Долго шел завод к этой модели, долго делал нам разнообразных «козлов» — новых, старых, длинных, коротких… И вот наконец-то — пикап. Рассказывать о конструкции УАЗа — дело неблагодарное. Те, кто этот автомобиль имеет, они уже все знают. Те, кто не имеет — … пусть лучше и не… пусть спросят у тех, кто имеет.

Кабина пикапа от УАЗ — для четырех вполне комфортабельная. Внутри уже появляется эргономика. Качество материалов немного получше. Правда, автомобиль свободно пока у дилеров отсутствует, надо заказывать, так как выпускают его мало. Завод предлагает 3–4 модификации пикапа, разной степени «нафаршированности», вплоть до подогрева сидений. Машина оснащена более современной изоляцией салона от шума и дополнительной виброизоляцией. КПП — корейского производства, импортные разъемы электрооборудования и приборная панель. Традиционный двигатель ЗМЗ-409 снабжают датчиками Bosсh. Основные части, обеспечивающие надежность его работы — гидротолкатели, кольца, поршни, сальники — также зарубежного производства. Сцепление, вызывавшее раньше много нареканий, стало мягче после установки механизма от Luk. Гораздо удобнее стало рулевое управление благодаря гидроусилителю Delphi. Модернизирована тормозная система, сейчас она с немецкими главным цилиндром и вакуумным усилителем производства Continental Teves. (Ну, теперь понятно, почему слово Patriot на кузове этой машины написано латиницей). Знатоки считают, что главная проблема УАЗа — в нестабильности качества комплектующих. Болезнь всего российского автопрома. Не доведенная до ума управляемость автомобиля, потому что это дорого. Как говорит геодезист Скоробагатов, «на этой машине не едешь, здесь за рулем надо работать!»

Несмотря на то что при сборке используют все эти японские системы организации труда, не всегда гайка до конца оказывается завернута. Двигатель, конечно, устаревший, но, с другой стороны, неплохой, с хорошим моментом, а зато как ремонтопригоден! Его можно перебрать, не снимая с автомобиля. В общем, машина на любителя, который не боится испачкать руки и дружит с гаечным ключом. Главное, она есть на рынке, находится в своей нише, и конкурентов в этой нише у нее нет. Это самый дешевый образец в нашем обзоре.

Следующий по цене и несколько лучший по качеству изготовления — «китаец» Great Wall Wingle. Внедорожники Great Wall нам знакомы, пикапы Great Wall — тоже. Теперь вот и Wingle. Внешний вид достаточно симпатичен. Китайцы, недолго думая, позаимствовали в свое время дизайн фольксвагеновского пикапа Magellan. Или, выражаясь деликатней, сделали свой Wingle «по мотивам» этого Магеллана. Получилось пристойно. Тем более, что сейчас наши добрые соседи наконец-то перестали делать внутреннюю отделку из тех материалов, из которых раньше штамповали свои одноразовые игрушки. Растут. Салон теперь уже не привычного для «китайцев» светло-бежевого оттенка, а черный. Появились и бензиновые моторы, и дизельные. Сейчас готовится к выходу на наш рынок автомобиль с двухлитровым дизельным 143-сильным двигателем. Этого вполне достаточно, чтобы пикап Wingle стал достойным представителем в своем классе и в своей ценовой группе. Стоимость его начинается от полумиллиона рублей.

Еще один пикап, уже более дорогой, и уже как-то не совсем «рабочий», а скорей спортивный — Ssang Yong Actyon Sports. Это тоже рамная конструкция, тоже сзади рессоры, подключаемый мост, но внутри, понятно, внешний стиль Ssang Yong, а это вещь в себе, внутри это уже легковой автомобиль, мало чем отличающийся от других «ссангйонговских» внедорожников, к которым мы давно привыкли. Это хорошо сделанная машина. И относительно недорогая, потому что собирается в Набережных Челнах. Она прекрасно адаптирована к нашим условиям. По лицензии от «Mercedes» делаются коробка и малоубиваемые двигатели этих автомобилей. По нашим дорогам давно ездят Rexton’ы, Kyron’ы, Actyon’ы, Korando, причем уже в «зрелом» возрасте, и нареканий на них не очень много. Нельзя сказать, что они совсем не ломаются… Но что не ломается? Разве вы «Тойоту» или «мерс» никогда на подъемнике не видели?

Вышеупомянутые три машины, если иметь в виду их цены, — это то, с чего начинается рынок пикапов. Дальше идут «лошадки» более дорогие и более породистые. Хотя назвать, например, пикап от Nissan’а — NP200 чем-то очень уж «аристократичным» язык не поворачивается: на рынок вывели технику грубовато-рабочую. Если сесть внутрь, то можно увидеть, что дизайнерские решения по пластикам, по ручкам — двадцатилетней давности. Садишься в этот Nissan и понимаешь: ага, вот это все я видел так давно… Вот рычажочки, кнопочки, хорошо читаемые приборы безо всяких изысков… Все кондово, все добротно. Практичный автомобиль.

Рядом с Nissan’ом, но уже ступенькой выше, стоят братья, но не близнецы — Ford Ranger и Mazda BT50. Эти две машины, конечно, подороже первых трех, но они очень качественные. Имеются в виду те модели, которые сейчас представлены на нашем рынке, потому что грядет новая Mazda-пикап, говорят, запредельного дизайна. Уже вырвавшись из-под крыши Ford’а, Mazda пошла своим путем и сделала действительно очень интересный автомобиль. И пусть вас не пугает, что их собирают в Таиланде. И Ranger, и Mazda BT50 — автомобили с потрясающей проходимостью. Разумеется, система трансмиссии у них с подключаемыми портами. Вкупе с дизельным двигателем это позволяет автомобилю, когда водитель включает все «понижайки» и прочее, легко взобраться на очень серьезный уклон, чуть ли не под 45 градусов. Дилеры очень любят демонстрировать будущим покупателям такой трюк. Эффектно.

К Mazd’е и к Ford’у есть огромное количество аксессуаров. Здесь вам и хромовые кенгурины, и диски, и многое другое. Твори, выдумывай, пробуй. Если не хочешь творить, тебе даже подкатят модификацию Ford Ranger, такую как «Дикая кошка», там будет много хрома, много всего.

Еще один очень популярный на нашем рынке пикап — это Mitsubishi L200. Там производители даже пошли на то, чтобы в ущерб коммерческому интерьеру сделать салон удобней — наклонили заднюю часть кабины, и спинки сидений заднего ряда стали не вертикальные, как принято на пикапах, а с наклоном. То есть там можно комфортабельно разместиться и далеко ехать.

В России продажи L200 начались в марте 2007 года только с двойной кабиной. Новое поколение отличает футуристический обтекаемый дизайн с интегрированным передним бампером. В основе конструкции — прочная лонжеронная рама замкнутого типа, передняя подвеска независимая пружинная, задняя — зависимая рессорная. Для России и Европы предлагается только турбодизель нового поколения объемом 2,5 л R4 с непосредственным впрыском common rail, развивающий 136 л.с. и 314 Н•м и агрегатируемый либо с 5-ступенчатой механической КП, либо с 4-ступенчатой автоматической КП. Версии Double Cab в качестве опции оснащают более совершенной трансмиссией 4WD Super Select с постоянным отключаемым полным приводом и 3-диапазонной раздаточной КП. В список оснащения входят ABS, система курсовой устойчивости M-ATS, фронтальные ПБ, кондиционер или климатконтроль, электропривод стекол и зеркал, а также блокировка заднего дифференциала либо самоблокирующийся задний дифференциал.

И, наконец, пикап-легенда, который стал героем многих голливудских блокбастеров, например, «Назад в будущее», и массово используется всякими военизированными подразделениями по всему миру. Знаменитая Toyota HiLux. Ее называют любимым автомобилем партизан и повстанцев. «Тачанки» на базе этого пикапа часто можно увидеть в репортажах из Ливии, Сирии и прочих «горячих точек». В кузове машины стационарно устанавливают пулемет, а то и зенитную установку, вокруг рассаживается группа воинственных бородатых людей в чалмах, с автоматами Калашникова… И вперед, на Триполи!

Машина эта выпускается давно, она прошла массу преобразований, модернизаций. А на нашем рынке, официально, — с 2005 года. Модель производится в Таиланде, ЮАР, Аргентине и Индонезии. Комплектующие для Hilux тоже интернациональные: в Таиланде собирают турбодизели, в Индонезии — бензиновые моторы, в Индии — коробки передач. Главные отличия нового Hilux — более прочная лонжеронная рама с увеличенной на 45% жесткостью на кручение, полностью новая двухрычажная пружинная передняя подвеска и модернизированная рессорная задняя. Типы кабин — одинарная Single Cab, удлиненная Extra Cab и двойная кабина Double Cab. Пикапы с одинарной и двойной кабиной экспортируют из Таиланда, а с полуторной кабиной — из ЮАР. C 2007 модельного года Hilux для Европы предлагается с модифицированным турбодизелем 2,5 л R4 16V с непосредственным впрыском common rail (120 л.с., 325 Н•м) или опционально — с новым турбодизелем 3,0 л R4 16V также с CR, мощностью 171 л.с. и МКМ в 343 Н•м. В базовое оснащение входит 5-ступенчатая МКП, ABS, кондиционер, аудиосистема с CD, электропривод стекол и зеркал, ГУР, центральный замок, за доплату — 4х-ступенчатая АКП, климат-контроль, отделка салона кожей, круиз-контроль и другое оборудование. Ну а в целом… «Тойота» — она и в Африке «Тойота». Сделана прочно, надежно, при этом в ней много хрома и какой-то брутальной элегантности. Все по-японски, все замечательно. Один недостаток — японцы почему-то посчитали, что мы, русские, такие крутые ребята, а пикап их еще круче, поэтому и заплатить за него мы должны много. В красноярских салонах цена «Хайлюкса» начинается от миллиона. Это в стандартной комлектации, без наворотов. Дороговато. Ведь в сущности — машина как машина. Грубая, крепкая, рабочая. Но за бренд приходится платить.

Дальше идет уже верхушка — «легковые грузовики» класса люкс. Это, понятно, Nissan Navara. Там у вас будет и салон кожаный, и музыка стереофоническая, и управляемость легковая. Пикапы Nissan Navara нового поколения собирают на заводе Nissan в Барселоне с весны 2005 года. Аналогичная по конструкции версия Frontier для североамериканского рынка дебютировала осенью 2004 года. Для европейского рынка Navara предлагается в версиях с удлиненной (King Cab) и двойной (Double Cab) кабиной, с задним или подключаемым полным приводом, включая блокировку заднего дифференциала, а в России предлагается только модификация Double Cab с двойной кабиной (опционально — с жестким остекленным верхом для грузового отсека). На Navara устанавливают турбодизель с common rail объемом 2,5 л R4 16V (174 л.с., 403 Н•м) с 6-ступенчатой механической КП (есть и 144-сильная версия), а на Frontier — бензиновые моторы 2,5 л R4 16V (154 л.с., 234 Н•м) или 4,0 л V6 24V (265 л.с., 385 Н•м, задний или полный привод). В оснащение Navara входят ABS, фронтальные ПБ, аудиосистема, раздельный климат-контроль, электроприводы стекол и зеркал. Как видите, «лошадка» не совсем уже крестьянская, а вполне себе гламурная.

Все многообразие полноприводных пикапов рассмотреть в одной статье невозможно. Мы рассказали только о тех, которые ввозятся в нашу страну официально и продаются у дилеров. Со всеми отсюда вытекающими — гарантия, техобслуживание и т.д. Да и то не обо всех. Сегодня практически каждый крупный мировой автопроизводитель имеет в своей линейке пикап. Это и «Линкольн», и «Додж», и «Шевроле», и «Кадиллак»… Еще масса таких машин, не представленная у российских дилеров, ввозится в страну в частном порядке. Ну, типа «Тойоты-Тундра».

В российской действительности, особенно в городах-миллионниках, где процветает почти американская любовь к большим и крепким автомобилям (на малолитражках, как известно, «ездят одни лохи, а реальные пацаны — на джипах») пикапы смотрятся очень органично. Во-первых, у нас плохие дороги, и порой даже в городе можно так засесть…

Во-вторых, машины эти действительно универсальны. Двойного назначения. На Navara или на L200 уже не стыдно и в театр съездить вечером. Выйти оттуда в лакированных туфлях и смокинге. Главное — не забыть помыть машину после таежных покатушек, а то театралы не поймут.

И в то же время — это честные машины для жизни. Работяги для лесов и полей. Идеальный автомобиль для нашей глубинки. В него можно загрузить весь урожай с дачи, можно дом построить, перевозя цемент и кирпич, можно на рыбалку. А в пятницу, помыв свою «рабочую лошадку», усадив в нее жену и детей, отправиться в зоопарк или на пикник.

А главное, что начинается все это удовольствие от 500 тысяч. Как какой-нибудь Solaris или Volkswagen Polo. Но на них кирпич не повозишь.

Еще одна внедорожная легенда — Land Rover DEFENDER. Мечта автобродяг всего мира. Автомобиль настолько легендарен, что в представлении не нуждается. Без принципиальных изменений выпускается с 1947 года. Разумеется, есть в линейке «Роверов» и пикап 4х4. С 2007 года пикапы модернизированной 110-й серии начали официально поступать на российский рынок. В семействе 110 с колесной базой 2794 мм предложены пикапы с одинарной кабиной Single Cab Pick Up, повышенной грузоподъемности с увеличенной колеей и с двойной 5-местной кабиной Double Cab Pick Up. В 2007 году пикапы Defender получили тот же объем модернизаций, что и версии SW, включая измененный профиль капота, новую панель приборов, улучшенную вентиляцию и отопление, а главное — совершенно новый 122-сильный 2,4-литровый турбодизель R4 с новой 6-ступенчатой МКП. Трансмиссия с постоянным полным приводом, 2-ступенчатой «раздаткой» и принудительной блокировкой межосевого дифференциала и системой 4ETC сохранена прежней. Оснащение включает гидроусилитель руля, электропакет, тонированные стекла, аудиосистему, кондиционер и др. (в зависимости от исполнения). Плохая новость: в этом году в компании Land Rover начали обсуждать возможность прекращения выпуска «Дефендеров». Когда это произойдет, и произойдет ли вообще, неизвестно. Но слухи такие идут. Будет очень жаль.

 

© А. Дунайский

Матеріали цього сайту доступні лише членам ГО “Відкритий ліс” або відвідувачам, які зробили благодійний внесок.

Благодійний внесок в розмірі 100 грн. відкриває доступ до всіх матеріалів сайту строком на 1 місяць. Розмір благодійної допомоги не лімітований.

Реквізити для надання благодійної допомоги:
ЄДРПОУ 42561431
р/р UA103052990000026005040109839 в АТ КБ «Приватбанк»,
МФО 321842

Призначення платежу:
Благодійна допомога.
+ ОБОВ`ЯЗКОВО ВКАЗУЙТЕ ВАШУ ЕЛЕКТРОННУ АДРЕСУ 

Після отримання коштів, на вказану вами електронну адресу прийде лист з інструкціями, як користуватись сайтом. Перевіряйте папку “Спам”, іноді туди можуть потрапляти наші листи.